Исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
panchenko_margarita_n-i_proekt_pravilnoe_pitanie_.doc | 248 КБ |
Школьные завтраки - важная составляющая рациона питания старшеклассника
Автор: Панченко Маргарита, ученица 11-А класса МОУ Лицей №59 г.Сочи
Руководитель: Панченко Алла Васильевна,
учитель технологи МОУ Лицей №59,
высшая квалификационная категория
г. Сочи
2012год
Оглавление
Введение
Глава1
Правильное питание, его принципы.
Глава 2
Изучение питания учащихся школы.
1.Анализ рациона питания.
2.Ошибки в питании.
Глава3
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Ключевой характеристикой человека является здоровье. Вы спросите, почему? Встречаясь, с близкими и знакомыми вам людьми вы говорите им : «Здравствуйте». Потому что здоровье, было, есть и будет самой большой ценностью каждого человека. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, создания крепкой и дружной семьи, рождение и воспитание детей. Человеку свойственна высокая познавательная активность. Интерес его всегда направлен в окружающий мир. Однако необходимо обращать внимание на состояние и самочувствие, даже тогда, когда никаких болезненных явлений нет. Человек обычно не замечает, как работают его печень, почки и другие органы. Напротив, нездоровье, болезненно может проявляться самыми разнообразными способами. Наиболее известный и неприятный признак нездоровья - это боль. Она может быть тупой, острой, пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей и т.д. Другой признак нездоровья - нарушение деятельности отдельных органов, например тяжесть в области печени или желудка, проблемы с кишечником различного характера и т.д. Проанализировав заболевания детей нашего Лицея можно сделать вывод, что дети довольно часто пропускают занятия по болезни. Некоторые ученики имеют избыточную массу тела или дефицит массы. Большое количество учащихся имеют хроническую патологию желудочно-кишечного тракта. В чем причина? Почему ухудшается здоровье детей? Причин много. Но я решила остановиться на одной из главных – питании. Правильно ли мы питаемся? Какие ошибки в питании мы допускаем? Поэтому я предположила, что если правильно питаться, то здоровье будет улучшаться. Прийти к этому мнению, мне помогли публикации на сайте «Здоровье детей в руках взрослых». Прочитав некоторые статьи, я поняла, что россияне очень мало знают о культуре питания. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учащихся нашего лицея. Итоги его:
-80% затрудняются ответить, что такое правильное питание;
- 20% дали правильный ответ.
Очевидно, что это соотношение не требует комментариев. Актуальной проблемой в настоящее время является проблема правильного питания.
Тема проекта: «Школьные завтраки - важная составляющая рациона питания старшеклассника».
Цель: Доказать необходимость школьного завтрака для старшеклассников.
Задачи:
-Изучить литературу по данной проблеме;
- Познакомиться с принципами правильного питания;
- Выявить ошибки в питании учащихся лицея;
- Понять, почему учащиеся старших классов отказываются от питания в школьной столовой;
- Проанализировать рацион правильного питания учащихся старших классов;
- Разработать рекомендации о необходимости питания в школьной столовой для учащихся старших классов.
Гипотеза: Если правильное питание является необходимым условием существования организма человека, то я хочу доказать необходимость школьных завтраков в рационе питания старшеклассников
Объект: рацион правильного питания учащихся старших классов.
Предмет исследования:
Изучение необходимости школьного завтрака в рационе правильного питания учащихся старших классов.
Методы работы:
1этап: Теоретический
2 этап: Практический
1. Проведение анкетирования среди учащихся 9-11 классов лицея;
2. Анализ результатов анкет учащихся;
3. Внесение школьного завтрака в суточное меню правильного сбалансированного питания учащихся старших классов с учётом суточных норм потребления белков, жиров, углеводов и витаминов.
Глава 1
Правильное питание, его принципы
Старинная латинская пословица: « Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить». Смысл этого выражения предельно ясен.
Правильное питание - это полноценное питание с учетом возраста, пола, массы тела, характера и условий труда, климатических условий. Оно помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.
Принципы правильного питания:
Первый принцип: соответствие энергетической ценности пищи энергозатратам организма.
На протяжении всего дня организм непрерывно расходует энергию, основным топливом которой является пища, которую мы потребляем в течение дня, а точнее энергетическая ценность продукта, измеряемая, в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж), 1Кдж = 0,24ккал. У каждого человека суточный расход энергии, на который влияют множество факторов, индивидуален. Суточная потребность подростков в энергии, так же как и взрослых, различается и зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей организма: пола, возраста, физической нагрузки, уровня обменных процессов, а также от температуры окружающей среды, климатических условий и т.д. Для девушек потребность в энергии составляет в среднем 2600 ккал/сут, для юношей – 2900 ккал/сут. При увеличении энергозатрат при дополнительных нагрузках, например, при занятиях спортом (тренировка средней напряженности), дополнительно требуется около 500 ккал/сут.
