Тезисы статьи
Вложение | Размер |
---|---|
zavodskih_tezisy.doc.doc | 39.5 КБ |
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
(НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)
Заводских Евгений Викторович
бюджетное образовательное учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Сибирский профессиональный колледж»
В современном мире коммуникации посредством Интернета давно превратились в норму повседневной жизни. Основная причина, по которой сегодня увеличивается количество времени, проводимого в Интернете, – социальные сети. Социальные сети стали неотъемлемой частью виртуального пространства, объединив множество людей из самых разных уголков мира.
Рост социальных сетей – глобальный культурный феномен. В социальных сетях на сегодняшний день находятся порядка 82% населения, использующего интернет-подключение. Социальные сети привлекают людей, преследующих различные цели: поддержание контакта со старыми знакомыми и поиск новых, обустройство личной жизни; поиск работы, продвижение своего бизнеса, профессиональное общение; обмен информацией с другими пользователями.
С изобретением Интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение «клипового мышления». Впервые это понятие стали употреблять в середине 1990-х годов. «Клиповое мышление», оно же фрагментарное, калейдоскопическое, мозаичное (от англ. clip – отрывок из фильма, нарезка) – мышление дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. «Клиповое мышление» тесно связано с понятием мозаичной культуры. В своем изложении сущности мозаичной культуры специалист по средствам массовой информации А.Моль объясняет, что в этой культуре знания складываются из разрозненных отрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Большое значение для господства мозаичной культуры сыграло ослабление логического мышления, произошло усиление мышления фрагментарного, «клипового». Обладатель такого мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Константин Фрумкин выделил пять ключевых факторов, породивших «клиповое мышление»: ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику выделения главного и фильтрации лишнего; потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления; увеличение разнообразия поступающей информации; увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно; рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы [3].
Все эти факторы находят своё отражение в социальных сетях, поэтому было выдвинуто предположение о том, что активное пользование социальными сетями влияет на развитие «клипового мышления» у молодёжи.
В ходе практического исследования было выяснено, что активное пользование социальными сетями оказывает значимое влияние на человека. Так, оказалось, что для молодёжи, регулярно проводящей в социальных сетях по 5-6 часов и более, сосредоточить своё внимание на чём-то одном является непростой задачей. Такие активные пользователи в социальных сетях, как правило, занимаются несколькими делами одновременно, постоянно переключая своё внимание с одного на другое, в результате привыкают к этому и в реальности также не могут сосредоточиться на одном занятии.
Для активных пользователей сложнее воспринять и запомнить текст большого объёма, чем для тех, кто проводит мало времени в социальных сетях. Дело в том, что в социальных сетях большое количество разнообразной информации, которая подаётся в сжатой лаконичной форме и чаще всего носит развлекательный характер. Человек находится в огромном потоке фрагментов информации, не связанных между собой. В результате теряется способность к восприятию длительной линейной последовательности, а также к систематизации, синтезу, анализу.
Особое место в социальных сетях заняли зрительные образы. Ежедневно пользователи просматривают большое количество фотографий, картинок, демотиваторов и т.д. В итоге, в реальной жизни им бывает довольно сложно воспринять информацию без иллюстрации, наглядной демонстрации того, о чём говорится. Активные пользователи социальных сетей особенно склонны к цитированию и даже присвоению себе чужих мыслей. Это происходит из-за обилия различных афоризмов, цитат, высказываний, в результате чего стирается грань между собственными и чужими мыслями. «Клиповое мышление» – это инструмент управления и контроля.
Человек, не обладающий целостным мышлением, не может принимать самостоятельные решения, выходящие за рамки стандартного набора готовых решений. Мозаичная культура создала нового человека – «человека массы» – идеального объекта для манипуляции сознанием [1, с.111].
Так кто же они сегодняшние молодые люди с клиповым мышлением, делающие шаг к гениальности или деменции? Не то и не другое. Они в основном нормальные, но они – «другие» и им жить в другое время и в других условиях развития человечества. Научные открытия делаются в основном с применением сложного оборудования. Открытия «на кончике пера» теперь редкость. Так что получается, что наши ученики знают меньше учителей, а могут больше.
Процесс обучения всегда был трудным. На методические приемы и проблемы обучения своих учеников указывал еще Христос«… потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;…» [2]. Эти ученики сегодня почитаемы как апостолы.
Список использованных источников
Разноцветное дерево
Вокруг света за 80 дней
Знакомимся с плотностью жидкостей
Что такое музыка?
Военная хитрость