Проектная работа по математике "Тверь в числах и задачах"
Создание сборника задач для 5 класса
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tver_v_zadachah_i_chislah.pptx | 2.06 МБ |
proekt_tver_v_chislah_i_zadachah.docx | 723.7 КБ |
Слайд 1
Выполнили: учащиеся 5-го класса Тихомирова Мария, Расторгуева Варвара Руководитель: учитель математики Мартенс Е.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение « Суховерковская средняя общеобразовательная школа» п ос. Суховерково 2016 г. Проектная работа по математике Т В Е Р Ь в числах и задачахСлайд 2
Актуальность проекта Изучая математику можно знакомиться с историей своей малой Родины, ее культурой, природой. ГИПОТЕЗА: Каждый человек постоянно сталкивается с различными задачами, как на бытовом так и профессиональном уровнях. Использует навыки устного счета, выполняет сравнение и оценку. Но жизненные ситуации мало похожи на готовые задачи из учебника, нужно самим задать условия и правильно формулировать вопрос. Поэтому очень важно не только уметь решать задачи но и грамотно их составить. В настоящее время нет тестовых задач о Твери, решая которые ученики могли бы не только обучаться математике, но и узнавать о природе, культуре, людях и природе родного края.
Слайд 3
Цели и задачи ЦЕЛЬ: Рассмотреть виды текстовых задач и правила их составления. Разработать схему для составления текстовых задач. Собрать материал необходимый для составления задач. Составить сборник текстовых задач с использованием различных сведений о городе Твери. ЗАДАЧИ: Изучить как составляются текстовые задачи и на основе материалов о Тверском крае установить как связана математики с жизнью человека
Слайд 4
Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между его компонентами или определить вид этого отношения ( Стойлова Л.П., Пышкало А.М.). Задача
Слайд 5
Экология Тематика задач События, даты Люди Твери Демография Памятники, музеи Природа Тверского Края Климат Промышленность, экономика Отдых, развлечения История Современ - ная Тверь ТЕМЫ
Слайд 6
Виды задач Задачи на целые числа Меры длины, площадь, объем Задачи с десятичными дробями Задачи на движение Прочие задачи Задачи с обыкновенными дробями
Слайд 7
Поиск информации Анализ информации Достаточно данных? Составление задачи. (Формулирование условий и вопросов) Проверка задачи на корректность формулировки (Решение) Задача корректна? Оформление задачи для сборника. да да нет нет Как составить задачу?
Слайд 8
Население г. Твери 414 006 чел. (2015 г) 1) Поиск информации 2) Анализ. Достаточно данных? 3) Составление задачи НЕТ Заволжский район 142534 чел. Московский район 122 137 чел. Пролетарский район 94 532 чел. Центральный район 54803 чел. 2) Анализ. Достаточно данных? ДА Пример работы схемы.
Слайд 9
3) Составление задачи ЗАДАЧА. Тверь территориально делится на четыре района: Центральный, Московский, Пролетарский и Заволжский. В Заволжском районе проживает 142, 5 тыс. человек, что на 48 тыс. человек больше, чем в Пролетарском. В Пролетарском на 8 2,4 тыс. человек меньше, чем в Московском и Центральном. Сколько человек проживает в Твери? Используем численность населения по районам города, чтобы узнать сколько жителей в Твери. Округлим численность до тысяч. 4 ) Решение задачи. Как составить задачу?
Слайд 10
5) Задача корректна? ДА РЕШЕНИЕ. 142,5-48=94,5 (тыс. чел.) проживают в Пролетарском районе. 94,5+82,4=176,9 (тыс. чел.) проживают в Московском и Центральном районах. 142,5+94,5+176,9 = 413,9 (тыс. чел.) проживает в Твери. ОТВЕТ: 413,9 тыс. человек проживают в Твери. 4 ) Решение задачи. 6) Оформление задачи для сборника. Как составить задачу?
