Цель нашего проекта «Сказка как эффективное средство формирования геометрических понятий», мы выдвинули следующие гипотезы: сказочный творческий подход мешает усвоению геометрических понятий, на уроках математики не приемлем или сказочный творческий подход способствует усвоению геометрических понятий, развивает у учащихся необходимые навыки.
Вложение | Размер |
---|---|
геометрические сказки | 1023 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ Е.К. ЗЫРЯНОВА»
Проект по математике
«Геометрические сказки»
Выполнили:
Смолякова Даша 5 «а»
Лунева Аня 5 «а»
Першина Лиза 5 «а»
Ермалович Алина 5 «а»
Манаков Богдан 5 «б»
Чащукин Иван 5 «б»
Руководитель: Аксенова А.В.
учитель математики
категория высшая
Березовка
2018
Аннотация
Выполнили: Смолякова Даша 5 «а»; Лунева Аня 5 «а»; Першина Лиза 5 «а»;
Ермалович Алина 5 «а»; Манаков Богдан 5 «б»; Чащукин Иван 5 «б».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа№1 им. Е.К. Зырянова»
Проект по математике «Геометрические сказки».
Руководитель Аксенова А.В. МБОУ «Березовская средняя школа№1 им. Е.К. Зырянова», учитель математики.
Мы знаем сказки с детства, читаем их на уроках литературы, но никогда не слышали геометрические сказки. И когда нам задали сочинить на уроке математики геометрическую сказку не знали как ее сочинить. Учитель рассказала свою сказку «Путешествие точки по стране Геометрия» из сказки мы узнали что такое точка и как обозначается, как появились: прямая, луч ,отрезок и их обозначение. Мы слушали все очень внимательно, с интересом. Потом объяснила, в чем особенность геометрических сказок и предложила создать проект «Геометрические сказки».
Цель нашего проекта «Сказка как эффективное средство формирования геометрических понятий», мы выдвинули следующие гипотезы: сказочный творческий подход мешает усвоению геометрических понятий, на уроках математики не приемлем или сказочный творческий подход способствует усвоению геометрических понятий, развивает у учащихся необходимые навыки.
Для достижения цели нужно решить ряд задач: выяснить может ли сказка повысить интерес к математике; провести анкетирование среди учащихся и сделать анализ результатов; создать памятку как сочинить математическую сказку; создать сборник сказок. Использовали в работе над проектом литературу и сайты интернета, посвященные различным подходам в ведении уроков математики.
Мы пришли к выводу, что нашла подтверждение первая гипотеза, о том, что сказочный творческий подход способствует усвоению геометрических понятий и развивает у учащихся логическое мышление.
Математические сказки являются средством для развития дальнейшего математического творчества. Они же являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий. Создание математических сказок является процессом творческим, как для ученика, так и для педагога.
Думаем, что составленные нами памятка «Как сочинить геометрическую сказку» и сборник сказок поможет ученикам в освоении непростой и интересной науке математика.
Введение
Цель нашего воспитания - вырастить творческую личность, которая сможет развить и претворить в жизнь все свои способности. Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества, и в то же время это важное средство умственного развития. Если бы не составление сказок, то, возможно, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной, а мышление — беспорядочным. Между творческим мышлением и словарным запасом учащегося существует прямая связь. Чем больше волнует ребенка слово, тем больше оно запоминается, поэтому многие сказки запоминаются детьми, как бы сами собой. От такого запоминания память не перегружается, а становится еще острее.
Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к математике.
Сказки нужны. На уроках, на внеклассных мероприятиях, где есть сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка изгоняет скуку. Благодаря сказке на разных мероприятиях присутствуют юмор, фантазия, выдумка, творчество. А главное – ученики учатся математике.
Цель: сказка как эффективное средство формирования геометрических понятий
Гипотезы:
∙ Сказочный творческий подход мешает усвоению геометрических понятий, на уроках математики не приемлем.
∙ Сказочный творческий подход способствует усвоению геометрических понятий, развивает у учащихся необходимые навыки.
Актуальность проекта - создание математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий, что является необходимым условием успешной учебы. Создание сказки позволяет привить вкус к самостоятельным рассуждениям, которые способствуют развитию математического мышления, и стимулируют мыслительный процесс.
Для достижения цели нужно решить ряд задач:
Предмет исследования: обобщение информации по теме: «Сказки в математике».
Объектом данной работы является литература и сайты интернета, посвященные различным подходам в ведении уроков математики, работы учащихся, которые проявили творческий подход к теме.
