Когда пластик вошел в нашу повседневную жизнь, это казалось революцией – удобно, практично, дешево. Полиэтиленовые пакетики повсюду. На сегодняшний день практически в каждой семье имеется такой пакет, в котором присутствуют еще больше других пакетов, а если собрать все эти пакеты в одну общую массу, то это будет огромным количеством полиэтилена, который отрицательно сказывается на окружающей экологии. Порой мы не осознаем, что использовать эту продукцию – значит губить нашу природу.
Актуальность исследования заключается в том, что с течением обстоятельств люди настолько привыкли и стали зависимы к полиэтиленовым пакетам, что жизнь без них кажется неудобной и невозможной. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы полиэтиленовых пакетов. Огромное количество мусора на улицах городов заставляет задуматься, а что нужно сделать, чтобы мир вокруг стал более чистым? Задача автора - привлечь внимание учащихся школы, а также взрослых к губительному воздействию полиэтиленовых пакетов на окружающую среду.
Цель: провести анализ использования полиэтиленовых пакетов в быту и возможности отказа от их использования.
Задачи включают в себя изучение истории появления полиэтилена, его значение и вред для жизни человека и окружающей среды, проведение социологического опроса, осуществление экологического просвещения среди младших школьников.
Результаты опроса показывают, что современный человек является не просто потребителем, а в большей степени накопителем. В частности пластиковых пакетов. Исследование выявило закономерность: количество приобретенных пакетов более чем в два раза больше, чем количество утилизированных. Излишки полиэтиленовых пакетов хранятся у людей длительное время, приходят в негодность, в последствии утилизируются за ненадобностью.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 146 КБ |
ЭКОЛОГИЯ
ТАКМАЗЯН Лана Вячеславовна
Краснодарский край, г.Сочи, МОУ СОШ №86 8- Б класс, МОБУ ДО ЭБЦ г.Сочи
ПАКЕТЫ В ПАКЕТЕ – РОССИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Научный руководитель: Новоселова Ирина Анатольевна,
учитель биологии МОУ СОШ №86, ПДО МОБУ ДО ЭБЦ г.Сочи
Введение
Когда пластик вошел в нашу повседневную жизнь, это казалось революцией – удобно, практично, дешево. Полиэтиленовые пакетики повсюду. На сегодняшний день практически в каждой семье имеется такой пакет, в котором присутствуют еще больше других пакетов, а если собрать все эти пакеты в одну общую массу, то это будет огромным количеством полиэтилена, который отрицательно сказывается на окружающей экологии. Порой мы не осознаем, что использовать эту продукцию – значит губить нашу природу.
О том, что полиэтиленовые пакеты могут нанести вред здоровью, мало говорят в открытых источниках, но это действительно так. Ведь в их производстве используется свинец. Этот металл невероятно токсичен. Его скопление в организме вызывает развитие многих заболеваний.
Экологи всего мира трубят о вреде пластиковых пакетов. Триллионы тон полиэтилена ежегодно оказываются на свалке, заражая землю токсичными веществами. В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение.
Всякий раз, покупая пластиковый пакет, каждый человек осознанно наносит вред природе, а ведь этого можно избежать.
Актуальность моего исследования заключается в том, что с течением обстоятельств мы настолько привыкли и стали зависимы к полиэтиленовым пакетам, что жизнь без них нам кажется неудобной и невозможной. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы полиэтиленовых пакетов. Огромное количество мусора на улицах городов заставляет задуматься, а что нужно сделать, чтобы мир вокруг стал более чистым? Моя задача - привлечь внимание учащихся школы, а также взрослых к губительному воздействию полиэтиленовых пакетов на окружающую среду.
Цель: провести анализ использования полиэтиленовых пакетов в быту и возможности отказа от их использования.
Задачи:
I часть.
1.1. Изобретение полиэтилена. На сегодняшний день именно полиэтилен является самым массовым химическим соединением, используемым при производстве упаковочных материалов, разнообразной тары, оплеток проводов и т.п. Несмотря на то, что постоянно появляются и внедряются в промышленное производство все новые и новые материалы синтетического происхождения, полиэтилен не только не утрачивает свою роль, но и укрепляет свои позиции.
