Исследовательская работа .
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа . | 67.68 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павловская средняя школа №1
Ульяновская область, р.п. Павловка
Исследовательская работа
« Расти как на дрожжах или
дрожжи - удивительные
«гормоны» роста »
Направление : естественнонаучное.
Работу выполнила :
Гизмутдинова Арина –
ученица МБОУ Павловской СШ №1.
Руководитель :
Лисина Ольга Александровна –
учитель МБОУ Павловской СШ №1.
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Теоретическая часть | 5 |
1.1 | Основные понятия работы. | 5 |
1.2 | Дрожжи - как объект живой природы. | 5 |
2 | Экспериментальная часть | 8 |
2.1. | Дрожжевая подкормка - как «гормон» роста для объектов живой природы . | 8 |
Заключение. | 11 | |
Используемая литература и источники сети интернет | 12 | |
Приложение | 13 | |
Результаты опроса | 13 | |
Статья в районную газету «Искра» - «Дрожжи - «гормон» роста для растений» | 16 | |
Буклет «Дрожжевая подкормка в помощь огородникам» | 18 | |
Фото-отчет по выращиванию семян фасоли | 19 |
Введение
Как много удивительного и неизвестного происходит около нас. Свою исследовательскую работу я посвятила одному загадочному объекту живой природы – дрожжам. А всё началось с того, что я услышала слова : «Растет как на дрожжах» . Меня заинтересовал тот факт, как может что-то вырасти на дрожжах , и, что такое дрожжи. Первым делом, я спросила у своего старшего брата Руслана - студента Павловского технологического техникума , который учится на повара, слышал ли он что-то о дрожжах. Руслан пояснил мне, что «дрожжи используют в продукции общественного питания в хлебопечение и кондитерском производстве, что дрожжи – это грибы, наиболее благополучные для их проживания условия создаются при смешивании дрожжей с водой, мукой, солью и сахаром, а фразу « расти как на дрожжах» можно использовать для обозначения процесса увеличения чего-либо.
Таким образом, мною было сделано предположение (гипотеза): если дрожжи влияют на рост объектов живой природы, то фраза «расти как на дрожжах» имеет смысл.
Цель работы – экспериментально доказать влияние дрожжей на рост объектов живой природы.
Объектом исследования стали пекарские дрожжи, а именно дрожжевая подкормка в виде дрожжевого раствора.
Предмет исследования – влияние пекарских дрожжей на рост объектов живой природы, а именно на семена фасоли.
Задачи работы:
Этапы исследовательской работы :
I этап – подготовительный (сроки : ноябрь-январь 2014-15год);
II этап – экспериментально-исследовательский (сроки : февраль - март 2015год.)
III этап- теоретический - обобщение полученных результатов (сроки: март 2015г.)
Методы и формы исследовательской работы:
На первом этапе проводилось:
- изучение материала по данной теме в сети интернет и в научной литературе;
- опрос и видео-опрос учащихся начальных классов на знание основных понятий работы («дрожжи», смысл фразы «расти на дрожжах»);
- подготовка ко второму этапу – изготовление дрожжевой подкормки.
На втором этапе проводился сам эксперимент – исследовательский проект , по влиянию дрожжей на прорастание семян и рост фасоли в домашних условиях.
На третьем этапе:
- были проанализированы полученные результаты;
- оформлен исследовательский проект в виде исследовательской работы;
- экспериментально доказать некоторые свойства дрожжей.
- изготовление буклета « Дрожжевая подкормка в помощь огородникам».
- презентация исследовательского проекта на конкурсе исследовательских работ младших школьников «Малая академия»;
- написание статьи в районную газету «Искра» о результатах своей исследовательской работы.
Русское слово «дрожжи» происходит от праславянского «drozgati», что означает «давить, месить». А вот со староанглийского переводиться, как «пена, кипеть, выделять газ».
С точки зрения микробиологии дрожжи – это одноклеточные микроскопические грибы.
Микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы.
