В работе ученица собрала и систематизировала решения всех задач с параметром, встречающихся в учебниках 7-9 класса и дополнила их материалом из ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 887.5 КБ |
Дидактические материалы для обучения решения задач с параметрами.
Тема1: «Решение линейных уравнений с параметром»
ПРИМЕР 1: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
Рассмотрим случаи:
Если т.е.
и
, то обе части уравнения разделим на
. Получим
, сократим дробь и получим единственное решение уравнения:
.
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим
или
- неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет.
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим
или
- верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число.
Ответ: при и
- единственное решение уравнения:
при - нет решений
при - любое действительное число.
ПРИМЕР 2: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
,
.
Рассмотрим случаи:
Если т.е.
и
, тогда получим единственное решение уравнения:
.
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим
Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой части. Рассмотрим случаи: а) 2в – 1 = 0, т.е.
то подставив это значение параметра в уравнение, получим
- верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число.
в) , т.е.
то подставив это значение параметра в
уравнение, получим или
- неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
3. Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим
Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой
части.
Рассмотрим случаи: а) 4 – а = 0, т.е. то подставив это значение параметра в
уравнение, получим - верное числовое равенство, следовательно,
решением данного уравнения является любое действительное число.
в) , т.е.
то подставив это значение параметра в
уравнение, получим или
- неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
4. Если и
, то подставив эти значения параметров в уравнение, получим
- неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений
не имеет.
Ответ: при и
- единственное решение уравнения:
при ,
или
,
- любое действительное число
при ,
или
,
- нет решений.
ЗАДАЧИ.
1. Решить уравнение:
2. Решить уравнение:
3. Решить уравнение:
4. Решить уравнение:
5. Решить уравнение:
6. Решить уравнение:
7. Решить уравнение:
8. Решить уравнение:
9. Решить уравнение:
10. Решить уравнение:
11. При каких значениях параметра в уравнение :
а) имеет бесконечно много корней; в) имеет корень, равный единице;
б) не имеет корней; г) имеет ненулевые корни?
12. При каких значениях а уравнение имеет:
а) только положительные корни; б) только отрицательные корни?
13. Решить уравнение: :
а) относительно х и найдите значение параметра, при котором корень равен нулю;
б) относительно у и найдите значение параметра, при котором корень равен единице?
14. При каких значениях параметра в число 1 является корнем уравнения ?
15. При каких значениях параметра а уравнение имеет корни не равные
3?
16.Решите уравнение:
1)(а + 1)х = 1 4) (а + 1)х =а - 1
2) ах = а+ а 5) (а
+ а)х = а
- 4а
3) х + 2 = ах 6) ах = а + 1 + х
17.При каком значении параметра а уравнение а(х - 1) = х - 2 имеет решение, удовлетворяющее условию х 1?
При решении дробных уравнений с числовым коэффициентами могут появиться посторонние корни. Такая же ситуация может возникнуть и при решении дробных уравнений с параметром.
Задание 1. При каких a уравнение имеет единственное решение?
Решение: Данное уравнение равносильно системе
Наличие квадратного уравнения и условие единственности приводит к поиску корней дискриминанта. Вместе с тем условие должно привлечь внимание. Квадратное уравнение системы может иметь два корня, но обязательно только один из них должен равняться -3. Имеем
, отсюда
, если
- корень уравнения
при
,
Причем при таком значение а, второй корень квадратного уравнения отличен от -3. Ответ: a=±2 или а =-10/3.
Задание 2.Решить уравнение
Решение: при m = 0 уравнение не имеет смысла, значение x должно удовлетворять условию x ≠ -1, x ≠ -2. Умножив все члены уравнения на m(x+1)(x+2)≠0, получим уравнение, равносильное данному. Его корни
. Выделим из этих корней посторонние, т. е. те корни которые равны -1 и -2:
= m + 1=-1, m = - 2, но при m = -2,
= -5;
= m+ 1, m = - 3, но при m = -3
= - 6;
= m – 3 = -1, m = 2, но при m = 2
= 3;
= m- 3 = -2, m = 1, но при m = 1
= 2.
Ответ: при m ≠ 0, m ≠ ±2, m ≠ 1 = m + 1,
= m - 3; при m = -2
= -5; при m = -3,
= -6; при m = 2
= 3; при m = 1
= 2; при m = 0 решений нет.