Методы исследования:
Основная часть
1 Может ли сказка повысить интерес к математике
Для развития творческих способностей к математике, считал академик Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности, интерес к искусству. Большую пользу для развития творческой личности ученика могут сыграть различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение математических сказок.
Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления необходимо создание детьми математических сказок, которые являются одной из форм развития математического творчества.
Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью, а так же уверенное владение математическими понятиями.
Сочинение математических сказок - занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию. Предлагая сочинить математическую сказку, ставится задача развития математического творчества, умения выражать свои мысли логично и последовательно. Работа по созданию математических сказок увлекательна, но она требует работы головы и души. Эта работа предполагает усилия не только со стороны ученика, но и учителя, который должен успевать за потребностями, возможностями и желаниями ребенка.
Обычно работа по формированию умения сочинять математические сказки начинается с чтения готовой математической сказки. Потом предлагается желающим придумать свою математическую сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Домашнее задание написать математическую сказку является нетрадиционным для урока математики и поэтому вызывает живой интерес у детей. Каждому учащемуся хочется проверить: а сможет ли он реализовать свой творческий замысел, как оценит сказку учитель, как отнесутся к его работе одноклассники? Написать математическую сказку берутся многие, но не все и не у каждого получается удачно. Учащимся необходимо напомнить структуру сказки, несмотря на то, что это они уже изучали на уроках литературы.
2 Анкетирование учащихся
Провели анкетирование среди пятиклассников нашей школы и получились следующие результаты
№ | Вопрос | ответы | % |
1 | Нравится ли вам, когда рассказывают сказки на уроках математики? | Да - 58 Нет - 10 | Да- 85 Нет- 15 |
2 | Какие сказки вам нравятся больше, рассказанные учителем или написанные самостоятельно и почему? | Учитель-54 (понятнее, интереснее, самому лень) Сам -14 (нравится сочинять) | Учитель-79 Сам -21 |
3 | Математический материал, по - вашему мнению, изложенный в виде сказки усваивается лучше или нет? | Да – 61 Нет - 7 | Да – 89 Нет - 11 |
Составили диаграммы результатов
Проведенный опрос среди учеников показал, что ребятам нравятся сказки на уроках математики, ты просто ненавязчиво запоминаешь новую тему.
3 Памятка «Как сочинить геометрическую сказку»
Сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.
С чего начать? Сказку можно начать «Однажды...» или «Жили-были...». Можно начать с описания главного героя или с описания места, где происходят события.
Работа по написанию математической сказки начинается с выбора её героев и сюжета. В ней действующими лицами будут математические понятия (точка, прямая, числа, цифры, знаки, различные геометрические фигуры …).
Сказочному персонажу стоит придумать особое сказочное имя. И не забыть рассказать хоть немного про его характер. И про его внешность. Очень важно переживать за своего главного героя, сочувствовать ему.
Кроме главного героя будут и другие персонажи. О них тоже полезно позаботиться. Как они выглядят? Какие у них внутренние особенности? Могут быть такие, что и сочувствовать им нечего, но описать всё равно надо.
Самое главное, чтобы в сказке была основная мысль, связанная с правилами математики. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Заключение
Проведенные нами исследования показали, что «человек не может понимать окружающий его мир только логикой мозга, он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией», как уверял С.В. Образцов. Мало просто вложить знания в душу ученика, их надо укрепить в ней, так чтобы знания остались на всю жизнь. Сказки в математике позволяют сделать это. Когда ученики писали свои сказки, они применили свои знания, полученные на уроках математики. Когда учитель рассказывает какое-то правило еще и в рифмованном варианте, оно легче запоминается. В работу включается не только логическое, но и творческое образное мышление.
На основании всего изложенного в работе, мы пришли к выводу, что нашла подтверждение первая гипотеза, о том, что сказочный творческий подход способствует усвоению геометрических понятий и развивает у учащихся логическое мышление.
Математические сказки являются средством для развития дальнейшего математического творчества. Они же являются средством для более прочного усвоения базовых математических понятий. Создание математических сказок является процессом творческим, как для ученика, так и для педагога.
Думаем, что составленный нами сборник сказок поможет ученикам в освоении непростой и интересной науке математика.
Литература
1. Н. Ехевич, Б. Никитин «Развивающие игры для детей», М: «ТОМО», 1990 г.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для школьников», СПб: «Акцидент», 1996 г.
3. Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова «Дети у истоков математики», М: АПО, 1994 г.
4.Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь 2009.
5.Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа 1994
6.Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968
Приложение
С чего всё началось…
Давным-давно жила была Прямая. Была она очень одинока. Всё проносилось мимо неё, не задерживаясь. Но однажды на ней появилась Точка. Стало немножко веселее.
У Прямой появились две подруги- лучи, которые постоянно держались за руку. Они были неразлучны. Прямая, помня, как она была одинока, никуда не отпускала сестер-лучей. А сестрички были непоседы - всё пытались сойти с Прямой в сторону, но точка держала их всё время на месте. Однажды, пока Прямая беседовала с одной из сестёр, вторая тихонько сошла с неё, и отошла в сторону, крепко держась за руку сестры. И вот чудо - появилась ещё одна фигура – Угол – это были братья смежные углы. Они постоянно изменялись – ведь шалунья–луч постоянно двигалась: то один был старший – тупой угол, а другой – острый; то хитрюга-луч снова убегала, и на глазах у всех старший брат уменьшался, а другой увеличивался. Больше всего им нравилась, когда безобразница делала их равными – они чувствовали себя прямыми, ровными и переставали выяснять отношения.
Жизнь пошла веселее. Но Точке вскоре надоели шумные споры неразумных братьев, и она поднатужилась, и… по лучам побежали две маленькие Точки. Малышки быстро удалялись прочь. Старшая испугалась, что больше их никогда не увидит и закричала, чтобы они остановились. Послушные малышки остановились и пригвоздили шалунью-луч. Больше она не ссорила братьев-углов. Главная Точка часто посылала приветы малышкам по дорожкам, которые однажды вдруг зашевелились и все увидели ещё двух своих родственников. Это были решительные, спокойные, но немного ленивые братья… Вы, наверное, догадались, что это были братья-отрезки. Все были счастливы в этом семействе Геометрии: и основательницы рода Прямая и Точка, и все остальные. Только очень уж тосковали малышки–точки. Им ужасно хотелось поболтать друг с другом, а не передавать приветы через Точку. И чего только не бывает в сказке – их желание осуществилось. Появилась дорожка, соединяющая наших малышек. Да и у братьев-отрезков появился еще один брат. И пока все радовались, вдруг всё вокруг затряслось, заколыхалось, раздался гром и появился ОН. Это было что-то очень знакомое и в тоже время ни на что не похожее. В нём было что-то от Прямой, от Луча, от Точки, в нём были и братья-отрезки, и углы … Но кто же это?!Конечно же, вы правы, это появилась геометрическая фигура-Треугольник. Новая фигура была очень признательна всем, кто помог ей появиться на свет.
В процессе геометрической эволюции в его семье появились братья и сёстры: Остроугольный, Прямоугольный, Тупоугольный треугольники, были в этой фамилии и Равносторонние, и Разносторонние, и даже Равнобедренные треугольники.
Вскоре в их роду появились и другие геометрические фигуры - семья Четырёхугольников: Квадрат, Ромб, Прямоугольник, Параллелограмм и др.; семья Пятиугольников и др. многоугольники и даже Окружности. В настоящее время род Геометрии – огромен. Но все фигуры уважают и почитают своих прародителей Точку и Прямую, с которых всё началось.
Сочинила:Ермалович Алина 5 «а» класс
Жили – были геометрические фигуры. В мире геометрических фигур треугольник был царем. Однажды собрались все жители мира геометрических фигур и решили помериться силой.
В соревнованиях участвовали лучшие из лучших представителей данного мира: треугольник, квадрат и круг.
Первым показывал свою силу треугольник. Какие бы тяжести он не поднимал, все равно оставался в своей форме: в форме треугольника.
Вторым участником соревнования вызвался квадрат. Он очень старался показать себя сильным и выносливым, но не смог остаться квадратом под действием разных тяжестей. То он превращался в прямоугольник, то – в параллелограмм, то – в ромб. Квадрату пришлось признать, что он проиграл и треугольник был сильнее него.
Третьим участвовал в соревновании круг. Он тоже старался, как мог, но при поднятии разных тяжестей он всегда превращался в овал. После многочисленных попыток круг признал свое поражение.
Все единогласно решили, что в честном соревновании победителем становится треугольник: самый сильный, выносливый, прочный из всех геометрических фигур. Ведь не случайно треугольник считают жёсткой фигурой. Не зря его выбрали царём в мире геометрических фигур!
Сочинил: Чащукин Иван, 5 «б»класс
«
Жила-была геометрическая семья: мама Окружность и папа Центр. И было у них несколько детей, похожих друг на друга, но все-таки разных.
Самый младший сынок Радиус не отходил от родителей ни на шаг, одной рукой он всегда держался за маму, а другой за папу, ни на секунду не отпуская их.