Слайд 11
В кинотеатре « Сильвер Синема » 4 зала: Рубин, Сапфир, Изумруд и Аметист. Рубин рассчитан на 256 мест, остальные залы на 140 мест каждый. Стоимость одного билета 350 рублей. Какую выручку получит кинозал за один сеанс, если все залы будут заполнены только наполовину? ОТВЕТ: 118 300 рублей. Задача 1
Слайд 12
Писатель и баснописец И.А. Крылов родился в 1769 году. Родители Крылова переехали в Тверь, когда ему было 5 лет. В Твери он прожил до 1782 г, а затем уехал в Санкт Петербург. Сколько лет Крылов прожил в Твери ? Ответ : 8 лет. Задача 2
Слайд 13
В 2008 г. На улице Жигарева открылся музей Козла. В нем собраны статуэтки, игрушки, украшения с изображением козлов и многое другое. Сейчас музей насчитывает около 4500 экспонатов. Сколько времени, потребуется, чтобы осмотреть всю коллекцию, если на один экспонат тратить всего по 5 секунд ? ОТВЕТ: 6 часов 15 минут. Задача 3
Слайд 14
Площадь бассейна Волги составляет 1380 тыс. км 2 . Площадь бассейна реки в Тверской области - 60 тыс. км 2 . Какая часть бассейна реки приходится на Тверскую область ? ОТВЕТ: 1 23 Задача 4
Слайд 16
Задачи на целые числа 15 штЗадачи на десятичные дроби 6 шт. Задачи с обыкновенными дробями 3 шт. Задачи на движение 2 шт Задачи на площади, объемы 2 шт. Прочие задачи 4 шт. История – 15 задач Тверь сегодня – 10 задач Природа – 7 задач 32 задачи + ответы Сборник задач
Слайд 17
Разработали алгоритм для составления задач, представили его в виде схемы. Составили сборник авторских задач о Тверском Крае, который можно использовать на уроках математики в 5х классах. Работая над данным проектом, мы сделали вывод , что математика очень тесно связана с практической жизнью человека с историей и культурой . Мы пришли к выводу, что если рассматривать окружающий нас мир с математический точки зрения, искать взаимосвязи между различными компонентами, анализировать их, то мы сможем глубже понять мир вокруг нас и процессы, которые в нем происходят. Выводы
Слайд 18
Тверская область. Энциклопедический справочник. Гл. Ред. М.А. Ильин – Тверь: Тверское областное книжно -журнальное издательство, 1994. – 328 с. Воробьев В.М., Борисов А.В., Клюева Е.А., Победаш И.Н. История Тверского края: учебное пособие/ под общ. Ред. В.М. Воробьева. Тверь: «Созвездие», 2005. -2008 с. Город Калинин: Очерк-путеводитель /Сост. В.И. Захаров – 2-еизд., перераб . И доп. – Калинин: Моск . Рабочий, Калинин. Отд-ние , 1989. – 223 с. http:// музей- козла.рф Музей козла в Твери http://www.tverplanet.ru / Достопримечательности Твери https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C Статья в википедии «Тверь» http://www.ostashkov.ru/seliger / Озеро Селигер https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_% D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9 Статья в википедии «Тверской трамвай» http :// волгари.рф Волга-Волга Тверь https://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0 Статья в википедии «Волга» http://www.silvercinema.ru/tver / Кинотеатр « Сильвер Синема » Литература и источники
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суховерковская средняя общеобразовательная школа»
ТВЕРЬ В ЗАДАЧАХ И ЧИСЛАХ.
Проектная работа по математике
Выполнили:
Учащаяся 5-го класса Тихомирова Мария
Учащаяся 5-го класса Расторгуева Варвара
Руководитель проекта:
Учитель математики Мартенс Е.В.
пос. Суховерково
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Определение задачи, классификация……….………….….…5
Глава 2. Составление авторской задачи…….………………………....7
Глава 3. Работа над сборником.………………………………….……10
Выводы…………………………………………….…………….……....12
Библиографический список..………………………….…….…………13
Приложения…………………………………………….………….……14
Приложение 1…………………………………………….………….….14
Приложение 2…………………………………………….……….…….21
ВВЕДЕНИЕ
«Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».
М.Башмаков
Актуальность: Главным понятием данного проекта является понятие «задача». С задачами каждый человек сталкивается постоянно, как на бытовом, так и на профессиональном уровнях, использует навыки устного счета, выполняет сравнение и оценку. Научиться решать математические задачи очень важно, так как полученные навыки позволят найти решение для задач, выходящих за рамки школьных предметов.