Задание 3. Решите уравнение.
Решение: при b ≠ -1, x ≠ 2 получаем (1) и корни
,
, существующие при
, т. е. при
Теперь проверим, нет ли таких b при которых либо
, либо
равен 2. Это легче определить по уравнению (1), подставив x = 2, при этом получим b = -8.
Второй корень в таком случае равен (по теореме Виета) и при b = -8 равен 14.
Ответ: при b = -8 единственный корень x = 14; при b (-∞;-8)
(-8;-4)
(1;+∞)- два корня
,
; при b=
единственное решение x=
; при b
корней нет.
Задание4.
ОДЗ: х х – а = 0, х = а
Ответ: при х = а; при а = -2 корней нет.
Задачи.
Решите уравнение (1 - 5)
Тема2: «Количество корней уравнений с параметром»
Квадратичная функция задаётся формулой y=ax²+bx+c, гдепараметры, x и y- переменные. Графиком квадратичной функции является парабола.
Коэффициент a определяет направление ветвей параболы. Если а >0 , то они направлены вверх, если а<0, то направлены вниз. Дискриминант квадратного трёхчлена D=b²-4ac определяет наличие и количество общих точек с осью Ох. Если D<0, то парабола не пересекает ось абсцисс. Если D=0, то парабола и ось имеют одну общую точку. Если D>0, то общих точек две.
Графический способ решения задач с параметрами является универсальным, а значит (обратная сторона любой универсальности), есть конкретные случаи, когда задачу можно решить несколько проще.
Пусть для функции y=ax²+bx+c, гдепараметры, x и y — переменные. Числа
и
– нули функции, D = b
– 4ac, D > 0,
,
= -
- абсцисса вершины параболы. В этих задачах, как правило, требуется определить те значения параметра, при которых выполняется некоторое условие для расположения корней.
Перечислим основные условия:
1) оба корня меньше некоторого числа А <А;
2) число А лежит между корнями <А<
;
3) оба корня больше некоторого числа А А< ;
4) оба корня лежат между числами А и В А< <В;
5) только больший корень принадлежит промежутку (А;В) < А, А<
<В;
6) только меньший корень принадлежит промежутку (А;В) А< <В, В<
;
7) оба корня лежат по обе стороны от промежутка (А;В) < А,
>В.
В таблице приведены условия, необходимые и достаточные для выполнения перечисленных условий. Понятно, что запомнить их все-задача весьма непростая, но это и не требуется. Покажем, что означает то или иное неравенство в условиях, начав с первого случая: Самое простое требование – не отрицательность дискриминанта квадратного трёхчлена- корни должны существовать. А вот второе неравенство системы совсем неочевидно.
Если мы знаем знак выражения, то всегда можем определить где лежит число А (между корнями или нет). Если a>0, то график квадратного трёхчлена «растёт» вверх. Тогда
, меньше нуля. Когда число А не находится между корнями, то
больше нуля.
Если а<0,то график квадратного трёхчлена «растёт вниз». При этом значение наоборот, меньше нуля, когда число А находится между корнями. Однако выражение
снова отрицательно. Аналогично, это выражение положительно при А
(
;
).
Итак, если <0, то А
(
;
), если
>0, то А
(
;
).вернёмся к условиям
не отрицательность дискриминанта даёт существование корней, положительность выражения
соответствует тому, что А
(
;
), а последнее неравенство устанавливает расположение обоих корней слева от А, ведь абсцисса вершины параболы – середина отрезка
-находится слева. Выбор абсциссы вершины объясняется тем, что работать с формулой
= -
в общем случае проще, чем с формулами корней квадратного трёхчлена. Условия в третьем случае аналогичны предыдущим.
Для существования второго расположения корней относительно данного числа А достаточно, чтобы выполнялось неравенство <0. Это же неравенство даёт нам условие существования корней, если их нет, то выражение
всегда положительно.
Условия для случаев 4-7 следуют из уже рассмотренных нами случаев.
Практикум по решению задач с использованием таблицы.
Пример 1. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения
(а-2)х-3(а+3)х+а+1=0 имеют разные знаки?
Решение.
Пусть (а-2)х
-3(а+3)х+а+1,
-корни
причём,
.
Условие того, что уравнение =0 имеет корни разных знаков, равнозначно условию расположения числа 0 между нулями квадратичной функции у =
.
