Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, этот народ обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны.
Не было бы патриотов, мы бы не имели этой победы, не было бы над нами мирного неба, не было бы возможности учиться, свободно жить…
Ведь не имея в начале войны достаточного оружия, чтобы даже защитить нашу страну, русский солдат только силой духа своей, силой любви к родине защитил свою землю, родных, свой отчий дом. Разве без патриотизма, это было бы возможно?
А теперь, спустя 70 лет есть ли патриоты, существует ли патриотизм, вообще как понимают понятие «патриотизм» наши сверстники?
Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы решили провести исследование понятия «патриотизм» и выявить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа ученика | 71.96 КБ |
Презентация к докладу. | 1.37 МБ |
МОБУ СОШ № 27 города Якутска |
Уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 |
Исследовательская работа |
Давыдов Никита, ученик 4 Г класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска РС (Я) 25.03.2015 |
ВВЕДЕНИЕ
2015 год – юбилейный год – мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией, на пороге 70-летия со дня Победы.
День Победы – это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным, потому что не бывает безоблачной радости без слез и печали.
Годы Великой Отечественной войны – это годы лишений, разрухи, горя и страданий. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к родине.
И любовь эта – одно из проявлений духовности, той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом великим и непобедимым.
Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным.
Это чувство можно назвать другим словом – патриотизм.
Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, этот народ обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны.
Не было бы патриотов, мы бы не имели этой победы, не было бы над нами мирного неба, не было бы возможности учиться, свободно жить…
Ведь не имея в начале войны достаточного оружия, чтобы даже защитить нашу страну, русский солдат только силой духа своей, силой любви к родине защитил свою землю, родных, свой отчий дом. Разве без патриотизма, это было бы возможно?
А теперь, спустя 70 лет есть ли патриоты, существует ли патриотизм, вообще как понимают понятие «патриотизм» наши сверстники?
Нас очень заинтересовал этот вопрос, и мы решили провести исследование понятия «патриотизм» и выявить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов нашей школы.
Тема нашей исследовательской работы: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
Объект исследования: патриотизм как качество личности
Предмет исследования: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
Цель исследования: выявить уровень патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 и определить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия патриотизм
2. Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности гражданско-патриотических качеств
3. Изучить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
4. Выяснить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, анкетирование, анализ полученных результатов.
Организация проведения исследования: базой исследования является МОБУ Средняя общеобразовательная школа № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся четвертых классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что формирование патриотических качеств младших школьников является актуальной темой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что определены критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младших школьников, которые могут быть использованы в воспитательной работе.
Структура исследования: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЗМ КАК КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ
1.1. Сущность понятия патриотизм.
Тема патриотизма исследовалась многими учеными. Патриотизм во многовековой и полной тяжелых испытаний истории России был основой национального самосознания народа, составной частью общественного сознания. В России исторически складывалась уникальная, уходящая в глубь веков, традиция особо уважительного отношения к Родине – Матери, к России – носительнице высших духовных ценностей, к родной земле.
В осмысление патриотизма внес большой вклад, выдающийся русский ученый – естествоиспытатель, мыслитель М. В. Ломоносов. Он считал, что главной целью школы является воспитание человека – патриота, гражданина, труженика, воспитания любви к Отечеству. Он сблизил понятие «гражданин» и «патриот». Идеал патриота для М. В. Ломоносова – человек «научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства».
Изучая сущность понятия «патриотизм» мы познакомились с множеством толкований этого понятия разными авторами, в разных источниках.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля патриотизм – это любовь к отчизне.[1]
В толковом словаре иноязычных слов Л. П. Крысина патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, своему народу[2].
В большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова патриотизм – это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.
В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм – это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Чувства привязанности к родине и родному народу.[3]
В философском словаре – благородная любовь к Родине как к месту рождения или же, как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности.
В советской исторической энциклопедии – чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов.
Из всего вышесказанного мы пришли к такому выводу, что патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм - это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Патриотизм способствует сплочению коллектива, духовному обогащению личности, появлению лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремление сделать хорошее для старшего поколения и т.д.
Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев. Великие полководцы Александр Васильевич Суворов, Павел Степанович Нахимов, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков. Знаменитые ученые Михаил Васильевич Ломоносов, Константин Эдуардович Циалковский, Андрей Дмитриевич Сахаров. Великие писатели и поэты – Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, многие и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен.
