Тема взаимосвязи математики и медицины вызвала у меня глубокий интерес, и я решила доказать это эмпирическим путем, призвав на помощь своих товарищей.
Объект исследования: студенты нашего колледжа.
Предмет исследования: уровень здоровья студентов.
Цель исследовательской работы: формирование заинтересованности обучающихся в изучении математики, определение значимости математики в медицине, в частности – для определения уровня своего здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
yusupova.docx | 40.77 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения Москвы
«Медицинский колледж №6»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«МАТЕМАТИКА И ЗДОРОВЬЕ»
Юсупова Мавлуда
студентка 1 курса, специальность 34.02.01. Сестринское дело
Научный руководитель – Курмакаева Роза Иматьевна,
преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
Введение
Все науки взаимосвязаны, и, практически, не могут существовать друг без друга. Однако, следует отметить особую роль математики, ведь не зря же её зовут царицей наук. Вы спросите: «Как такое может быть?» Ответ простой: «Везде есть опыты, в которых без математических расчетов не обойтись».
Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания, Галилео Галилей (1564-1642) говорил, что "Книга природы написана на языке математики". Почти через двести лет родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1742-1804) утверждал, что "Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики". Наконец, ещё через почти сто пятьдесят лет, практически уже в наше время, немецкий математик и логик Давид Гильберт (1862-1943) констатировал: "Математика - основа всего точного естествознания".
Приведенные высказывания великих ученых дают полное представление о роли и значении математики во всех областях жизни людей. Математика имеет почти такое же значение для остальных наук, как и логика. Роль математики заключается в построении и анализе количественных математических моделей, а также в исследовании структур, подчинённых формальным законам. Обработка и анализ экспериментальных результатов, построение гипотез и применение научных теорий в практической деятельности требует использования математики.
Большинство людей не задумывается, что результаты деятельности математиков они ежедневно видят вокруг себя. Без математических расчетов невозможны ни архитектура, ни проектирование техники, ни даже составление режима работы светофоров на загруженных магистралях. Математика – это чрезвычайно мощный и гибкий инструмент при изучении окружающего нас мира. Все сведения фиксируются и обрабатываются в виде чисел.
Медицина и математика также тесно взаимосвязаны – математические законы, формулы помогают медицине в назначении и расчётах лекарственных препаратов. С их помощью в медицине можно произвести:
- правильный подбор очков и т.д.
Тема взаимосвязи математики и медицины вызвала у меня глубокий интерес, и я решила доказать это эмпирическим путем, призвав на помощь своих товарищей.
Объект исследования: студенты нашего колледжа.
Предмет исследования: уровень здоровья студентов.
Цель исследовательской работы: формирование заинтересованности обучающихся в изучении математики, определение значимости математики в медицине, в частности – для определения уровня своего здоровья.
Задачи исследовательской работы:
Методы исследования:
1. Информационный: накопление научного материала; изучение литературы и источников, ознакомление с историей и теорией вопроса; консультации, собеседования.
2. Технологический: проведение измерений, проверка и уточнение фактов; сделанных выводов.
3. Аналитический: осмысление собранного материала; сравнение; анализ и обобщение.
4. Практический: сопоставление полученных результатов с общепринятыми нормами.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы состоит в том, чтобы довести до сведения своих сокурсников мысль, что здоровье человека относится к глобальным проблемам, решение которых зависит от усилий каждого человека и отдельных профессиональных групп, к которым, в первую очередь, относятся работники медицины.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный мною материал и оформленный в форме буклета, электронной презентации, может быть использован студентами для повышения образовательного уровня, а преподавателями - на занятиях по соответствующей теме.
План исследовательской работы:
а) изучение специальной литературы в библиотеке (в т.ч. электронной);
б) сбор информации в сети Internet.
Исследование состояния здоровья у группы студентов
Для исследования была выбрана группа студентов из 1С9 (10 человек)
При проведении функционального обследования и оценке физического развития исследуемого применяют следующие антропометрические индексы.
Кроме антропометрических индексов при обследовании функционального состояния используются следующие расчетные показатели.
У каждого студента измеряла рост, вес, окружность талии, окружность бедер, окружность грудной клетки, частоту дыхания, проба Штанге, проба Генчи, артериальное давление, пульс в состоянии покоя и после физической нагрузки, время восстановления после приседаний. Результаты обследования каждого студента заносила в таблицу:
№ п/п | Ф.И. | Вес (кг) | Рост (см) | Окружность грудной клетки (вдох) | Окружность талии | Окружность бедер | ИМТ Норма 19-25 | ЧД Норма 12-14 мин | Проба Штанге Норма 40-55с | Проба Генчи Норма 25-30с | Пульс в покое до 64 -отл | Пульс после приседаний Норма До 25% -отл | Время восстанов Норма 1-3 мин | АД Норма 70-120 | |||
Норма рост/2 +(2-4см) | Рез изм | Норма Рост -100см | Рез изм | Норма рост – 100 +30см | Рез изм | ||||||||||||
1 | Бабаян Кристина | 51.5 | 158,5 | 80-84 | 87 | 59 | 69 | 89 | 90 | 20,5 | 11 | 27 | 12 | 68 | 75 (11%) | 2 мин | 60-120 |
2 | Деветова Заира | 60 | 159 | 80-84 | 95 | 59 | 74 | 89 | 97 | 24 | 13 | 26 | 15 | 104 | 115 (11%) | 3 мин | 60-120 |
3 | Лежнева Елизавета | 60 | 170,5 | 90-94 | 94 | 71 | 65 | 101 | 93 | 19,4 | 12 | 33 | 18 | 51 | 81 (58%) | 2 мин | 80-120 |
4 | Макиенко Софья | 49 | 165 | 83-87 | 87 | 65 | 63 | 95 | 85 | 18 | 12 | 41 | 27 | 79 | 97 (23%) | 2 мин | 90-110 |
5 | Нагоева Элина | 51 | 165,5 | 83-87 | 85 | 66 | 62 | 96 | 85 | 18,5 | 15 | 45 | 17 | 70 | 135 (92%) | 3 мин | 60-120 |
6 | Салихова Амина | 57 | 156,5 | 79-83 | 86 | 57 | 67 | 87 | 82 | 23,2 | 11 | 16 | 19 | 74 | 133 (78%) | 2 мин | 60-120 |
7 | Султанова Кишинев | 50 | 162 | 81-84 | 86 | 62 | 65 | 92 | 88 | 19,2 | 13 | 29 | 21 | 65 | 105 (62%) | 2 мин | 60-120 |
8 | Ханапова Марьям | 65 | 164 | 82-85 | 94 | 64 | 74 | 94 | 92 | 24,2 | 10 | 47 | 21 | 98 | 117 (19%) | 3 мин | 60-120 |
9 | Цициура Анастасия | 47 | 161 | 81-84 | 84 | 61 | 69 | 91 | 77 | 18,1 | 12 | 47 | 30 | 65 | 90 (38%) | 3 мин | 57-117 |
10 | Юсупова Мавлуда | 56 | 166,5 | 84-87 | 90 | 67 | 69 | 97 | 97 | 20,7 | 12 | 50 | 32 | 90 | 122 (36%) | 3 мин | 60-120 |
Оценка уровня физического здоровья
Существует множество методик оценки уровня физического здоровья человека. В последнее время преимущественно пользуется методика Апанасенко Геннадия Алексеевича. Ученый предложил оценивать уровень здоровья по пяти категориям, что позволяет определять так называемый профиль здоровья. Уровень здоровья оценивается по 5-балльной шкале. В нижеприведенных таблицах используются следующие сокращения:N -величина показателя; М-масса тела,F -динамометрия сильнейшей руки, кг; ЖЕЛ – жизненная емкость легких, мл; ЧСС-частота сердечных сокращений, уд/мин; АД – артериальное давление, мм рт. ст.
Оценка отдельных параметров (в баллах) покажет слабые стороны развития и поможет их ликвидировать: нормализовать вес, увеличить силу, жизненную емкость легких и т.п.
