В работе ученица собрала и систематизировала решения всех задач с параметром, встречающихся в учебниках 7-9 класса и дополнила их материалом из ЕГЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_s_parametrom.doc | 887.5 КБ |
Дидактические материалы для обучения решения задач с параметрами.
Тема1: «Решение линейных уравнений с параметром»
ПРИМЕР 1: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
Рассмотрим случаи:
Если т.е. и , то обе части уравнения разделим на . Получим , сократим дробь и получим единственное решение уравнения: .
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет.
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число.
Ответ: при и - единственное решение уравнения:
при - нет решений
при - любое действительное число.
ПРИМЕР 2: Решить уравнение:
Решение.
Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом.
,
,
,
.
Рассмотрим случаи:
Если т.е. и , тогда получим единственное решение уравнения: .
Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой части. Рассмотрим случаи: а) 2в – 1 = 0, т.е. то подставив это значение параметра в уравнение, получим - верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число.
в) , т.е. то подставив это значение параметра в
уравнение, получим или - неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
3. Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим
Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой
части.
Рассмотрим случаи: а) 4 – а = 0, т.е. то подставив это значение параметра в
уравнение, получим - верное числовое равенство, следовательно,
решением данного уравнения является любое действительное число.
в) , т.е. то подставив это значение параметра в
уравнение, получим или - неверное числовое равенство,
следовательно, данное уравнение решений не имеет.
4. Если и , то подставив эти значения параметров в уравнение, получим
- неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений
не имеет.
Ответ: при и - единственное решение уравнения:
при , или , - любое действительное число
при , или , - нет решений.
ЗАДАЧИ.
1. Решить уравнение:
2. Решить уравнение:
3. Решить уравнение:
4. Решить уравнение:
5. Решить уравнение:
6. Решить уравнение:
7. Решить уравнение:
8. Решить уравнение:
9. Решить уравнение:
10. Решить уравнение:
11. При каких значениях параметра в уравнение :
а) имеет бесконечно много корней; в) имеет корень, равный единице;
б) не имеет корней; г) имеет ненулевые корни?
12. При каких значениях а уравнение имеет:
а) только положительные корни; б) только отрицательные корни?
13. Решить уравнение: :
а) относительно х и найдите значение параметра, при котором корень равен нулю;
б) относительно у и найдите значение параметра, при котором корень равен единице?
14. При каких значениях параметра в число 1 является корнем уравнения ?
15. При каких значениях параметра а уравнение имеет корни не равные
3?
16.Решите уравнение:
1)(а + 1)х = 1 4) (а + 1)х =а - 1
2) ах = а+ а 5) (а+ а)х = а- 4а
3) х + 2 = ах 6) ах = а + 1 + х
17.При каком значении параметра а уравнение а(х - 1) = х - 2 имеет решение, удовлетворяющее условию х 1?
При решении дробных уравнений с числовым коэффициентами могут появиться посторонние корни. Такая же ситуация может возникнуть и при решении дробных уравнений с параметром.
Задание 1. При каких a уравнение имеет единственное решение?
Решение: Данное уравнение равносильно системе
Наличие квадратного уравнения и условие единственности приводит к поиску корней дискриминанта. Вместе с тем условие должно привлечь внимание. Квадратное уравнение системы может иметь два корня, но обязательно только один из них должен равняться -3. Имеем , отсюда , если - корень уравнения при ,
Причем при таком значение а, второй корень квадратного уравнения отличен от -3. Ответ: a=±2 или а =-10/3.
Задание 2.Решить уравнение
Решение: при m = 0 уравнение не имеет смысла, значение x должно удовлетворять условию x ≠ -1, x ≠ -2. Умножив все члены уравнения на m(x+1)(x+2)≠0, получим уравнение, равносильное данному. Его корни . Выделим из этих корней посторонние, т. е. те корни которые равны -1 и -2:
= m + 1=-1, m = - 2, но при m = -2, = -5; = m+ 1, m = - 3, но при m = -3 = - 6; = m – 3 = -1, m = 2, но при m = 2 = 3; = m- 3 = -2, m = 1, но при m = 1 = 2.
Ответ: при m ≠ 0, m ≠ ±2, m ≠ 1 = m + 1, = m - 3; при m = -2 = -5; при m = -3, = -6; при m = 2 = 3; при m = 1 = 2; при m = 0 решений нет.