Таким образом, мы пришли к таким выводам, что человек является основным носителем патриотических чувств, что тех, у кого много бескорыстных дел на благо своего народа, называют сынами и дочерьми Отечества.
История нашего Отечества полна примерами, когда страна оказывалась на краю пропасти, народ находил в себе силы к возрождению и процветанию. Духовным стержнем несокрушимости российского народа являлся и является именно патриотизм.
1.2. Критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств
Работу по изучению уровня сформированности патриотизма младших школьников мы начали с выявления критериев и показателей оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.
Одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы:
– во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию;
– во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;
– в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по патриотическому воспитанию российских граждан.[4]
Изучив несколько вариантов, предлагаемых разными авторами мы остановились на те критерии и показатели, обобщенные профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым. Основываясь на его исследования мы выделили критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младшего школьника с учетом их возрастных особенностей[5] (Приложение 1).
На основе этих критериев и их показателей мы выделили следующие уровни патриотических качеств младших школьников:
Высокий уровень (13-15). Воспитанник знает и может объяснить все основные понятия; интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других.
Средний уровень (8-12). Воспитанник объясняет понятия не полностью; знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с окружающими людьми; участвует в организованных другими делах; участвует в делах класса и школы.
Низкий уровень (5-7). Воспитанник в объяснении понятий допускает ошибки; не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями; не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым; неохотно принимает участие в делах; в делах класса участвует при побуждении.
ГЛАВА 2. УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ МОБУ СОШ № 27
2.1. Изучение уровня сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
Работа по изучению у младших школьников патриотических качеств проводилась на базе МОБУ СОШ № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся 4 классов.
Цель работы: выявить уровень сформированности патриотических качеств детей младшего школьного возраста. В своей работе мы использовали:
- анкетирование самих учащихся;
- заполнение листа наблюдений классными руководителями за каждым учеником класса, по выведенными нами выше критериями и показателями.
1. Анкетирование. Мы предложили учащимся 4 классов анкету, состоящую из 10 вопросов (Приложение2).
Анкетирование показало:
Анализ результатов анкетирования говорит о том, что патриотизм связывается, прежде всего, с личными чувствами детей: дом, Родина, родные, любимый город. Большинство детей правильно понимает понятие «патриотизм», учащиеся знают историю своей страны, знают великих и знаменитых людей, детей волнуют различные вопросы современной жизни.
2. Наблюдение. В наблюдении принимали участие классные руководители. Мы попросили их заполнить специальные таблицы (Приложение 3), оценить каждого ученика по тем критериям и показателям, которые мы вывели в начале эксперимента. Тем самым мы узнали уровень сформированности патриотических качеств учащихся по классам
Вот сравнительная диаграмма итогов наблюдений.
Если сравнить по этой диаграмме уровни сформированности патриотических качеств учащихся, то уровень у 4 г класса выше, чем у остальных.
2.2. Связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса
Мы связываем более высокие показатели сформированности патриотических качеств учащихся 4 Г класса с тем, что в нашем классе ведется целенаправленная воспитательная работа. Воспитательная работа ведется по специально разработанной программе «Я гражданин России». Реализации программы осуществляется посредством классных часов, были задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, культура народов РС (Я), специальных предметов: танцевальная ритмика, импровизация, основы классического танца. Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича — профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, Чиряева Константина Спиридоновича — заслуженного учителя Якутской АССР, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.
Структура реализации программы «Я – гражданин России»
Наш класс необычный класс. Класс открылся в 2012-13 учебном году в хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских, как филиал школы №27. Наш класс активно участвует во всех мероприятиях проводимых как в колледже, так и в школе.
Я хочу рассказать немного о жизни нашего класса. Мы все очень любим танцевать. На базе нашего класса создан и вот уже три года действует танцевальный ансамбль «Вдохновение».
Во втором классе наш коллектив принял участие в городском конкурсе «Бэби шлягер», а в третьем классе мы уже стали дипломантами 1 степени в этом же конкурсе.
В этом учебном году мы успели поучаствовать в трех больших конкурсах.
Первое – это участие в городском конкурсе «Танцующая Якутия». Мы танцевали классическую композицию «Апрель» на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Танец был отмечен жюри, получил приглашение во второй тур конкурса, который должен состояться весной этого года.
Второе – это участие в Республиканском межэтническом фестивале «Калейдоскоп культур». В этом фестивале мы станцевали два танца: якутский танец «Полянка» и эвенкийский народный танец «Варежки». Наш коллектив был награжден Дипломом лауреата 1 степени.
