Проектная работа содержит презентацию и доклад к ней. Работа выполнена для участия в школьном конкурсе "ДостижениЯ"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 84.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
День рождения нуля
Автор проекта: ученица 5 «В» класса МОУ СОШ №8
Жимолоскина Анастасия
Руководитель проекта: Ковалева Светлана Адамовна,
учитель математики
Подольск, 2014г.
Цель: расширить и углубить знания учащихся о числах
Задачи:
1) изучить историю возникновения нуля у разных народов мира и его свойства как числа;
2) развивать интуицию, фантазию, нестандартное творческое мышление;
3) совершенствовать навыки поисковой работы.
Содержание
У людей говорят:«Не шути с огнём!»
А у нас говорят:«Не шути с нулём».
У нуля про запас сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним да глаз!
1. История возникновения нуля
Происхождение, название и знак нуля имеют интересную историю. Трудно сказать, когда он появился впервые, так как многие цивилизации примерно в одно время пришли к необходимости ввести такое понятие – нуль.
Некоторые исследователи предполагают, что нуль появился в древневавилонской системе исчисления, он использовался для обозначения пропущенных разрядов в числах, но такие числа как 1 и 60 у них записывали одинаково, так как нуль в конце числа у них не ставился. В их системе нуль выполнял роль пробела в тексте.
Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква «омикрон», очень напоминающая современный знак нуля.
В империи инков Тауантинсуйу для записи числовой информации использовалась узелковая система кипу, основанная на позиционной десятеричной системе счисления. Цифры от 1 до 9 обозначались узелками определённого вида, ноль — пропуском узелка в нужной позиции. В современном кечуа ноль обозначается словом кечуа ch'usaq (буквально - «отсутствующий», «пустой»), однако то, какое слово использовалось инками для обозначения нуля при чтении кипу, пока неясно, поскольку, в первых кечуа-испанских (Диего Гонсалес Ольгин ,1608 ) словарях и первом аймара – испанском (Лудовико Бертонио , 1612 ) не было соответствия для испанского «cero» — «ноль».
В системе счисления майя знак нуля – пустая раковина . Майя использовали ноль в своей двадцатеричной системе счисления почти на тысячелетие раньше индийцев. Первая сохранившаяся стела с датой календаря майя датируется 7.16.3.2.13, 6 Бен 16 Шуль 10 декабря 36 года до н. э. Любопытно, что тем же самым знаком математики майя обозначали и бесконечность, так как этот знак означал не ноль в европейском понимании слова, а «начало», «причину». Счёт дней месяца в календаре майя начинался с нулевого дня, который назывался Ахау.
В Древней Греции и Египте для счета использовались камешки. Когда камешек поднимается с того места на котором лежал при счете, от него остается ямка. Не ноль ли? Нет, пока еще не ноль. Все, что было до индийцев, носило только прикладной характер и никак не может быть принято за настоящую историю изобретения ноля. Это всего лишь обозначение пустого места.
Лишь у индийцев впервые в истории человечества появляется ноль как математический символ, используемый в счетных операциях. Он появился, самое позднее, в 458 году нашей эры. Поначалу индийцы пользовались словесной системой обозначения чисел. Ноль, например, назывался словами "пустое", "небо", "дыра"; двойка - словами "близнецы", "глаза", "ноздри", "губы", "крылья". Так, в текстах III - IV вв. н. э. число 1021 передавалось как "луна - дыра - крылья - луна".
Что же собственность изобрели индийские математики? Они записали ноль по началу точкой, обозначая отсутствующее число, потом и кружочком. Но главное, что они определили ноль не как понятие отсутствия числа, а как число.
Лишь в V веке великий математик Арьябхата отказался от этой громоздкой записи, использовав в качестве цифр, буквы санскритского алфавита. А вскоре вместо букв ввели особые значки – цифры. Эта сокращенная форма записи позволила ярко выявить все преимущества десятичной системы счисления. Абак стал не нужен.
Прежде чем "ноль" попал на Запад, он проделал долгий, окольный путь. В 711 году арабы вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию. В 712 году они захватили часть Индии и покорили Синд - земли в низовьях Инда. Там они познакомились с принятой индийцами системой счисления и переняли ее; с тех пор стали говорить (и говорят) об "арабских цифрах".
Персидский математик аль-Хорезми (787 - ок. 850) первым из арабов описал в своем трактате "Числа индийцев" эту новую систему счисления. Он посоветовал своим читателям ставить в расчетах пустой кружок на то место, где должно помещаться "ничто". Так на страницах арабских рукописей появился привычный нам ноль.
Купцы-мусульмане, посещая Китай, познакомили местных жителей с цифрой "ноль". К тому времени она носила уже новое название. Слово " sunya " ("пустое") было переведено на арабский и стало звучать "сифр" и "ас-сифр". Нетрудно увидеть в этом названии прообраз таких слов, встречающихся в разных европейских языках, как "Ziffer", "Cipher", "Chiffre", "цифра". С начала XVI века в немецких руководствах слово «цифра» получает значение современное, слово «нуль» входит в повсеместное употребление в Германии и в других странах, сначала как слово чужое и в латинской грамматической форме, постепенно принимая форму, свойственную данному национальному языку.
Кстати, как правильно говорить "ноль" или "нуль" принципиального значения не имеет. Но в математических трудах цифру ноль принято писать — "нуль" ("равно нулю", "ниже нуля"), а в свободном употреблении чаще встречается "ноль".
