В работе рассматриваются недостатки и достоинства перехода на круглогодичное летнее время. Проведен анализ потребления электроэнергии в период перехода на зимнее время и при круглогодичном летнем времени. Приведены результаты анкетирования учителей ОО "Гимназия № 13" влияние круглогодичного летнего времени на качество обучения учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
kruglogodichnoe_letnee_vremya.docx | 405.77 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13»
Исследовательский проект
«Круглогодичное ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ»
Выполнил: ученица 9 – Б класса
Лемкина Влада
Руководитель: Доценко А. А.
Учитель физики
МБОУ Гимназия «№ 13»
Новомосковск - 2014
Содержание.
Введение.
Актуальность. Наша работа посвящена исследованию круглогодичного летнего времени. Для понимания сути вопроса необходимо вспомнить, как складывался порядок исчисления времени в России в XX – XXI веках.
Поясное время в нашей стране было введено в 1919 году. На территории России до 2010 года выделяли 11 часовых поясов, а в 2010 году их число было уменьшено до 9. В соответствии с географической долготой Москва (λ = 37о 42’) относится ко второму часовому поясу.
В 1930 г. Декретом правительства стрелки часов во всех часовых поясах СССР были переведены на один час вперёд против поясного времени. С тех пор население каждого часового пояса в СССР жило по времени соседнего восточного часового пояса. Это время получило у нас название декретного. Связь декретного времени Тд какого-либо пункта с его поясным временем Тn и со всемирным временем То даётся следующими соотношениями:
Тд = Тn + 1h, Тд = То + nh + 1h
С 1981 г. на всей территории СССР, а затем России, на лето ежегодно часы переводили ещё на один час вперёд, т. е. всего на два часа. Тем самым было введено летнее время, целесообразность которого оправдывалась экономическими соображениями. В остальную часть года действовало обычное декретное время. Т.е. последние тридцать лет с апреля по октябрь Москва жила по времени четвёртого пояса, а в остальные месяцы – по времени третьего пояса. [1]
9 февраля 2011 г., в ходе встречи с молодыми учеными президент Д.А.Медведев объявил, что Россия больше не будет переводить стрелки часов на зимнее и летнее время. «Я принял решение об отмене перехода на зимнее время, начиная с осени текущего года. И даю соответствующее поручение правительству». Как полагает глава государства, отмена перехода на зимнее и летнее время будет полезной, поскольку адаптация к переводу часов у многих людей связана со стрессами и с заболеваниями. [3]
В нашей работе мы не будем рассматривать переход с зимнего времени на летнее и обратно, вред которого уже общепризнан. Мы попробуем выяснить, какое время – круглогодичное летнее или декретное (зимнее) – предпочтительнее для россиян.
Альтернатива решению президента была предложена уже 10 февраля 2011 года, когда зампредседателя Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачёв внёс в Госдуму законопроект "Об исчислении времени на территории РФ". Проект предполагал переход на «поясное время плюс один час без дополнительного перевода ежегодно часовой стрелки», но не был поддержан думским Комитетом по промышленности. [2]
Итак, зимой 2011–2012 года, впервые в своей истории, наша страна живёт по летнему времени в зимний период. При этом, 26 октября 2014 г. по решению Президента РФ она переходит на круглогодичное зимнее время.
Цель нашего исследования – проверить, имеет ли круглогодичное летнее время преимущества перед традиционным для России декретным (зимним) временем.
Задачи исследования:
Исследования и анализ.
1. Математическое описание
Сначала мы вычислили разность между летним и местным временем для крупных городов России, расположенных в разных часовых поясах. Местное время Тм какого-либо пункта связано со всемирным временем То и географической долготой λ соотношением Тm = То + λh, где долгота выражена в часовой мере.
Для примера посчитаем местное время в Москве. Для этого переведём её долготу λ = 37о 42’ в часовую меру, учитывая, что 360о = 24ч, 15о = 1ч, 1о= 4мин, 1‘= 4с. Получаем, что местное время Москвы опережает всемирное на 2 ч 30 мин 48 с. При декретном (зимнем) времени Тд = То + 3 разница с местным временем равна 0 ч 29 мин 12 с, а при летнем Тл = То + 4 - 1 ч 29 мин 12 с. Очевидно, для нашей столицы зимнее время предпочтительнее.
Подобный расчёт мы произвели для 21 города, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, и выяснили, что летнее время ближе к местному, чем декретное, только в районе Воркуты и на Чукотке. Местное время одинаково отличается от летнего и от зимнего в Поволжье. Остальным регионам, как и столице, удобнее жить по зимнему времени.
Наши расчёты представлены в таблице 1. Жирным шрифтом выделены города, население которых превышает 1 млн человек.
Таблица 1. Долгота, местное, декретное и летнее время
различных городов России.
