Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов
Предмет «русский язык»
Номинация «исследовательская работа»
Тема. «Сравнительный анализ речи героини мультфильма «Маша и Медведь» и детей дошкольного возраста».
Работу выполнили: Галанов Владислав, Толкачева Лидия, учащиеся 6 класса МОБУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»
Вложение | Размер |
---|---|
rayonnaya_nauchno.docx | 869.34 КБ |
Районная научно - практическая конференция учащихся и педагогов
Предмет «русский язык»
Номинация «исследовательская работа»
Тема. «Сравнительный анализ речи героини мультфильма «Маша и Медведь» и детей дошкольного возраста».
Работу выполнили: Галанов Владислав, Толкачева Лидия,
учащиеся 6 класса МОБУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Студенихина О.И., учитель русского языка и литературы.
Оглавление.
Глава 1. Что такое речь?........................................................................... 5
Глава 2. Исследование речи Маши и воспитанников детского сада…6
Много интересного происходит в жизни ребенка. Знания о современном мире приходят к нему разными путями. Беседы с родителями, учителями, друзьями, книги и средства массовой информации, среди которых самыми востребованными считаются телевидение и интернет, помогают формировать представление о взаимоотношениях между людьми, готовят к активной жизни в обществе.
Для детей дошкольного возраста самым привлекательным способом получения информации об окружающем мире становится мультфильм. К наиболее популярным относится мультфильм « Маша и Медведь». История Маши и Медведя и нам, ученикам шестого класса, очень нравится. Но Интернет пестрит статьями о вредности мультфильма, об ограниченности развития Маши, о ее невоспитанности. Мы предполагаем, что интерес к мультфильму во многом обусловлен тем, что образ Маши прост и привлекателен для ребят, а ее речь доступна их пониманию. Рассматривать манеры Маши мы не будем, надеемся, что героиня подрастет и усвоит правила поведения, а вот проанализировать, как говорит она, и как говорят ее ровесники, показалось нам интересным.
Выбранная нами тема исследования может претендовать на новизну, т.к. речь Маши в подобном аспекте еще не изучалась исследователями.
Актуальность данной темы тоже не вызывает сомнения. Развитие речи – это важная составляющая воспитания личности ребенка. И от того, что сумеют усвоить дети, и насколько качественно они будут владеть богатствами родного языка, будет зависеть, в частности, уровень речевого развития общества.
Цель исследования: изучить особенности речи персонажа мультипликационного фильма «Маша и Медведь» и особенности речи детей детского сада «Мальвина», расположенного в с.Барабановка.
Гипотеза. Речь героини мультфильма «Маша и Медведь» и речь детей дошкольного возраста характеризуется выбором одинаковых языковых средств.
Задачи исследования:
Объект исследования: девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь» и ребята детского сада «Мальвина»;
Предмет исследования: речь персонажа мультфильма и речь воспитанников детского сада.
В процессе проведения исследования использовались следующие методы: поиск и изучение информации в сети Интернет, наблюдение, опрос, беседа, сравнительный анализ.
Этапы исследования.
Исследовательская работа проходила в несколько этапов:
Первый этап – подготовительный ( выбор темы, определение гипотезы, цели, задач исследования; разработка плана, выбор методов)
Второй этап – исследовательский (изучение литературы, поиск материалов по теме исследования в сети Интернет, проведение наблюдений над речью Маши и ребят, выявление особенностей речи исследуемых, анализ и обобщение полученных данных).
Третий этап - заключительный ( оформление результатов исследования, подготовка первичного текста работы с последующим редактированием, оформление приложений, списка использованных ресурсов).
Четвертый этап – представление результатов работы (создание презентации и публичная защита исследовательской работы).
Глава 1. Что такое речь?
Википедия дает такое определение:
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Необходимо отметить, что понятия «речь» и «язык» не однозначны. Первое – это процесс общения, а второе понятие – это средство, делающее этот процесс возможным.
Язык – это достояние целого народа, а речь всегда индивидуальна и пользоваться ею может только человек.