И третье – это поездка в Москву. С 5 по 9 января 2015 года наш коллектив посетил столицу нашей родины – город Москву. Целью поездки было – участие в Международном детском новогоднем фестиваль-конкурсе «Рождественские звезды - 2015».
Этот конкурс состоялся при поддержке Департамента культуры правительства города Москвы, под эгидой комитета Международных фестивалей «Жизнь городов». Этот фестиваль вот уже много лет собирает детей с разных концов нашей необъятной страны. В этом году в конкурсе участвовали более 800 детей из разных регионов. На конкурсе работало компетентное жюри во главе с Народной артисткой России, лауреата Государственной премии России Илзе Лиепа.
Коллектив «Вдохновение» участвовал с танцевальным номером «Варежки». Наш коллектив был удостоен дипломом Лауреата 1 степени и награжден памятным кубком.
Кроме конкурса мы посетили главную ёлку страны – Кремлёвскую ёлку, посмотрели спектакль «Буратино» в театриуме Т. Дуровой, посетили зоопарк и цирк.
Мы очень рады и горды тем, что побывали в столице нашей Родины в городе Москве, что прошлись по историческим местам, постояли у Вечного огня, почтили память погибших в Великой Отечественной войне.
Кроме танцев мы с удовольствием читаем стихи, поем песни. Так в классе мы поставили несколько литературно-музыкальных композиций и выступали с ними в различных конкурсах: «Защитники земли Русской», «Письма с фронта», «Таня Савичева», «А зори здесь тихие…».
В нашей школе работает вот уже три года проект «Мультикультурный мир». У нас в классе учится Хамаганова Сарика. Она по национальности лаоска. Мы в течении трех лет изучаем и рассказываем всей школе о традициях, обычаях, культуре Лаоса. Так мы подготовили доклады по темам: «Лаос – родина моих предков», «Поэзия Лаоса», «Природные памятники Лаоса», «Животный мир Лаоса», «Национальная кухня Лаоса». Благодаря этому проекту мы очень многое узнаем, учимся искать информацию, выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения.
Уже второй год работает проект «Музыка для всех». В этом проекте как и в первом мы занимаемся исследованием творчества великих композиторов и стараемся передать танцем свое понимание их музыки. Темы: «Симфония 40 Моцарта» «Бетховен «К Элизе», «Полифония Баха».
Ежегодно мы одерживаем победу в школьном смотре песни и строя, посвященном Дню Защитника Отечества. Два года подряд мы занимаем третье место в окружном смотре.
Учащиеся класса занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в различных научно-практических конференциях школьников. В этом учебном году колледж отмечает свой двадцатилетний юбилей. К юбилею была приурочена первая городская научно-практическая конференция учащихся и студентов СПО «Учитель, перед именем твоим…».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав данную тему, мы пришли к следующим выводам.
1. Раскрыта сущность понятия патриотизм. Патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм - это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту.
2. Определены критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств.
3. Изучен уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
4. Выяснена связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса. Мы на примере 4 г класса показали, что при целенаправленной гражданско-патриотической воспитательной работе уровень сформированности патриотических качеств учащихся будет высоким. Мы видим, что патриотическое сознание формируется на основе знаний об Отечестве, о его истории, о культуре, о природе, о народе, передающем из поколения в поколение свои традиции и обычаи. Формируется в активной жизненной позиции, в стремлении делать жизнь вокруг себя красивой и интересной. Если мы будем изучать историю своей страны, если будем знать имена знаменитых людей нашей Родины, читать стихи, танцевать, петь песни, активно участвовать в жизни школы и колледжа, мы вырастим и станем патриотами своей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1. Критерии и показатели сформированности гражданско-патриотических качеств младшего школьника.
Критерии | Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. | |
Патриотическое сознание | Когнитивный | 1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РС (Я) и др. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
Мировоззренческо-ценностный | 2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, республику. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. | |
Мотивационно-потребностный | 3. Сформированность чувства любви к своей малой родине | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с окружающими людьми; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. | |
Деятельность | Деятельностно-поведенческий | 4. Инициативность | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 1 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Приложение 2. Анкета для учащихся.
АНКЕТА
Ф.И. ___________________________________________________ Класс _______________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3. Лист наблюдений для классного руководителя.