Необходимым и достаточным условием этого является следующее неравенство
(см. второй случай в таблице) (а-2)(а+1)<0, где а второй коэффициент при хквадратного трёхчлена; f(0) = а+1 — значение квадратного трёхчлена при х=0.
Решив неравенство (а-2)(а+1)<0, получим -1<а<2.
Ответ.(-1;2)
Пример 2. Найти все значения параметра b, при которых корни уравнения
(b+1)x²+2x-3b-1=0 меньше 1.
Ответ:
Пример 3. Найти все значения а, при которых корни уравнения
(а+1)x²-(а²+2а)x-а—1=0 принадлежат отрезку
Ответ:
Указания: рассмотреть случаи, когда старший коэффициент при x² равен нулю и когда он не равен нулю, во втором случае найти абсциссу вершины параболы, значение квадратного трёхчлена в точке х=1, дискриминант. С помощью таблицы составить систему неравенств, преобразовать её в простейшую и выбрать ответ из двух случаев.
Задачи
1.Найдите все значения параметра а такие, что уравнение имеет один корень.
2.Найдите все числа а такие, что уравнение имеет решение.
3.Найдите все числа а такие, что уравнение имеет решения:
4.Для каждого значения параметра а найдите число корней уравнения
5. Для каждого значения параметра а найдите число корней уравнения
Тема3: «Решение линейных неравенств с параметром»
Задачи
1.Решите неравенство:
ax > 1
2.При каких значениях параметра а неравенство верно при всех х, удовлетворяющих условию
3.Для всех допустимых значений параметра а решите неравенство
Тема4: «Количество корней квадратных уравнений с параметром»
Задачи
и
имеют одну общую точку
б) При каком значении параметра а, оба корня квадратного трехчлена положительны?
Тема5: «Решение квадратных уравнений с параметром»
Рассмотрение решение параметрических квадратных уравнений, с их геометрической иллюстрацией.
Задание. Найти все значения параметра p, при которых уравнение а) имеет одно решение; б) имеет два решения; в) имеет решение; г) не имеет решение. Проанализировать знаки корней уравнения.
Решение: Для нахождения корней уравнения проанализируем возможные случаи, в зависимости от параметра p.
Найдем ; D=
.
1. Уравнение имеет два совпадающих корня, т. е. одно решение. Это возможно, если D = 0, ;
Проверим знаки корней:
y y
;
(рис 1)
x x
Рис.1 Рис.2
2. Уравнение имеет корни разного знака, если (Рис.2)
а). Оба корня уравнения положительные. Это возможно тогда и только тогда, когда выполняется условие:(рис.3)
y y
x Рис.3 x Рис.4
б). Оба корня уравнения отрицательны, если выполняется условие: (рис.4)
y
Рис.5 x
3.Уравнение вообще не имеет корней. Это возможно, если D <0, т. е. (рис.5)
Ответ: а) имеет единственное решение, если ; б) имеет два решения,
если ; в) не имеет решение, если
.
Задачи
Решите уравнение, используя общую формулу
Решите уравнение, используя теорему Виета
Решите уравнение
Тема6: «Решение квадратных неравенств с параметром»
Неравенства вида ах2 + bх + с>0, ах2 + bх + с < 0,
ax2+bx + c≥0, ax2 + bx + c≤0 (a≠0),
где а, b, с — действительные числа или выражения, зависящие от
параметров, называются квадратными.
Решение квадратных неравенств основано на применении свойств квадратного
трехчлена ах2+bх+с, которые допускают наглядную геометрическую
интерпретацию.
Рассмотрим, например, неравенство ах2 + bх + с>0, (a≠0).
Возможны следующие случаи.
рис.1 рис.2 рис.3
2.Если а > 0 и D = 0 (рис.2), то хЄ(-∞;-b/2а)U(-b/2а;+∞).
З.Если а>0 и D>0 (рис.3), то хЄ(-∞;х1)U(x2;+∞) где х1,х2 — соответственно меньший и больший корни квадратного трехчлена.
4.Если а<0 и D < 0 (рис.4), то хЄØ.
5.Если а < 0 и D = 0 (рис.5), то хЄØ.
6.Если а<0 и D>0 (рис.6), то хЄ(х1;х2), где х1,х2 — соответственно меньший и больший корни квадратного трехчлена.