город России | n+2 | долгота | разность летнего и местного времени | разность зимнего и местного времени | |
в угловой мере | в часовой мере | ||||
Калининград | 3 | 20о 30' | 1 ч 22 мин 00 c | 1 ч 38 мин 00 с | 0 ч 38 мин 00 с |
Москва | 4 | 37о 42' | 2 ч 30 мин 48 с | 1 ч 29 мин 12 с | 0 ч 29 мин 12 с |
Санкт-Петербург | 4 | 30о 20' | 2 ч 01 мин 28 с | 1 ч 58 мин 32 с | 0 ч 58 мин 32 с |
Воркута | 4 | 63о 02' | 4 ч 12 мин 08 с | -0 ч 12 мин 08 с | - 1 ч 12 мин 08 с |
Нижний Новгород | 4 | 44о 00' | 2 ч 56 мин 00с | 1 ч 04 мин 00 с | 0 ч 04 мин 00с |
Самара | 4 | 50о 07' | 3 ч 20 мин 28 с | 0 ч 39 мин 32 с | - 0 ч 20 мин 32 с |
Казань | 4 | 49о 07' | 3 ч 16 мин 28с | 0 ч 43 мин 32 с | - 0 ч 17 мин 32с |
Ростов-на-Дону | 4 | 39о 43' | 2 ч 38 мин 52 с | 1 ч 21 мин 08 с | 0 ч 21 мин 08 с |
Волгоград | 4 | 33о 20' | 2 ч 57 мин 20с | 1 ч 02 мин 40 с | 0 ч 02 мин 40 с |
Екатеринбург | 6 | 60о 37' | 4 ч 12 мин 28 с | 1 ч 47 мин 32 с | 0 ч 47 мин 32 с |
Нижневартовск | 6 | 76о 33' | 5 ч 06 мин 12 с | 0 ч 53 мин 48 с | - 0 ч 06 мин 12 с |
Челябинск | 6 | 61о 24' | 4 ч 05 мин 36 с | 1 ч 54 мин 24 с | 0 ч 54 мин 24с |
Уфа | 6 | 55о 58' | 3 ч 43 мин 52 с | 2 ч 16 мин 08 с | 1 ч 16 мин 08 с |
Омск | 7 | 73о 22' | 4 ч 53 мин 28 с | 2 ч 06 мин 32 с | 1 ч 06 мин 32 с |
Новосибирск | 7 | 82о 55' | 5 ч 31 мин 40 с | 1 ч 28 мин 20с | 0 ч 28 мин 20 с |
Красноярск | 8 | 92о 48' | 6 ч 11 мин 12 с | 1 ч 48 мин 48 с | 0 ч 48 мин 48 с |
Иркутск | 9 | 104о 15' | 6 ч 57 мин 00 c | 2 ч 03 мин 00 с | 1 ч 03 мин 00 с |
Якутск | 10 | 129о 44' | 8 ч 38 мин 56 с | 1 ч 21 мин 04 с | 0 ч 21 мин 04 с |
Владивосток | 11 | 131о 54' | 8 ч 47 мин 26 с | 2 ч 12 мин 34 с | 1 ч 12 мин 34 с |
Магадан | 12 | 150о 49' | 10ч 03 мин 16 с | 1 ч 56 мин 44 с | 0 ч 56 мин 44 с |
Петропавловск-Камчатский | 12 | 158о 40' | 10ч 34 мин 40 с | 1 ч 25 мин 20 с | 0 ч 25 мин 20 с |
Для большей наглядности те же выводы мы представляем в графической форме. На рисунке 1 голубым цветом показаны регионы, в которых летнее время отстаёт от местного, тёмно-зелёным – регионы, в которых летнее время опережает местное менее чем на полчаса, светло зелёным – от получаса до часа, жёлтым – от часа до полутора, оранжевым – от полутора до двух часов и красным – более чем на два часа (!)
На карте видно, что большая часть территории нашей страны оказалась в жёлто-оранжево-красной зоне, в том числе густонаселённые Московский регион, Ленинградская область и все крупные города Южного Урала и Сибири.
Рисунок 1. Разность летнего и местного времени на территории России.
2. Анализ расхода электроэнергии
Основным аргументом при введении декретного, летнего, а затем и круглогодичного летнего времени была экономия электроэнергии. Мы решили проверить, существует ли на самом деле эта экономия. Для этого мы сравнили расход электроэнергии в осеннее-зимний период прошлого и текущего годов в жилых помещениях и гимназии №13 г. Новомосковска Тульской области. Это типичный город Центрального Федерального округа с населением примерно 129 тысячи человек. (λ = 38о 01’ = 2 ч 32 мин 4 с).
Расход электроэнергии в жилых помещениях складывается из нескольких частей. Некоторые бытовые приборы работают с равной нагрузкой в течение всего года. И зимой, и летом мы пользуемся холодильником, утюгом, компьютером, телевизором, пылесосом и рядом других бытовых приборов. Только летом работает кондиционер, и только зимой обогреватель (мы будем считать, что их вклад в расход электроэнергии одинаков). А вот расход энергии на освещение зависит от длины светового дня. Поэтому и суммарный расход электроэнергии в течение года изменяется. Изучив счета за электричество, мы убедились, что зимой его расход существенно больше, чем летом.
Приводим пример расхода электроэнергии в типичной квартире, где за 2 рассмотренных нами года
а) не изменялось число проживающих;
б) не изменялся их образ жизни;
в) не приобретались новые бытовые электроприборы.
