Данная работа отражает деятельность декабриста Торсона в кругосветном плавании к берегам Антарктиды, его вклад в отечественную географию и историю. В работе даны основные этапы его жизни, подробно описывается путешествие к берегам Антарктиды, текст иллюстрирован рисунками, портретами. При исследовании учащийся использовал материал из книг Пасецкого В.М., Шешина А.Б., а также из средств массовой информации. В конце работы сделан вывод о значении деятельности Торсона, как путешественника и исследователя, который оставил глубокий след в истории Селенгинского района и Республики Бурятия. Считаю, что данная работа один из небольших вкладов в изучение личности декабриста, так как на сегодняшний день очень мало материала, посвященного жизни и деятельности К.П. Торсона.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования»
Исследовательская работа
на
тему:
«К.П.Торсон – участник кругосветного плавания к берегам Антарктиды»
Выполнил: Серых Денис Руководитель: Жалсабон Л.В.
с. Новоселенгинск
2017-2018 уч. год
Рецензия на исследовательскую работу по теме
« К.П. Торсон – участник кругосветного плавания к берегам Антарктиды»
Данная работа отражает деятельность декабриста Торсона в кругосветном плавании к берегам Антарктиды, его вклад в отечественную географию и историю. В работе даны основные этапы его жизни, подробно описывается путешествие к берегам Антарктиды, текст иллюстрирован рисунками, портретами. При исследовании учащийся использовал материал из книг Пасецкого В.М., Шешина А.Б., а также из средств массовой информации. В конце работы сделан вывод о значении деятельности Торсона, как путешественника и исследователя, который оставил глубокий след в истории Селенгинского района и Республики Бурятия. Считаю, что данная работа один из небольших вкладов в изучение личности декабриста, так как на сегодняшний день очень мало материала, посвященного жизни и деятельности К.П. Торсона.
Учитель географии: /Жалсабон Л.В./
План
Введение
Декабристы – участники первого организационного революционного движения против царизма в России – вписали яркие страницы в историю. Немало декабристов выдвинул из своей среды флот. В числе 3000, стоявших у Сената в грозных рядах восставших, 1100 были моряки гвардейского экипажа. К декабристскому движению причастны 2 морских офицера. Среди них такие известные и деятельные участники, как Н.А.Бестужев, А.П.Арбузов, А.П.Беляев, М.К. Кюхельбекер и главный герой моей работы К.П.Торсон. Я попытался раскрыть его деятельность в кругосветном плавании к берегам Антарктиды под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и А.П.Лазарева. Также проследить путь следования южной экспедиции к неведомому материку и значение этого путешествия для К.П.Торсона. В своей работе я использовал материалы А.Б. Шешина, В.М.Пасецкого, О. Глушкова и материалы периодической печати. Вначале хочу представить его основные этапы жизни.
Основные этапы жизни К. П. Торсона.
1809 получил первый морской чин мичмана; участвовал в захвате шведского
фрегата.
1812 участвовал в боях с французскими войсками на Балтике и отличился
в схватке в порту Либава; награждён орденом Св. Анны степени
1814 произведён в лейтенанты.
1817 совершил плавание на корабле «Орёл» во Франции.
1819 – 1821 участвовал в составе Первой русской экспедиции к Южному
полюсу в открытии Антарктиды и исследовании островов в тропической зоне
Тихого океана; за успехи в экспедиции к Южному полюсу награждён орденом
С. Владимира 4-й степени и двойным жалованием «пока в службе находиться
будет», приехал в Петербург «для окончания дел по вояжу к Южному полюсу».
1822 плавал на фрегате «Лёгкий» от Кронштадта до Готланда; откомандирован
в Петербург «Для занятия составлением записок Южной экспедиции»
судов нашего флота и на построение оных»; назначен адъютантом начальника Морского штаба
1823 - 1825 командовал галеоном «Торнео», плавал В Финском заливе.
1830-1850 составлял записки по преобразованию русского флота
1833 разработал проект молотильной машины
1835 отправлен в крепость Акша.
1843 – 1850 возобновил работы над рукописями о русском флоте; написал «Опыт натуральной философии о мироздании» и «Воспоминание» о путешествии к Южному полюсу». (Точные даты неизвестны.)