В конце XIX века немецкий ученый Ганс фон Пехманн обнаружил на дне пробирки похожий на воск осадок. Совершенно случайно он создал полиэтилен, один из самых противоречивых и широко распространенных материалов в мире, который наносит колоссальный вред окружающей среде.
Тот полиэтилен, который практически идентичен современному, выпускаемому промышленными предприятиями, был синтезирован в 1933 году английскими учеными Реджинальдом Джибсоном и Эриком Фоссетом — сотрудниками исследовательского центра химической компании Imperial Chemical Industries (ICI). В процессе своих экспериментов по воздействию высоких давлений на различные газы они обратили внимание на то, что некоторые части применяемого для этого оборудования покрылись веществом, похожим на парафин. Повторить полученный эффект они, правда, не смогли, зато в 1935 году это удалось сделать Майклу Перину. Именно он создал технологию, которая стала основой того процесса, который по сей день используется при промышленном производстве полиэтилена. [6].
В нашей стране полиэтиленовые пакеты начали появляться в обиходе где-то в конце 50-х – начале 60-х годов. В него можно было завернуть бутерброды, носить в кармане на случай непредвиденной покупки вместо авоськи. Его берегли, мыли, сушили и использовали многократно.
В мире, по самым приблизительным оценкам, используется около 4 млрд. полиэтиленовых пакетов и сумок, но еще больше пакетов уже использовано и переполняет поистине вечные свалки [1].
1.2. Полиэтилен — термопластичный полимер этилена. Является органическим соединением и имеет длинные молекулы …—CH2—CH2—CH2—CH2. Представляет собой массу белого цвета (тонкие листы прозрачны и бесцветны). Он стоек к действию химических веществ, не проводит электрический ток, не чувствителен к удару – может использоваться как амортизатор, при нагревании размягчается (80—120°С),
Различные виды полиэтилена принято классифицировать по плотности:
• Полиэтилен низкой плотности (высокого давления) —LDPE (Low Density Polyethylene).
• Полиэтилен высокой плотности (низкого давления) —HDPE (High Density Polyethylene).
• Полиэтилен среднего давления (высокой плотности) в быту не используется.
1.3. Что изготавливают из полиэтилена?
• Полиэтиленовая плёнка (упаковочная, пузырчатая упаковка или скотч),
• Тара (бутылки, банки, ящики, канистры, садовые лейки, горшки для рассады).
• Полимерные трубы для канализации, дренажа, водо- и газоснабжения.
• Электроизоляционный материал.
• Полиэтиленовый порошок – термоклей.
• Броня (бронепанели в бронежилетах).
• Корпуса для лодок, вездеходов, деталей технической аппаратуры, диэлектрических антенн, предметов домашнего обихода и др.
• Вспененный полиэтилен (пенополиэтилен) используется, как теплоизолятор.
• Полиэтилен низкого давления (ПЭНД), или высокой плотности (HDPE), применяется при строительстве полигонов переработки отходов, накопителей жидких и твёрдых веществ, способных загрязнять почву и грунтовые воды.
• Полиэтилен низкого давления широко применяется в благоустройстве придомовых территорий и детских площадок. [3].
1.4. Достоинством изделий из полиэтилена относится их долговечность, прочность и дешевизна. К недостаткам полиэтиленовых пакетов относят то, что они производятся из важнейших невосстанавливаемых природных ресурсов - газа, угля, нефти. Кроме того, они очень долговечны и с трудом разлагаются, что серьезно угрожает нашей природе. После 10-12 лет службы прочность полиэтилена уменьшается всего на 25%. Природа не в состоянии переработать этот материал – он ей чужероден и наносит очень большой невосполнимый ущерб флоре и фауне нашей планеты.
Срок разложения полиэтилена составляет более 500 лет, а при сжигании полимерных материалов выделяются ядовитые канцерогенные и мутагенные вещества, способствующие развитию в организме человека раковых клеток и возникновению генетических мутаций. При нагревании полиэтилена на воздухе возможно выделение в атмосферу летучих продуктов разрушения полимеров [7].
4 триллиона пакетов в год используется в мире. При этом в окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются химическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение.
Оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные возражения экологов. По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено.
1.5. «Борьба» с полиэтиленом в разных странах. По оценкам ученых, в естественной среде разрушение полиэтилена занимает сотни лет. При этом, в основном, происходит деградация пластика из-за ультрафиолетового излучения солнца и его распад на более мелкие фрагменты.
В странах Европейского союза только четверть пластиковых пакетов перерабатывается, 36 процентов — сжигается, а остальные пакеты люди просто выбрасывают, тем самым нанося ущерб окружающей среде.
Для борьбы с загрязнением окружающей среды полиэтиленовыми пакетами применяются различные меры, и уже около 40 стран ввели запрет или ограничение на продажу и(или) производство пластиковых пакетов:
Россия: официальных ограничений по использованию пластиковых пакетов нет.
Дания: ещё в 1994 году введен налог на бесплатную раздачу полиэтиленовых пакетов в торговых заведениях. После того как в Дании ввели плату за полиэтилен, его популярность у покупателей снизилась на 90 %.
Германия: утилизацию пакетов оплачивают потребители, а за сбор и вторичную переработку отвечают продавцы и распространители.
Ирландия: после повышения цены на пакеты количество используемых пакетов сократилось на 94 %. Сейчас там применяют многоразовые сумки из ткани.
США: в Сан-Франциско крупные супермаркеты и сетевые аптеки не используют полиэтиленовые пакеты. Гавайи стали первым штатом, который отказался от использования полиэтиленовых пакетов. В штате Нью-Йорк с 2019 г. введён почти повсеместный запрет на применение одноразовых полиэтиленовых пакетов.
Сингапур, Бангладеш, Тайвань: введен полный запрет на использование полиэтиленовых пакетов с 2003 года из-за многочисленных случаев закупорки канализации и перекрытия русел рек, приводящих к наводнениям. Такой же запрет действует и в ряде штатов Индии.
Танзания: штраф за производство, импорт или продажу пластиковых пакетов — 2000 долларов или год тюрьмы. Ввоз пластиковых пакетов на Занзибар запрещен.
Австралия: с января 2004 года на острове Кенгуру властями был введён запрет на полиэтиленовые пакеты. Он стал первой в мире зоной, свободной от полиэтиленовых пакетов (plastic bag-free). К концу 2008 года введен прямой запрет на использование пластиковых пакетов в супермаркетах Австралии. Министр по охране окружающей среды и культурного наследия Австралии Питер Гаррет охарактеризовал вред пакетов дикой природе Австралии как «критический». Большинство австралийцев восприняло этот запрет положительно. «Я рада освобождению от этой „полиэтиленовой чумы“», «Не хочу оставить своим детям наследство в виде горы мусора», «Наконец-то городской пляж стал чистым», — такие отзывы можно прочесть в онлайн-дневниках и на форумах рядовых молодых австралийцев.
Англия: уже осенью 2004 года в Великобритании были запущены на рынок первые в мире биоразлагаемые пакеты для хлеба. Новый материал, из которого производятся пакеты, в течение четырёх лет полностью разлагается на углекислый газ и воду. Жители Великобритании договорились по возможности использовать продуктовые пакеты из сырья, подлежащего вторичной переработке. Так, два года назад предпринимательница из графства Девон Ребекка Хоккинг убедила владельцев 43 магазинов перейти на многоразовые тканевые сумки для своих покупателей. В конце 2009 годa премьер-министр Джеймс Гордон Браун призвал все британские магазины заменить вредные пластиковые пакеты на бумажные.
Сеть магазинов Marks and Spencer прекратила бесплатную выдачу пакетов. Деньги от продажи пакетов компания перечисляет на создание новых городских парков и садов.
Также популярна и социальная реклама: покупателей на входе в магазин встречает плакат: «Приходите к нам со своим пакетом или сумкой! Берегите окружающую среду». Шесть из десяти английских потребителей считают, что продукты необходимо упаковывать только в биоразлагаемую упаковку.