Но жизненные ситуации мало похожи на готовые задачи из учебника. Нужно самим задать условия и правильно формулировать вопрос. Поэтому очень важно не только уметь решить задачу, но и грамотно ее составить.
Как научиться решать и составлять авторские задачи? О чем должны быть задачи, чтобы работа над ними была не только полезной и интересной?
Мы заметили, что в настоящее время совсем нет тестовых задач о Твери, решая которые можно было бы не только обучаться математике, но и узнавать об истории, культуре, людях и природе родного края.
Гипотеза. Изучая математику можно знакомиться с историей своей малой Родины, ее культурой, природой
Цель проекта. Изучение текстовых задач, способов их составления, установление связи математики с практической жизнью человека и различными учебными дисциплинами на основе краеведческих материалов о Твери.
Задачи проекта.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
Под задачей в общем смысле понимается некоторая ситуация, требующая действия: исследования, решения.
Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между его компонентами или определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и вопроса.
Условие это часть текста, в которой присутствует сюжетная ситуация, явно или в завуалированной форме заданы численные компоненты этой ситуации и связи между ними.
Вопрос - та часть текста, в которой предлагается узнать неизвестные значения одной или нескольких величин.
Решить задачу - значит раскрыть связи между численными компонентами, присутствующими в задаче, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
Термин "решение задачи" широко применяется в математике. Этим термином обозначают связанные между собой, но все же неодинаковые понятия: решением задачи называют результат, т.е. ответ на требование задачи; решением задачи называют процесс нахождения этот результата с момента начала чтения до окончания решения.
В математике существует несколько классификаций задач:
Для нашего проекта наиболее подходящей будет классификация задач по виду деятельности, описанной в задаче. Обобщив различные задачи, которые решались на уроках математики, мы выделили для себя следующие виды (схема1):
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ЗАДАЧИ
Если в математической задаче присутствуют реальные объекты, то ее называют практической или реальной.
В каждой практической задаче кроме условия обязательно есть сюжет (фабула). Так как в нашем проекте сюжетом задачи будет выступать краеведческий материал, то к нему выдвигаются определенные требования:
Мы выделили три основных направления поиска информации для сюжета задач: история, современная Тверь, природа, каждое из которых для более полного охвата каждой темы делится на подпункты. (схема 2)
Мы определили типы задач, которые будем составлять, темы для сюжета, но как составить задачу, чтобы она была не только интересной и познавательной, но и имела решение?
Нами была разработана схема составления авторских задач (схема 3) , следование которой исключит возможные ошибки при формулировании задач.
1)Поиск информации: на этом этапе происходит поиск исторической или современной справки, содержащей числовые значения, которые можно использовать для задачи.
2) Анализ информации: определяем, к какому типу будет относиться будущая задача (целые числа, дроби, движение и т.д.) если данных достаточно, между ними прослеживается взаимосвязь, то переходим к следующему пункту, если нет – возвращаемся к поиску дополнительной или новой информации.
3) Формулировка условий и вопроса.
Выписываем из исторической справки числовые значения, устанавливаем зависимости между числами (во сколько раз больше или меньше, на сколько больше или меньше и т. д.)
Задача должна быть интересной, понятной, звучать корректно, не допускать неоднозначного толкования.
4) Проверка задачи на корректность.
Решаем задачу выбранным методом. Сверяем полученный ответ с начальными данными.
Если решение верно, оформляем задачу для сборника ( проверяем на орфографические и синтаксические ошибки, подбираем иллюстрации).
Если ответ не совпал с начальными данными из исторической справки, возвращаемся к пункту 3.
ГЛАВА 3. РАБОТА НАД СБОРНИКОМ.
В процессе работы над сборником нами был изучен краеведческий материал на определенные выше темы. Отобраны иллюстрации для сборника. Информация о современной Твери бралась из интернета.
Продемонстрируем процесс составления одной задачи по разработанной нами схеме.
Шаг 1. Мы нашли информацию, что по данным статистики на 2015 г. в г. Тверь проживает 4140006 человек.
