1.Цель исследовательской работы:
Определить причины, влияющие на нарушение зрения.
Разработать рекомендации по сохранению зрения.
Узнать несложные приемы сохранения зрения.
2. Задачи:
Дать детям знания о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
Закрепить знания о сохранении зрения.
Развивать и совершенствовать у детей умение заботиться о своем зрении.
3. Объект исследования:
Учащиеся 3 «В» класса
4. Гипотеза исследования:
Получить знания по сохранению зрения. Ведь безответственное отношение одноклассников к своему зрению приводит к его ухудшению.
Нарушения зрения способны в значительной мере снизить навыки общения и способность к обучению, стать причиной детских психологических, социальных и поведенческих проблем.
Школьная научно-практическая конференция
«Молодые исследователи - будущее России»
Здоровое зрение-основа полноценной жизни»
Автор: Файзуллина Яна Евгеньевна, 3В класс
МБОУ СОШ №44 г. Сургута
Руководитель: Фаттахова Т.Н.,
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №44
г. Сургут
2017г.
Содержание
Введение
Глава I
Теоретическая часть
1. Строение глаза.
2. Причины нарушения зрения у школьников.
Глава II
Практическая часть
1. Несоблюдение гигиенических правил при письме, чтении, работе с
компьютером.
2. Недостаточное естественное и искусственное освещение.
Заключение.
Приложения.
Исследовательская работа «Мое здоровье»
Тема: «Здоровое зрение-основа полноценной жизни»
Введение
Ежегодно во второй четверг октября мировое сообщество обращает внимание на проблему слепоты и нарушений зрения. Эта дата официально признана Всемирным днём зрения. В 2018 году будет 11 октября.
Непременным условием здоровья и полноценного развития ребенка является хорошее зрение. Именно через зрение ребенок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и его собственное видение. С этого и начинается личностное становление.
Если же острота детского зрения снижена, развитие ребенка может значительно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении очень важны. Причины, по которым ребенок плохо видит, могут быть самыми разными. Проблемы со зрением у ребенка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада.
Почти 50 процентов современных школьников к третьему классу имеют проблемы со зрением. Об этом свидетельствуют данные исследования "Национального научно-практического центра здоровья детей" Минздрава России.
Что же необходимо знать, чтобы сохранить зрение?!
По данным официальной статистики в республике Ханты Мансийского Автономного округа, нарушение зрения имеет в среднем каждый 5 школьник. Нас волнует здоровье школьника – как основа здоровья.
В данном исследовании будут рассмотрены такие вопросы:
1.Цель:
2. Задачи:
3. Объект исследования:
4. Гипотеза исследования:
5. Методы исследования:
Глава 1.
Строение органа глаз.
Его основная задача — «передать» правильное изображение зрительному нерву.
Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза — склерой.
Передняя камера глаза — это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
Хрусталик — «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.
Стекловидное тело — гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
Сетчатка — состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т. е. фотохимическая реакция.
Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
Сосудистая оболочка — выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.
Зрительный нерв — при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.
Зрение – один из пяти органов чувств человека. С его помощью мы получаем информацию о внешнем облике предметов, их расположении в пространстве. Наличие хорошего зрения особенно важно для детей, так как снижение его остроты может препятствовать полноценному развитию ребенка.
На ухудшение зрения, влияют такие факторы:
Имеется еще ряд причин,по которым ослабевает зрение:
Изучив много литературы, поняла, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и сразу возник вопрос: а знают ли об этом наши одноклассники?
Я совместно с классным руководителем Фаттаховой Татьяной Николаевной, провели анкетирование ребят 3 «В» класса.
В анкете приняло участие 27человек.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволил узнать, насколько хорошо видят ученики:
Хорошо -17
Средне -9
Плохо -1
Также по результатам анкеты я увидела, что ученики не очень хорошо знают, строение органа зрения - глаз.
Хорошо -8
Средне-12
Плохо-7
Как сохранить зрение 20 учеников.
Не знают 7 учеников.
Это очень хороший показатель.
Глава 2.
Для проверки соблюдения гигиенических правил при письме, чтении и работе на компьютере у учащихся нашего класса, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 27 человек.
Опрос показал, что на зрительное перенапряжение 15 учеников влияют компьютер, планшеты, гаджеты, значит ребята проводят довольно длительное время за компьютером! По нормам ученик должен заниматься на компьютере 1 час, с регламентированными перерывами через каждые 15 минут. В перерывах полезно делать гимнастику для глаз.
Также из диаграммы видно 10 учеников, устают при чтении, письменной работы.
Есть ряд причин влияющие на нагрузку глаз при такой деятельности, необходима правильная организация рабочего места, достаточное освещение, учесть норму непрерывного чтения – 30 минут работы.
От просмотра теле/передач глаза устают у 2-х учеников. Известно, что без отрицательного влияния на зрительный аппарат человек может смотреть телевизор не более двух часов подряд, после чего необходимо на 1 час сделать перерыв.
Также по анкетированию выяснили, что быстрой утомляемости глаз у учеников не наблюдается. Значит на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Я и мои ученики с радостью выполняем упражнения для снятия напряжения.
Это помогает ученикам снять усталость, расслабляет, стимулирует работу слезных каналов, препятствует снижению зрения.
Соответственно опрос показал, что 23 ученика умеют выполнять гимнастику для глаз и выполняют ее как в школе, так и дома при выполнении домашнего задания. А вот 4 ученика не выполняют.
По моим вопросам предложенным ученикам, что они делают, для снятия напряжения с глаз, 17 учеников ответили, что выполняют гимнастику для глаз, 6 учеников отдыхают (делают перерывы), что тоже неплохо, 4 ученика ничего не выполняют.
Ребята знают, что во время зрительных нагрузок необходимо давать отдых глазам.
Иначе это приведет к утомляемости и заболеванию глаз.
Из вопросов предложенных моим ученикам в анкете мы видим, 23 ученика знают и придерживаются правил бережного отношения к зрению. Не придерживаются 4 ученика.
Значит ребята читают при хорошем освещении, не читают лежа и в транспорте, сидят не ближе 3-з метров от телевизора, носят очки и т.д.
Ученые доказали, что для сохранения зрения очень полезна двигательная активность. Если ранее людям с нарушениями зрения настоятельно рекомендовали избегать занятий спортом и ограничиться лечебной физкультурой, т.е. близорукость/дальнозоркость и спорт были несовместимы, то теперь умеренные занятия физкультурой рекомендованы в качестве эффективного средства для предупреждения прогрессирования заболевания.
По анкетированию мы видим, что 22 ученика занимаются спортом, а 5 учеников не занимаются.
Недостаточное естественное и искусственное освещение.
В жизни школьника школа занимает большое значение, так как именно здесь протекают лучшие года детства, и происходит процесс обучения детей новым знаниям. Поскольку детский организм очень восприимчив к новой информации, а также окружающей его среде, то для наибольшей эффективности образовательного процесса в школе должны быть созданы благоприятные условия обучения. Особенно важно здесь освещение.
Проектируют 2 типа освещения в учебных заведениях:
Ознакомившись с литературой, сделала вывод, что в нашем классе освещение соответствует нормам и требованиям освещенности.
Естественное освещение поступает благодаря большим оконным проемам. В нашем классе боковое левостороннее освещение.
Окна оборудованы регулируемым солнцезащитным устройством – жалюзи, светлого тона. В нерабочем состоянии жалюзи размещаются в боковых простенках между окнами.
На подоконниках цветы расставлены не выше 22 см.
Естественное освещение дополняется искусственным освещением. В классе использовано 12 светильников. При искусственной подсветке наблюдается равномерное распределение света по площади класса. Отсутствует слепящий и мерцающий эффект. Шума от осветительных приборов не наблюдается.
Заключение
Проанализировав все собранные данные, наши исследования показали, что основными причинами ухудшения зрения у одноклассников являются:
Вывод: действительно, безответственное отношение ребят к своему зрению, приводит к его нарушению.
Совместно с классным руководителем Фаттаховой Татьяной Николаевной, разработали ряд рекомендаций по сохранению зрения, для учеников.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз.
Рекомендации учителям:
Акварельные гвоздики
Попробуем на вкус солёность моря?
Зимняя сказка
Глупый мальчишка
Новый снимок Юпитера