Формирование речи, обогащение ее является следствием усложняющейся деятельности малыша и зависит от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления. Речь неотделима от мышления: развитие речи – это развитие мышления, поэтому, от того, как ребенок строит свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и умственного развития.
Речь носителя языка должна быть грамотной, яркой выразительной. Дети усваивают родную речь в готовом виде, поэтому очень важно, чтобы они с самого раннего возраста слышали образцовую речь.
В речевом общении предполагается участие не менее двух субъектов: говорящего и слушающего, и оба должны пользоваться при общении одинаковыми средствами и правилами передачи мысли. В ситуации, когда ребенок по какой-то причине не овладел речью, его умственное развитие оказывается ниже, чем у владеющих речью сверстников.
Глава 2.
Исследование речи Маши и воспитанников детского сада.
Как говорит Маша?
Нет нужды подробно останавливаться на вопросе, кто такая Маша. Мультфильм включен в мировой рейтинг сериалов. По всему миру выпускаются игрушки и другая разнообразная продукция с героями мультсериала, который стал наиболее популярным проектом по запросам Яндекс в прошлом году. А серия «Маша + каша» набрала рекордное число просмотров на портале Ютуб. В настоящее время сериал демонстрируется в 100 странах мира, и его герои говорят на 25 языках.
Такая популярность не может быть случайностью; зрителям разных стран нравится веселая и любознательная героиня, которая из-за своего непоседливого характера попадает в разные непростые ситуации. На сегодняшний день студией «Анимаккорд» выпущено уже более 60 серий. Так как речь Маши в первых двадцати сериях уже подвергалась изучению, то нам остается только проанализировать качественные изменения ее речи, если таковые имеются, обратившись к более поздним сериям мультфильма. Мы обратим внимание на речевой материал 40-45 серий.
К особенности речи Маши можно отнести то, что по сути речь героини представляет из себя диалог, правда, вторая сторона, участвующая в процессе общения, не произносит слова, а передает информацию жестами и мимикой. Поэтому речь Маши – это что-то среднее между диалогом и монологом, позволим себе условно назвать это явление монодиалогом.
В исследовательской работе Сидорова А. «Эта непростая простая Маша» выявлено, что речь героини представлена, в основном, глаголами повелительного наклонения. А вот что увидели мы, изучая речь Маши в выбранных нами сериях.
В серии № 40 («Красота - страшная сила!») и серии № 41 («Дело в шляпе»), серии № 42 («День кино»), серии № 43 «Героями не рождаются», серии № 44 «Раз в году», серии № 45 «Запутанная история» морфологический аспект можно представить в виде такой таблицы:
№ серии/ части речи | Серия 40 | Серия 41 | Серия 42 | Серия 43 | Серия 44 | Серия 45 | Общее количество, % |
Местоимения | 8 | 26 | 21 | 21 | 35 | 14 | 125-32% |
Глаголы | 5 | 21 | 12 | 22 | 26 | 15 | 101- 25,6% |
Имена существительные | 6 | 13 | 18 | 6 | 35 | 14 | 92 – 23,4% |
Наречия | 0 | 4 | 3 | 2 | 8 | 15 | 32 – 8,1% |
Междометия | 1 | 12 | 4 | 5 | 5 | 2 | 29 – 7,3% |
Имена прилагательные | 4 | 2 | 2 | 3 | 0 | 3 | 14 – 3,5% |
Анализируя полученные данные, можно заметить некоторые изменения в речи героини. На первое место выдвигаются местоимения. У этой части речи достаточно высокий процентный показатель частотности употребления. Глаголы и имена существительные показывают близкие значения, а наречия и прилагательные представлены лишь небольшим процентом от общего числа употребляемых слов. Хорошо представлены междометия, которые передают эмоциональное состояние героини.