рис.4 рис.5 рис.6
II. Этап усвоения новых знаний, тренировочные упражнения.
Пример 1. Для каждого действительного значения a решить неравенство
a х2 +х+1>0.
Решение.
1) При a=0 неравенство является линейным и имеет решение х>-1.
2) При a≠0 неравенство является квадратным, D=b2-4ac=1-4a.
a) Если D=0, то есть а=1/4, то неравенство принимает вид х2+4х+4 >0, решая которое получим х<-2, x>-2.
б) Если D<0, то есть а>1/4, то неравенство справедливо при х Є R.
в) Если D>0 и 01,2= .
Разложим левую часть исходного неравенства на линейные
множители а(х- )(х- ) >0. Решив методом интервалов,
получим х< и х> .
г) Если D>0 и а<0, то с учётом предыдущего рисунка получим
решение
Ответ: 1) при а=0 х> -1; 2) при а=1/4 х<-2, х>-2;
3) при 01,2=
Пример 2. Решить для любых вещественных значений а неравенство
х2-4ах+9≤0.
Решение.
Данное неравенство является квадратным, D=16a2-36.
1) Если D=0, то получим 16a2-36=0, a2=9/4, a=±1,5.
а) при а=1,5 неравенство примет вид х2-6х+9≤0, решением
которого является х=3;
б) при а=-1,5 неравенство примет вид х2+6х+9≤0, решением
которого является х=-3.
2) Если D<0 при -1,5
неравенство не имеет (см. рис.7).
3) Если D>0 при а<-1,5 и a>1,5 , то хЄ[2a-; 2а+
]
(см. рис. 8).
рис.7 рис.8
Пример3. При каких значениях параметра а неравенство х2 – ах+а >0 выполняется при всех х, таких, что -1<х<0?
Решение.
Данное неравенство является квадратным при любых действительных
значениях параметра а. Рассмотрим поведение соответствующего квадратного трехчлена в зависимости от знака его дискриминанта.
«Ветви» параболы направлены вверх, поэтому неравенство выполняется при указанных значениях х в трех случаях:
рис. 9 рис. 10 рис. 11
Рассмотрим эти случаи.
Сначала найдем дискриминант и корни соответствующего уравнения:
А=1, В=-а, С=а, D=a2-4a, х1= x2=
x1≤x2.
1 случай (см. рис. 9). Этот случай определяется условием D<0, тогда получаем: а2-4а<0, из чего следует решение 0<a<4.
2 случай (см. рис.10).Данная ситуация задается системой неравенств:
Находим её решение: Решив второе неравенство системы, получим
=>
=>
=>
=> Ø.
3 случай (см. рис.11).Этот случай определяется следующей системой неравенств: Находим решение данной системы:
=>
=> a=0, a≥4. (Действительно, решая второе неравенство системы, получаем: а-
=>
=>
=>
=> a≥0).
Учитывая решение первого неравенства (а≤0, а≥4), находим ответ: а=0, а≥4.
Объединяя все найденные решения, получаем окончательный ответ.
Ответ: а≥0.
Пример 4. Определить все значения параметра m, при которых неравенство
(m-1)х2 +(m+1)х+m+1>0 справедливо для любых действительных значений х.
Решение.
Пусть m=1. Исходное неравенство примет вид 2х+2>0 и не может выполняться при всех х Є R.
Пусть m≠1, тогда квадратный трехчлен f(х)=(m-1)х2+(m+1)х+m+1 принимает положительные значения при х Є R (график лежит выше оси абсцисс) тогда и только тогда, когда выполняются условия:
<=>
<=>
<=>
.
Ответ: mЄ(5/3;+∞).
Пример 5. При каких а неравенство (х-а)(х-2)≤0 имеет единственное решение?
Решение.
1). Если а=2, то требование задачи удовлетворяется, т.к. при а=2 получаем
неравенство (х-2)2≤0, имеющее единственное решение х=2.
2). Если а≠2, то решением исходного неравенства будет отрезок.
Ответ: а=2.
Пример 6. При каких а решением неравенства (х-а)2(х-2)(х+3)≤0 будет отрезок?
Решение.
1). Так как (х-а)2≥0, то исходное неравенство равносильно системе
(*)
2). Решением системы неравенства будет отрезок -3≤х≤2. Следовательно,
при аЄ[-3;2] решением системы (*) также будет отрезок.