Дочка Хорда была постарше и посмелее. Она спокойно могла обходиться без отца Центра, но на прогулке всегда держалась за маму Окружность двумя руками.
Самым взрослым был сын Диаметр. Но хоть он и был в два раза больше Радиуса и больше Хорды, он очень любил обоих своих родителей и всегда держался за них.
Кроме родных детей, с ними жила племянница Касательная.
Она почти не нуждалась в опеке Окружности и Центра и редко общалась с ними и почти не бывала в их кругу. Но что-то общее с тетей Окружностью у нее все-таки было. И путешествуя в обе стороны до бесконечности, она все же одной рукой держалась за Окружность. Вот какая дружная семья.
Сочинил: Манаков Богдан, 5 «б»класс
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она ни встретила на своем пути, всем хвалилась:
- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если я перегнусь по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один на другой точь - в – точь наложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете!
- Как же зовут тебя, брат? – спрашивают встречные.
- А зовут меня просто…( Ученики называют название фигуры.)
Ходил Квадрат по свету… и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной кампании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.
- Если встречу родственника, то я его сразу узнаю,- думал Квадрат,- ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.
Спросил он тогда:
- Как зовут тебя, приятель?
- Называют меня…( Ученики должны определить, о какой фигуре идет речь)
-А мы не родственники ли с тобой?- продолжал спрашивать Квадрат.
-Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.
Ученики должны найти четыре признака сходства квадрата и прямоугольника и обдумать, какое общее название имеют эти фигуры. Какая «фамилия» у этих фигур. Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белому свету шагать.
Сочинил: учитель Аксенова А.В.
Жил- был на свете мальчик Петя .Ходил он в школу в пятый класс. Однажды на уроке математике учительница спросила Петю :
-«Петя , что такое луч?»
А он не смог ответить и получил два. Петя расстроился , идет домой, опустив голову. А лучик солнца все это видел. И решил помочь Пете. Обратился лучик к солнцу:
-«Разреши мне опуститься на Землю и помочь Пете».
Солнышко опустило лучик. Коснулся лучик Петиного плеча. Петя очень удивился, ведь рядом никого ни кого нет. Оглянулся Петя и увидел солнечный луч. Лучик говорит:
-«Давай Петя я тебе помогу пойдем домой, и я расскажу, что такое луч.
Пришел Петя домой , сел за стол взял тетрадь и приготовился слушать. Лучик говорит:
-« Я солнечный луч, беру свое начало от солнца. Сейчас я превращусь в обычный луч в твоей тетради. Солнце-это точка на твоем листе. Это точка- начало меня. Значит у луча есть начало. Я могу двигаться по прямой до бесконечности, у меня не конца»
И, лучик изобразил себя в Петиной тетради. Петя посмотрел на этот рисунок и понял что такое луч. А солнечный лучик улыбнулся Путу о отправился дальше путешествовать в пространстве. На следующем уроке Петя ответил на отлично.
Сочинила: Смолякова Даша, 5 «а»класс
«Сказка об отрезке.»
Жил-был Карандаш. Был он очень любознательный и хотел всё знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
- Как эта линия называется?
Вышел однажды Карандаш на прямую линию и пошёл по этой прямой. Шёл, шёл по прямой линии, долго шёл. Устал. Остановился и говорит:
- Долго ли я ещё буду идти? Скоро ли конец прямой?
Засмеялась Прямая:
- Эх ты, Карандаш! Ведь ты не дойдёшь до конца: разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
-Тогда я поверну назад, - сказал Карандаш. - Я, наверное, пошёл не в ту сторону.
-И в другую сторону не будет конца. У линии совсем нет концов. Она бесконечна... - И Прямая даже пропела про себя песенку:
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней иди,
Не найти конца пути!
Опечалился Карандаш, узнав, что у линии совсем нет концов.
-Как же быть? Что же мне так и придётся идти и идти без конца?
-Ну, если ты не хочешь идти без конца, то отметь на прямой две точки, -подсказала Прямая.
-Ура! - закричал Карандаш. - Появились два конца, теперь я могу гулять по Прямой линии от одной точки до другой. Что же получилось на Прямой? Как это называется?
-Это мой отрезок,- улыбнулась Прямая линия.
-Отрезок прямой, отрезок прямой, - с удовольствием повторял Карандаш, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого. (Он был так рад, что от усталости не осталось и следа.)
Составила: Першина Лиза 5 «а» класс
Медведь и солнце
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Плавает ли канцелярская скрепка?
Военная хитрость
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью