В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат. Одной из самых распространенных технологий автоматизированного сбора данных на сегодняшний день является штриховое кодирование. Автоматическая идентификация осуществляется автоматическое распознавание, расшифровку , обработку, запись и передачу информации, закодированной в штрих- коде. Штрих- коды позволяют быстро, просто и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в проверке и контроле.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_tsifrovoy_kod.docx | 69.93 КБ |
Чукотский Окружной Профильный лицей
Исследовательская работа
Штрих-код
Выполнил ученик 9-Б класса
Корона Рустам
Учитель Никонорова Т.С.
Г. Анадырь 2017
В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат. Одной из самых распространенных технологий автоматизированного сбора данных на сегодняшний день является штриховое кодирование. Автоматическая идентификация осуществляется автоматическое распознавание, расшифровку , обработку, запись и передачу информации, закодированной в штрих- коде. Штрих- коды позволяют быстро, просто и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в проверке и контроле.
В последние годы получили широкое распространение технологии автоматической идентификации на базе компьютерной техники, направленные прежде всего на повышение производительности труда и существенное снижение затрат.
Идентификация – это установление характера и назначения изделия на основе набора упорядоченной информации, которая используется для выяснения всех существующих характеристик, определяющих уникальность, т.е. отличающих его от всех других изделий.
В настоящее время известны 15 технологий автоматической идентификации:
В международной практике производства и торговли принято штриховое кодирование товаров.
Штриховой код – информационный знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Основана эта технология на различных графических представлениях кодов, обеспечивающих не только понятные человеку формы кодов, но и форматы, предназначенные для считывания специальными устройствами − сканерами штрих-кодов.
Штриховой код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций.
Дополнительные функции штрихового кода:
В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.
Причина этого заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых кодов становится экономически оправданной только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.
Необходимость внедрения штрихового кода возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных этапах его. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимости товара.
В настоящее время в США около 90% всех основных выпускаемых товаров имеют штриховые коды, в Германии – около 80%, во Франции – более 70%, в Швеции – около 45%.
Штриховое кодирование было изобретено молодым инженером Давидом Коллинзом. После окончания в 50-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института, он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, приносящей мало радости работой – сортировкой вагонов. Их надо было пересчитать, оперативно выяснить номера, справиться по ним в документации, определить, куда каждый должен следовать. Процедура довольно длительная, не гарантирующая безошибочности ее выполнения. Тогда пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание, инженер-изобретатель предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.
Испытания подтвердили: сканирующее устройство способно правильно считывать коды даже при скорости движения вагона около 100 км/час. Но Коллинз не успокоился на этом. Достигнутый успех лишь подтолкнул его к дальнейшему совершенствованию системы. В 1968 году он перешел от прожекторов, требовавших изрядного расхода энергии, к жестко сфокусированному лазерному лучу. Размеры сканирующей установки резко сократились. Меньше стала и сама кодовая маркировка.
Таким образом, в 60-е годы штриховое кодирование стало впервые применяться в США для идентификации железнодорожных вагонов, а в 1973 году появился «Универсальный товарный код» (UPC - Universal Product Code) для использования, а промышленности и торговле.
В 1977 г. по инициативе двенадцати европейских государств была создана Европейская ассоциация товарной нумерации – EAN (EAN – European Article Numbering, «Европейский артикул»).
На основе американского стандарта разработан новый европейский стандарт товарной нумерации и символьной маркировки.
После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.
Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются следующие из них:
В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN. В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:
Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.
Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.
Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.
Производители товаров России, пользуется сегодня двумя основными форматами штрих-кодов – это ОСК («Объединенная Система Кодирования» – национальная система штрихового кодирования, созданная 21 сентября 1998 г) и EAN (Международная система штрихового кодирования). Оба кода разработаны на основе кода 128.
Принятая в ОСК структура кода базируется на утвержденной Госстандартом России символике «код 128» ГОСТ Р 51003-96.
Сама технология штрихового кодирования, подразумевает уникальность штрих-кода для каждого товара, поэтому необходимо централизованное распределение штрих-кодов. Для решения этой задачи в России существуют две организации штрихового кодирования: EAN International, представителем которой в России является Ассоциация автоматической идентификации «ЮНИСКАН/EAN» Россия и Некоммерческое партнерство отечественных предприятий «Объединенная Система Кодирования» «ОСК РОССИЯ» ведут единый реестр предприятий и единую базу данных выпускаемой продукции.
В настоящий момент практически все выпускаемые в мире сканеры штрих-кодов, способны считывать наиболее популярные форматы кодов, включая ОСК-7, ОСК-15, EAN-13 (EAN-8), UPC A, Е, ITF, Code 39, ISBN и другие. При считывании, сканеры автоматически разбирают сканируемый код, могут проверить его корректность и умеют, при необходимости, различными способами модифицировать код (например, производить перекодировку из одного формата в другой). В результате считывания кода, сканеры выдают строку цифровых символов, представляющих штрих-код в форме, понятной для человека.