Латвия: введен налог на полиэтиленовые пакеты, использующиеся в супермаркетах, дабы уменьшить их использование. Финляндия: в супермаркетах установлены автоматы по приёму использованных пакетов, которые служат сырьём для переработки и производства нового пластика. Китай: с 1 июня 2008 года запрещено производить, продавать и использовать полиэтиленовые пакеты с толщиной плёнки менее 0,025 мм. Руанда: производство, продажа и ввоз в страну полиэтиленовых пакетов строго запрещены.
Израиль: в марте 2016 года Парламент (Кнессет) Израиля принял закон, согласно которому покупатели должны оплачивать полиэтиленовые пакеты, совершая покупку в торговых сетях. Эта мера, по мнению правительства государства, направлена на улучшение экологической ситуации, так как израильтяне используют 2,5 млрд одноразовых полиэтиленовых пакетов в год, более половины которых получена в магазинах. Новая законодательная инициатива также вводит запрет на торговлю низкокачественными пакетами тоньше 20 микрон. С 1 января 2017 года продавцы будут обязаны ежеквартально и ежегодно отчитываться о количестве проданной упаковки. [6].
3 июля отмечается Международный день без пластикового пакета [5].
1.6. Утилизация полиэтилена биометодами. Существует множество исследований, направленных на поиск микроорганизмов, способных разлагать полиэтилен. Плесневые грибки Penicillium simplicissimum способны за три месяца частично утилизировать полиэтилен, предварительно обработанный азотной кислотой. Относительно быстро разлагают полиэтилен бактерии Nocardia asteroides, обитающие в кишечнике индийской моли (Plodia interpunctella) бактерии способны разложить 100 миллиграммов полиэтилена за восемь недель.
Британские и испанские биохимики выяснили, что личинки восковой моли (Galleria mellonella) способны быстро поедать полиэтилен и выделять этиленгликоль. Исследование опубликовано в Current Biology. Исследователи полагают, что личинки восковой моли смогли так быстро переработать полиэтилен потому, что он похож на их обычную пищу. G. Mellonella — вредитель, который забирается в пчелиные ульи и откладывает яйца в соты. Вылупившиеся личинки питаются медом, пергой и пчелиным воском, состоящим из смеси органических веществ. В состав воска, в том числе, входят предельные углеводороды, формирующие углеродные связи C—C, аналогичные тем, которые образуются в полиэтилене. К сожалению, авторы работы не исследовали микроорганизмы, обитающие в кишечнике червей, поэтому пока непонятно, кто помогает личинкам переваривать пластик. В ходе эксперимента, после того, как личинок оставили наедине с полиэтиленовым пакетом, первые дыры в нем стали появляться через 40 минут. За 12 часов 100 личинок съели около 100 миллиграммов пластика. Чтобы понять, как черви переварили пластик, ученые растолкли нескольких личинок в ступке, получившейся пастой намазали полиэтиленовую пленку и оставили ее на несколько часов. «Обработанный» полиэтилен исследователи проанализировали с помощью инфракрасной Фурье-спектроскопии. На спектрограмме, помимо пиков, характерных для полиэтилена, появился пик, соответствующий этиленгликолю.
Ранее японские биологи нашли бактерий, способных перерабатывать полиэтилентерефталат — материал, из которого делают пластиковые бутылки. Другая группа ученых обнаружила, что личинки мучного хрущака способны питаться пенополистиролом. [8].
II часть.
Для того, чтобы понять, как обычные люди относятся к проблеме использования и утилизации полиэтилена, мною был проведен опрос, в котором участвовало 39 человек.
Им предлагалась анкета с набором вопросов.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Есть ли в вашем доме пакет, в котором хранятся пакеты | |
2 | Сколько пакетов хранится в этом пакете | |
3 | Сколько пакетов вы приносите после одного похода в магазин | |
4 | Сколько пакетов вы утилизируете ежедневно/ за неделю | |
5 | Есть ли у вас сумка для многоразового использования/ для похода в магазин | |
6 | Готовы ли вы использовать сумку вместо пакетов для покупок в магазине | |
7 | Осуществляете ли вы раздельный сбор мусора | |
8 | Куда вы утилизируете пакеты/ пластиковые бутылки | |
9 | Знаете ли вы, какой вред наносят полиэтиленовые пакеты природе? Какой? Приведите примеры. | |
10 | Знаете ли вы, сколько времени разлагается полиэтиленовый пакет |
Кроме этого проводился анализ по дням недели:
Количество приобретенных пакетов | Количество утилизированных пакетов | Количество приобретенных и утилизированных пластиковых бутылок | Стоимость приобретенных пакетов |
В результате опроса были получены результаты, отраженные в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1.