2. Время нуля
С изобретением ноля в десятичной позиционной системе произошла революция – всё стало на свои места и получило строгую иерархию, а расчёты существенно упростились (наконец-то можно производить расчёты в столбик!) .
Остановить прогресс было уже нельзя. Итальянский математик Леонардо Фибоначчи (1180 – 1240г.) одним из первых заинтересовался индийской системой счёта и повсеместно стал использовать цифру "0" в своих расчетах. В своем трактате "Liber Albaci" ("Книга абака"), обнародованном в 1202 году, он красочно описал преимущества этой системы счисления, прибегнув к ряду конкретных примеров из жизни купца.
В последующие века значение ноля стремительно возрастает. Ноль начинает занимать почетное место на различных числовых шкалах - например, на градусной. И ныне мы постоянно оперируем относительными показателями, то есть взятыми относительно некой условной - нулевой - отметки.
И даже в 16 веке математики продолжали всячески избегать ноль, упёрто придерживаясь античной системы и полагаясь на счётные доски. К примеру, итальянский математик Джеронимо Кардан (1501–1576) решал кубические и квадратные уравнения без ноля. Долгое время нуль не признавали числом, лишь в концу 17 века с введением метода координат нуль начинает выступать наравне с остальными числами.
Числовая ось
Наконец, без ноля не существовало бы современной компьютерной техники. Еще в первой половине ХIХ века немецкий инженер Конрад Цузе сконструировал первую электрическую вычислительную машину, которая оперировала цифрами "1" и "0". Ноль означал, что ток отсутствует, единица - что ток есть. Со временем на смену машине Z1 пришли ЭВМ. Но в основе их работы - все тот же принцип бинарного (двоичного) счисления.
А представить себе современную жизнь без компьютера уже так же трудно, как и то, что когда-то наши предки испытывали ужас перед цифрой "0".
3. Свойства нуля
А что можно сделать, зная о таком числе и имея подобную цифру, как ноль?
Очень много. Ноль - самая могущественная сила во Вселенной, он может всё! Ноль создаёт порядок в математике, и он же вносит в неё хаос.. . ))
0 - целое число
а · 0 = 0
а + 0 = 0, а – 0 = а, а – а = 0
0 : а = 0, а : 0 =
20,568 = 20, 56800
05 = 0, 00 = не определен
√ 0 = 0
9) При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. нужно просто перенести
запятую вправо на столько нулей, сколько их стоит в числах 10,100, 1000 и т.д.
34,567 ∙ 10 = 345,67
34,567 ∙ 100 = 3456,7
34,567 ∙ 1000 = 34567,
10) При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. нужно просто перенести
запятую влево на столько нулей, сколько их стоит в числах 10,100, 1000 и т.д.
789 : 10 = 78,9
789 : 100 = 7,89
789 : 1000 = 0,789.
4. Нуль на Руси
У русского народа, как у любого другого существует множество пословиц и поговорок. Вспомним те, в которых упоминаются числа.
Ноль без палочки (прост.). – Ничего не стоящий, не значащий человек.
Ноль внимания (прост.). – Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный нуль, круглый ноль. – Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю. – Лишать всякого смысла, значения. (сравнение – . "сводить на нет").
Ничего не возникает из ничего. – Это выражение принадлежит греческому философу Мелиссу, часто цитировалось древними философами, писателями.
Ничего не ново под луной. – Это выражение, ставшее крылатым, взято из стихотворения русского писателя Н.М. Карамзина (навеяно библейским писанием).
1) Ноль рупий! Используется для борьбы с коррупцией
2) Ноль – единственное число, которому установлен памятник. Стоит он в центре столицы Венгрии – Будапеште. От этого памятника отсчитывают все расстояния.
3) Нулевой километр автодорог Российской Федерации
4) Нулевой километр в Москве на Красной площади
5) Свердловск. Нулевая точка отсчёта километров у входа в Главпочтамт
6. Выводы: 1) НОЛЬ – это понятие изобретённое. С его появлением в десятичной позиционной системе всё стало на свои места и получило строгую иерархию. 2) Ноль – универсальная точка отсчета. Если ноль один, он не имеет ценности, потому что является абстрактным, а все числа конкретны. Когда ноль сочетается с числом, он дает рождение арифметическим прогрессиям и сериям двойных, тройных и множественных чисел: таких как 10, 100, 1000. 3) Ноль – символ бесконечности, вечности, бытие, первопричину всего сущего, яйцо Вселенной, солнечной системы во всей ее полноте. 4) Понятие нуля широко используется в повседневной жизни людей.
Что нуль не значит ничего. И, как не странно, полагали, Что нуль совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел, И все действительные числа На два разряда разделить. Нуль ни в один из них не входит – Он сам составил чисел класс. О всех его особых свойствах Мы поведём сейчас рассказ. Коль нуль к числу ты прибавляешь, Иль отнимаешь от него, В ответе тотчас получаешь Опять то самое число. Попав как множитель средь чисел, Он сводит мигом всех на нет. И потому в произведенье Один за всех несёт ответ. А относительно деленья, Во-первых, нужно помнить то, Что уж давно в научном мире Делить на нуль запрещено. Причина всем вам очевидна. А состоит причина в том, Что смысла нет в таком деленье, Противоречье в нём самом. И впрямь: какое из известных Число за частное нам взять, Когда с нулём в произведенье Все числа нуль лишь могут дать? "А" в нулевой есть единица – Так все условились считать. Но глубоко бы тот ошибся, Кто б это вздумал доказать. |
По морям вокруг Земли
Одеяльце
Проказы старухи-зимы
Чья проталина?
Снегири и коты