Имена прилагательные и наречия по своим стилистическим функциям являются источником художественной выразительности языка, помогая создавать тексты-описания, а Маша на протяжении всего сериала больше расположена, увидев предмет, назвать его и далее, включив этот предмет в игру, начать действовать, поэтому вполне объясним высокий процент глаголов. Именно глагол обладает огромным потенциалом для создания живого динамичного повествования. Выразительность речи Маши повышается за счет использования суффиксов существительных, суффиксов субъективной оценки: скукота –от скука, красотуля – от красота, старикашка – от старик, списочек –от список, мотивчик – от мотив
Анализируя лексический строй речи Маши, исследователь Сидоров А. отмечает, что в речи звучат окказионализмы, т.е. авторские неологизмы как средство выразительности. Но тут происходят некоторые изменения. Если в первых сериях появление новых слов происходило при помощи а) перемены корней носорог +дикообраз = носообраз –дикорог, крокодил+бегемот = крокомот-бегедил, попугай+пелекан = попукан-пелегай («Следы невиданных зверей»), б) перехода одной части речи в другую за счёт лексического значения (настроение вареное) («Варенье»), в) слияния слов с переменой морфем (накашеварю от глагола «наварить» и существительного «каша»), то теперь появление слов происходит за счет употребления суффиксов существительных и прилагательных. Например: «косенький» - обращение к зайцу («Красота – страшная сила») и слово «героичная» в серии «Героями не рождаются».
Рассматривая синтаксический строй речи Маши, можно увидеть, что звучит огромное количество вопросительных и восклицательных предложений. По структуре эти предложения простые, много предложений односоставных и осложненных вводными словами и междометиями.
Маша употребляет в речи обращения по отношению к героям-животным, которые предположительно старше неё: Зайка, косенький, красотуля, Заинька. Эти обращения звучат ласково, в них нет агрессивного или грубого подтекста. Обращение к медведю звучит как «Мишка», и суффикс – - к- в этой лексеме - полисемичный, т. е. в разном контексте выступает по-разному: как суффикс субъективной оценки, образующий лексемы с уменьшительно-ласкательным значением, и как образующий лексемы с уничижительно –пренебрежительной семантикой.
Многие критики сериала и его исследователи говорят о вредном воздействии мультфильма на развитие детей и приводят в качестве доказательств не только чересчур активное поведение Маши, но и ошибки в ее речи. При этом авторы как бы забывают, что пятилетний ребенок еще только учиться говорить правильно и ошибки речи в этом возрасте вещь вполне допустимая.
В анализируемых нами сериях таких ошибок не так уж много. Так, например, распространенная в первых сериях ошибка - использование слов-паразитов - встречается только в 45 серии:
«Ну что, может уже расследуем уже?» и «Может, уже признаемся уже?»
Нарушения лексических норм сочетаемости в речи Маши выглядят не как ошибка, а скорее как средство выразительности:
«А вот и это, как его», «Один на всех, а дальше лезем выше».
А фразы:
« Лапы вверх! Пройдемте-ка, гражданин – товарищ Заяц!»,
«Ну что же Ватсон?... это элементарно…»-
звучат как речевые штампы.
В предложениях «Сколько красоты снять нужно» и «А красоту, а красоту-то мою неземную растрясем ведь!»- мы тоже встречаем ошибки.
В первом случае есть нарушение норм ударения, т.к. существительное «красота» во множественном числе звучит как «красОты» с ударением на втором слоге. Во втором предложении происходит нарушение употребления фразеологического сочетания, в которое добавляется местоимение. Несмотря на то, что морфологические нормы соблюдены, с точки зрения лексики, предложения содержат ошибки.
Как говорят ребята из детского сада?
Речь ребят детского сада изучалась методом наблюдения. Огромную помощь оказала воспитатель детского сада Беликова Ю.А. Она подготовила занятие по развитию речи на материале мультфильма, расположив детей к общению с нами, рассказала о детском саде, о ребятах, провела опрос среди родителей.