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
Класс _____________________________
№ | Ф.И. | Патриотическое сознание | Деятельность | Кол-во баллов | Уровень | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Уровни:
Высокий _______________
Средний _______________
Низкий ________________
Классный руководитель ______________________________________________________________
[1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866
[2] Толковый словарь иноязычных слов Крысин Л. П. Москва: Эксмо, 2008. — 944 с
[3] Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Петербург: Издательское общество "Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон", 1907—1909, в современной орфографии. https://slovari.yandex.ru/
[4] Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию / Под. науч. ред. В.И. Гребенюка. – М.: Армпресс, 2006. – 68 с.
[5] Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И. Лутовинов // Педагогика.– 1997. – № 3. – С.52–56.
Слайд 1
Выполнил: ученик 4 «г» класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска Давыдов Никита Руководитель: Барашкова О.Р. Разрешите представить исследовательскую работуСлайд 2
Тема нашей исследовательской работы: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 Объект исследования: патриотизм как качество личности Предмет исследования: уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 Цель исследования: выявить уровень патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 и определить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса.
Слайд 3
Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия патриотизм 2. Определить критерии и показатели оценки уровня сформированности гражданско-патриотических качеств 3. Изучить уровень сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27 4. Выяснить связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, обобщение, анкетирование, анализ полученных результатов.
Слайд 4
Изучая сущность понятия «патриотизм» мы познакомились с множеством толкований этого понятия разными авторами, в разных источниках. Из всего изученного мы пришли к такому выводу, что патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине. А Родина – это родные просторы и отеческий дом. Родина – это люди, наши родные и близкие. Но патриотизм – это не просто любовь к Родине. Патриотизм – это готовность защищать Родину от врагов. Это уважение к истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам родной страны. Это созидательный труд на благо Родины – двора, школы, города, республики, страны. Работа для себя, для родных и близких, для соседей, для россиян в целом. 1.1. Сущность понятия патриотизм.
Слайд 5
Работу по изучению уровня сформированности патриотизма младших школьников мы начали с выявления критериев и показателей оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Изучив несколько вариантов, предлагаемых разными авторами мы остановились на те критерии и показатели, обобщенные профессором, доктором философских наук В.И. Лутовиновым . Основываясь на его исследования мы выделили критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств младшего школьника с учетом их возрастных особенностей. 1.2. Критерии и показатели оценки уровня сформированности патриотических качеств
Слайд 6
Работа по изучению у младших школьников патриотических качеств проводилась на базе МОБУ СОШ № 27 города Якутска Республики Саха (Якутия). В исследовании приняло участие 82 учащихся 4 классов. Цель работы: выявить уровень сформированности патриотических качеств детей младшего школьного возраста. В своей работе мы использовали: - анкетирование самих учащихся; - заполнение листа наблюдений классными руководителями за каждым учеником класса, по выведенными нами выше критериями и показателями. 2.1. Изучение уровня сформированности патриотических качеств учащихся 4 классов МОБУ СОШ № 27
Слайд 7
Анкетирование. Мы предложили учащимся 4 классов анкету, состоящую из 10 вопросов.
Слайд 17
Анализ результатов анкетирования говорит о том, что патриотизм связывается, прежде всего, с личными чувствами детей: дом, Родина, родные, любимый город. Большинство детей правильно понимает понятие «патриотизм», учащиеся знают историю своей страны, знают великих и знаменитых людей, детей волнуют различные вопросы современной жизни.
Слайд 18
Наблюдение. В наблюдении принимали участие классные руководители. Мы попросили их заполнить специальные таблицы, оценить каждого ученика по тем критериям и показателям, которые мы вывели в начале эксперимента. Тем самым мы узнали уровень сформированности патриотических качеств учащихся по классам
Слайд 19
Сравнительная диаграмма итогов наблюдений. Если сравнить по этой диаграмме уровни сформированности патриотических качеств учащихся, то уровень у 4 г класса выше, чем у остальных.
Слайд 20
2.2. Связь между уровнем сформированности патриотических качеств и общественной жизнью 4Г класса Мы связываем более высокие показатели сформированности патриотических качеств учащихся 4 Г класса с тем, что в нашем классе ведется целенаправленная воспитательная работа. Воспитательная работа ведется по специально разработанной программе «Я гражданин России».
Слайд 21
Наш класс необычный класс. Класс открылся в 2012-13 учебном году в хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских , как филиал школы №27. Наш класс активно участвует во всех мероприятиях проводимых как в колледже, так и в школе.