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Есть ли в вашем доме пакет, в котором хранятся пакеты | 96,67% - да |
2 | Сколько пакетов хранится в этом пакете | Большинство имеет от 25 до 50 |
3 | Сколько пакетов вы приносите после одного похода в магазин | 4 – среднее кол-во |
4 | Сколько пакетов вы утилизируете ежедневно/ за неделю | 1 – за день/ 7 – за неделю |
5 | Есть ли у вас сумка для многоразового использования/ для похода в магазин | 40% - да 60% - нет |
6 | Готовы ли вы использовать сумку вместо пакетов для покупок в магазине | 83.33% - да 16.67% - нет |
7 | Осуществляете ли вы раздельный сбор мусора | 15%- да |
8 | Куда вы утилизируете пакеты/ пластиковые бутылки | 100% - мусорный бак |
9 | Знаете ли вы, какой вред наносят полиэтиленовые пакеты природе? Какой? Приведите примеры. | 86.67% - да (26) 13.33% - нет (13) большинство приводило в пример: загрязнение окружающей среди и водоемов |
10 | Знаете ли вы, сколько времени разлагается полиэтиленовый пакет | 86.67% - да (26) 13.33% - нет (13) |
Диаграмма 1.
Заключение
В ходе исследования было проведено изучение строение, свойства и открытие полиэтилена. Проведен социологический опрос. Результаты опроса показывают, что современный человек является не просто потребителем, а в большей степени накопителем. В частности пластиковых пакетов. Диаграмма показывает, что количество приобретенных пакетов более чем в два раза больше, чем количество утилизированных. Излишки полиэтиленовых пакетов хранятся у людей длительное время, приходят в негодность, в последствии утилизируются за ненадобностью. 100% опрошенных не осуществляют раздельный сбор полиэтилена и утилизируют пакеты в обычный мусорный бак. Возможно, люди и хотели бы собирать полиэтиленовые изделия для отдельной утилизации, но отсутствие специальных контейнеров и информации о пунктах сбора и просто отсутствие подобных пунктов в нашем городе не позволяет это делать. Кроме этого, большинство горожан не верят в то, что собранные изделия из пластмассы, полиэтилена, стекла или жести будут отправлены на дальнейшую переработку.
40% опрошенных имеют многоразовую сумку для покупок, но только 17% готовы ее использовать для походов в магазин. Чем можно объяснить такую разницу? По устным опросам стало понятно, что многие люди просто стесняются ходить с сумками или сумка выглядит не настолько привлекательно, как яркий полиэтиленовый пакет. Однако, многие задумываются о том, что стоимость пакетов зачастую бывает чрезмерно завышена, а срок жизни пакета составляет зачастую один день, настолько они непрочны. Наверняка, в непрочности пакетов заинтересованы производители и продавцы пакетов. Тем более, что не приходится надеяться на экологическую грамотность покупателей – они все равно купят пакет.
На основании проведенного опроса я сделала вывод о том, что избавиться от излишков пакетов можно. Ликвидировать домашний «пакет с пакетами» тоже можно и даже необходимо. Главное условие избавления от лишнего полиэтилена в быту – это воспитание экологической грамотности у взрослых и детей. Воспитание разумного потребления, которое не будет нарушать природный баланс. С целью экологического просвещения я подготовила и провела беседу с учащимися начальной школы об использовании и вреде полиэтиленовых изделий. Также был проведен конкурс рисунков среди младших школьников.
В дальнейших планах работы – осуществление деятельности по экологическому просвещению школьников, организация викторин с учащимися средней школы, по возможности посещение предприятий, осуществляющих сбор и утилизацию отходов полиэтилена и пластика.
Список литературы:
Зимовье зверей
Философские стихи Кристины Россетти
Вокруг света за 80 дней
Извержение вулкана
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея