Компьютерное моделирование. Моделирование физический и математических процессов на компьютере.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 155.67 КБ |
Исследовательская работа
«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
КОБЕЛЬНИЦКИЙ ВЛАДИСЛАВ
УЧЕНИК 9 КЛАССА
МКОУ ООШ №17
РУКоводитель:
учитель математики и информатики
тВОРОЗОВА Е.С.
кАНСК, 2013
сОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
В большинстве сфер человеческой деятельности в настоящее время применяется компьютерная техника. Например, в парикмахерской можно с помощью компьютера подобрать заранее ту прическу, которая понравится клиенту. Для этого клиента фотографируют, фотографию в электронном виде вводят в программу, содержащую самые разнообразные прически, на экране отображается фото клиента, к которому можно «примерить» любую прическу. Также легко можно подобрать цвет волос, макияж. С помощью компьютерной модели можно заранее увидеть, подойдет ли клиенту та или иная прическа. Конечно, этот вариант лучше, нежели проводить эксперимент реально, в реальной жизни исправить нежелательную ситуацию гораздо сложнее.
Изучая тему по информатике, «Компьютерное моделирование», меня заинтересовал вопрос – «Любой ли процесс, или явление можно смоделировать с помощью ПК?». Это и послужило выбором моего исследования.
Тема моего исследования: «Компьютерное моделирование».
Гипотеза: любой процесс или явление можно смоделировать с помощью ПК.
Цель работы – изучить возможности компьютерного моделирования, использование его в различных предметных областях.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
– дать теоретические сведения о моделировании;
– описать этапы моделирования;
– привести примеры моделей процессов или явлений из различных предметных областей;
- сделать общий вывод о компьютерном моделировании в предметных областях.
Я решил подробнее рассмотреть компьютерное моделирование в программах MS Excel и «Живая математика». В работе рассмотрены преимущества программы MS Excel. С помощью данных программ, мной были построены компьютерные модели из различных предметных областей, таких как математика, физика, биология.
Построение и исследование моделей – это один из важнейших методов познания, умение использовать компьютер для построения моделей – одно из требований сегодняшнего дня, поэтому я считаю данную работу актуальной. Она является важной для меня, так как я хочу продолжить свое дальнейшее обучение в этом направлении, а также рассмотреть другие программы при разработке компьютерных моделей, это цель на дальнейшее продолжение этой работы.
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Анализируя литературу по теме исследования, я выяснил, что практически во всех естественных и социальных науках построение и использование моделей, является мощным инструментом исследований. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения оказывается построение модели, отображающей лишь какую-то часть реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность.
Модель (лат. modulus — мера) — это объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств оригинала.
Модель - создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта – оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.
Моделирование – процесс создания и использования модели.
Цели моделирования
Классификация по форме представления
Свойства моделей
Так же необходимо отметить:
Процесс построения модели называется моделированием.
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:
Компьютерное моделирование включает в себя процесс реализации информационной модели на компьютере и исследование с помощью этой модели объекта моделирования — проведение вычислительного эксперимента. С помощью компьютерного моделирования решаются многие научные и производственные вопросы.
Выделение существенных сторон реального объекта и отвлечение от его второстепенных свойств с точки зрения поставленной задачи, позволяет развить аналитические способности. Реализация модели объекта на компьютере требует знания прикладных программ, а также языков программирования.
В практической части я строил модели по следующей схеме:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Моделирование различных процессов и явлений
Работа 1 «Определение удельной теплоемкости вещества».
Цель работы: экспериментальным путем определяеть удельную теплоемкость данного вещества.
Первый этап. Составление математической модели.
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Третий этап. Сравнить табличное и экспериментальное значение теплоемкости.
Описание работы в лабораторном практикуме:
Определение удельной теплоемкости вещества
Обмен внутренней энергией между телами и окружающей средой без совершения механической работы называется теплообменом.
При теплообмене взаимодействие молекул тел, имеющих различную температуру, приводит к передаче энергии от тела с большей температурой к телу с меньшей температурой.