Всего детский сад «Мальвина» посещают 16 ребят. Они разделены на подгруппы в зависимости от возраста: младшую (2,5 – 4 года), среднюю (4 – 5 лет) и подготовительную (6-7 лет). Возраст Маши ассоциируется с возрастом пятилетнего ребенка, поэтому в исследовании участвовали ребята средней группы: Жанаев Арман (5 лет), Семенова Ангелина (5,5 лет), Мещеряков Гордей (4 года), Фролова Дарья (5 лет), Кулакова Евгения (5 лет).
В процессе беседы ребят просили ответить смотрели ли они мультфильм «Маша и Медведь», высказать свое мнение о героях, пересказать самые интересные фрагменты. Кроме этого была проведена встреча-беседа с родителями, на которой мамы рассказали об особенностях речи их детей, в частности поделились информацией о необычных словах (окказионализмах), которые используют их дети.
Учитывая, что количество слов, сказанных Машей в шести рассматриваемых сериях и количество слов, сказанных ребятами во время беседы, разное, мы решили выстроить части речи по рейтингу употребляемости, не фиксируя количественный показатель. Получили такой результат: на первом месте оказались глаголы, второе место по употребляемости заняли существительные, далее местоимения и прилагательные. Наречия и междометия оказались самыми невостребованными частями речи. Такие показатели можно объяснить тем, что Маша в каждой серии попадает в какую-то новую ситуацию, в которой ей надо действовать, согласно тех условий, в которых она оказалась. Дети же только воспроизводили виденное и слышанное, то есть выбор ими речевых единиц зависел не от жизненной ситуации, а от того, что они хотели рассказать, а точнее пересказать.
У ребят детского сада мы обнаружили такие авторские неологизмы (окказионализмы):
Побреп – погреб;
Импичка - печенье;
Памалел – стал меньше;
Темрапута – температура; (Фролова Д.)
Карамы – комары;
Лашпа – лапша. (Жанаев Арман)
Поворница – повар; (Кулакова Е)
Пердюр – бордюр (Мещеряков Г.).
Мы наблюдаем явление перестановки буквенного состава слов, сокращение части слова, замены звуко-буквенного состава и появление совершенно нового по звучанию слова (импичка – печенье).
Для речи мальчиков характерно употребление «обидных» слов разговорного стиля, таких как «морда», «тупой». Девочки стараются использовать «умные» слова: «позитив», «эффектный», «процесс» (Фролова Д.)
Маша из сериала не употребляет подобных «обидных» слов, но тоже любит повторять за взрослыми умные слова и цитирует некоторые выражения, включая в них свои собственные словечки; при этом первоначальный смысл может заметно поменяться, о чем было сказано в предыдущей главе.
«О, угощайтесь, мальчики! Да ешьте, ешьте же уже на здоровье!», «Ух ты, видима – невидима», «Вот теперь, мой милый Ватсон, все будет элементарно», «А вот это совсем не элементарно».
Дети в детском саду обращаются друг к другу по именам, но при этом используют уменьшительно-ласкательные суффиксы только тогда, когда обращаются к ребятам младшей группы: крошечка, ребеночек, малышка. Маша их употребляет по отношению к героям-животным, которые предположительно старше неё: Зайка, косенький, красотуля, Заинька. Обращение к медведю звучит как «Мишка», где суффикс – - к- - полисемичный, т. е. в разном контексте выступает по-разному: как суффикс субъективной оценки, образующий лексемы с уменьшительно-ласкательным значением, и как образующий лексемы с уничижительно –пренебрежительной семантикой.
Что касается синтаксического рисунка предложений, то ребята показали умение произносить не только простые, но и сложноподчиненные и сложносочиненные предложения:
Вот иди и погляди, и сам увидишь, что там пришли твои родители,
Мы сегодня смотрели сказку в садике, а Миша отобрал машину у Егора, поэтому он плакал, а Яна его жалела,-
а также очень активно использовать предложения с вводными словами и конструкциями:
Я вообще-то была права, когда говорила вам о Маше и Медведе,
или
Я же, между прочим, как вы думаете, люблю смотреть мультик «Маша и Медведь».
Таким образом, можно подвести итоги исследования и отметить, что речь детей и речь героини мультфильма – это интересное явление, позволяющее увидеть индивидуальные особенности личности.