Гормоны - биологически активные вещества, которые регулируют обмен веществ, рост, развитие организма и работу его органов
Хлебопекарные или пекарские дрожжи активно используются для выпечки хлеба и огромного множества хлебобулочных изделий, содержат витамины (PP, H, B1, B6, BC).
Фразеологизм, или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). «Расти как на дрожжах»- быстро, мощно расти и увеличиваться (http://slovoborg.su/definition/- народный словарь русского языка).
Дрожжевая подкормка – раствор, полученный в результате растворения пекарских дрожжей в подслащенной воде.
Изучая научную литературу, я узнала, и это меня поразило, что , оказывается дрожжи являются объектом живой природы – это микроскопические грибы, и им свойственны все признаки живого. Дрожжи питаются, дышат, растут, размножаются, между дрожжами и окружающей средой происходит обмен веществ. Они живут в жидкости, например, в воде, и питаются некоторыми сладкими соединениями, например, сахаром.
Также мы провели опрос у учащихся 2-4 классов на то, что они знают о дрожжах, и какой смысл фразы «расти как на дрожжах». Результаты показали, что из 53 опрошенных , только 3 человека знают, что «дрожжи» - это грибы, а смысл фразы «расти как на грибах», т.е. быстро, очень быстро – 13 человек. Подробный анализ (Приложение №1).
Проводя свой эксперимент, по влиянию пекарских дрожжей на рост растений, и получив положительные результаты, я решила изучить некоторые признаки свойственные пекарским дрожжам, тем самым, возможно, раскрыть «секрет» , каким образом дрожжи влияют на рост растений. Для доказательства того, что дрожжам свойственны признаки живого я провела несколько опытов с применением пекарских дрожжей, используемых в моем проекте. Свои исследования были продемонстрированы перед учащимися своего класса.
Опыт 1, доказывающий, что дрожжи питаются и размножаются.
Я взяла полстакана теплой воды (желательно, кипяченой), насыпала туда чайную ложку сахара, размешала и добавила щепотку пекарских дрожжей. Через несколько минут капнула чуть-чуть раствора на предметное стекло, прижала покровным и посмотрела под электронным микроскопом с увеличением .
Я увидела маленькие круглые клетки – это и есть дрожжи. Наблюдая за ними некоторое время , я увидела , как на некоторых из них время от времени начинают расти как будто крохотные почечки – новые клетки дрожжей. Некоторые почечки отрывались от материнской клетки, а некоторые оставались на них, образуя маленькие цепочки.
Таким образом, я узнала, что в благоприятных условиях, дрожжи размножаются бесполым путем – почкованием и питаются сахаром.
Опыт 2, доказывающий, что дрожжи дышат и между ними и окружающей средой происходит обмен газов.
Для проведения своего исследования я взяла дрожжи, сахар, тёплую воду, колбу и воздушный шарик. Поместил в колбу пол пачки дрожжей, добавил 1 чайную ложку сахара.
Затем добавила в колбу небольшое количество тёплой воды, сверху, на колбу надела воздушный шарик и поставила в тёплое место.
Через пять минут дрожжи немного увеличились в объёме, а шарик поднялся вверх. Через пятнадцать минут дрожжи увеличились в объёме в два раза, а шарик начал понемногу надуваться – это связано с тем, что дрожжи дышат и выделяют углекислый газ, который и заполняет мой шарик.
Прошло полчаса – воздушный шарик раздулся ещё больше, а через час он стал совсем большой. Дрожжи тем временем разрослись ещё больше и заняли всю колбу.
Таким образом, это еще раз подтверждает, что дрожжи это действительно живые организмы. Они дышат и выделяют при этом углекислый газ.
Хлебопекарные дрожжи, также богаты белками, углеводами, органическим железом, содержат массу витаминов (PP, H, B1, B6, BC), минералов, микроэлементов, аминокислот и ростовых веществ – это витамин В1 – тиамин, который способствует росту организма и участвует в жировом, белковом и водном обмене , под их воздействием активизируется рост растений, укрепляется их сопротивляемость к различным вредителям и болезням, а также ускоряется процесс корнеобразования.