1851 4 декабря скончался; похоронен в Селенгинске.
Цели и задачи Южной экспедиции
Успешное завершение Первой русской кругосветной экспедиции знаменовало начало эпохи Отечественных океанских плаваний. За 1803-1866г. кораблями России было совершенно пятьдесят девять кругосветных и полукругосветных путешествий. Одни из этих экспедиции преследовали торговые и политические цели, другие имели своей задачей – доставку грузов на Камчатку и в Русскую Америку и проведение попутных ученых изысканий, третьи, наконец, занимались только решением таких важнейших географических проблем, как открытие южного материка и поиски Северного прохода. Но перед всеми судами, отправляющимися на север Тихого океана, становились задачи по сбору сведений о новых землях и посещаемых странах. Каждой экспедиции поручалось вести метеорологические океанические и магнитные наблюдения.
Выйдя в самом начале 19в. на просторы Мирового океана, русский флот получил возможность приступить к решению важнейших географических задач своего времени. Среди них первое место занимает проблема южного материка, который тщетно искал Джеймс Кук. Перед знаменитым мореплавателем эта часть света, по словам И.Ф. Крузенштерна, « погрузилась в бездну океана и подобно бредням и сновидениям, не оставила о себе никаких следов».
В конце 1918 г. русским правительством было принято решение об отправлении экспедиции на Южный полюс и в Берингов пролив, программа научных исследований, которая была разработана Г.А. Сарычевым, И.Ф. Крузенштерном и другими русскими исследователями.
Эта была самая крупная географическая компания в 19 в. предпринятая Россией с целью «приобретения полезных познаний о нашем земном шаре». Экспедиция состояла из двух отделов: южного и северного. Начальником южного и командиром шлюпа «Восток» по рекомендации Крузенштерна был назначен участник первого Русского кругосветного плавания Ф.Ф. Беллинсгаузен. Вторым кораблём шлюпом «Мирный» командовал Михаил Николаевич Васильев. Ему следовало приложить величайшие усилия, чтобы решить вопрос о Северном проходе из Тихого океана в Ледовитое море и о направлении берегов к северу от Берингова пролива, где кое-где из мореплавателей предполагал существование перешейка. Не менее сложная задача стояла перед Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.А. Лазаревым. Их отряд (южная экспедиция) должна была проникнуть до «самой отдалённой широты» и приложить усилия как можно ближе приблизиться к поясу.
Адмиралтейским департаментом была подготовлена инструкция, которая предписывала мореплавателям «производить полезные для наук наблюдения», прежде всего метеорологические, океанографические и магнитные.
В частности; предусматривалось исследование особенностей и климата, полярных сияний состояния атмосферы и её измерение, включая изучение высших и низших ветров в сравнении с дующим близ поверхности моря. Большое внимание моряки и учённые должны были уделить изучению льдов, айсбергов, течений, приливо-отливочных явлений, температуры и солёности морской воды в различных районах Мирового океана и на различных глубинах. Важной задачей являлся сбор этнографических, ботанических, зоологических, минералогических коллекций. «Так же стараться -, говорилось в инструкции - собирать любопытные произведения натуры для привезения в Россию в двойном числе, для Академии и для Адмиралтейского департамента, равно собирать оружия диких, их платья украшения, что более любопытно».
Многократно в инструкциях подчёркивалась важность систематических астрономических наблюдений для определения места кораблей в океане, проверки существующих карт и особенно при описи вновь открытых земель.
Инструкции для научных изысканий были идентичны как для южного, так и для северного отрядов. Таким образом, впервые в истории науки были поставлены по одной и той же программе одновременные наблюдения от Южного до Северного Ледовитого океанов.
В этом великом национальном географическом предприятии принимал участие выдающийся деятель движения декабристов Константин Петрович Торсон. По окончанию Морского кадетского корпуса он сражался со шведами в Балтийском море. Командуя гребным катером во время Отечественной войны 1812г., Торсон встретился в порту Либава с французским военным судном. Вместе с матросами он отбивался от неприятеля и благополучно вернулся на фрегат «Амфитрида». Спустя год Торсон получил звание лейтенанта. В 1817 г. он плавал на корабле «Орёл» к берегам Франции, откуда доставлял русские войска на Родину.