В результате проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
- речь героини мультфильма соответствует речи ребенка средней группы детского сада;
- в речи Маши большое место занимают местоимения, а в речи детей на первом месте глагол. Показатели употребления этих и других частей речи у Маши и ребят различаются не сильно, поэтому можно признать совпадение в этом аспекте;
- выявлены случаи нарушения литературных норм языка;
- создание авторских неологизмов (окказионализмов) имеет место быть и в речи ребят, и в речи героя мультипликационного сериала;
- в синтаксическом строе речи выявлены одинаковые языковые единицы:
а) простые и сложные предложения,
б) предложения с вводными словами, с нейтральными и уменьшительно-ласкательными обращениями;
в) обилие односоставных предложений с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Мультфильм пользуется огромной популярностью не только из-за увлекательного сюжета, но и благодаря интересной, хоть и не всегда выдержанной в нормах русского литературного языка речи главной героини, многие высказывания которой в настоящее время сделались афоризмами:
Ух, я такая героичная!
Я - супер – Маша!
Такое кино нам не нужно!
Стоять! Бояться! Лапы вверх!
Один на всех, а дальше лезем выше!...
Выдвинутая в ходе исследования гипотеза полностью подтвердилась:
героиня мультфильма демонстрирует речь ребенка пяти лет со всеми ее особенностями и нарушениями. Результаты исследования можно применять воспитателям и учителям начальной школы на воспитательных занятиях по обучению и коррекции речи воспитанников. Материалы исследования направлены на развитие познавательного интереса детей.
Перспектива исследования состоит в определении эволюции речи героини мультфильма в более поздних сериях и дальнейшем сравнении с результатами данной работы.
Использованная литература
Приложение №1
Серия 40 Красота - страшная сила
О, оп-ля, ой, мамочки! Так вот ты какой, секрет неземной красоты.
Вот это здорово! Ну чего ты сидишь? Сколько красоты снять нужно.
Что, косенький? Тоже красивым быть хочешь?
А красоту, а красоту-то мою неземную растрясем ведь.
Серия 41 Дело в шляпе
Мишка, открывайся! Ой, да, с таким не поиграешь.
А это что? Куда я подевалась?
Ух ты, видима - невидима,
Видима – не видима, видима – не видима.
Эх, и никто не видит, что меня не видно.
Мишка, ой. Хорошо, что не увидел.
Ну, кому? Кому же показаться? Вот он, благодарный зритель.
Зайка, бросай морковку. Давай лучше потанцуем.
Эх, пойду еще кому-нибудь покажусь.
Да я же только помочь хотела.
Ну и куда я все это дену?
О, угощайтесь, мальчики! Да ешьте, ешьте же уже на здоровье. Ну-ну, смелее.
Ну почему, когда ты хорошая, этого никто не видит?
Ой, такой разгром и без меня?!
Мишка, а кто же так нахулиганил?
Ага, попалась. Ну, все, теперь играем в прятки. Хоп!
Серия 42 День кино
Мишка, я гулять хочу. Миш, мне скучно.
Нет, ну, Мишк, мне скучно.
Тогда уж лучше мультики включи. Мишка, тут тоже снег идет.
Мне скучно. Вот же скука скучная. А может сами кино снимем?
Мишка, ну, давай уже снимать кино. А что, без сценария никак?
Другие то снимают. Ну, хорошо-хорошо. А про что кино?
Ну и кто эту скукоту смотреть будет?
Не, такое кино нам не нужно. Вот как надо. Вот это я понимаю – кино.
А я? А я-то где? Это что – я не в главной роли?
Нет, так не пойдет. Тебе не угодишь. Ме!!!
Вот это я понимаю – кино!
Серия 43 Героями не рождаются
Ля, ля, ля. Эй, красотуня, давай женится! Вы мне противны, гадкий старикашка.
Ах так? Спасите! Помогите! Ой! Я – супер-Маша. Я всех спасу!
Спасла-спасла! Я всех спасла. Ух, я такая героичная!
Пойду-ка я спасу весь мир! Ну, кого спасать?
Хотите – не хотите, а я вас всех спасу. Ну и оставайтесь неспасенными.
Мальчики, вас спасать не надо? Заинька, а тебя спасти не надо?
Эх, а вас спасти не надо? Спасла, спасла. А я вас всех спасла.
Да вы не бойтесь – надо будет, я вас и так спасу.
Серия 44 Раз в году
Ой, у Мишки день рождения, а я забыла. Подарок? Где же взять подарок?
С днем рождения, Мишка! У меня тоже скоро день рождения. Ты уж не забудь!
А про подарки не забудешь? А забудешь, ничего – я напомню.
Мишка, а ты мой день рождения не проспишь? О, проснулся. Вижу помнишь про мой день рождения.
А это списочек подарков: Все то, что ты мне хочешь подарить. Помни-помни, не забудь.
Все- все помнят? Ничего не забыли? Завтра-завтра у меня день рождения.
Сейчас меня поздравят, сейчас дадут подарки. А где все? Ну не могли же они забыть?!
Наверно, они все у Мишки меня ждут. Вот и я! Неужели, все-таки, забыли?
Мальчики, вы ничего не забыли? Ну, как такое можно забыть! Да что же это такое?
И тут никого, кто помнит. Ой. Ой, ой. Вот так с днем рождения.
С днем рождения меня, с днем рождения меня,
с днем рождения-с днем рождения, с днем рождения меня…
Серия 45 Запутанная история
Подожди, я еще не дочитала. Да, вот бы и нам что-нибудь распутать.
Мишка! Ох, запутанная однако история. Так-с. Так-с. Так-с.
Ну что, может уже расследуем уже? Но сначала…
Вот теперь, мой милый Ватсон, все будет элементарно.
Ну что же, Ватсон? Вот мотивчик.
А вот и это, как его? Ну в общем, это все элементарно.
Лапы вверх! А ну, говорите – куда Мишку девали? Может уже признаемся уже?
Вот видите, мой милый Ватсон, как все элементарно?
Лапы вверх! Пройдемте-ка, гражданин-товарищ Заяц.
Это элементарно: один на всех, а дальше лезем выше.
А вот это совсем не элементарно. Стоять! Бояться! Лапы вверх!
Да, мой милый Ватсон, вот как все запутано.
Я же говорила: это элементарно!
Приложение 2.
Местоимение | Наречие | Имя прилагательное | Имя существительное | Глагол | Междометие |
ты | Теперь | неземной | мамочки | сидишь | оп-ля |
это | опять | красивым | секрет | снять | ой |
Я | Немножко | благодарный | красоты | быть хочешь? | ух ты |
Нам | Хорошо-хорошо | хорошая | косенький | растрясем | эй |
вот | Хорошо | Замечательные | Мишка | открывайся | эх, |
кому | На здоровье | Неземной | зритель | не поиграешь | хоп |
кто | смелее. | скучная | Зайка | подевалась | ну-ну |
мою | тут | главной | морковка | не видит | ах |
сам-то | тогда | героичная | гости | не увидел | о |
какой-то | никак | мальчики | показаться | ой | |
никто | где | секрет | бросай | ага | |
у меня | завтра-завтра | красоты | потанцуем | ну | |
все | элементарно | разгром | пойду | ух | |
с таким | дальше | в прятки. | покажусь. | ах так | |
его | выше | кино | помочь хотела | ой, ой, ой | |
мне | вверх | Миш | нахулиганил | так-с, так-с, так-с | |
моё | сначала | Мишк | попалась | а ну | |
меня | совсем | мультики | не видит | ||
тебя | снег | ешьте | |||
сколько | скука | угощайтесь | |||
чего | без сценария | дену | |||
что | скукоту | играем | |||
с таким | роли | гулять | |||
он | красотуня | хочу | |||
кому-нибудь | старикашка | включи | |||
этого | мир | идет | |||
без меня | супер -Маша | снимем | |||
сами | Заинька | давай снимать | |||
эту | день рождения | смотреть будет | |||
такое | подарки | понимаю | |||
я-то | списочек | не пойдет | |||
всех | история | не угодишь | |||
вас | мотивчик | давай жениться | |||
никого | Ватсон | спасла | |||
то | лапы | забыла | |||
такое | гражданин | взять | |||
что-нибудь | товарищ | напомню | |||
проспишь | |||||
забудешь | |||||
проснулся | |||||
хочешь подарить | |||||
подожди | |||||
не дочитала | |||||
распутать | |||||
лезем | |||||
говорите | |||||
признаемся | |||||
пойдемте-ка |
Приложение. 3
Занятие по развитию речи, тема: мультфильм «Маша и медведь»
Образовательная деятельность: речевое развитие.