Этим самым я нашла секрет того, почему на дрожжах так быстро все растет.
роста для объектов живой природы .
Проводя свое исследование, я поняла, что данная работа актуальна на сегодняшний день, так как 90% населения являются либо цветоводами , либо садоводами, либо огородниками. Все стараются, в цветочных горшках, на своем участке, использовать все больше органических удобрений и все меньше прибегать к химии. А иногда в качестве удобрения используют достаточно неожиданные продукты, результат воздействия которых не заставляет себя долго ждать. Таким «неожиданным» продуктам являются пекарные дрожжи.
Мой эксперимент, доказывающий, что дрожжи являются средством для быстрого роста, начался с подготовки дрожжевой подкормки. В проведение эксперимента мне помогала мама. Вначале мы сделали дрожжевой раствор, рецепт дрожжевого раствора я взяла с сайта Журнала WomanAdvice: сухие дрожжи развели в теплой воде в соотношении 2,5 г. на 2,5 л. , потом добавили 0,5 столовые ложки сахара и дали постоять раствору около 30 минут. После этого раствор разбавили 12,5 л. воды .
Далее начался сам эксперимент. В своем опыте я использовала семена фасоли: 5 семян фасоли мы замочили в дрожжевом растворе , 5 семян фасоли – в обыкновенной воде. Дальше в листе наблюдений , я ежедневно записывала свою деятельность и то, что происходило с семенами. Получились следующие результаты .
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
Деятельность | Объект №1 (экспериментальный) | Деятельность | Объект №2 | |
1 день 19.02.2015 | закладка семян | 5 семян фасоли | закладка семян | 5 семян фасоли |
смочили вату дрожжевым раствором | смочили вату водой | |||
2 день 20.02.2015 | смочили вату дрожжевым раствором | семена фасоли сморщились и набухли | смочили вату водой | семена фасоли сморщились и набухли |
3 день 21.02.2015 | подлила раствор | все семена стали чуть больше | подлила воду | все семена стали чуть больше |
4 день 22.02.2015 | подлила раствор | у одного семени лопнула кожура, проклюнулся зародышевый корешок | подлила воду | без изменений |
5 день 23.02.2015 | пересадили семя в землю, полили дрожжевым раствором | без изменений | подлила воду | без изменений |
6 день 24.02.2015 | Полив дрожжевой водой | начал расти зародышевый побег, земля лопнула , появилась верхушечная почка | без изменений | |
7 день 25.02.2015 | Зародышевый корешок укоренился, появился зародышевый побег(17.00), вся семядоля вышла из кожуры наверх (19.00) | у одного семени лопнула кожура, проклюнулся зародышевый корешок | ||
8 день 26.02.2015 | Полив дрожжевой водой | наземный побег поднялся на 4 см., появились 2 скрученных листочка | пересадили семя в землю, полили водой | без изменений |
9 день 27.02.2015 | 7.30 - наземный побег вытянулся еще на 5 см, его высота стала около 10 см. 18.00 - листочки распустились. | 7.30 -без изменений 18.00- появились семядоли | ||
10 день 28.02.2015 | Побег вытянулся до 15 см. (+ 4 см) | без изменений | ||
11 день 01.03.2015 | Полив дрожжевой водой | Побег вытянулся до 17 см. (+ 2 см), появились еще 2 листочка | Полив | появилась верхушечная почка |
12 день 02.03.2015 | Побег вытянулся до 19,5 см. (+ 2,5 см) | Зародышевый побег с семядолями появился из-под земли на 4 см | ||
13 день 03.03.2015 | Полив дрожжевой водой | Побег вытянулся до 23,5 см. (+ 4 см) | Полив | Наземный побег начал вытягиваться, появились листочки |
14 день 04.03.2015 | Побег подвязали к опоре | Побег вытянулся до 27,5 см. (+ 4 см), появился третий листочек | Побег вытянулся на 1.5 см, листочки стали распускаться | |
15 день 05.03.2015 | Полив дрожжевой водой | Побег вытянулся до 32 см. (+ 4 ,5 см), третий листочек распустился | Полив | Побег вытянулся до 9 см (+3,5), распустились2 небольших желтоватых листочка |
Таким образом , за 15 дней побег фасоли ,поливаемый дрожжевым раствором, вырос на 32 см, а побег фасоли поливаемый водой на 9 см., что ещё раз подтвердило мое предположение.