Ответ: -3≤a≤2.
Пример 7. Найти все значения а, при которых неравенство (х-3а)(х-а-3)<0
Выполняется при всех х, таких, что 1≤х≤3.
Решение.
Решением неравенства является один из промежутков: (3а; а+3) или (а+3; 3а).
Причем по условию задачи каждый из этих промежутков должен содержать отрезок [1;3], и возможны два варианта:
а) б)
Итак, искомые значения параметра – это решение двух систем:
а) б)
Решая эти системы, получим 0<а<1/3.
Ответ: 0<а<1/3.
Пример 8. Найти все значения параметра m, при которых всякое решение неравенства 1≤х≤2 является решением неравенства х2-mх+1≤0.
Решение.
Исходная задача может быть переформулирована следующим образом:
при каких значениях m множество решений неравенства х2-mх+1≤0 содержит отрезок [1;2]? График квадратного трехчлена должен располагаться так, как показано на рис.12:
рис.12
Положение параболы определяется условиями:
<=>
<=> m≥2,5.
Ответ: mЄ[2,5;+∞).
Пример 9. Найти все значения параметра а, при которых любое значение х, удовлетворяющее неравенству ах2+(1-а2)х-а>0, удовлетворяет также неравенству │х│≤2.
Решение.
Исходную задачу можно переформулировать следующим образом: при каких значениях а все решения исходного неравенства принадлежат отрезку -2≤х≤2?
Если а=0,то исходное неравенство принимает вид х>0.Видно, что значение а=0 не удовлетворяет условию задачи.
Пусть а≠0. Вычислим дискриминант квадратного трехчлена, находящегося в левой части неравенства: D=(1-а2)2+4а2=(а2+1)2. Очевидно, что D>0 при любых значениях а. Поэтому при любых значениях а≠0 рассматриваемый квадратный трехчлен имеет два действительных различных корня х1=а, х2=-1/а, причем х1<х2. Тогда решением исходного квадратного неравенства является либо промежуток (х1; х2), что соответствует случаю а<0 ( рис. 13), либо множество, состоящее из двух неограниченных промежутков (-∞;х2) и (х1;+∞), что
соответствует случаю а>0 (рис.14).
рис. 13 рис. 14
Видно, что все а>0 не удовлетворяют условию задачи. Рассмотрим случай
а<0. Тогда искомые значения а определяются системой -2≤а<-1/2≤2, откуда учитывая, что а<0, получим -2≤а≤-1/2.
Ответ: аЄ[-2;-1/2].
Пример 10. При каких а неравенство ах2+(2а+3)х+а-1≥0 не имеет решений?
Решение.
а) а<0, ветви параболы направлены вниз. В этом случае исходное неравенство не будет иметь решение, если D<0 (см. рис.15).
D=(2а+3)2-4а(а-1)=16а+9; 16а+9<0, если а<-9/16.
б) а>0, ветви параболы направлены вверх, в этом случае исходное
неравенство обязательно будет иметь решение, то есть условие задания
не выполняется ( см. рис. 16).
рис. 15 рис. 16
Ответ: а< -9/16.
Подготовительные задачи
Охарактеризуйте каждый рисунок. a>0, a<0
Вы дали ответ: 1)решений нет; 2) х-любое число?
Задачи
Тема7: «Задачи на расположение корней квадратного трёхчлена»
Задание 1. При каких значениях параметра а, число 2 находится между корнями квадратного уравнения
Решение: Пусть x и x
корни квадратного уравнения, причем
.
Воспользуемся теоремой о расположении корней квадратного трехчлена и придем к следующей системе: или 17+6a<0, откуда a<-
. Ответ: a<-
.
Задание 2. Найти все значения параметра a, при каждом из которых корни квадратного уравнения различны и лежат на отрезке
.
Решение:
Изобразим схематично условие задачи:
0
2 х 0 2 х
D=
Если
Ответ:
Задачи
1. При каких значениях параметра а корни уравнения положительны?
2. При каких значениях параметра а оба корня уравнения больше -2?
3. При каких значениях параметра а оба корня уравнения больше -1?
4. При каких значениях параметра а корни уравнения таковы, что число 2 находится между ними?
5. Найдите все значения параметра а при которых корни квадратного трехчлена имеют разные знаки и расположены по разные стороны от числа 1.