Если между телами происходит теплообмен, то внутренняя энергия всех нагревающихся тел увеличивается на столько, на сколько уменьшается внутренняя энергия остывающих тел.
Порядок выполнения работы:
Взвесьте внутренний алюминиевый сосуд калориметра. Налейте в него воды, примерно до половины сосуда и вновь взвесьте, чтобы определить массу воды в сосуде. Измерьте начальную температуру воды в сосуде.
Из общего для всего класса сосуда с кипящей водой, аккуратно, чтобы не обжечь руку, достаньте проволочным крючком металлический цилиндр и опустите его в калориметр.
Следите за повышением температуры воды в калориметре. Когда температура достигнет максимального значения и перестанет повышаться, запишите ее значение в таблицу.
Достаньте цилиндр из сосуда, осушив его фильтровальной бумагой, взвесьте его и запишите массу цилиндра в таблицу.
Из уравнения теплового баланса
c1m1(T-t1)+c2m2(T-t1)=cm(t2-T)
вычислите удельную теплоемкость вещества, из которого изготовлен цилиндр.
m1 – масса алюминиевого сосуда;
c1 – удельная теплоемкость алюминия;
m2 - масса воды;
с2 - удельная теплоемкость воды;
t1 - начальная температура воды
m - масса цилиндра;
t2 - начальная температура цилиндра;
Т- общая температура
Работа 2 «Изучение колебаний пружинного маятника»
Цель работы: определить экспериментальным путем жесткость пружины и определить частоту колебаний пружинного маятника. Выяснить зависимость частоты колебаний от массы подвешенного груза.
Первый этап. Составляется математическая модель.
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Третий этап. Сделать вывод о зависимости частоты колебаний от массы подвешенного груза. Сравнить теоретическое и экспериментальное значение частот.
Описание работы в лабораторном практикуме:
Груз, подвешенный на стальной пружине и выведенный из состояния равновесия, совершает под действием сил тяжести и упругости пружины гармонические колебания. Собственная частота колебаний такого пружинного маятника определяется выражением
где k – жесткость пружины; m – масса тела.
Задача лабораторной работы заключается в том, чтобы экспериментально проверить полученную теоретически закономерность. Для решения этой задачи сначала необходимо определить жесткость k пружины, применяемой в лабораторной установке, массу m груза и вычислить собственную частоту 0 колебаний маятника. Затем, подвесив груз массой m на пружину, экспериментально проверить полученный теоретически результат.
Выполнение работы.
1. Укрепите пружину в лапке штатива и подвесьте к ней груз массой 100 г. Рядом с грузом укрепите вертикально измерительную линейку и отметьте начальное положение груза.
2. Подвесьте к пружине еще два груза по 100 г. и измерьте ее удлинение вызванное действием силы F2Н. Занесите значение силы F и удлинения x в таблицу и вы получите значение жесткости k пружины, вычисленную по формуле
3. Зная величину жесткости пружины, вычислите собственную частоту 0 колебаний пружинного маятника массой 100, 200, 300 и 400 г.
4. Для каждого случая экспериментально определите частоту колебаний маятника. Для этого измерьте интервал времени t, за который маятник совершит 10-20 полных колебаний, и вы получите значение частоты, вычисленное по формуле
где n – число колебаний.
5. Сравните расчетные значения собственной частоты 0 колебаний пружинного маятника с частотой, полученной экспериментально.
Работа 3 «Закон сохранения механической энергии»
Цель работы: экспериментальным путем проверить закон сохранения механической энергии.
Первый этап. Составление математической модели.
Второй этап. Работа с составленной моделью.
Третий этап. Сравните кинетическую энергию шарика и изменение его потенциальной энергии, сделайте вывод.
Описание работы в лабораторном практикуме
ПРОВЕРКА ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
В работе необходимо экспериментально установить, что полная механическая энергия замкнутой системы остается неизменной, если между телами действуют только силы тяготения и упругости.