Заключение
В ходе исследовательской работы, я узнала много интересного о дрожжах. Оказывается без этих одноклеточных организмов, мы не смогли бы испечь вкусный дрожжевой хлеб, или заквасить простоквашу, они обладают лечебными свойствами. Изучая дрожжи можно провести большое множество экспериментов, доказывающих условия для жизни , роста , размножения данных микроорганизмов.
Результаты моих исследований, доказали, что мое предположение верно. Дрожжи на самом деле являются хорошим , недорогим, средством для роста объектов живой природы. Таким образом, дрожжи можно считать «гормоном» роста. И тот факт, что фраза «Расти как на дрожжах» имеет смысл. Поставленная мною цель была достигнута полностью, все задачи решены.
По-моему, данная работа будет интересна для людей занимающихся земледелием , так как, дрожжевым раствором можно подкармливать абсолютно любые растения: овощи, цветы, плодово-ягодные и культурные растения. Особенно ярко выражено реагируют на дрожжевое удобрение такие культуры, как помидоры, огурцы, перец, а также петуния и герань. Но надо соблюдать некоторые условия , так как в процессе брожения дрожжи поглощают много калия, необходимо поливать растения дрожжами производя параллельно внесение зольного настоя.
Выходом моей исследовательской работы стало изготовление буклета «Дрожжевая подкормка в помощь огородникам», а также написание статьи в районную газету «Искра» - «Дрожжи – «гормон» роста для растений.
Используемая литература и источники сети интернет .
Приложение 1.
Анализ результатов опроса .
В опросе участвовали учащиеся 2-4 классов - 53 человека:
2 класс – 24;
3 класс-15;
4 класс – 14, которым было задано два вопроса:
Проанализировав опросные листы , получили следующие результаты.
Первый вопрос : «Что такое дрожжи? »
Другие варианты ответов были следующие :
2 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Из них делают, либо добавляют в тесто | 10 | |
Из них делают хлеб | 2 | |
Это пшено | 1 | |
Смесь, которая поднимает тесто | 1 | |
Это тесто, из которого пекут пироги | 5 |
3 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Из них делают квас, спирт, тесто | 2 | |
Необходимые для теста. | 4 | |
Специи для теста. | 1 | |
Продукт, кисломолочный продукт | 2 | |
Это порошочек, от которого тесто становится мягче. | 1 |
4 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Порошок, либо вещество, которое добавляют в тесто | 2 | |
Растительные бактерии (грибы) | 1 | |
Извините, но я забыл(а) | 2 |
Таким образом, только 3 учащихся 4 класса знают, что дрожжи – это грибы. 16 человек вообще не знают данного понятия, а 24 человека высказали свое мнение различными вариантами ответов.
Второй вопрос : «Как вы понимаете смысл фразы «Расти как на дрожжах?»
Другие варианты ответов были следующие :
2 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Расти здоровым | 1 |
3 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Когда тесто быстро поднимается, либо растет | 3 | |
Значит, мы едим хлеб, а хлеб состоит из дрожжей | 1 | |
Расти как тесто | 2 |
4 класс
Ответы | кол-во ответов | |
Расти как грибы | 1 | |
Растут растения на дрожжах очень хорошо | 1 |
Таким образом, только 13 учащихся понимают смысл фразы, 31 не знают, что такое «расти как на дрожжах», у 9 опрошенных свои варианты понятия смысла фразы.
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Белый лист
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Рисуем зимние домики