По хорошему отзыву «известных морских капитанов» Торсон в 1819 г. был принят в состав участников отряда, направлявшегося на судах «Восток» и «Мирный» к Южному плюсу. В его составе находилось 179 человек. Торсон считался вторым лейтенантом и вахтенным офицером.
В дальнем вояже
По хорошему отзыву «известных морских капитанов» Торсон в 1819 году был принят в состав участников отряда направлявшегося на судах «Восток» и « Мирный» к Южному полюсу. В его составе находилось 179 человек. Торсон считался вторым лейтенантом и вахтенным офицером.
4 июня 1879 года корабли экспедиции покинули Кронштадт. 29 июля шлюпы пришли в Портсмут. В Лондоне были получены для экспедиции хронометры, секстаны, телескопы и другие мореходные инструменты. Во время плавания лейтенант К.П. Торсон производил астрономические наблюдения, определял географические координаты местонахождения корабля и открываемых и исследуемых берегов.
27 августа русские корабли покинули Портсмут и через несколько дней вышли в Атлантический океан. 13 сентября при заходе солнца со шлюпа « Восток» заметили пик на острове Тенериф – самом большом из Канарских островов. Шлюпы бросили якоря на рейде у г. Санта- Клаус. Все с любопытством рассматривали красивый город, выстроенный на берегу у подножия гор. 19 сентября русские моряки вышли в океан и взяли курс к берегам Бразилии. Движение судов задерживалось, так как шлюп «Мирный», перестроенный из транспорта не мог поспеть за «Востоком», и Ф.Ф. Беллинсгаузен часто приказывал убирать часть парусов, чтобы дождаться своего спутника.
2. ноября с кораблей заметили гору, названную « Сахарной головой», - она находилась у входа в залив Рио-де-Жанейро. В Бразильской столице моряков встретили русский вице- консул, известный натуралист Г.И. Лангдорф. Здесь команды отдыхали и готовились к трудному плаванию в атлантических водах. Офицеры и ученые осматривали окрестности Рио-де-Жанейро, восхищались тропической природой. В этом большом городе, где насчитывалось 120 тысяч жителей, приходилось 10-15 негров на одного белого; большинство негров были рабами. В Бразилии К.П. Торсон впервые мог наблюдать ужасные картины рабства и торговли неграми- рабами. Заходя из любопытства в лавки работорговцев, моряки видели негров, сидевших несколькими рядами. При появлении рабы по знаку надсмотрщика вскакивали и начинали прыгать и петь, чтобы будущие рабовладельцы видели их бодрость, а надсмотрщик хлестал плетью тех, кто проявлял мало веселья. Покупатели выбирали негров, ощупывали их, осматривали зубы. Быть может, Торсон глядя на рабов, невольно сравнивал их с русскими крепостными.
22 ноября экспедиция покинула Бразилию. «Восток» и «Мирный» двинулись прямо на юг, в воды, еще почти неизученные мореплавателями. Тут могли быть неизвестные острова, гибельные для моряков мели и подводные скалы.
Проходя мимо Острова Южная Георгия, русские моряки описали его южный берег, до того времени не нанесенный на карту…
И назвали остров его именем….
«Поутру на рассвете открылся остров, совершенно очистившийся от тумана, а на середине острова высокая гора; вершина и скаты покрыты снегом; крутизны, на которых снег и лед держаться не могут, имеют темный цвет. Остров круглый, в окружности 12 миль; по крутому каменному берегу неприступен, прекрасная погода 56044 18 южная, долгота
270 41 51 западная.