Система EAN является универсальной и может быть применена практически к любому виду товара и использована в любой точке цепи «производитель – оптовое предприятие – предприятие розничной торговли». В рамках системы EAN разработан и активно используется во многих странах мира стандарт электронного обмена данными (EANCOM).
Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (только для транспортной тары). Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров. Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13 – 13 знаков.
Структура кода EAN-13 представлена на рисунке:
Таблица – Структура штриховых кодов разных типов
Структура кодов | Порядковые номера знаков | ||
Типы штрих кодов | |||
EAN-8 | EAN-13 | EAN-14 | |
Страна, где находятся банк данных о штрих коде | 1—2 (3*) | 1—2 (3*) | 1—2 (3*) |
Организация-изготовитель или продавец | 3—5 (4—5)** | 3—7 (4—7)** | 3—7 (4—7)** |
Информация о товаре | 6—7 | 8—12 | — |
Код упаковки товара | — | — | 9—13 |
Контрольное число | 8 | 13 | 14 |
Примечания: * — страны, которым предоставлена возможность детализировать код страны на третьем разряде, например страны СНГ — 460-469. ** — в указанном выше случае изготовитель может использовать только четыре разряда. |
Коды EAN-8 и EAN-13 используют не только изготовители, но и продавцы для внутрифирменной маркировки. Особенностью такого кодирования является то, что считывание этих кодов осуществляется только при товародвижении внутри организации. В этом случае коды EAN-8 начинаются с нуля, а EAN-13 — с двойки.
В коде EAN-14 цифры с 9 по 13 дают информацию об упаковке товаров.
Последний код (8,13 или 14) — контрольное число, предназначенное для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN. Контрольное число находят путем определенной последовательности арифметических действий.
В настоящее время в России Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / EAN РОССИЯ насчитывает около 5000 предприятий-членов. Всем им присвоены уникальные идентификационные номера, которые начинаются с цифр 460 (EAN РОССИЯ).
ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ
460 | 0952 | 00001 | 9 |
Префикс ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ | Номерпредприятия "МЭЗОПласт" внутри ЮНИСКАН | Продукция «МЭЗОПласт» 1-е наименование | Контрольный разряд |
Структура кода оск-15
Структура кода оск-7
Регистрационный номер предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, 460952).
Первые цифры кода EAN называются префиксом национальной организации. Их присваивает EAN International (460 – ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ).
Регистрационный номер предприятия состоит из префикса национальной организации и номера предприятия внутри национальной организации (например, 0952 – АОЗТ «МЭЗОПласт»): 460 0952.
EAN International следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь Национальная организация (ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ) следит, чтобы никому в Ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 0952.
Если в EAN РОССИЯ (460) под номером 0952 зарегистрировано предприятие «МЭЗОПласт», то в EAN Греция (520) под номером 0952 будет зарегистрировано совсем другое предприятие (какое-нибудь греческое).
Если ваше предприятие получило регистрационный номер предприятия, то только Ваша продукция будет иметь штриховые коды, начинающиеся с 4600952.
Существует заблуждение, что расшифровав информацию штрихового кода EAN-13, можно узнать массу полезной информации. Это не так. На самом деле номер товара в штриховом коде EAN-13 служит ключом к информации, хранящейся в тех или иных базах данных.
Номер EAN-13 имеет следующую структуру:
• первые 2-3 цифры – это ПРЕФИКС или код национальной организации-члена EAN International (для России – 460);
• следующие цифры – это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
• следующая группа цифр – это порядковый номер продукции внутри предприятия;
• последняя 13-я цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.
Например, значение 4600952000019 может быть интерпретировано следующим образом (причем только в ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ):
460 | 0952 | 00001 | 9 |
Префикс ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ | Номерпредприятия "МЭЗОПласт" внутри ЮНИСКАН | Продукция «МЭЗОПласт» 1-е наименование | Контрольный разряд |
Существует заблуждение, что по первым 2-3 цифрам штрихового кода можно определить страну происхождения товара. Это не так.
Штриховой код не может служить свидетельством страны происхождения товара. По префиксу можно определить только в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие.
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку штриховые коды(исключение составляют Украина, Татарстан и Москва).
Предприятие имеет право определить в национальную организацию какой страны ему следует вступать. Например, вся продукция компании Coca-Cola, произведенная в Европе, имеет префикс национальной организации Бельгии-Люксембурга 54. Обратите внимание, что эти же цифры указаны в штриховом коде на бутылках Coca-Cola, произведенных в Москве.
Одно и то же предприятие может вступить одновременно в несколько национальных организаций. Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации – члены EAN International стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со свои штриховым кодом (например, для России – с префиксом 460, для Бельгии – с префиксом 54 и т.д.).
Структура кодов в системе «оск»
Основными кодами, используемыми в системе «ОСК» являются коды ОСК-7 и ОСК-15.