Установка для опыта показана на рисунке 1. При отклонении стержня А от вертикального положения шарик на его конце поднимется на некоторую высоту h относительно начального уровня. При этом система взаимодействующих тел Земля –шарик приобретает дополнительный запас потенциальной энергии ΔEp=mgh.
Если стержень освободить, то он возвратится в вертикальное положение до специального упора. Считая силы трения и изменения потенциальной энергии упругой деформации стержня очень малыми, можно принять, что во время движения стержня на шарик действуют только гравитационные силы и силы упругости. На основании закона сохранения механической энергии можно ожидать, что кинетическая энергия шарика в момент прохождения исходного положения будет равна изменению его потенциальной энергии:
Для определения кинетической энергии шарика необходимо измерить его скорость. Для этого укрепляют прибор в лапке штатива на высоте H над поверхностью стола, отводят стержень с шариком в сторону и затем отпускают. При ударе стержня об упор шарик соскакивает со стержня и продолжает вследствие инерции двигаться со скоростью v в горизонтальном направлении. Измерив дальность полета шарика l при его движении по параболе, можно определить горизонтальную скорость v:
где t-время свободного падения шарика с высоты H.
Определив массу шарика m с помощью весов, можно найти его кинетическую энергию и сравнить ее с изменением потенциальной энергии ΔEp.
В практической части данной работы мной были построены модели физических процессов, а также математические модели, приведены описание лабораторных работ.
В результаты работы, я построил следующие модели:
- физические модели движения тел (Ms Excel, предмет физика)
- равномерного прямолинейного движения, равноускоренного движения (Ms Excel, предмет физика);
- движения тела, брошенного под углом к горизонту (Ms Excel, предмет физика);
- движения тел с учетом силы трения (Ms Excel, предмет физика);
- движения тел с учетом многих сил действующих на тело (Ms Excel, предмет физика);
- определение удельной теплоемкости вещества (Ms Excel, предмет физика);
- колебания пружинного маятника (Ms Excel, предмет физика);
- математическая модель вычисления арифметической и алгебраической прогрессии; (Ms Excel, предмет алгебра);
- компьютерной модели модификационной изменчивости (Ms Excel, предмет биология);
- построение и исследование графиков функций в программе «Живая математика».
После построение моделей, можно сделать вывод: чтобы правильно построить модель, необходимо поставить цель, я придерживался схемы, представленной в теоретической части.
Заключение
Мной были выявлены преимущества использования программы Excel:
а) функциональные возможности программы Excel заведомо перекрывают все потребности по автоматизации обработки данных эксперимента, построению и исследованию моделей; б) обладает понятным интерфейсом; в) изучение Excel предусматривается программами общего образования по информатике, следовательно, возможно эффективное использование Excel; г) данная программа отличается доступностью в изучении и простотой в управлении, что принципиально важно как для меня, как ученика; д) результаты деятельности на рабочем листе Excel (тексты, таблицы, графики, формулы) «открыты» пользователю.
Cреди всех известных программных средств Excel обладает едва ли не самым богатым инструментарием для работы с графиками. Программа позволяет с использованием приемов автозаполнения представлять данные в табличной форме, оперативно их преобразовывать с использованием огромной библиотеки функций, строить графики редактировать их практически по всем элементам, увеличивать изображение какого-либо фрагмента графика, выбирать функциональные масштабы по осям, экстраполировать графики и т.д.
Подводя итог работы, хотелось бы сделать вывод: цель, поставленная в начале этого исследования, была достигнута. Моё исследования показало, что действительно можно смоделировать любой процесс или явление. Гипотеза поставленная мною, верна. В этом я убедился, когда построил достаточное количество таких моделей. Чтобы построить любую модель, нужно придерживаться определенных правил, которые описаны мною в практической части данной работы.
Данное исследование будет продолжено, будут изучены другие программы, позволяющие моделировать процессы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сказка "12 месяцев". История и современность
Что есть на свете красота?
Свадьба в Малиновке
Есть ли лёд на других планетах?
Весенняя гроза