Вот так был открыт неизвестный остров, который был назван Беллинсгаузеном островом Торсона. Правда, в книге Беллинсгаузена отмечено, что это обретение он назвал островом Высоким « потому что он отличается от прочих своей высотой». Последняя строка, как считает В. М. Пасецкий автор книги: « Географические исследования декабристов» принадлежит не Беллинсгаузену, а редактору книги Л.И. Голенищеву, который в это время являлся председателем Ученого комитета Морского штаба. Он осуществлял на этом посту. Он осуществлял на этом посту « ужесточено» охранительную политику и погубил не один труд, которым наша география могла бы гордиться. Именно Л.И. Голенищев-Кутузов потребовал, чтобы от редактирования путешествия Ф.Ф.Беллинсгаузен был отстранен Аполлон Александрович Никольский, человек близкий семье Бестужевых, непременный секретарь продекабристского Общества любителей российской словесности, наук и художеств. Очевидно, именно Голенищев- Кутузов переименовал остров Торсона и во многих случаях вычеркнул имя « государственного преступника», но к счастью, не во всех главах. Так, остался неизменчивым его текст путешествия Беллинсгаузена, относящийся к 29 декабря 1819 года. Описывая вид острова; что его окружность составляет немногим более 30 верст, но он высок, обрывист, «покрыт льдом и снегом, но не так, как остров Торсона, хотя находится южнее». Эти строки веьма важны. Они – бесспорное доказательство того, что 23 декабря 1819года именем Торсона был назван один из островов группы Траверсе. Группа островов названа в честь морского министра Траверсе. Но это свидетельство подкрепляется еще одним документом. В Государственном Историческом музее в Москве сохранился подлинный альбом художника Павла Николаевича Михайлова, участника плавания к Южному полюсу. На одном из листов альбома изображена группа «островов маркиза де Траверса». Рядом с небольшим островом Лескова виден окутанный облаками остров Торсона.
После записи об острове Торсона имя декабриста не упоминается в третьей главе труда Беллинсгаузена, хотя имена других офицеров шлюпа «Восток» встречается сравнительно часто. Не упоминаются и астрономические определения Торсона.
59 тетрадей, из которых состояли «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане», кроме Голенищева- Кутузова, просматривал цензор Московского общества и библиотекарь Морского кадетского корпуса.
Одни «чужие руки» изъяли имя Торсона, другие оставили текст Беллинсгаузена в неприкосновенности, как например, четвертую и пятую главы, где имя декабриста упоминается наиболее часто. Во время первого плавания в Южном Ледовитом океане Торсон проявил себя пытливым исследователем. Торсон ежедневно нес вахту, управлял шлюпом «Восток», вел метеорологические и геомагнитные наблюдения (склонения компаса). И хотя вахтенный журнал «Востока», как и корабельный журнал «Мирного», впоследствии исчез, эти наблюдения вошли в состав «Двукратных изыскании в Южном Ледовитом океане».
Нужно особо подчеркнуть, что этот капитальный труд не является путевым дневником Беллинсгаузена. Напротив, Беллинсгаузен неоднократно подчеркивает; что использует материалы и данные М. П. Лазарева, И.И. Завадовского, К.П. Торсона, Я. Прядина, И.М.Симонова, Н.П.Михайлова, А.С.Лескова и других участников плавания. «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом Океане» являются обобщением главнейших результатов великого национального географического предприятия, эпохальные достижения которого были добыты героизмом и самоотверженностью всех членов экспедиции, от рядовых матросов до командиров судов. Беллинсгаузен не выделяет никого из своих подчиненных. Этот принцип не следует нарушать. И говоря об участии К.П. Торсона в южнополярном плавании, необходимо, прежде всего отметить открытия и исследования всей экспедиции.
Первые изыскания берегов Антарктиды
Обследовав Сандвичевы острова, экспедиция устремилась на юг. Температура воздуха опустилась ниже нуля. С самого рассвета до полудня, - отмечал Беллинсгаузен 5 ноября 1820 года- мы проходили множество ледяных островов и мелкого льда. Вахтенный офицер, стоя на баке, устремлял крайнее внимание, чтобы не задеть льды». Среди льдов плыли 6-9 января. Чтобы уклониться от встречи с мелким льдинами командующий вахтой сам управлял кораблем.
16 января 1820 года экспедиция впервые приблизилась к «льдинному материку» и тем самым открыла шестую часть света. Спустя пять дней «Восток» и «Мирный» снова подошли к ледяному барьеру антарктического континента и не могли увидеть его пределов. М.П. Лазарев рассматривал его с высоты мачты (салинга) и убедился, что «матерый лед простирается так далеко, как может только достигнуть зрение с помощью зрительной трубы. «Отсюда, - писал он, - продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдинный материк; не доходя 700.»