Шаг 2. Анализируем информацию. Информации мало для составления задачи. Возвращаемся к шагу 1.
Шаг 3. Находим численность по районам города:
Шаг 4. Анализируем информацию. На основе этой информации можно составить задачу.
Шаг 5. Определяем вопрос задачи: Используя численность населения по районам города, нужно будет узнать сколько жителей в Твери. Округлим численность до тысяч с точностью до одного знака после запятой.
Формулируем задачу.
ЗАДАЧА.
Тверь территориально делится на четыре района: Центральный, Московский, Пролетарский и Заволжский. В Заволжском районе проживает 142, 5 тыс. человек, что на 48 тыс. человек больше, чем в Пролетарском. В Пролетарском на 82,4 тыс. человек меньше, чем в Московском и Центральном. Сколько человек проживает в Твери?
Шаг 6. Решаем задачу, чтобы убедиться, что она составлена правильно.
РЕШЕНИЕ.
ОТВЕТ: 413,9 тыс. человек проживают в Твери.
Шаг7. Делаем проверку на корректность. В ответе получилось 413,9 тыс. человек, что совпадает с начальными данными (414 006 человек). Погрешность произошла за счет округления. Задача составлена верно.
Шаг 8. Включаем задачу в сборник.
Составление задач по данному алгоритму позволяет избежать ошибок практически на всех этапах работы.
В сборник вошли 32 задачи. В приложении 1 эти задачи приведены с подробным решением ответами. Фото получившейся брошюры и рабочего процесса – приложение 2.
На исторические темы было составлено 15 задач, о современной Твери 10 задач, о природе 7 задач. (схема 4).
Задачи по видам:
Полученный нами сборник можно использовать на уроках математики в 5 классах.
ВЫВОДЫ
В ходе работы над проектом мы узнали множество интересных фактов из истории Твери. Особенно нас поразило, сколько известных имен связано с нашим городом. Даже первый печатный учебник математики в России был создан ученым, родившимся в Тверской губернии.
Работа над проектом позволила нам лучше понять, как составлять задачи, избегать основных ошибок.
Нами был разработан алгоритм для составления задач, и представлен в виде схемы. Был составлен иллюстрированный сборник авторских задач о Тверском Крае, который можно использовать на уроках математики в 5х классах.
Мы сделали для себя вывод, что математика тесно связана как с историей, так и со всеми областями повседневной жизни. Рассматривая с математической точки зрения поступающую информацию, находя взаимосвязь между различными компонентами, анализируя их изменения, мы более полно и глубоко сможем понимать окружающий нас мир и происходящие в нем процессы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Задачи и решения
Решение:
2016-1135=881 год исполнится городу.
Ответ: 881 год.
Решение:
7765:33002,353032,4 раза увеличилось население города.
Ответ: в 2,4 раза.
Решение:
1000000:3652740 человек перевозил трамвай ежедневно.
Ответ: 2740 человек.
Решение:
31-14=17 дней длилась оккупация в октябре;
17+30+16=63 дня длилась оокупация Калинина.
Ответ: 63 дня.
Решение:
900:6= 150 экз. старопечатных книг;
7000*2=14000 экз. предметов старины;
7000+900+150+14000 = 22050 экз. предметов старины.
Ответ: 22050 экземпляров.
Решение:
5740830*1,09= 6257504,7 га;
6257504,7:100=62575,04762575 км2 занимала Тверская губерния.
Ответ: 62575 км2.
Решение:
15*3=45 м высота памятника.
Ответ: 45 м.
Решение:
19 век – значит первые две цифры 1 и 8;
18:3=6 – последняя цифра;
17-1-8-6=2 –третья цифра;
Ответ: 1826 год рождения писателя.
Решение:
1769+5=1774 год перехали в Тверь;
1782 -1774 = 8 лет Крылов прожил в Твери.
Ответ: 8 лет.
Решение:
1799+175= 1974 год.
Ответ: 1974 год.
Решение:
частей герба составляет красный цвет;
части герба составляет золотой цвет.
Ответ: части.
Решение:
24-18,5 = 5,5 (тыс.) проживало дворян;
24+18,8=42,8 (тыс.) составляло духовенство;
5,5*193=1061,5 (тыс.) составляли крестьяне;
24+5,5+42,8+1061,5=1133,8 тыс. человек проживало в Тверской губернии.