При напряженных тренировках и во время соревнований потребность в энергии может увеличиваться на 1000 ккал.
Зная энергетическую ценность продуктов, можно составить меню правильного питания.
Второй принцип правильного питания: сбалансированность питания.
Сбалансированное питание - это такое питание, при котором составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, находятся в определенном соотношении, а именно 1:2,7:4,6. это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Должно поддерживаться и соотношение кальций: фосфор: магний 1: 1,5:0,5.
Качественная полноценность пищи обеспечивается необходимым содержанием в ней самых важнейших питательных веществ. Выделяют 6 классов питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.
Белки - основной элемент питания, который является пластическим материалом человеческого тела. Они принимают участие в процессе обмена веществ. Суточная потребность- 80- 100 гр в день (не менее 1,5 г.\кг.). Источники белков: яйца, кисло - молочные продукты, морепродукты, птица, мясо.
Жиры - это, прежде всего источник энергии. Суточная потребность 60-100 гр
Источниками жиров являются растительное и сливочное масло, сало, печень трески, свинина, ветчина, майонез, орехи.
Углеводы являются основным источником энергии, особенно при выполнении физической нагрузки высокой интенсивности. Они регулируют обмен белков и жиров, это единственный источник энергии нервной системы. Суточная потребность 360-400 гр. в день. Источники углеводов: крупы, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия.
Витамины выполняют в организме специальную функцию: они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус.
Минеральные вещества участвуют в жизненно важных процессах протекающих в организме человека: кроветворения, построения костной ткани, водно-солевой обмен, поддерживание кислотно-щелочного баланса, деятельность нервной системы. Суточная норма потребления-20-25 гр.
Вода необходима организму, так же, как и все пищевые организмы. Усвоение этих веществ возможно только в водной среде. Суточная норма потребления воды 2-2,5 литра ( т.е. 40 гр. на 1 кг. массы человека).
Чтобы получить необходимые для организма пищевые вещества, стремитесь к разнообразию в питании. В этом поможет пищевая пирамида (приложение №1). Пищевая пирамида - наглядный набор продуктов на каждый день. Она позволяет выбрать из огромного разнообразия продуктов те, что входят в понятие здоровой и рациональной пищи. Пирамида дает возможность разнообразить стол при одновременном получении необходимых питательных веществ и нужного для нормального здорового веса количества калорий. В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах.
Продукты каждой группы содержат питательные вещества, необходимые вам для сбалансированного питания. Поэтому продукты из одной категории не могут быть заменены на другие; здоровое питание подразумевает потребление всех видов продуктов.
Хлеб, каши, рис и макаронные изделия
Эта приготовленная из зерновых пища образует основу пирамиды. Большинство блюд на каждый день (от 6-11) нужно готовить из этих продуктов.
Фрукты и овощи
Следующий уровень - также растительная пища. Ешьте фрукты ( 2-4 раза в день) и овощи ( 3- 5 блюд день), в которых полезны не только витамины и минералы, но и растительные волокна ( клетчатка).
Мясо и молочные продукты
На этом уровне пирамиды большинство продуктов животного происхождения. «Мясная» группа включает в себя мясо, птицу, рыбу, сухие бобы, яйца и орехи. Мясо, птица и рыба богаты белками, витамином В, железом и цинком. Сухие бобы, яйца и орехи содержат белки вместе с другими витаминами и минералами. Молочные продукты - молоко, йогурт и сыр – обеспечивают организм белками и кальцием, строящим кости, и другими питательными веществами. Как правило, продукты животного происхождения жирнее, чем продукты растительные, однако исключать все мясные и молочные продукты из рациона не стоит. Можно включить в меню обезжиренные молочные продукты, постное мясо, птицу без кожи. Они дают такое же количество витаминов и минералов, как и их более жирные двойники. Большинство людей должны употреблять 2-3 блюда из этих групп ежедневно. Вегетарианцы, отказавшиеся от продуктов животного происхождения, могут съесть лишнюю порцию сухих бобов или орехов, но и им требуется обогащенное меню - дополнительные блюда растительной пищи, дающие достаточное количество кальция, железа и витамина В12.
Жиры, растительные масла и сладости
На вершине пирамиды находятся растительные масла, кремы, сливочное масло, маргарин, сахар, напитки, сладости и десерты.
Необходимо помнить, что человек получает пользу не от той пищи, которую он съел, а от той, которая усваивается организмом.
Третий принцип правильного питания - режим питания, что означает распределение пищи во времени по количеству приемов, по калорийности и объему. Между приемами пищи соблюдаются интервалы времени. Прием пищи в одно и то же время приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее рациональным является трех или четырех разовое питание. Общий объем потребляемой при этом пищи составляет 2, 5 – 3,5 кг. Если общую калорийность пищи принять за 100% , то при трех разовом питании на долю завтрака должно приходиться 30 %, обеда- 45%, а ужина – 25% общей калорийности. При четырехразовом питании дополнительно подается второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на 2 части (20% и 10%). В случае с дополнительным полдником на 10% снижается калорийность обеда и ужина.
Желательно в каждый прием пищи употреблять определенные блюда. Например, на завтрак хорошо подать молочные каши, бутерброд, яйцо, кофе или какао. На обед обязательно включить закуску, суп, второе блюдо, кисель, или компот, или сок. К обеду обязательно подавать два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий. Ужин должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные продукты.
Четвёртый принцип - условия приёма пищи.
Условия приёма пищи очень важны. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвояемости пищи, вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.
Человека питает не то, что он съел, а то, что усвоил. Переваривание пищи сопряжено с большими энергозатратами, и организм должен быть готов к еде. Природой установлен сигнал готовности – чувство голода. Еда без чувства голода не идёт впрок. Она лишь перегружает и засоряет организм. Критерий здорового аппетита – сильное желание что-нибудь съесть, даже самое неаппетитное (корочку черствого черного хлеба), и обильная сладкая слюна, появляющаяся при одной мысли о такой еде. Подобного голода не бывает сразу после напряженной работы, после охлаждения или перегревания, после бурных эмоций. В этих случаях не стоит садиться за стол (рекомендуют сначала отдохнуть). Не хочется, есть и при разных недомоганиях. И не надо насильно заставлять больных принимать пищу! Организм специально экономит силы, энергетика перестраивается на борьбу с болезнью. Как только телу понадобится пища, сразу возникает голод.
И лишь тогда приёмы пищи оставляют чувство удовлетворения.
Одно из важнейших условий – тщательнейшее пережевывание. Помните, что в комке пища не усваивается! Жевать следует до тех пор, пока кусочек не станет жидким. Тогда даже самая грубая пища типа жареных корок усвоится относительно легко. Ведь при жевании происходит не только механическое измельчение, изменение консистенции и начальное расщепление крахмалов и отчасти белков.
Еда должна быть вкусной! Безвкусная пища плохо усваивается, ведь синтезом многих пищеварительных ферментов «управляет» язык. Впрочем, при истинном голоде безвкусной кажется только «плохая» еда. Натуральная неиспорченная пища, даже самая простая, по-настоящему голодным человеком воспринимается с радостью. Не стоит себя особо насиловать, но и потакать своим слабостям не нужно.
Если готовить в гневе, страхе, раздражении, отрицательные вибрации, накладываясь на пищу, будут портить ее. Еда получится неприятной и вредоносной. И напротив, если готовить в хорошем расположении духа, пища станет целебней вкусней. Рекомендуется избегать контрастных температур за одну еду (холодный суп и горячая каша, горячий кофе с мороженым и т.п.). Желудок после еды должен быть заполнен не более чем наполовину. Чтобы не переедать, можно спрашивать самого себя, а хочется ли съесть кусочек черствого хлеба, и когда такое желание пропадает, вставать из-за стола.
Вывод: Проанализировав имеющуюся литературу, я пришла к выводу: правильное сбалансированное питание - необходимое условие существования организма человека.
Глава 2
Изучение питания учащихся нашего лицея.
Отец медицины Гиппократ сказал, что все болезни проходят через рот. Действительно, все нарушения состояния здоровья вызваны ошибками питания. Познакомившись с главными принципами организации правильного питания, я решила изучить, как выполняют эти принципы учащиеся нашей школы.
Так для изучения сбалансированности питания, я провела анкетирование учащихся 9 -11 классов по следующим вопросам:
1. Сколько раз в неделю вы употребляете фрукты и овощи?
Результаты опроса:
Фрукты:
ни разу - 23%;
2 и более 77%;
Овощи:
ни разу - 10%;
2 и более 90%.
2. Сколько раз в день вы принимаете пищу? (Приложение №2)
Результаты опроса:
38 % питаются 3 раза в день;
42% питаются 4 раза в день;
20% питаются 5 раз в день.
3. В вашем рационе питания преобладает пища животного или растительного происхождения?