Тема8: «Системы уравнений и неравенств с параметром»
Пусть дана система линейных уравнений (1).
В этой системе хотя бы один из коэффициентов и
при х отличен от нуля, пусть для определенности
≠0. Тогда из второго уравнения системы получим, что х =
. Подставив полученное выражение вместо х в первое уравнение системы и умножив уравнение на
≠0, получим
(2).
Возможны три случая:
1) Если ≠0 (3), то уравнение (2) имеет единственный корень, поэтому и система (1) имеет единственный корень.
Если не только ≠0, но и
≠0, то условие (3) можно записать в виде
≠
(коэффициенты при
и
не пропорциональны).
2) Если =0 и
=0 (4), то уравнение (2) имеет бесконечное множество корней, поэтому система (1) имеет бесконечное множество решений.
Если не только ≠0, но и
≠0, и
≠0, то условия (4) можно записать в виде
=
=
(коэффициенты первого уровня пропорциональны коэффициентам второго уровня).
3) Если =0 и
≠0 (5), то уравнение (2) не имеет корней, поэтому система (1) не имеет решений.
Если не только ≠0, но и
≠0, и
≠0, то условия (5) можно записать в виде
=
≠
(коэффициенты при
пропорциональны коэффициентам при
, но не пропорциональны свободным членам).
Если в уравнении (1) не ≠0,
≠0, то, проведя аналогичные рассуждения, мы получим тот же результат – уравнение (2).
Это означает, что сделанные выводы не зависят от того, какой из коэффициентов или
(или оба) отличны от нуля.
Пример 1: Определить число решений системы
а) , б)
, в)
.
Решение: а) коэффициенты при и
второго уровня системы не равны нулю и
≠
, поэтому система имеет единственное решение.
б) Все коэффициенты второго уравнения системы не равны нулю и =
=
, поэтому система имеет бесконечное множество решений.
в) Все коэффициенты второго уравнения системы не равны нулю и =
≠
, поэтому система не имеет решений.
Ответ: а) система имеет единственное решение;
б) система имеет бесконечное множество решений;
в) система не имеет решений.
Пример 2: Определите все значение параметра при которых система уравнений
(1) имеет единственное решение.
Решение: Если ≠0, то система имеет единственное решение при выполнении условия
≠
, а для любых
система имеет единственное решение, если выполняется условие
(2).
Так как уравнение имеет два корня
=1 и
= -
, то при всех
≠1,
≠-
выполняется условие (2) т.е. система (1) имеет единственное решение.
Ответ: при ≠1,
≠-
.
Пример 3: Определите все значения параметра , при которых система уравнений
имеет бесконечно много решений.
Решение: =
, то есть все коэффициенты второго уровня системы отличны от нуля.
Тогда система имеет бесконечно много решений при условии =
=
.
Так как уравнение =
имеет единственный корень
=1 и при
=1 справедливо равенство
=
, то система имеет бесконечно много решений только при
=1.
Ответ: при =1.
Пример 4: При каком значении параметра система уравнений
не имеет решений?
Решение: Система не имеет решен6ий при выполнении условий =
≠
(если
≠0) или условий
и
(для любых значений
). Уравнение
имеет корни
=0 и
= 4, при каждом из этих двух значений
выполняется условие
, поэтому система не имеет решений при
= 0 и
= 4.
Ответ: при = 0 и
= 4.
Пример 5. При всех значениях параметра решить систему уравнений
(1).
Решение: Система равносильна системе
(2).
1) Если =5, то второе уравнение системы (2) не имеет корней. В этом случае система (2) не имеет решений.
2) Если =-5, то решением второго уравнения системы (2) является любое действительное число
. Тогда,
, т.е. решением системы (1) является любая пара чисел (
;
), где
R.
3) Если ≠ ±5, то второе уравнение системы (2) имеет единственный корень
=
. Из первого уравнения системы (2) вычитаем значение
=
=
=0.
В этом случае система (1) имеет решение (0; ).
Ответ: если =5, то система не имеет решений;
если =-5, то решением является (
;
),
R.;
если ≠ ±5, то (0;
) – решение системы.
Задачи
не имеет решений?
имеет бесконечное множество решений?
имеет одно решение?
не имеет решений?
Извержение вулкана
Два плуга
Мост Леонардо
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Подарок