Во время первого плавания в Южном Ледовитом океане офицерами экспедиции было сделано большое число астрономических определений. Разумеется, делал их и Торсон, на этом самом важном этапе путешествия его имя исчезло за словами «вахтенный офицер», «наши лейтенанты», «некоторые офицеры», хотя каждые сутки он записывал в журнал долготу и широту, температуру и давление воздуха, направление и силу ветра, состояние неба и моря, типы встреченных льдов и названия летавших над шлюпом птиц.
5 февраля 1820 года в третий раз подошли к Антарктиде мореплаватели увидели снова перпендикулярно обрывающийся в океан лед. Он отлого поднимался «к югу на расстоянии, пределов которого мы не могли видеть. В туман, дождь, снег и град шлюпы «Восток» и «Мирный» все дальше уходили на восток, время, от времени встречая приметы, свидетельствовавшие о близости берегов. «Весь такелаж, паруса и самые шлюпы обледенели – писал Беллинсгаузен – мы не успевали очищать снег с бегучих веревок и с палубы». Плавать среди ледяных островов в ненастную погоду было крайне опасно. Ночью 21 февраля едва не столкнулись с ледяным островом. 5 марта шлюпы «Восток» и «Мирный» расстались и уже встретились в порту Джексон в Австралии. Апрель и начало мая экспедиция занималась исправлением повреждений в судах, готовясь к плаванию в тропики, благодатный климат которых был необходим для поправления здоровья матросов и офицеров.
Таким образом, исследовав в первом путешествии близлежащие острова, южная экспедиция не достигла главной цели – открытие материка.
Путешествие в тропическом поясе
В 8 часов утра 8 мая шлюпы «Восток» и «Мирный» покинули порт Джексон и направились к северным берегам Новой Зеландии, где экспедиция предполагала исследовать ту часть Тихого океана, которая находилась между Сердитым Морем Рогевейна и опасным архипелагом Бугенвиля, надеясь там найти неведомые земли или острова. 24 мая увидели Новую Зеландию и вошли в пролив Кука, который делит этот остров на две части. Десять дней знакомились с жителями, выменивали оружие, жезлы, украшения и различные «рукоделья», расплачивались топорами, гвоздями, зеркальцами, материей. 3 июня покинув Новую Зеландию, экспедиция направилась на восток. Посетив на пути в экваториальную зону остров Опаро и определив его широту и долготу, экспедиция продолжала плавание. 5 июля шлюп «Восток» находился у небольшого острова Принца Кумберленда. «Приближаясь к северной оконечности, послал лейтенанта Торсона на ялике осмотреть берег, который местами нарос кустарником, - писал Беллинсгаузен. Окружность острова составляла около 15 верст. Он находился на 19011 3 южной широты и 1410 17 западной долготы.
Торсон, Симонов, Берх и Демидов объявили, что сей узкий берег состоит из кораллов разных цветов,- отмечал Беллинсгаузен, - лес же растет невысокий и кривой: они настреляли морских птиц с собой привезли довольно крупных морских ежей». 8 июля открыли остров, поросший кокосовыми рощами, лесом и кустарником. Он находится на 17049 ю.ш. и 1410 з.д. Его длина составляла 30 верст, а ширина 7 миль. Остров назвали именем контр-адмирала Моллера, вместе с которым служил Беллинсгаузен.
Как и во время первого южнополярного плавания, Торсон снова каждый день командовал вахтой и управлял шлюпом «Восток». Если в Южном Ледовитом океане нужно было остерегаться столкновений с ледяными островами, то в тропическом поясе Тихого океана не меньшую опасность представляли коралловые рифы. И не усмотри он один из них, неизвестно, возвратилась бы экспедиция в Россию. «18 июля после полуночи облака разошлись, луна светила и ветер был умереннее, - писал Беллинсгаузен - в начале второго часа ночи бдительностью вахтенного лейтенанта Торсона в ночную трубу усмотрен бурун прямо перед носом шлюпа; мы тотчас поворотили, а с рассветом опять пошли к берегу».
Утром путешественники увидели небольшой коралловый остров, который Беллинсгаузен назвал именем вице- адмирала Грейга. Он был самым высоким из всех открытых ранее островов и находился на 16 11 ю.ш. и 146 19 з.д.