Слайд 22
Мы все очень любим танцевать. На базе нашего класса создан и вот уже три года действует танцевальный ансамбль «Вдохновение». Во втором классе наш коллектив принял участие в городском конкурсе «Бэби шлягер», а в третьем классе мы уже стали дипломантами 1 степени в этом же конкурсе.
Слайд 23
В этом учебном году мы успели поучаствовать в трех больших конкурсах. Первое – это участие в городском конкурсе « Танцующая Якутия » . Мы танцевали классическую композицию « Апрель » на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Танец был отмечен жюри, получил приглашение во второй тур конкурса, который должен состояться весной этого года.
Слайд 24
Второе – это участие в Республиканском межэтническом фестивале « Калейдоскоп культур » . В этом фестивале мы станцевали два танца: якутский танец « Полянка » и эвенкийский народный танец « Варежки » . Наш коллектив был награжден Дипломом лауреата 1 степени.
Слайд 25
И третье – это поездка в Москву. С 5 по 9 января 2015 года наш коллектив посетил столицу нашей родины – город Москву. Целью поездки было – участие в Международном детском новогоднем фестиваль-конкурсе « Рождественские звезды - 2015 » . Этот фестиваль вот уже много лет собирает детей с разных концов нашей необъятной страны. В этом году в конкурсе участвовали более 800 детей из разных регионов. На конкурсе работало компетентное жюри во главе с Народной артисткой России, лауреата Государственной премии России Илзе Лиепа . Наш коллектив был удостоен диплома Лауреата 1 степени и награжден памятным кубком.
Слайд 26
Кроме конкурса мы посетили главную ёлку страны – Кремлёвскую ёлку, посмотрели спектакль « Буратино » в театриуме Т. Дуровой, посетили зоопарк и цирк. Мы очень рады и горды тем, что побывали в столице нашей Родины в городе Москве, что прошлись по историческим местам, постояли у Вечного огня, почтили память погибших в Великой Отечественной войне.
Слайд 27
Кроме танцев мы с удовольствием читаем стихи, поем песни. Так в классе мы поставили несколько литературно-музыкальных композиций и выступали с ними в различных конкурсах: « Защитники земли Русской » , « Письма с фронта » , « Таня Савичева » , « А зори здесь тихие …» .
Слайд 28
В нашей школе работает вот уже три года проект « Мультикультурный мир » . У нас в классе учится Хамаганова Сарика . Она по национальности лаоска. Мы в течении трех лет изучаем и рассказываем всей школе о традициях, обычаях, культуре Лаоса. Так мы подготовили доклады по темам: « Лаос – родина моих предков » , « Поэзия Лаоса » , « Природные памятники Лаоса » , « Животный мир Лаоса » , « Национальная кухня Лаоса » . Благодаря этому проекту мы очень многое узнаем, учимся искать информацию, выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения.
Слайд 29
Уже второй год работает проект « Музыка для всех » . В этом проекте как и в первом мы занимаемся исследованием творчества великих композиторов и стараемся передать танцем свое понимание их музыки. Темы: « Симфония 40 Моцарта » « Бетховен « К Элизе » , « Полифония Баха »
Слайд 30
Ежегодно мы одерживаем победу в школьном смотре песни и строя, посвященном Дню Защитника Отечества. Два года подряд мы занимаем третье место в окружном смотре.
Слайд 31
Учащиеся класса занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в различных научно-практических конференциях школьников. В этом учебном году колледж отмечает свой двадцатилетний юбилей. К юбилею была приурочена первая городская научно-практическая конференция учащихся и студентов СПО «Учитель, перед именем твоим…».
Слайд 32
Мы любим участвовать во всех проводимых мероприятиях в колледже и школе.
Слайд 33
Заключение Мы на примере 4 г класса показали, что при целенаправленной гражданско-патриотической воспитательной работе уровень сформированности патриотических качеств учащихся будет высоким. Мы видим, что патриотическое сознание формируется на основе знаний об Отечестве, о его истории, о культуре, о природе, о народе, передающем из поколения в поколение свои традиции и обычаи. Формируется в активной жизненной позиции, в стремлении делать жизнь вокруг себя красивой и интересной. Если мы будем изучать историю своей страны, если будем знать имена знаменитых людей нашей Родины, читать стихи, танцевать, петь песни, активно участвовать в жизни школы и колледжа, мы вырастим и станем патриотами своей страны.
Слайд 34
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!
Шум и человек
Как нарисовать черёмуху
Аэродинамика и воздушный шарик
Огонь фламенко
За еду птицы готовы собирать мусор