Расход электроэнергии в осенне-зимний период показан на графике. Из графика видно, что в текущем году, при использовании круглогодичного летнего времени, расход электроэнергии не уменьшился, а увеличился! Мы объясняем это так: светлое предвечернее время большинство жильцов проводят вне дома, и освещение в квартире в любом случае не используется. И, наоборот, в тёмное предрассветное время, когда все члены семьи встают и собираются на работу или в школу, приходится дольше использовать освещение.
График 1. Расход электроэнергии в квартире по месяцам
Затем мы сравнили расход электроэнергии в МБОУ «Гимназия №13» в 2010 – 2011 учебном году и в текущем учебном году. При этом потребовалось учесть неодинаковое число рабочих дней по месяцам и короткий рабочий день в период каникул. И снова экономии замечено не было. На графике видно небольшое превышение расхода энергии в текущем году, но оно связано с увеличением количества классов в школе (в 2010 – 2011 учебном году их было 25, в текущем 28).
Нетрудно понять, почему расход электроэнергии практически не изменился. Гимназия перегружена, работает в две смены, которые заполнены одинаково. Время работы гимназии — с 8 до 19 часов (в среднем) — симметрично относительно местного полудня (примерно 13 часов 30 минут). По декретному (зимнему) времени местный полдень был бы в 12 часов 30 минут, то есть в 2010 – 2011 учебном году было светлее на первых уроках первой смены и темнее — на последних уроках второй. Экономия энергии во второй смене равна её перерасходу в первой.
График 2. Среднесуточный расход электроэнергии в гимназии по месяцам
Таким образом, в типичной квартире и типичной школе типичного города Центральной России экономии электроэнергии в осеннее-зимний период 2013-2014 года не зафиксировано. Более того, в жилых помещениях наблюдается её перерасход.
3. Анкетирование учителей МБОУ «Гимназия № 13» по теме «Влияние круглогодичного летнего времени на учебный процесс».
На третьем этапе исследования мы решили проверить, повлияло ли круглогодичное летнее время на учебный процесс в нашей гимназии. При поддержке администрации МБОУ «Гимназия №13» мы провели анкетирование учителей. Опрос проводился в конце января после трёх месяцев осенне-зимнего сезона. Учителям была предложена следующая анкета (нужное подчеркнуть):
В опросе приняли участие 40 педагогов нашего образовательного учреждения. Результаты представлены в виде гистограмм (рисунок 2, 3).
Рисунок 2. Результаты опроса учителей гимназии
Хотя мнения педагогов разделились, всё же преобладает негативное отношение к круглогодичному летнему времени (отрицательно и скорее отрицательно относятся 57,5%, положительно и скорее положительно 17,5%). Дальнейший анализ показал, что педагоги, положительно относящиеся к круглогодичному летнему времени, работают преимущественно во второй смене.
Рисунок 3. Результаты опроса учителей гимназии
На вопрос о работоспособности и дисциплине ответили 40 педагогов, из которых 8 работают во второй смене. В первой смене 24 из них отметили ухудшение и 8 не заметили изменений, во второй смене отметили ухудшение 2 и не заметили изменений 6. Ни один из опрошенных не сказал об улучшении работоспособности и дисциплины. Вот типичные высказывания:
«Работоспособность упала, учащиеся на первом уроке ещё спят, успеваемость снизилась в первую смену; во - вторую смену всё осталось без изменений».
«В первой смене на первом уроке дети сонные, часто жалуются на головные боли. Внимание рассеянное, работоспособность низкая, новый материал усваивается с большим трудом. Учащиеся второй смены долго спят, не успевают выучить уроки».
«Я считаю, что работоспособность учащихся первой смены снизилась из-за этого; на работоспособность второй смены не повлияло».
«Во второй смене учащиеся приходят и уходят из школы на час раньше, в отличие от прошлых лет, когда после перехода на зимнее время режим дня менялся, учащиеся долго адаптировались, что приводило к снижению работоспособности, а вместе с этим снижалась успеваемость, дисциплина».
«Работоспособность и детей и учителей снизилась, успеваемость тоже. Во второй смене очень много обращений к врачу по поводу головной боли, головокружений и т.д., повышенная возбудимость на перемене».
«Участились опоздания в школу, рассеянность внимания».
Таким образом, результаты нашего опроса показывают, что круглогодичное летнее время не способствует повышению качества учебного процесса.
Заключение.
Итак, в ходе нашего исследования:
- выяснено, что для большинства населения России летнее время опережает местное на полтора-два часа, а иногда и больше;
- подтвердилось предположение о том, что переход на круглогодичное летнее время ухудшает работоспособность, дисциплину и успеваемость школьников, учащихся в первую смену (а таких в России большинство).
Таким образом, решение президента о переходе на круглогодичное зимнее время является верным. Мы ожидаем, что с этим переходом все негативные последствия жизни по летнему времени в зимний период устранятся.
Использованная литература:
Заяц-хваста
Компас своими руками
Как нарисовать небо акварелью
Если хочется пить...
У меня в портфеле