Ответ: 1133,8 тыс. человек.
Решение:
1+5=6 – вторая цифра;
21-6=15 – сумма третей и четвертой цифр;
(15-3):2=6 – третья цифра;
6+3=9 – четвертая цифра;
Ответ: 1669 год рождения Магницкого.
Решение:
243+80=323 девочки учились в 1877 году;
323*3=969 девочек учились в 1917 году.
Ответ: 969 девочек.
Решение:
2014-450 =1564 год постройки храма.
Ответ: 1564 год.
Решение:
182,1+46,8 = 228,9 тыс. женщин в Твери;
228,9+182,1 =411 тыч. человек проживает в Твери.
Ответ: 411 тыс. человек.
Решение:
142,5-48=94,5 тыс. человек в Пролетарском районе
94,5+82,4=176,9 тыч. человек в Московском и Центральном районах
142,5+94,5+176,9 =471 тыч. человек проживает в Твери.
Ответ: 413,9 тыс. человек.
Решение:
Осташков находится между Лихославлем и Бежецком. Торжок самый большой город.
Ответ: Лихославль, Осташков, Бежецк, Торжок.
Решение:
4500*5=22500 (с.) понадобится для просмотра коллекции;
22500:60 с = 375 мин = 6 ч. 15 мин.
Ответ: 6 ч. 15 мин.
Решение:
26 *1 = 26 км теплоход проплывет вниз по реке;
26-3-3= 20 км/ч скорость теплохода против течения;
26:20 =1,3 часа время на обратную дорогу.
1,3 часа =1 час 18 минут
Ответ: 1 ч. 18 мин.
Решение:
256+140*3=676 мест в кинотеатре;
676:2=338 мес, если зал заполнен на половину;
338*350=118300 рублей получит кинозал.
Ответ: 118300 рублей.
Решение:
Обозначим прямой линией возможное событие и пунктиром невозможное.
Тр. Можжайского Тр. Можжайского Тр. Можжайского
Авт Автовокзал Авт. Автовокзал Авт. Автовокзал
Трол. Гагарина Трол. Гагарина Трол. Гагарина
Ответ: Автовокзал
Решение:
33 -2,4=30,6 км дорога вне населенных пунктов;
30,6:90+2,4:60=0,34+0,04=0,38 (ч)= 22,8 (мин) займет вся дорога
Ответ: 22,8 минут.
Решение:
Обход можно выполнить, если все вершины четные или имеются 2 нечетные.
В фигуре 2 нечетные вершины 3 и 4. Из них нужно начинать обход.
Ответ: Да. 3 или 4.
Решение:
Обход можно выполнить, если все вершины четные или имеются 2 нечетные.
В фигуре 2 нечетные вершины 2 и 3. Из них нужно начинать обход.
Ответ: Да. 2 или 3.
Решение:
1380:60=23 раза.
Ответ: часть.
Решение:
2480:5=496 тыс. га хвойных лесов;
496+1097=1593 тыс. га широколиственных;
2480+496+1593=4569 тыс. га занимает лес.
Ответ: 4569 тыс. га.
Решение:
5,2:1000=0,0052 км средняя глубина
260*0,0052=1,352 куб. км составлянт объем воды.
Ответ: 1,352 куб. км.
Решение:
0,17*2=0,34 части воды составляют грунтовые воды;
1-0,17-0,37=0,49 части пополняется за счет таяния снега.
Ответ: 0,49 части.
Решение:
188-115=73 км протяженность Тьмаки;
(73+188)*14=3654 км длина Волги.
Ответ: 3654 км.
Решение:
66:11=6 видов пресмыкающихся;
257-207=50 видов рыб и земноводных;
257+66+6+50=379 видов раздичных животных.
Ответ: 378 видов.
Решение:
178+62=240 мм осадков выпадает летом;
240:2=120 мм зимой и весной;
240+178+120+120=658 мм осадков выпадает за год.
Ответ: 658 мм.
Приложение 2. Работа над сборником
Финист - Ясный сокол
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Два плуга
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Если хочется пить...