Информация, полученная на двух предметах (геометрия и русский язык), позволяет нам искать новые формы и способы не только запоминания учебного материала, но и предлагать разработки другим учащимся. Ассоциативное мышление, метод аналогии даёт огромные возможности в усвоении информации. Он может быть как индивидуальным, так и коллективным. Главное – открыть перспективы, дать приёмы усвоения материала, возможность долгосрочной фиксации. Чем раньше учащийся откроет этот путь познания, тем легче будет тернистая дорога обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_proekta.doc | 747 КБ |
proekt_chleny_predlozheniya_i_kvadrat.pptx | 711 КБ |
Авторы:
Анистратова Александра, 8 класс
Быстрякова София, 8 класс
Руководители:
Голубева Т.А., учитель математики,
Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 32 «Эврика-развитие»,
г. Волжский
Применение визуализационных моделей на уроках русского языка и геометрии
Цель:
Задачи:
Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для понимания в других областях образовательной деятельности? Этот вопрос далеко не простой. Современные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи.
Этот проект покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций, которые возникли вследствие ассоциации.
Геометрические фигуры, в частности, квадрат, позволяют наглядно представить систему членов предложения. Ассоциативные связи чётко создают картину, которая визуализируется в анимации. Возникшая аналогия не случайна. Мы пробуем разобраться в ней и использовать в объяснении конкретных предметных явлений.
Давайте вспомним, что такое предложение. Это сформулированная мысль, которая представлена в грамматической основе.
Приведём пример нахождения грамматической основы предложения.
Переходим к второстепенным членам предложения. Их четыре.
С числом «4» в геометрии связаны четырёхугольники. В частности, параллелограммы. Какие виды параллелограммов нам известны? Параллелограмм (собственно), прямоугольник, ромб, квадрат. Какими общими свойствами они обладают?
Повторим виды параллелограммов и их свойства.
Противоположные стороны равны и параллельны, противоположные углы равны, все углы в сумме равны 360 градусов, сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусов, диагонали точкой пересечения делятся пополам, точка пересечения диагоналей является центром симметрии.
В какой фигуре собраны все свойства всех видов параллелограммов?
Это квадрат. Повторим его свойства.
Заметим, что квадрат – это замкнутая фигура.
Применяя понятие центральной симметрии (свойством центральной симметрии квадрат обладает), взятое из геометрии, можно представить модель членов предложения в русском языке. И через использование этого представления необходимо воспроизвести соответствие членов предложения. Точку пересечения диагоналей квадрата определяем как грамматическую основу предложения. Она будет центром, выстраивающим грамматические и смысловые связи в предложении. Появляется эта точка. 4 равных отрезка, идущих от этой точки, могут символизировать связи грамматической основы с 4 второстепенными членами предложения.
Квадрат – это замкнутая фигура, поэтому она может ассоциироваться с предложением. Появляется замкнутый четырёхугольник – квадрат, каждая из четырёх вершин может символизировать один из второстепенных членов предложения.
Порядок появления стрелок демонстрирует иерархию второстепенных членов предложения: сначала ищем в предложении обстоятельство, потом дополнение, затем определение и приложение. При этом должны помнить, что члены предложения, в первую очередь, определяются по вопросам, по форме слова. Первая стрелка символизирует обстоятельство, вторая – дополнение, третья и четвёртая – определение и приложение.
Приведём пример нахождения главных и второстепенных членов предложения.
Выводы:
В ходе работы над проектом мы
Рефлексия:
Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. Люди всегда стремились получить её. Обладание истиной продвигает нас вперед на нелёгком пути познания. Добыть истинные знания, пусть даже неполные, всегда не легко. Чтобы расширить возможности познания, человек прибегал к самым невероятным, а порой абсурдным, на первый взгляд, утверждениям. Наши предположения – не исключение. Некоторым оппонентам они покажутся нелепыми. Однако наш подход является достаточно убедительным в ряде аргументов:
Предыдущие наши эксперименты с координатной прямой и правописанием необычны. Правописание и образование от существительных достаточно сложная тема.
Применение математического моделирования помогает разобраться с проблемой основательно.
Использовать данный метод можно на разных уровнях обучения, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым.
Наш подход основан на топологии.
Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур (свойства не изменяются при любых непрерывных преобразованиях фигур).
Язык – сложившаяся система. Это позволяет соотнести две науки – геометрию и русский язык, т.к. они являются сферами познания мира.