Результаты опроса:
26% детей принимают пищу растительного происхождения;
74% пищу животного происхождения.
4. Всегда ли вы принимаете пищу в одно и то же время?
Результаты опроса:
48% ответили «Да»
52% ответили «Нет»
5. Какому типу пищи вы отдаёте предпочтение? (Приложение № 3)
Результаты опроса:
- 28 % полноценное, горячее питание;
- 43 % перекусы, фастфуд;
- 29% сладости
Из проведенных исследований можно сделать соответствующие выводы:
Подростки мало употребляют в пищу овощей и фруктов, не соблюдают режим приёма пищи, преобладает тип питания «Перекус, фастфуд», учащиеся употребляют большое также количество сладкого.
И лишь 28% питаются правильно, используя тип пищи «Полноценное, горячее питание».
Поэтому проведя такие исследования можно сказать, что в питании учащихся нашего лицея я выявила:
Ошибки в питании.
1.Ошибка: Мы едим слишком жирной пищи.
В среднем мы потребляем 132 грамма жира ежедневно при норме 80 граммов. Эта лавина представляет собой серьезную угрозу нашему здоровью.
2. Ошибка: Мы едим слишком много сладкого.
Доля сладостей и сахара в нашем питании чрезмерно высока.
3 .Ошибка: Мы мало употребляем витаминов: фруктов и овощей.
Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов.
4. Ошибка: Мы едим неправильно.
Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день мы едим три раза, причем большими порциями.
5.Ошибка: Мы слишком мало знаем о питании.
Наука накопила немало сведений о правильном питании. Эти сведения относятся к калорийности пищи, и содержанию в ней белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. К сожалению, эти сведения остаются пока неведомыми для большинства людей.
Главное, что нам поможет избежать ошибок в питании, - это анализ рациона питания. Я предложила учащимся 11-А класса, в котором я учусь, проанализировать свой рацион питания, в соответствии со следующими требованиями:
1. Ежедневно записывайте в специальную тетрадь все, что вы съели и выпили в течение дня. Учитывайте калории и вес продукта.
2.Фиксируйте время каждого приема пищи, включая и всевозможные «перекусы».
3.Отмечайте способ приготовления каждого съеденного вами блюда: сырое, жаренное, варенное и т.д.
4.Записывайте, что побудило вас съесть этот продукт: голод, жажда, хорошее или плохое настроение, скука, привычка, аппетитный вид блюда, уговоры близких и т. д.
Анализируя в конце все записи, ответь себе на следующие вопросы:
1. Не слишком много ли я съел?
2.От чего следовало отказаться?
3. Какого продукта я съел слишком много?
4.Включало ли мое питание все необходимые компоненты?
5.Все ли причины, побудившие меня приняться за еду, были достаточно основательными?
6.Не слишком ли много я употреблял сладкого?
7.Достаточно ли в моем питании витаминов?
Записи в тетради заносите в таблицу рациона питания. (Приложение № 4).
Выводы: Анкета заинтересовала учащихся. Все мои одноклассники приняли в ней участие и постарались максимально правдиво отвечать. Я проанализировала результаты анкеты. Например, девочки в основном стараются следить за своим питанием, оно сбалансировано, они следят за своим весом, употребляют большое количество фруктов и овощей. Результат правильного питания отражается на внешнем виде и фигуре. Однако одна из девочек всё-таки имеет избыточный вес, так как отдаёт предпочтение пище, содержащей большое количество углеводов и сахара. Многие мальчики питаются неправильно: перекусывают на ходу, употребляют большое количество белковой и углеводной пищи. В рационе присутствует мало овощей и фруктов. У некоторых из них выявлены различные заболевания желудочно-кишечного тракта, у одного избыточный вес. После проведённого исследования потребляемой пищи, они решили изменить свой рацион и отношение к питанию. Постараются сделать его правильным и сбалансированным. Все мои одноклассники согласились с тем, что второй завтрак в школьной столовой необходим для правильного 5-тикратного приёма пищи.
Глава 3
Система рационального питания.
Питание детей должно быть построено так, чтобы оно полностью обеспечивало потребность организма в энергии и веществах, необходимых для его роста и развития. При этом наиболее рациональным считается пятиразовый прием пищи, где по 20 - 25% суточной потребности удовлетворяется вовремя первого завтрака и ужина, 10 - 15% вовремя второго завтрака и полдника и 40 - 45% во время обеда.
Школьнику на завтрак необходимо творожное или молочное блюдо. Эти продукты содержат белки необходимые растущему организму. Полноценный завтрак повышает умственную и физическую работоспособность.