Заметив, что у его северного берега море тихо бурун весьма незначителен, Беллинсгаузен решил послать на берег лейтенанта Торсона и художника Михайлова. Лейтенант Торсон по возращении объявил, что приметил следы людей и даже места, где разводили огонь, но жителей не видал. Видели разных малых береговых птиц, малых ящериц, небольших черепах, которые уползали в воду. В лагуне было вытащена на берег лодка, вероятно, на сей остров, жители больших островов приезжали для промысла. Гряду островов, которую открыли и описали экспедиция к Южному полюсу, Беллинсгаузен назвал островами Россиян 22. 07. 1820 года суда экспедиции бросили якорь в Матавайской бухте Таити.
Установив дружеский контакт, русские моряки провели на Таити неделю. 27 июля в день отплытия король Таити Помари посетил шлюп «Восток». Он вручил Беллинсгаузену подарок для Александра Первого. «Потом Помари одарил всех офицеров…. Господину Завадовскому положил в карман две жемчужины и сверх того подарил ему большую белую ткань; господам Торсону, Лескову и другим дарил также ткани. Каждый из них со своей стороны старался отблагодарить короля разными подарками».
28 июля шлюпы были уже в океане. От острова Таити «Восток» и «Мирный» повернули на запад, чтобы возвратиться в Порт-Джексон и с наступлением весны возобновить плавание вокруг Антарктиды.
Вторые изыскания берегов Антарктиды
После длительного ремонта в Порт-Джексоне «Восток» и «Мирный» 31 октября 1820 года вновь вышли в море. По пути на юг шлюпы 17 ноября подошли к острову Макуори. Здесь русские моряки встретили суда « промышленников» из Порт-Дже5ксона. Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, К.П. Торсон и художник Михайлов ездили на берег и наблюдали охоту на морских слонов.
От острова Макуори шлюпы отправились дальше к югу и в конце ноября подошли к сплошным ледяным полям. Плыть на юг было невозможно, и русские исследователи двинулись на восток вдоль края огромного ледяного поля. Оно простиралось почти на 400 миль и состояло из огромных кусков льда, набросанных один на другой. «Восток» шел у края сплошного льда, пробиваясь между отдельными плавающими льдинами, каждая из которых могла проломить борт шлюпа. Вахтенные офицеры К.П.Торсон, И.Н. Игнатьев, А.С.Лесков и Д.А.Демидов сменяли друг друга каждые несколько часов. Чтобы миновать льдины, они стояли на баке, на носу судна, отдавали команды рулевому, и шлюп, поворачиваясь, проходил между льдинами и айсбергами. Матросы с трудом ставили и убирали замерзшие паруса, оледеневшие снасти ломались….
2 декабря суда достигли оконечности ледяного поля, и сразу попали в шторм. Волны вздымались, подобно горам; море покрылось пеной, пошел снег, и вблизи шлюпов ничего не было видно. Убрали почти все паруса, чтобы не натолкнуться на льдины, но шлюпы несло ветром и волнами, и каждую минуту можно было ожидать гибели. Только к вечеру 3 декабря ветер стал стихать. Обойдя ледяное поле, корабли смогли некоторое время двигаться прямо на юг. Но шлюпы по – прежнему, были окружены плавающими льдинами и айсбергами. Матросы постоянно сбрасывали с палубы покрывавший ее снег, скалывали лед со снастей.
25 декабря, несмотря на все старания вахтенного Д.А. Демидова избежать столкновения со льдами, большая льдина ударила в носовую часть шлюпа «Восток». Удар был так силен, что неминуемо проломил бы борт, но закрепленный на носу судна якорь ослабил силу удара. Льдина сорвала медную обшивку и раздробила несколько досок; открылась течь, но шлюп мог продолжать плавание.
7 января 1821 года русские моряки достигли наибольшей за все плавание южной широты – 690 48 . 10 января, в три часа дня слева от шлюпов увидели темное пятно. Офицеры смотрели в трубы и спорили о том, что виднеется на горизонте. Наконец они удостоверились, что видят берег, покрытый снегом, и чернеющие среди снега скалы. «Берег! Берег!» - радостно восклицали все. «Восток» и «Мирный» повернули на север и 11 января подошли ближе к берегу, который оказался большим скалистым островом. Корабли находились в южной широте 680 57 .