Задание 3. Решите уравнение.
Решение: при b ≠ -1, x ≠ 2 получаем (1) и корни ,, существующие при , т. е. при Теперь проверим, нет ли таких b при которых либо, либо равен 2. Это легче определить по уравнению (1), подставив x = 2, при этом получим b = -8.
Второй корень в таком случае равен (по теореме Виета) и при b = -8 равен 14.
Ответ: при b = -8 единственный корень x = 14; при b (-∞;-8) (-8;-4) (1;+∞)- два корня , ; при b= единственное решение x=; при b корней нет.
Задание4.
ОДЗ: х х – а = 0, х = а
Ответ: при х = а; при а = -2 корней нет.
Задачи.
Решите уравнение (1 - 5)
Тема2: «Количество корней уравнений с параметром»
Квадратичная функция задаётся формулой y=ax²+bx+c, гдепараметры, x и y- переменные. Графиком квадратичной функции является парабола.
Коэффициент a определяет направление ветвей параболы. Если а >0 , то они направлены вверх, если а<0, то направлены вниз. Дискриминант квадратного трёхчлена D=b²-4ac определяет наличие и количество общих точек с осью Ох. Если D<0, то парабола не пересекает ось абсцисс. Если D=0, то парабола и ось имеют одну общую точку. Если D>0, то общих точек две.
Графический способ решения задач с параметрами является универсальным, а значит (обратная сторона любой универсальности), есть конкретные случаи, когда задачу можно решить несколько проще.
Пусть для функции y=ax²+bx+c, гдепараметры, x и y — переменные. Числа и – нули функции, D = b– 4ac, D > 0, , = - - абсцисса вершины параболы. В этих задачах, как правило, требуется определить те значения параметра, при которых выполняется некоторое условие для расположения корней.
Перечислим основные условия:
1) оба корня меньше некоторого числа А <А;
2) число А лежит между корнями <А<;
3) оба корня больше некоторого числа А А< ;
4) оба корня лежат между числами А и В А< <В;
5) только больший корень принадлежит промежутку (А;В) < А, А< <В;
6) только меньший корень принадлежит промежутку (А;В) А< <В, В< ;
7) оба корня лежат по обе стороны от промежутка (А;В) < А, >В.
В таблице приведены условия, необходимые и достаточные для выполнения перечисленных условий. Понятно, что запомнить их все-задача весьма непростая, но это и не требуется. Покажем, что означает то или иное неравенство в условиях, начав с первого случая: Самое простое требование – не отрицательность дискриминанта квадратного трёхчлена- корни должны существовать. А вот второе неравенство системы совсем неочевидно.
Если мы знаем знак выражения, то всегда можем определить где лежит число А (между корнями или нет). Если a>0, то график квадратного трёхчлена «растёт» вверх. Тогда , меньше нуля. Когда число А не находится между корнями, то больше нуля.
Если а<0,то график квадратного трёхчлена «растёт вниз». При этом значение наоборот, меньше нуля, когда число А находится между корнями. Однако выражение снова отрицательно. Аналогично, это выражение положительно при А (;).
Итак, если <0, то А(; ), если >0, то А (; ).вернёмся к условиям не отрицательность дискриминанта даёт существование корней, положительность выражения соответствует тому, что А(;), а последнее неравенство устанавливает расположение обоих корней слева от А, ведь абсцисса вершины параболы – середина отрезка -находится слева. Выбор абсциссы вершины объясняется тем, что работать с формулой = - в общем случае проще, чем с формулами корней квадратного трёхчлена. Условия в третьем случае аналогичны предыдущим.
Для существования второго расположения корней относительно данного числа А достаточно, чтобы выполнялось неравенство <0. Это же неравенство даёт нам условие существования корней, если их нет, то выражение всегда положительно.
Условия для случаев 4-7 следуют из уже рассмотренных нами случаев.
Практикум по решению задач с использованием таблицы.
Пример 1. Найти все значения параметра а, при которых корни уравнения
(а-2)х-3(а+3)х+а+1=0 имеют разные знаки?
Решение.
Пусть (а-2)х-3(а+3)х+а+1, -корни причём, .
Условие того, что уравнение =0 имеет корни разных знаков, равнозначно условию расположения числа 0 между нулями квадратичной функции у =.