Кроме того, если даже раз в месяц в течение года проводить подобную оценку своего состояния, то можно будет выявить и свои «зоны риска» - зоны снижения функциональных возможностей организма. Для мужчин и женщин показатели варьируют.
Показатели | Уровень здоровья мужчин | |||||
I | II | III | IV | V | ||
низкий | Ниже среднего | средний | Выше среднего | высокий | ||
Масс в(г)/ Рост(см) | N балл | 501 | 500-451 | 450 | - | - |
-2 | -1 | 0 | ||||
ЖЕЛ (мл)/ Масса (кг) | N балл | <50 | 51 - 55 | 56 -60 | 61 – 66 | >66 |
0 | 1 | 2 | 4 | 5 | ||
F(кг)/ масса (кг)*100% | N балл | 60 | 61 - 65 | 66 -70 | 71 - 80 | >81 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
ЧСС*(АД/100) сис | N балл | >111 | 110 - 95 | 94 - 85 | 84 -70 | <67 |
-2 | 0 | 2 | 3 | 4 | ||
Время восстановления после приседаний | N балл | >3 | 3 -2 | 2 -1,5 | 1,5 - 1 | <1 |
-2 | 1 | 3 | 5 | 7 | ||
Уровень здоровья по сумме баллов | N балл | 4 | 5-9 | 10 - 13 | 14 - 16 | 17 - 24 |
Показатели | Уровень здоровья женщин | |||||
I | II | III | IV | V | ||
низкий | Ниже среднего | средний | Выше среднего | высокий | ||
Масс в(г)/ Рост(см) | N балл | >451 | 450 - 351 | 350 | - | - |
-2 | -1 | 0 | ||||
ЖЕЛ (мл)/ Масса (кг) | N балл | <40 | 41 - 45 | 46 - 50 | 51 - 56 | >56 |
0 | 1 | 2 | 3 | 5 | ||
F(кг)/ масса (кг)*100% | N балл | <40 | 41 - 45 | 51 - 55 | 56 - 60 | >61 |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
ЧСС*(АД/100) сис | N балл | >111 | 110 - 95 | 94 - 85 | 84 -70 | <69 |
-2 | 0 | 2 | 3 | 4 | ||
Время восстановления после приседаний | N балл | >3 | 3 -2 | 2 -1,5 | 1,5 - 1 | <1 |
-2 | 1 | 3 | 5 | 7 | ||
Уровень здоровья по сумме баллов | N балл | 4 | 5 - 9 | 10 - 13 | 14 - 16 | 17 - 24 |
Полученные результаты записали в итоговою таблицу (в баллах)
№ п/п | Фамилия, имя | Итог-сумма баллов | Уровни (группы) здоровья |
1 | Бабаян Кристина | 14 | IV Выше среднего |
2 | Деветова Заира | 7 | II Ниже среднего |
3 | Лежнева Елизавета | 15 | IV Выше среднего |
4 | Макиенко Софья | 13 | III Средний |
5 | Нагоева Элина | 10 | III Средний |
6 | Салихова Амина | 10 | III Средний |
7 | Султанова Кишинев | 14 | IV Выше среднего |
8 | Ханапова Марьям | 8 | II Ниже среднего |
9 | Цициура Анастасия | 12 | III Средний |
10 | Юсупова Мавлуда | 10 | III Средний |
Мы все прекрасно понимаем, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Как сказано в словаре Ожегова С. И - «Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма».
И мы, молодые, должны это хорошо помнить, ибо здоровый образ жизни – это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
В своей работе я хотела показать, как можно использовать, имеющиеся у студента математические знания, для самостоятельной диагностики уровня своего здоровья Выполняя работу, я поняла, что математика и математический стиль мышления совершают сейчас триумфальный марш как в науке, так и в ее применениях. Необходимо всем почувствовать это и относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием необходимости математических знаний, как для любого рода деятельности и для поддержания своего здоровья, так и для жизни всего человеческого общества.
Использованные источники:
Есть ли лёд на других планетах?
Шум и человек
Рисуем тыкву
Два морехода
5 зимних аудиосказок