На обоих шлюпах матросы взбежали на ванты и прокричали троекратное «ура!». Этот первый остров, открытый за южным полярным кругом, Ф.Ф.Беллинсгаузен назвал именем Петра Первого.
17 января 1821 года в 11 часов утра со шлюпов вновь увидели берег с высокими горами. Сплошной лед не давал кораблям возможности подойти к скалам . Берег тянулся на большое расстояние, и нельзя было установить , принадлежит он материку или острову. Ф.Ф. Беллинсгаузен назвал эту открытую русскими моряками землю Берегом Александра Первого. Некоторые участники экспедиции были уверены, что они открыли берег материка.
Плавание вокруг Антарктиды заканчивалось, и Ф.Ф. Беллинсгаузен решил осмотреть Новую Шетландию, открытую в феврале 1819 года английским капитаном Смитом. Новая Шетландия оказалась группой островов, и русские моряки дали им названия по местам боев в 1812 – 1815 г.г. и именам русских государственных деятелей. За всеми островами было сохранено название Южных Шетландских.
31 января 1821 года Ф.Ф. Беллинсгаузен решил прекратить плавание вокруг Антарктиды. Через пробоину в носовой части, которую во время плавания невозможно было заделать, шлюп «Восток» наполнялся водой. Дальнейшее пребывание шлюпа в южных широтах с приближением бурного осеннего времени могло привести к его гибели. «Восток» и «Мирный» повернули на север, к берегам Южной Америки. Плавание вокруг Антарктиды не было завершено до конца, но Южный материк был открыт.
24 июня 1821 года экспедиция возвратилась в Кронштадт, открыв ледяной материк Антарктиду с островом Петра Первого и берегом Александра Первого и 27 островов в Тихом и Атлантическом океанах.
Значение антарктического плавания для К.П. Торсона
Плавание шлюпов « Восток» и «Мирный» в Антарктику в 1819-1821 г.г. было наиболее важной по своим результатам географической экспедицией 19 века. Задача, поставленная перед русскими моряками, была успешно выполнена благодаря упорному, самоотверженному труду и героизму участников плавания, в том числе и лейтенанта К.П. Торсона. За участие в антарктическом плавании К.П. Торсон был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. Кроме того, «во уважение отличного усердия к службе и трудов, понесенных во время вояжа вокруг света и особливо к Южному полюсу до тех пор, пока он будет оставаться в морской службе, дополнительно к обычному жалованью в том размере, в каком он получал его к концу плавания, то есть по 720 рублей в год. Подобные награды получили и другие участники плавания.
5 января 1822 года начальник Морского штаба контр – адмирал А.В. фон Моллер приказал откомандировать К.П. Торсона из Кронштадта, где он служил в 11-м флотском экипаже, в Петербург: К.П. Торсон был нужен для «окончания дел по вояжу к Южному полюсу». 13января К.П.Торсон прибыл в Петербург, где он был на время причислен к 15- му флотскому экипажу, и участвовал в обработке материалов антарктической экспедиции. 31 октября 1822 года лейтенанта К.П.Торсона вновь вызвали в Петербург по распоряжению начальника Морского штаба. Ему было поручено «составление записок Южной экспедиции». Были ли эти записки написаны до восстания декабристов и ареста К.П. Торсона, неизвестно. Но после смерти К.П. Торсона в его бумагах оказалось и «Воспоминания путешествия к Южному полюсу».
Кругосветное плавание способствовало развитию политических взглядов К.П.Торсона. Декабристское мировоззрение складывалось в значительной мере под влиянием изучения стран, отличавшихся от России в политическом и социальном отношении. Будущие декабристы непосредственно знакомились с заграничными порядками и в походах 1813 – 1815 г.г, и в результате самостоятельных поездок за границу. А декабристы- моряки имели особую возможность узнать и понять жизнь других стран во время заграничных морских походов. Семь морских офицеров, причастных к движению декабристов: К.П. Торсон, Д.И.Завалишин, Ф.Г.Вишневский, М.К. Кюхельбекер, В.П. Романов, Ф.С.Лутковский, Ф.Ф. Матюшкин, - участвовали в кругосветных плаваниях. Во время заграничных плаваний морские офицеры становились свидетелями таких событий, о которых другие знали только по слухам или из газет.
