Проект по физике ученицы 7 класса Косыревой Юлии , учитель Мельникова Лариса Николаевна.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Сила трения | 1.42 МБ |
Защита проекта | 794.39 КБ |
Лист оценивания
2 (плохо) | 3 (слабо) | 4 (хорошо) | 5 (отлично) | |
Содержание проекта | Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования учащихся | Материал проекта дается более или менее логично, но непонятны некоторые вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Творческий подход минимален | Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в уч. проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. | Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. |
оригинальность | Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации | Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных источников информации | Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации | Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников |
Мультимедийные средства | Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и\или дается в отрыве от содержания | В материалах проекта используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется несистематично | В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень широко, и их использование всегда педагогически оправдано | Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов |
Работа в группе | Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом | Большинство членов группы участвовало в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно | Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы | Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы |
Графический дизайн | Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее восприятию содержания проекта | Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно – отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля | Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга | Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся |
Муниципальное образовательное учреждение Красновосходская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район» Ульяновской области
Исследовательский проект
«Сила трения»
автор работы: Косырева Юлия
ученица 7 класса
руководитель: учитель физики
Мельникова Лариса Николаевна
Карабаевка-2016
Содержание
I. Введение ……………………………………………………………...3
II. Основная часть
2.Описание объекта……………..………………………………….…...7
2.1.Историческая справка……………………………………………….8
2. 2.Определение и характеристика……………. ……………………..9
2.3. Причины возникновения сил трения……………………………...11
2.4.Сила трения в природе и технике………………………………….12
3.1. Исторический курьез …………..………………………………......17
3.2. Вопросы на закрепление знаний о силе трения………………….18
3.3.Сочинение о трении…………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………………20
Литература………….……………………………………………….…..21
Каждый , кто
старается
постичь тайны
природы
достоин
уважения.
I.Введение
Полезно или вредно трение? Многие, не задумываясь, отвечают: "Конечно, вредно!" И на первый взгляд они правы. Действительно, из-за трения изнашиваются механизмы и машины, стираются подошвы ботинок и шины автомобиля, затруднено передвижение различных грузов, невозможно создание вечного двигателя и многое другое. Но представьте себе на минуту, что трение исчезло. Тогда движущийся автомобиль не сможет остановиться, а неподвижный - тронуться с места. Пешеходы упадут на асфальт и не смогут подняться. Кроме того, они неожиданно окажутся голыми, так как нитки в тканях удерживаются трением. Вся мебель в комнате собьется в один угол (в соответствии с наклоном пола), тарелки и стаканы соскользнут со стола, гвозди и шурупы выскочат из стен, ни одну вещь нельзя будет взять в руки, вы не сможете перевернуть страницу журнала и т. д. и т. п. Перечень подобных "ужасов" можно продолжить до бесконечности, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что без трения жизнь на Земле была бы невозможна.
Вот что пишет известный швейцарский физик, лауреат Нобелевской премии Шарль Гийом (1861-1938): "Вообразим, что трение может быть устранено совершенно. Тогда никакие тела, будь они величиною с каменную глыбу или малы, как песчинка, никогда не удержатся одно на другом: все будет скользить и катиться, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля представляла бы шар без неровностей, подобно жидкому". К этому можно добавить, что неизвестно, как бы пошло развитие цивилизации - ведь наши предки добывали огонь трением.
Актуальность проекта
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было бы сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Но несмотря на ту большую роль, которую играет трение в нашей жизни, до сих пор не создана достаточно полная картина возникновения трения. Это связано даже не с тем, что трение имеет сложную природу, а скорее с тем, что опыты с трением очень чувствительны к обработке поверхности и поэтому трудно воспроизводимы.
Обоснование актуальности проекта:
Когда говорят о трении, различают три несколько отличных физических явления: сопротивление при движении тела в жидкости или газе – его называют жидким трением; сопротивление, возникающее, когда тело скользит по какой-нибудь поверхности, – трение скольжения, или сухое трение; сопротивление, возникающее при качении тела, – трение качения. Движению тела обычно препятствуют силы трения. Если соприкасаются поверхности твёрдых тел, их относительному движению мешают силы сухого трения. Характерной особенностью сухого трения является существование зоны застоя. Тело нельзя сдвинуть с места, пока абсолютная величина внешней силы не превысит определённого значения. До этого момента между поверхностями соприкасающихся тел действует сила трения покоя, которая уравновешивает внешнюю силу и растёт вместе с ней.
Гипотеза: Если бы не было силы трения, то в мире наступил бы хаос.
Цели проекта-
Найти ответы на вопросы:
Задачи:
При создании работы использованы основные исследовательские методы:
Теоретический( анализ научно-исследовательской, научно-популярной, специальной и учебной литературы, а также информации Интернета).