Источники информации:
Слайд 1
Применение визуализационных моделей на уроках русского языка и геометрии Анистратова Александра, 8 класс Быстрякова София, 8 класс МОУ СШ №32 «Эврика-развитие» Волжский 2019Слайд 2
Руководители Голубева Татьяна Алексеевна, учитель математики МОУ СШ №32 Щелконогова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №32
Слайд 3
Цель Использование геометрических фигур и их свойств в структурировании членов предложения.
Слайд 4
Задачи повторение видов параллелограммов и их свойств; п редставление способов определения членов предложения ( по вопросу и по грамматической форме); моделирование системы взаимосвязей в русском синтаксисе; применение данного подхода в практической деятельности.
Слайд 5
Предисловие Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для представления и понимания в других областях образовательной деятельности? Этот вопрос далеко не простой. Современные образовательные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи. Этот проект покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций, которые возникли вследствие ассоциации . Геометрические фигуры, в частности, квадрат, позволяют наглядно представить систему членов предложения. Ассоциативные связи чётко создают картину, которая визуализируется в анимации. Возникшая аналогия не случайна. Мы пробуем разобраться в ней и использовать в объяснении конкретных предметных явлений.
Слайд 6
Грамматическая основа предложения КАКОВА? КАКОВЫ? ЧТО ДЕЛАЛ? …? ЧТО ? КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ЕСТЬ? …? К ТО ЕСТЬ? ИЛИ ИЛИ СКОЛЬКО ЕСТЬ?
Слайд 7
Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами . Что сделал ? Кто ? гл . мест . Пример (А . Пушкин )
Слайд 8
Виды параллелограммов и их свойства
Слайд 9
Свойства квадрата Квадрат – это замкнутая фигура
Слайд 10
Г О Перенос свойства центральной симметрии, имеющегося у квадрата, на предложение в русском языке
Слайд 11
Г О ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Слайд 12
Г О ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ГДЕ? КУДА? ЗАЧЕМ? … ? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? … ? Все падежные вопросы, кроме И.п. КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? …? П.ф. причастия, прилагательного; порядковое числительное Существительное
Слайд 13
Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям . Что делал ? гл . Что ? сущ . Пример (А . Пушкин ) Как ? д ееприч. оборот
Слайд 14
Выводы В ходе работы над проектом мы повторили виды параллелограммов и их свойства; представили способы определения членов предложения (по вопросу и по грамматической форме ); смоделировали системы взаимосвязей в русском синтаксисе; применили данный подход в практической деятельности.
Слайд 15
Рефлексия Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. Люди всегда стремились получить её. Обладание истиной продвигает нас вперед на нелёгком пути познания. Добыть истинные знания, пусть даже неполные, всегда не легко. Чтобы расширить возможности познания, человек прибегал к самым невероятным, а порой абсурдным, на первый взгляд, утверждениям. Наши предположения – не исключение. Некоторым оппонентам они покажутся нелепыми. Однако наш подход является достаточно убедительным в ряде аргументов: Мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. Знания предметных систем подчинено логике. Наш подход, возникший вследствие ассоциативных связей, убедителен. Предыдущие наши эксперименты с координатной прямой и правописанием необычны. Правописание и образование от существительных достаточно сложная тема. Применение математического моделирования помогает разобраться с проблемой основательно.
Слайд 16
Рефлексия Использовать данный метод можно на разных уровнях обучения, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Наш подход основан на топологии. Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур (свойства не изменяются при любых непрерывных преобразованиях фигур). Язык – сложившаяся система. Это позволяет соотнести две науки – геометрию и русский язык, т.к. они являются сферами познания мира .
Слайд 17
Источники информации Лёве Г. “Учимся всю жизнь” изд. Прогресс, Москва, 1983 г . Журнал “Высшее образование в России” Издательство “Прогресс”, 1997 г., стр. 14 “ Перемены. Педагогический журнал Москва “Эврика” В.Т. Кудрявцев. “Развитие воображения – волшебный ключ к дверям культуры?” Громыко Ю.В. “Метапредмет знак”. Изд. Пушкинский дом АО “Московские учебники”, Москва, 2001 г.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Пока бьют часы
Иван Васильевич меняет профессию
Сказка "12 месяцев". История и современность
Снегири и коты
Рисуем крокусы акварелью