Цель: способствовать формированию диалогической речи.
Задачи:
учить давать характеристику персонажей по их поступкам;
продолжать совершенствовать фонематическое восприятие;
развивать умение делить слова на части, преобразовывать существительные в прилагательные;
развивать навыки отгадывать загадки;
воспитывать добрые чувства и отзывчивость к героям любимого мультфильма.
Планируемые результаты: Выражает положительные эмоции при прослушивании детских песенок, с интересом разгадывает загадки; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Маша и Медведь», отгадывание загадок, преобразование слов, деление слов на части.
Материалы и оборудование :магнитофон, записи песен из мультфильма «Маша и Медведь», игрушки: кукла Маша, медведь; картинки с изображением ягод, насекомых, следы зверей, улей из картонной коробки, резиновые овощи, самовар, дощечки для мостика, загадки.
Ход занятия.
- Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Это ребята из нашей Барабановской школы – Галанов Влад и Толкачева Лида. Они принесли нам письмо. Вы не знаете от кого оно?
Ответы детей.
- Давайте распечатаем и прочитаем его. Ой, слышите, что это за музыка?
Ответы детей.
- Да это музыка из мультфильма «Маша и Медведь» Вам нравится этот мультфильм?
Ответы детей.
- Я тоже очень люблю героев этого мультфильма. Наверное, что-то случилось там в мультфильме, потому что в конверте только задания .
Давайте мы с вами узнаем , что произошло с нашими героями .Вы готовы отправиться в путь?
Ответы детей.
- Чтобы оказаться в мультфильме нужно произнести волшебные слова:
Хлопну, топну, покручусь
И в мультфильме окажусь.
Да и вы не отставайте
И за мною повторяйте.
Давайте возьмемся за руки и в путь.
(Слышится журчание реки)
- Смотрите, как разлилась речка, нам с вами не пройти. Что же делать? Давайте заглянем в наш конверт .
Первое задание . Чтобы перебраться на тот берег, мы должны построить мост из дощечек , которые лежат на берегу. Для этого мы должны поиграть в игру « Доскажи словечко». Вы готовы?
Ответы детей.
- Тогда начинаем.
1. Как бы мне пошла Корона
Важно каркает ……
Ответы детей.
Правильно- ворона.
2. В теплый край я не летаю
здесь под крышей обитаю
Чик-чирик! Не робей я бывалый …..
Ответы детей.
Правильно- воробей.
3. Море покачай ка , попросила……..
Ответы детей.
4. Явился в желтой шубке
Прощайте две …….
Ответы детей.
Правильно -скорлупки, а про кого эта загадка ?
Ответы детей.
Конечно про цыпленка. А воробей, ворона, чайка, цыпленок -кто они? Как можно назвать одним словом?
Ответы детей,
Да, это птицы.
Вот так, выполняя задание, мы с вами построили мостик. Теперь легко можно перейти на тот берег.
Слышите музыка. А вы можете сказать из какой серии эта песня?
Ответы детей.
Ребята, а теперь наши гости хотят побеседовать с вами. Вы согласны ответить на их вопросы?
Анкета опроса.
Под парусами
Сказка об осеннем ветре
У меня в портфеле
Чья проталина?
Рукавичка