Структура кода оск-15
Код ОСК-15 состоит из 15 позиций. Первые шесть позиций кода являются индивидуальным номером предприятия, присвоенным в системе ОСК. 7 и 8 позиции кода являются номером региона согласно нумерации субъектов Российской Федерации, где зарегистрировано предприятие − изготовитель продукции. Таким образом, первые восемь позиций кода являются его постоянной частью. 9-11 позиции кода, являются классифицирующим признаком продукции. 12-15 цифры, обозначают индивидуальные качества продукта. Внутреннюю базу данных (учет штриховых кодов, присвоенных выпущенной продукции) в Ассоциации НП «ОСК» как правило, должен вести региональный представитель.
Структура кода оск-7
Структура кода ОСК-7 состоит из 7 позиций и отличается от кода ОСК-15 тем, что с его помощью может быть представлен лишь минимальный объем информации о товаре и производителе. Первые шесть позиций кода означают индивидуальный «короткий» код предприятия, а седьмая позиция − код продукции. Код ОСК-7 рекомендуется применять лишь в тех случаях, когда геометрический размер упаковки (этикетки, ярлыка и т.п.) не позволяет нанести полную информацию о продукции и требуется штрих-код маленького размера.
Кроме этих двух кодов, также широко используется код переменной величины от 8 до 14 цифр, т.е. ОСК 8, ОСК-9 и т.д.
Таким образом, штриховой код, разрабатываемый в системе НП «ОСК» имеет разные модификации и является достаточно гибким, чем обеспечивается его популярность и широкое применение в России среди отечественных производителей. Большую роль в таком выборе, играет также меньшая цена вступительного и ежегодного членского взноса.
Принцип штрихового кода – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.
Структура кода EAN-13 представлена на данном рисунке:
Штриховой код представляет собой чередование темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Штрихи и пробелы между ними обозначают определенные цифры в кодах ЭВМ. За единицу ширины принимается модуль – самый узкий штрих или пробел (ширина – 0,33 мм). Каждая цифра кодируется семью модулями, которые сгруппированы в два штриха и два пробела. Например, цифра 4 представлена как 1011100 (семь модулей, но два штриха и два пробела). Ширина штрихов и пробелов – от одного до трех модулей.
На рисунке, показанном выше, видно, что в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Код EAN начинается и заканчивается старт/стоповым знаком (101).
Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами. Таким образом, каждый товар получает индивидуальный знак, который легко «прочитывается» электроникой, измеряющей интенсивность отражения света от черных и белых полос.
Штриховой код не предназначены для передачи информации о товаре потребителю и для неавтоматизированной ее идентификации.
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
РАСЧЕТ КОНТРОЛЬНОГО РАЗРЯДА
Для расчета контрольного разряда в EAN-8, EAN-13, ITF-14, включая и американские коды UPC, используется один и тот же алгоритм вычислений («по модулю 10»):
Пронумеровать все разряды СПРАВА НАЛЕВО от 1 до 14, НАЧИНАЯ С ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЬНОГО РАЗРЯДА (1-Й).
ШАГ 1: Начиная со 2-го сложить значения всех ЧЕТНЫХ разрядов.
ШАГ 2: Полученную сумму умножить на 3.
ШАГ 3: Начиная со 3-го сложить значения всех НЕЧЕТНЫХ разрядов.
ШАГ 4: Сложить результаты, полученные во 2 и 3 шагах.
ШАГ 5: Значение контрольного разряда является наименьшим числом, которое в сумме с величиной, полученной в шаге 4, дает число, кратное 10.
Все недоразумения при расчетах возникают, как правило, по причине того, что многие неосознанно неправильно нумеруют разряды слева направо. При нумерации СПРАВА НАЛЕВО нет разницы в порядке расчета контрольного разряда С для 8, 12, 13 или 14-разрядного кода:
Разряды | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
EAN-8 |
|
|
|
|
| 4 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | C | |
UPC |
|
| 0 | 2 | 6 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 7 | 5 | C |
EAN-13 |
| 4 | 6 | 0 | 0 | 9 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | C |
ITF-14 | 1 | 4 | 6 | 0 | 0 | 9 | 5 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | C |
Пример вычисления контрольного разряда для номера 427622135746C (EAN-13)
Разряды | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
|
| 4 | 2 | 7 | 6 | 2 | 2 | 1 | 3 | 5 | 7 | 4 | 6 | C |
|
ШАГ 1 |
| 2 | + | 6 | + | 2 | + | 3 | + | 7 | + | 6 | = | 26 |
ШАГ 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| x3 | = | 78 |
ШАГ 3 | 4 | + | 7 | + | 2 | + | 1 | + | 5 | + | 4 |
| = | 23 |
ШАГ 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| шаг 2 | + | шаг 3 | = | 101 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| C | = | 9 |
В итоге получаем код EAN-13 = 4276221357469
Широкое распространение штрихового кода привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, штриховые коды сами стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).
Назовем признаки, позволяющие отличить подлинный штриховой код от фальсифицированного:
Шум и человек
Рисуем "Осенний дождь"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Прекрасное далёко