Необходимым и достаточным условием этого является следующее неравенство
(см. второй случай в таблице) (а-2)(а+1)<0, где а второй коэффициент при хквадратного трёхчлена; f(0) = а+1 — значение квадратного трёхчлена при х=0.
Решив неравенство (а-2)(а+1)<0, получим -1<а<2.
Ответ.(-1;2)
Пример 2. Найти все значения параметра b, при которых корни уравнения
(b+1)x²+2x-3b-1=0 меньше 1.
Ответ:
Пример 3. Найти все значения а, при которых корни уравнения
(а+1)x²-(а²+2а)x-а—1=0 принадлежат отрезку
Ответ:
Указания: рассмотреть случаи, когда старший коэффициент при x² равен нулю и когда он не равен нулю, во втором случае найти абсциссу вершины параболы, значение квадратного трёхчлена в точке х=1, дискриминант. С помощью таблицы составить систему неравенств, преобразовать её в простейшую и выбрать ответ из двух случаев.
Задачи
1.Найдите все значения параметра а такие, что уравнение имеет один корень.
2.Найдите все числа а такие, что уравнение имеет решение.
3.Найдите все числа а такие, что уравнение имеет решения:
4.Для каждого значения параметра а найдите число корней уравнения
5. Для каждого значения параметра а найдите число корней уравнения
Тема3: «Решение линейных неравенств с параметром»
Задачи
1.Решите неравенство:
ax > 1
2.При каких значениях параметра а неравенство верно при всех х, удовлетворяющих условию
3.Для всех допустимых значений параметра а решите неравенство
Тема4: «Количество корней квадратных уравнений с параметром»
Задачи
и
имеют одну общую точку
б) При каком значении параметра а, оба корня квадратного трехчлена положительны?
Тема5: «Решение квадратных уравнений с параметром»
Рассмотрение решение параметрических квадратных уравнений, с их геометрической иллюстрацией.
Задание. Найти все значения параметра p, при которых уравнение а) имеет одно решение; б) имеет два решения; в) имеет решение; г) не имеет решение. Проанализировать знаки корней уравнения.
Решение: Для нахождения корней уравнения проанализируем возможные случаи, в зависимости от параметра p.
Найдем ; D=.
1. Уравнение имеет два совпадающих корня, т. е. одно решение. Это возможно, если D = 0, ; Проверим знаки корней:
y y
; (рис 1)
x x
Рис.1 Рис.2
2. Уравнение имеет корни разного знака, если (Рис.2)
а). Оба корня уравнения положительные. Это возможно тогда и только тогда, когда выполняется условие:(рис.3)
y y
x Рис.3 x Рис.4
б). Оба корня уравнения отрицательны, если выполняется условие: (рис.4)
y
Рис.5 x
3.Уравнение вообще не имеет корней. Это возможно, если D <0, т. е. (рис.5)
Ответ: а) имеет единственное решение, если ; б) имеет два решения,
если ; в) не имеет решение, если.
Задачи
Решите уравнение, используя общую формулу
Решите уравнение, используя теорему Виета
Решите уравнение
Тема6: «Решение квадратных неравенств с параметром»
Неравенства вида ах2 + bх + с>0, ах2 + bх + с < 0,
ax2+bx + c≥0, ax2 + bx + c≤0 (a≠0),
где а, b, с — действительные числа или выражения, зависящие от
параметров, называются квадратными.
Решение квадратных неравенств основано на применении свойств квадратного
трехчлена ах2+bх+с, которые допускают наглядную геометрическую
интерпретацию.
Рассмотрим, например, неравенство ах2 + bх + с>0, (a≠0).
Возможны следующие случаи.
рис.1 рис.2 рис.3
2.Если а > 0 и D = 0 (рис.2), то хЄ(-∞;-b/2а)U(-b/2а;+∞).
З.Если а>0 и D>0 (рис.3), то хЄ(-∞;х1)U(x2;+∞) где х1,х2 — соответственно меньший и больший корни квадратного трехчлена.
4.Если а<0 и D < 0 (рис.4), то хЄØ.
5.Если а < 0 и D = 0 (рис.5), то хЄØ.
6.Если а<0 и D>0 (рис.6), то хЄ(х1;х2), где х1,х2 — соответственно меньший и больший корни квадратного трехчлена.
рис.4 рис.5 рис.6
II. Этап усвоения новых знаний, тренировочные упражнения.
Пример 1. Для каждого действительного значения a решить неравенство
a х2 +х+1>0.
Решение.
1) При a=0 неравенство является линейным и имеет решение х>-1.
2) При a≠0 неравенство является квадратным, D=b2-4ac=1-4a.
a) Если D=0, то есть а=1/4, то неравенство принимает вид х2+4х+4 >0, решая которое получим х<-2, x>-2.
б) Если D<0, то есть а>1/4, то неравенство справедливо при х Є R.
в) Если D>0 и 01,2= .
Разложим левую часть исходного неравенства на линейные
множители а(х- )(х- ) >0. Решив методом интервалов,
получим х< и х> .
г) Если D>0 и а<0, то с учётом предыдущего рисунка получим
решение
Ответ: 1) при а=0 х> -1; 2) при а=1/4 х<-2, х>-2;
3) при 01,2=
Пример 2. Решить для любых вещественных значений а неравенство
х2-4ах+9≤0.
Решение.
Данное неравенство является квадратным, D=16a2-36.
1) Если D=0, то получим 16a2-36=0, a2=9/4, a=±1,5.
а) при а=1,5 неравенство примет вид х2-6х+9≤0, решением
которого является х=3;
б) при а=-1,5 неравенство примет вид х2+6х+9≤0, решением
которого является х=-3.
2) Если D<0 при -1,5
неравенство не имеет (см. рис.7).
3) Если D>0 при а<-1,5 и a>1,5 , то хЄ[2a-; 2а+]
(см. рис. 8).
рис.7 рис.8
Пример3. При каких значениях параметра а неравенство х2 – ах+а >0 выполняется при всех х, таких, что -1<х<0?
Решение.
Данное неравенство является квадратным при любых действительных
значениях параметра а. Рассмотрим поведение соответствующего квадратного трехчлена в зависимости от знака его дискриминанта.
«Ветви» параболы направлены вверх, поэтому неравенство выполняется при указанных значениях х в трех случаях:
рис. 9 рис. 10 рис. 11
Рассмотрим эти случаи.
Сначала найдем дискриминант и корни соответствующего уравнения:
А=1, В=-а, С=а, D=a2-4a, х1= x2= x1≤x2.
1 случай (см. рис. 9). Этот случай определяется условием D<0, тогда получаем: а2-4а<0, из чего следует решение 0<a<4.
2 случай (см. рис.10).Данная ситуация задается системой неравенств:
Находим её решение: Решив второе неравенство системы, получим => => => => Ø.
3 случай (см. рис.11).Этот случай определяется следующей системой неравенств: Находим решение данной системы: =>
=> a=0, a≥4. (Действительно, решая второе неравенство системы, получаем: а- => => => => a≥0).
Учитывая решение первого неравенства (а≤0, а≥4), находим ответ: а=0, а≥4.
Объединяя все найденные решения, получаем окончательный ответ.
Ответ: а≥0.
Пример 4. Определить все значения параметра m, при которых неравенство
(m-1)х2 +(m+1)х+m+1>0 справедливо для любых действительных значений х.
Решение.
Пусть m=1. Исходное неравенство примет вид 2х+2>0 и не может выполняться при всех х Є R.
Пусть m≠1, тогда квадратный трехчлен f(х)=(m-1)х2+(m+1)х+m+1 принимает положительные значения при х Є R (график лежит выше оси абсцисс) тогда и только тогда, когда выполняются условия:
<=> <=> <=> .
Ответ: mЄ(5/3;+∞).
Пример 5. При каких а неравенство (х-а)(х-2)≤0 имеет единственное решение?
Решение.
1). Если а=2, то требование задачи удовлетворяется, т.к. при а=2 получаем
неравенство (х-2)2≤0, имеющее единственное решение х=2.
2). Если а≠2, то решением исходного неравенства будет отрезок.
Ответ: а=2.
Пример 6. При каких а решением неравенства (х-а)2(х-2)(х+3)≤0 будет отрезок?
Решение.
1). Так как (х-а)2≥0, то исходное неравенство равносильно системе
(*)
2). Решением системы неравенства будет отрезок -3≤х≤2. Следовательно,
при аЄ[-3;2] решением системы (*) также будет отрезок.
Ответ: -3≤a≤2.
Пример 7. Найти все значения а, при которых неравенство (х-3а)(х-а-3)<0
Выполняется при всех х, таких, что 1≤х≤3.
Решение.
Решением неравенства является один из промежутков: (3а; а+3) или (а+3; 3а).
Причем по условию задачи каждый из этих промежутков должен содержать отрезок [1;3], и возможны два варианта:
а) б)
Итак, искомые значения параметра – это решение двух систем:
а) б)
Решая эти системы, получим 0<а<1/3.
Ответ: 0<а<1/3.
Пример 8. Найти все значения параметра m, при которых всякое решение неравенства 1≤х≤2 является решением неравенства х2-mх+1≤0.
Решение.
Исходная задача может быть переформулирована следующим образом:
при каких значениях m множество решений неравенства х2-mх+1≤0 содержит отрезок [1;2]? График квадратного трехчлена должен располагаться так, как показано на рис.12:
рис.12
Положение параболы определяется условиями:
<=> <=> m≥2,5.
Ответ: mЄ[2,5;+∞).
Пример 9. Найти все значения параметра а, при которых любое значение х, удовлетворяющее неравенству ах2+(1-а2)х-а>0, удовлетворяет также неравенству │х│≤2.
Решение.
Исходную задачу можно переформулировать следующим образом: при каких значениях а все решения исходного неравенства принадлежат отрезку -2≤х≤2?
Если а=0,то исходное неравенство принимает вид х>0.Видно, что значение а=0 не удовлетворяет условию задачи.
Пусть а≠0. Вычислим дискриминант квадратного трехчлена, находящегося в левой части неравенства: D=(1-а2)2+4а2=(а2+1)2. Очевидно, что D>0 при любых значениях а. Поэтому при любых значениях а≠0 рассматриваемый квадратный трехчлен имеет два действительных различных корня х1=а, х2=-1/а, причем х1<х2. Тогда решением исходного квадратного неравенства является либо промежуток (х1; х2), что соответствует случаю а<0 ( рис. 13), либо множество, состоящее из двух неограниченных промежутков (-∞;х2) и (х1;+∞), что
соответствует случаю а>0 (рис.14).
рис. 13 рис. 14
Видно, что все а>0 не удовлетворяют условию задачи. Рассмотрим случай
а<0. Тогда искомые значения а определяются системой -2≤а<-1/2≤2, откуда учитывая, что а<0, получим -2≤а≤-1/2.
Ответ: аЄ[-2;-1/2].
Пример 10. При каких а неравенство ах2+(2а+3)х+а-1≥0 не имеет решений?
Решение.
а) а<0, ветви параболы направлены вниз. В этом случае исходное неравенство не будет иметь решение, если D<0 (см. рис.15).
D=(2а+3)2-4а(а-1)=16а+9; 16а+9<0, если а<-9/16.
б) а>0, ветви параболы направлены вверх, в этом случае исходное
неравенство обязательно будет иметь решение, то есть условие задания
не выполняется ( см. рис. 16).
рис. 15 рис. 16
Ответ: а< -9/16.
Подготовительные задачи
Охарактеризуйте каждый рисунок. a>0, a<0
Вы дали ответ: 1)решений нет; 2) х-любое число?
Задачи
Тема7: «Задачи на расположение корней квадратного трёхчлена»
Задание 1. При каких значениях параметра а, число 2 находится между корнями квадратного уравнения
Решение: Пусть x и xкорни квадратного уравнения, причем.
Воспользуемся теоремой о расположении корней квадратного трехчлена и придем к следующей системе: или 17+6a<0, откуда a<-. Ответ: a<-.
Задание 2. Найти все значения параметра a, при каждом из которых корни квадратного уравнения различны и лежат на отрезке .
Решение:
Изобразим схематично условие задачи:
0 2 х 0 2 х
D=
Если
Ответ:
Задачи
1. При каких значениях параметра а корни уравнения положительны?
2. При каких значениях параметра а оба корня уравнения больше -2?
3. При каких значениях параметра а оба корня уравнения больше -1?
4. При каких значениях параметра а корни уравнения таковы, что число 2 находится между ними?