II.Основная часть
1.Описание объекта.
Санки, скатившись с горы, движутся по горизонтальному пути неравномерно, скорость их постепенно уменьшается, и через некоторое время они останавливаются . Останавливается и велосипед, когда велосипедист прекращает крутить педали. Мы знаем, что причиной всякого изменения скорости движения является сила. Значит, в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.
При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением . А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения.
Сила трения – ещё один вид сил, отличающийся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости.
2.1 История открытия силы
трения.
Талантливый человек талантлив во всем, но лишь немногие гении были гениальны во всем, что бы они не делали. Леонардо да Винчи заслуживает звания абсолютно универсального гения. Леонардо утверждал, что сила трения, возникающая при контакте тела с поверхностью, пропорциональна нагрузке(силе притяжения), направлена против движения и не зависит от площади контакта.(1519 год).
Г. Амонтон и Ш.О.Кулон
Ввели понятие коэффициента трения как отношения силы трения к нагрузке, придав ему значение физической константы, полностью определяющей силу трения для любой пары контактирующих материалов(1781). Но в их формулировке не было учтено, насколько гладко обработаны контактирующие поверхности.
Современные исследования силы трения
2.2.Виды сил трения
Трение скольжения — сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих/взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.
2.3.Причины возникновения сил трения.
Неровность поверхности.
Взаимное притяжение молекул.
2.4. Сила трения в природе и технике
В природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить.
Без трения ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли .
В жизни многих растений трение играет положительную роль. Вот, например, лианы, грох, бобы и другие вьющиеся растения . Благодаря трению они цепляются за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Трение здесь создается за счет того, что стебли многократно обвивают опоры и поэтому плотно прилегают к ним.
А вот растения, имеющие корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква . Сила трения о грунт способствует удержанию корнеплода в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Именно поэтому так трудно вытащить из земли большую свеклу, редьку, репу.
Таким растениям, как репейник , трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются.
Путем длительной эволюции организмы живых существ приспособились к трению . Действие органов хватания ( клешни рака, передние конечности и хвост обезьян, хобот слона и др.) тесно связаны с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания.
Во многих случаях трение вредно и с ним приходится бороться. Например, во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части . Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку.
Чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, их опирают на подшипники. Деталь подшипника, непосредственно соприкасающуюся с валом, называют вкладышем . Вкладыши делают из твердых материалов – бронзы, чугуна или стали. Внутреннюю поверхность их покрывают особыми материалами, чаще всего баббитом.
Мы знаем, что сила трения качения при одинаковой нагрузке значительно меньше силы трения скольжения. На этом явлении основано применение шариковых и роликовых подшипников. В таких подшипниках вращающийся вал не скользит по неподвижному вкладышу подшипника, а катится по нему на стальных шариках или роликах.
3.1ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРЬЕЗ
18 августа 1851 года император Николай I совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель чтобы подчеркнуть торжественность события, приказал первую версту железнодорожного пути покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение, - паровоз буксовал на месте.
Жандармы, подобрав полы шинелей,
бежали эту версту
перед поездом и посыпали
песком покрашенные рельсы.
3.2. Закрепление материала
Ответить на вопросы
3.3 А ЕСЛИ БЫ СИЛЫ ТРЕНИЯ
НЕ БЫЛО…
«Допустим, решили мы на каникулах съездить
к бабушке в гости на поезде. И не в курсе того,
что как раз в это время вдруг, ни с того ни с сего, пропала сила трения. Проснулись, встаем с кровати и падаем, так как силы трения между полом и ногами нет.
Начинаем обуваться, и не можем завязать шнурки, которые не держатся из-за отсутствия силы трения. С лестницей вообще туго, лифт не работает – он уже давно лежит в подвале. Пересчитав копчиком абсолютно все ступени и доползя как-то до остановки, обнаруживаем новую беду: ни один автобус не остановился на остановке. Чудом сели в поезд, думаем, какая красота – тут хорошо, топлива уходит меньше, так как потери на трение сведены к нулю, быстрее доедем. Но вот в чём беда: силы трения между колёсами и рельсами нет, а, значит, и оттолкнуться поезду не от чего! Так что, в общем, как-то и не судьба съездить к бабушке без силы трения» .
Заключение
С учетом полезности положительных и вредности отрицательных сторон силы трения, мы должны всемерно расширять использование ее положительных качеств и не сваливать на нее собственную вину.
И тогда в мире точно хаос не наступит!
Список литературы:
~ ~
Нора Аргунова. Щенята
Как нарисовать китайскую розу
Колумбово яйцо
Тупое - острое
Мастер-класс "Корзиночка"