В то время, когда К.П. Торсон совершал кругосветное плавание, Европа была потрясена революционными событиями в Испании, Португалии и Италии в 1820- 1821 г.г. и восстанием в Греции в 1821 году. Неспокойно было и в России: осенью 1820 отказался повиноваться своему командиру гвардейский Семеновский полк; бунтовали военные поселяне. За этими событиями внимательно следили члены образовавшегося в 1818 года Союза Благоденствия и другие будущие декабристы.
Во время кругосветной экспедиции К.П.Торсон стал свидетелем важных событий португальской революции и событий, связанных с другими мощным движением начала 19 века – национально – освободительной борьбой народов Латинской Америки. Борьба за независимость в Латинской Америке была неотъемлемой частью того «духа времени», под влиянием которого формировалось мировоззрение декабристов.
К.П. Торсона поразила легкость, с которой народ Бразилии сумел получить конституцию путем обращения к монарху. Позднее декабрист писал, что он «видел в Бразилии пример чрез кроткие просьбы принятых мер». Со времени кругосветного плавания у К.П. Торсона зародилась мысль, что и В России можно добиться конституции путем мирного обращения к императору, а не путем восстания. В том же направлении должны подействовать на него и события в Португалии, где кортесы без всякой вооруженной борьбы заставили короля присягнуть конституции.
Возможно, последующие события в Рио – де - Жанейро – расстрел народа и отмена конституции – навели К. П. Торсона на мысль о том, что, «излишняя» активность народа может привести к правительственной реакции и полученных «милостей».
Плавание дало много возможностей и для изучения состояния военно-морских сил других стран. Сравнение не могло быть в пользу русского флота, в то же время приходившего в упадок, а мысли об упадке флота вели к размышлению о его причинах….
К.П. Торсон обратил внимание и на недостатки в постройке судов. Всеобщее недоумение вызывал тот факт, что в состав экспедиции включили два разнотипных судна, значительно отличавшихся друг от друга в скорости хода. Шлюп «Восток» не был подготовлен к плаванию во льдах: он не имел дополнительной наружной обшивки. Начальника экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена возмущали и другие недостатки шлюпа «Восток», которые были результатом небрежности неумении корабельного мастера Стоке. «……Не могу умолчать, писал Ф.Ф. Беллинсгаузен, - что я в продолжение службы нередко был свидетелем неприятных объяснений морских офицеров с корабельными мастерами об отпускаемых на суда ненадежных вещах….. Ошибки в построении судов происходят от того, что корабельные мастера строят корабли, не быв никогда сами в море, и поэтому едва ли судно выйдет из рук их в совершенстве».
К.П.Торсон, как и Ф.Ф. Беллинсгаузен, понял, что исправлять недостатки кораблей должны люди, которые на них плавают, что судостроение должно стать важным предметом внимания не только корабельных мастеров, никогда не бывавших в море, но и морских офицеров. Это побудило его по возвращении из плавания заняться, прежде всего составлением проектов усовершенствования русского судостроения.
Заключение.
Таким образом, проследив весь путь антарктической экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» понимаешь насколько были отважны и мужественны участники кругосветного плавания. Несколько раз Беллинсгаузен отзывается о слаженной работе офицеров, в том числе К.П.Торсона, если бы не они, экспедиция могла бы не вернуться из этого опасного путешествия.
Все мы знаем, что изображения и портреты Торсона нигде не обнаружены. Но на одном из рисунков художника экспедиции Н.П. Михайлова, возможно, изображен К.П.Торсон.
Не найдены до сих пор и его «Воспоминания… путешествия к Южному полюсу». Я надеюсь, что этим рукописи найдутся и позволят пролить свет на судьбу воспоминаний о путешествии. Во всяком случае, даже те скромные данные о деятельности Торсона как естествоиспытателя, которые добыты исследователями на сегодняшний день, говорят о том, что в его лице отечественная география имела одаренного исследователя.
Список литературы:
Ветер и Солнце
Развешиваем детские рисунки дома
Шум и человек
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как я избавился от обидчивости