5. Найдите все значения параметра а при которых корни квадратного трехчлена имеют разные знаки и расположены по разные стороны от числа 1.
Тема8: «Системы уравнений и неравенств с параметром»
Пусть дана система линейных уравнений (1).
В этой системе хотя бы один из коэффициентов и при х отличен от нуля, пусть для определенности ≠0. Тогда из второго уравнения системы получим, что х = . Подставив полученное выражение вместо х в первое уравнение системы и умножив уравнение на ≠0, получим (2).
Возможны три случая:
1) Если ≠0 (3), то уравнение (2) имеет единственный корень, поэтому и система (1) имеет единственный корень.
Если не только ≠0, но и ≠0, то условие (3) можно записать в виде ≠ (коэффициенты при и не пропорциональны).
2) Если =0 и =0 (4), то уравнение (2) имеет бесконечное множество корней, поэтому система (1) имеет бесконечное множество решений.
Если не только ≠0, но и ≠0, и ≠0, то условия (4) можно записать в виде == (коэффициенты первого уровня пропорциональны коэффициентам второго уровня).
3) Если =0 и ≠0 (5), то уравнение (2) не имеет корней, поэтому система (1) не имеет решений.
Если не только ≠0, но и ≠0, и ≠0, то условия (5) можно записать в виде =≠ (коэффициенты при пропорциональны коэффициентам при , но не пропорциональны свободным членам).
Если в уравнении (1) не ≠0, ≠0, то, проведя аналогичные рассуждения, мы получим тот же результат – уравнение (2).
Это означает, что сделанные выводы не зависят от того, какой из коэффициентов или (или оба) отличны от нуля.
Пример 1: Определить число решений системы
а) , б) , в) .
Решение: а) коэффициенты при и второго уровня системы не равны нулю и ≠ , поэтому система имеет единственное решение.
б) Все коэффициенты второго уравнения системы не равны нулю и = = , поэтому система имеет бесконечное множество решений.
в) Все коэффициенты второго уравнения системы не равны нулю и = ≠ , поэтому система не имеет решений.
Ответ: а) система имеет единственное решение;
б) система имеет бесконечное множество решений;
в) система не имеет решений.
Пример 2: Определите все значение параметра при которых система уравнений (1) имеет единственное решение.
Решение: Если ≠0, то система имеет единственное решение при выполнении условия ≠, а для любых система имеет единственное решение, если выполняется условие (2).
Так как уравнение имеет два корня =1 и = - , то при всех ≠1, ≠- выполняется условие (2) т.е. система (1) имеет единственное решение.
Ответ: при ≠1, ≠- .
Пример 3: Определите все значения параметра , при которых система уравнений имеет бесконечно много решений.
Решение: = , то есть все коэффициенты второго уровня системы отличны от нуля.
Тогда система имеет бесконечно много решений при условии ==.
Так как уравнение = имеет единственный корень =1 и при =1 справедливо равенство =, то система имеет бесконечно много решений только при =1.
Ответ: при =1.
Пример 4: При каком значении параметра система уравнений
не имеет решений?
Решение: Система не имеет решен6ий при выполнении условий =≠ (если ≠0) или условий и (для любых значений ). Уравнение имеет корни =0 и = 4, при каждом из этих двух значений выполняется условие , поэтому система не имеет решений при = 0 и = 4.
Ответ: при = 0 и = 4.
Пример 5. При всех значениях параметра решить систему уравнений
(1).
Решение: Система равносильна системе
(2).
1) Если =5, то второе уравнение системы (2) не имеет корней. В этом случае система (2) не имеет решений.
2) Если =-5, то решением второго уравнения системы (2) является любое действительное число . Тогда, , т.е. решением системы (1) является любая пара чисел (;), где R.
3) Если ≠ ±5, то второе уравнение системы (2) имеет единственный корень =. Из первого уравнения системы (2) вычитаем значение
===0.
В этом случае система (1) имеет решение (0; ).
Ответ: если =5, то система не имеет решений;
если =-5, то решением является (;),R.;
если ≠ ±5, то (0; ) – решение системы.
Задачи
не имеет решений?
имеет бесконечное множество решений?
имеет одно решение?
не имеет решений?
Рисуем крокусы акварелью
Всему свой срок
На горке
Какая бывает зима
Три орешка для Золушки