Второй завтрак должен состоять из чая или кофе с бутербродом или булочкой.
Обед должен быть горячим: любой суп, мясное или рыбное блюдо с гарниром и компот.
Полдник должен быть оснащен фруктами и соками.
На ужин школьник должен получать молочное или овощное блюдо за 2 часа до сна.
В идеале пищевой рацион должен подбираться для каждого человека индивидуально в зависимости от особенностей его обмена веществ, возраста, пола, физической нагрузки, уровня здоровья, климатических условий. Выполнение всех правил питания способствует сохранению здоровья.
Значение школьного завтрака.
Исследования показали, что перерыв между приёмами пищи должен составлять не более 4 часов. Учащиеся старших классов находятся в школе с 8-00 до 13-30, это составляет 5часов 30 минут. Кроме того следует учесть, что примерно по 30 минут уходит на дорогу в школу и обратно, т.е. 1 час. Итого получается 6 часов 30 минут. Кроме того, подростки крайне редко в 7 часов утра могут съесть полноценный завтрак. Скорее всего, это бутерброд и чай, т.е. получается, что первый и второй завтрак как бы меняются местами. Если ученик отказывается принимать пищу в школьной столовой, то его умственная работоспособность снижается уже после 3 урока. Следовательно, он не может полноценно усваивать программный материал по предмету. Так вот, оказывается, почему мы забывает стихи и формулы, которые замечательно выучили дома. Именно поэтому не всегда удаётся получить хорошую отметку на уроке и написать контрольную работу. Как просто ларчик открывался! Желание поесть, а точнее недостаток глюкозы в нашем мозгу снижает адекватность нашего мышления. Условный рефлекс срабатывает безошибочно!
А ведь в нашем лицее есть прекрасная школьная столовая, которая стала лучшей во всём Краснодарском крае! Чего только стоит интерьер - замечательная современная удобная мебель, плазменный телевизор на стене. И стоит только нам зайти туда, замечательные профессиональные повара очень быстро помогут нам привести в необходимое состояние наш организм. Пища, которую там готовят вкусная, соответствует всем правилам и нормам, подаётся в красивой посуде. И вообще, находясь там, ощущаешь, что ты побывал в кафе! Чтобы в полной мере доказать своим одноклассникам необходимость школьного завтрака и продемонстрировать процесс его приготовления, я попросила заведующую нашей школьной столовой провести экскурсию по цехам. Они увидели весь технологический процесс приготовления пищи и современное оборудование, на котором её готовят. Затем учащимся была предложена дегустация блюд 12 -дневного меню. Это стало самым весомым доказательством необходимости школьного завтрака. Именно то, что сам увидел и попробовал, не требует уже никакой рекламы. Вот теперь можно снова идти на уроки и получать 5 и 4 так необходимые старшеклассникам!
Заключение
Главная заповедь здоровья должна звучать так: «Не совершайте самоубийства при помощи ножа и вилки! Питайтесь правильно, выполняя все принципы здорового питания!» Пусть за столом царят мир и радость. Это должно быть главным правилом в жизни. Ведь в это время вы строите свое тело и здоровье. Я предлагаю выработать каждому свою программу питания. Контролируйте всю потребляемую пищу. Соблюдайте режим питания и обязательно ежедневно посещайте школьную столовую, чтобы съесть так необходимый всем нам 2-й завтрак. Вчера мы всем классом завтракали в школьной столовой, и это было великолепно. С этим согласились все мои одноклассники! Некоторые даже удивились тому, что не делали этого раньше. А ведь нам осталось так мало времени провести вместе. Уверена, после окончания школы мы ещё долго с благодарностью будем вспоминать нашу великолепную школьную столовую.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Литература
Приложение № 1
Пирамида питания
Приложение № 2
Режим питания школьника
Время | Прием пищи | Распределение суточного рациона % |
07.30 | Завтрак | 20 |
11.00 | 2 завтрак | 10 |
14.30 | Обед | 40 |
16.00 | Полдник | 10 |
19.00 | Ужин | 20 |
Приложение № 3
Какому типу пище вы отдаёте предпочтение
Тип питания | ||
Полноценное, горячее питание | Перекусы, фастфуд | Сладости |
28,00% | 43,00% | 29,00% |
Приложение № 4
Таблица рациона питания
Пища, напитки | Количество | Способ приготовления | Время приёма пищи | Длительность приёма пищи | Причины | Анализ |
Приложение № 5
Количество питающихся учащихся
11-А класса
Пчёлки на разведках
Рисуем акварельное мороженое
Два морехода
За еду птицы готовы собирать мусор
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны