Реферативно-исследовательская работа ученика 2 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
Печатный вариант. | 828.5 КБ |
Презентация. | 1.63 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 143»
РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Мосты как свидетельство цивилизации»
Выполнил: ученик 2 «Ж» класса
Кияненко Сергей
Руководитель: Лелюк
Оксана Васильевна
Красноярск
Содержание.
Теоретическая часть.
История.
Мост – это сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким-нибудь другим препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Мост может быть построен из разных строительных материалов. В настоящее время большое распространение получили мосты построенные из металла и железобетона. Наши предки не брезговали строительством деревянных мостов, но в сегодняшнее время, в виду огромных требований по прочности и надежности, строительством деревянных мостов никто не занимается.
Примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно, возникли в глубокой древности.
Позже в качестве материала начали использовать камень. Первые подобные мосты стали строить в эпоху рабовладельческого общества. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. Больших успехов в каменном мостостроении добились древние римляне, применявшие сводчатые конструкции в качестве опор и использовавшие цемент, секрет которого был утрачен в Средние века, но потом открыт заново. Мосты (точнее, акведуки) использовались для обеспечения городов водой. Римский историк Секст Юлий Фронтин писал о том, что акведуки являются главными свидетелями величия Римской империи. Многие древнеримские мосты служат и по сей день.
В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов. Развитие инженерной мысли позволило строить мосты с более широкими пролётами, пологими сводами и менее широкими опорами. Самые крупные мосты того времени достигают в пролёте более 70 метров.
У славян вместо камня используется дерево. «Повесть временных лет» сообщает о постройке моста в Овруче в X веке: «Пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга вниз («Повесть временных лет»).
В XII столетии в Киеве появился наплавной мост через Днепр. В то время наиболее распространёнными на Руси были арочные деревянные мосты.
В то же время у инков получают распространение верёвочные мосты, представляющие собой простейшую форму висячих.
В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролёта мостов достигает более чем 100 метров. Нереализованным остался проект деревянного одноарочного моста через Неву длиной 298 метров, составленный И. П. Кулибиным.
С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Колбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году. Высота его пролёта составляла около тридцати метров, перекрытия представляли собой чугунные арки.
В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии. Высота пролёта этого моста составила 160 метров. Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Н. А. Белелюбского и составлявший 1443 метра в длину. В 1900 медали на международной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске (проект Л. Д. Проскурякова).
В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски. Железобетон применялся для балочных пролётных строений до 50 метров, а арочных — до 250 метров. Продолжает применяться и металл — в XX веке были построены крупные металлические мосты — балочный через реку Святого Лаврентия в Канаде (длина пролёта 549 метров), через пролив Килл-ван-Килл в США (503,8 метра), а также мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США (длина главного пролёта — 1280 метров).
Крупнейшие мосты современности, в том числе, высочайшие в мире Виадук Мийо и мост Акаси-Кайкё (длина главного пролёта 1991 метр), относятся к подвесным. Вантовые пролётные строения позволяют перекрывать наибольшие расстояния.
Количество, исполнение и определение размеров отдельных элементов сооружения варьируются и зависят от следующих параметров: пролета моста, геометрического оформления пролетного строения моста, временной нагрузки, предусмотренного назначения или размеров
Вывод: мост является одним из древнейших инженерных изобретений человечества.
Конструкция.
Мост — искусственное сооружение, перекинутое через реку, овраг, озеро или другое физическое препятствие.
Важные элементы конструкции моста:
Фундамент
Устои моста
Опоры и пилоны
Пролетное строение моста
Карниз моста
Ванты. Подвесные канаты
При этом ванты и пилоны (опоры) требуются не для всех видов мостов.
Как правило, мосты состоят из пролётных строений и опор. Пролётные строения служат для восприятия нагрузок и передачи их опорам; на них может располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод. Опоры переносят нагрузки с пролётных строений на основание моста.
Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками, береговые — устоями. Устои служат для соединения моста с подходными насыпями.
Материалами для мостов служат металл (сталь и алюминиевые сплавы), железобетон, бетон, природный камень, дерево.
Строительство мостов.
Первым (и самым дорогим — до 50 % расходов от общей стоимости строительства) этапом в построении моста является возведение опор. Опоры сооружаются в открытых котлованах или путём погружения в грунт свай. Сваи (в основном, железобетонные) используются, главным образом, при строительстве малых и средних мостов. Они погружаются в грунт при помощи дизельных молотов и электрических вибропогружателей. При возведении больших мостов используются в основном сборные оболочки диаметром до 3 метров.
Пролётные строения обычно устанавливают на опоры монтажными кранами. При строительстве больших мостов пролётное строение нередко собирают на берегу и затем перемещают (надвигают) по опорам с одного берега на другой. Навесной метод установки предполагает наращивание конструкции от опоры моста в его пролёт. При этом применяется навесной монтаж с помощью крана, двигающегося по уже построенной части (для металлических пролётных строений) или же навесная сборка с изготовлением отдельных элементов на заводе и последующей транспортировкой их к объекту (для железобетонных).
Иначе происходит строительство навесных мостов: оно начинается с установки пилонов; затем на них подвешиваются временные кабели. С их помощью производится навивка основных кабелей моста, после чего монтируют подвески и балку жёсткости.
Классификация.
В мире существует огромное количество мостов и мостовых сооружений, которые выполняют очень значимую и полезную функцию для человечества. На свете нет ни чего одинакового, так же и мосты отличаются между собой, как внешне, так и по различным функциям и критериям.
По области применения делятся на:
Выделяют также трубопроводные мосты, акведуки (используются для транспортировки воды) и виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте).
По конструкции делятся на:
Также различают мосты с ездой поверху, понизу и посередине.
Разводные мосты
Особый тип мостов — разводные мосты. В разведённом состоянии мост не мешает проходу судов. Своими разводными мостами знаменит Санкт-Петербург, где все мосты через Неву, кроме Большого Обуховского моста, являются разводными.
Особые конструкции разводных мостов:
Причиной самопроизвольного обрушения моста может стать его неправильная конструкция. При создании проекта моста следует всегда учитывать возможные природные катаклизмы, такие, как сильный ветер или землетрясение.
Самая ранняя известная крупная катастрофа произошла в 1297 году, когда во время битвы у моста Стирлинг (Великобритания) этот мост оказался перегружен атакующей тяжёлой конницей и обрушился. Позднее от перегрузок обрушились ещё несколько мостов, в частности, мост Ярмуте, (Великобритания, 1845), а также Серебряный мост (США, 1967).
В XIX — начале XX века несколько катастроф произошло из-за резонанса, в который входил мост, когда по нему проходили войска. Когда частота внешнего воздействия (шаг солдат в ногу), совпадает с собственной частотой колебаний моста, происходит резкое увеличение амплитуды колебаний моста, и конструкция моста не выдерживает этого. Из-за резонанса разрушились: мост в Анжере (Франция, 1850); Египетский мост (Санкт-Петербург, 1905); Такомский мост (США, 1940).
Причиной обрушения может стать естественный катаклизм: в таком случае вина ложится на архитектора, создававшего проект, так как мостостроитель должен принимать во внимание возможность природных бедствий. Мост через Фёрт-оф-Тэй в Данди, Великобритания, обрушился в 1879 из-за сильного шторма: жертвами этой катастрофы стали 75 человек. В 1953 лахар уничтожил мост через реку Вангаэху в Новой Зеландии, погиб 151 человек. В 1989 году во время крупного землетрясения в Калифорнии обрушился виадук в Окленде (42 жертвы) и пострадал мост через залив Сан-Франциско: часть несущих конструкций обрушилась на проезжую часть, погиб один человек.
Нередки случаи террористических атак на мосты: их подрыв также является известным средством ведения партизанской войны. Крупнейшая катастрофа такого рода произошла в Индии в 2002, когда был подорван железнодорожный мост через реку Дхава, было убито 130 человек.
Самые знаменитые мосты.
Всего в мире существует более миллиона мостов. Все они разной длины, высоты и красоты. Но есть интересные факты о некоторых, которые многим неизвестны. Мы бы хотели показать и рассказать некоторые самые, на наш взгляд, интересные мосты.
Самый высокий мост.
Самый высокий мост в мире можно обнаружить в долине Ладах (Ladakh) между реками Драс (Dras) и Суру (Suru) в гималайских горах. Долина находится на высоте приблизительно 5602 м выше уровня моря в Кашмире, Индия. Этот мост называют Бейли (Baily), и был построен индийской армией в августе 1982 года.
Самый высокий мост над рекой.
Самый высокий мост над рекой - это Королевский мост над ущельем, над Арканзасской рекой в Колорадо, США. Он был построен в 1929 году за 350000$. Мост находится на высоте 321 м (1053 фута) над водой.
Самый высокий и длинный мост
Самый высокий и длинный мост находится в Европе – Виадук Миллау (Viaduc de Millau) над речным каровым озером в горах Центрального массива во Франции. Этот мост 300 м (984 фута) в высоту и 2,5 км (1,5 мили) в длину.
Самый длинный мост
Самым длинным мостом в США является мост-дамба через озеро Поншартрен (Lake Pontchartrain Causeway) в Новом Орлеане, его длина 38,6 км (24 мили). Мост был построен в 1956 году. Мост Скоростной путь Банг На в Бангкоке, Таиланд, еще более длиннее. Его длина составляет 54 км (33.5 мили). Но оба эти моста вскоре должен превзойти 80-километровый мост высокоскоростной железной дороги Сианя-Чжэнчжоу, строящийся в Китае. Его уже назвали Мост речного пути.
Естественный мост
Самым большим естественным мостом в мире является Мост Радуги. Мост находится среди изолированных каньонов у основания Горы Навахо, штат Юта, США. От основы до вершины арки моста 88,4 м (290 футов) – это почти высота Статуи Свободы, в длину мост 83,8 м. (275 футов).
Водный мост Магдебурга
Как вы думаете, зачем вообще нужны мосты? «Чтобы пересечь реку» - ответят большинство из вас. А как поступить, если пересечь реку нужно не автомобилю или человеку, а кораблю или барже? До строительство Магдебургского моста им приходилось делать крюк на 12 километров, что согласитесь очень неудобно. Поэтому, хотя строительство моста над Эльбой и заняло шесть лет, а также потратило 733 млн долларов из городской казны, оно оказалось абсолютно экономически обоснованным. И разумеется разинутые рты туристов говорят нам о том, что это самый яркий пример водного моста.
Мост Сан-Диего – Коронадо
Особенностью этого моста, построенного аж в 1969-м году за «смешные» 47 млн долларов, стал поворот на 90 градусов почти посередине конструкции, общей протяженностью около 3, 5 км. К сожалению, кроме прекрасного внешнего вида, у моста есть и другая слава – в Америке он третий по числу самоубийств, которые с него совершаются. Но тут уж дизайнеры не виноваты.
Мост Gateshead Millennium, Гэйтсхэд
Мост Тысячелетия в британском городе Гэйтсхэде является уникальным в своем роде. Его гидравлическая начинка позволяет наклонять мост, чтобы небольшие суды могли проплыть под ним. За такую инновацию, Гэйтсхедский мост получил престижную Стерлингскую премию в 2002-м году. Отдельно стоит упомянуть его прочность. Благодаря 19000 тоннам бетона, и фундаменту на глубине 30-ти метров, мост способен выдержать столкновение с судном весом 4000 тонн, идущем на скорости в 4 узла.
Kintaikyo, Ивакуни
Возможно, этот красивейший мост на реке Нишики самый невезучий в мире. Строительство пяти деревянных арок через реку завершилось в 1673-м году, и с тех пор тайфуны, наводнения, и другие бедствия разрушали его, но каждый раз мост восстанавливали заново, в первозданном виде. Так, например, происходило в 1950м, 2001-м, 2004-м годах, но и по сей день мост стоит, как ни в чем не бывало.
Мосты чувств.
Мост Вздохов, Венеция.
Мост Вздохов, один из многих мостов в Венеции, построенной в 16-ом столетии. Мост сделан из белого известняка и имеет окна с каменными рамами. Мост расположен на Дворцовом Канале и соединяет старые тюрьмы с комнатами для допросов во Дворце Дожей. Мост был разработан Антони Контино, чей дядя Антонио да Понте спроектировал Мост Риальто (другая достопримечательность Венеции).
Вид с Моста Вздохов был последним видом Венеции, которую преступники видели перед своим заключением. Современное название мосту дал Лорд Байрон в 19-ом столетии, и происходит оно от предположения, что заключенные вздыхали, когда видели прекрасную Венецию с моста перед тем, как их запирали в тюремные камеры. В действительности, дни расследования и быстрых казней были уже закончены к тому времени, когда мост был построен, и камеры под крышей дворца были заняты главным образом мелкими преступниками.
Местная легенда говорит, что влюбленные будут уверены в вечности любви, если они поцелуются в гондоле на закате под этим мостом. Эта легенда была использована в сценарии фильма Небольшой Роман (1979 г.).
Мост вздохов в Кембридже.
Кембридж – это старинный университетский город в Восточной Англии, на реке Кем, в честь которой и было дано название городу. Университет был открыт в 13 в. во время изгнания студентов и преподавателей из Оксфорда. Сегодня здесь уже 28 колледжей, хотя стены самых старых зданий помнят Роттердамского, Капицу, Резерфорда. Самой романтичной достопримечательностью знаменит колледж св. Иоанна. Это мост вздохов через реку Кем, выполненный по образцу венецианского. Но здесь вздохи совсем не означают прощание узника со свободой, а боязнь перед экзаменом.
Мост Любви, Киев.
Мост Любви – культовое место в Киеве. Культовое хотя бы потому, что он соединяет два самых красивых парка столицы Украины – Крещатый и Мариинский. Мостом Любви он стал благодаря массовому паломничеству молодоженов, которые стремились закрепить свой союз поцелуем именно здесь. По поверью, считалось, что в этом случае брак будет долгим и счастливым. Утверждать не станем, не проверяли. Но то, что кроме нас в Киеве хватает проверяющих, можно убедиться в том числе и по огромному количеству замков на перилах моста. Это также традиция – будущие супруги должны вместе повесить замок, дабы не расставаться вовек.
История Моста Любви необычна. Он появился в Киеве в 1910 году. Мост был создан по проекту архитектора Патона. Сам Патон возможно не догадывался, однако у его детища оказался «родственник» в Германии. Практически такой же мост построил в свое время баварский король Любовик II, дабы соединить две стороны отвесного ущелья близ своего замка Нойшванштейн. Причем совпадения на этом не заканчиваются: в качестве названия для своего моста немецкий монарх выбрал имя матери и назвал сооружение Мариинским.
Мост памяти и скорби, Дудинка.
Деревянный мост в Дудинке сохранят в память о жертвах сталинских репрессий. Это простой деревянный мост через ручей у здания почты в Дудинке, но именно через него пришлось пройти всем политзаключённым Норильлага. "Это единственный объект, относящийся к эпохе гулаговской истории Дудинки 30-50-х годов, и он сохранился практически без изменений. Молчаливый свидетель тяжёлых дней, имеющих самое прямое отношение к становлению сегодняшнего Таймыра, это - Мост Памяти, он нужен потомкам".
Специальные мероприятия по обеспечению сохранности объекта ещё предстоит разработать, а внимание и бережное отношение общественности сооружению нужны уже сейчас. Мост станет вторым местом в Дудинке, где будет почтена память безвинных жертв сталинских репрессий: в прошлом году по инициативе главы Таймыра Сергея Батурина у Свято-Введенского храма была построена часовня.
Мосты в Красноярске.
В Красноярске можно увидеть пять больших мостов через реку Енисей: Железнодорожный, Комунальный, Октябрьский, Мост «777» и Вантовый пешеходный мост.
Коммуна́льный мост — автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей. На момент постройки Коммунальный мост являлся самым длинным мостом в Азии. Строители были удостоены Ленинской премии за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок моста без подстраховочных опор, позволившей существенно сократить сроки строительства и удешевить его.
Мост «777» («Три семерки») — совмещённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Енисей в городе Красноярске. Основное назначение моста — резервный для пассажирского железнодорожного транспорта и основной для грузового транзитного. Через мост «777» идут грузы на железнодорожную станцию. В период строительства мост назывался «объект 777», откуда и появилось это название.
Октябрьский мост — автомобильно-пешеходный мост через реку Енисей в Красноярске. Мост соединяет Ленинский и Советский районы. Конструкция моста — цельнометаллическая. Мост состоит из двух сегментов и сухопутной части, проходящей по острову Татышев. Длина главной части над основным руслом — около 900 м, над протокой между островом и левым берегом — 300 м. Общая длина моста — около 2600 м. Длина главного пролёта - 170 метров. Ширина моста - 50 метров.
Вантовый пешеходный мост — двухпилонный мост через протоку реки Енисей; ведёт на остров Татышев в г. Красноярске. Конструкция смешанная: опоры и пролёты — железобетонные, подвесные и несущие элементы (ванты) — стальные кручёные тросы. Строительство велось в 1979—85 годах. Первоначально мосту было присвоено имя основателя города Андрея Дубенского, в настоящее время решением администрации он называется "Виноградовский".
Железнодорожный мост - 30 августа 1896 года состоялась закладка самого первого железнодорожного моста через Енисей. Перед мостостроителями стояла непростая задача покорения крупнейшей реки России — Енисея, отличавшегося большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда до 1,5м. Проект моста через Енисей стал выдающимся творением Лавра Дмитриевича Проскурякова. Проезжая часть моста шириной в осях 5,85м была приспособлена для движения экипажей в часы, свободные от поездов. Около строящегося моста через Енисей возник целый городок... столовые, пекарни, лавочки со съестными припасами, торговцы с мясом, и в последние дни появились также две бакалейные лавки. Движение стало настолько усиленным, что туда ходит дилижанс несколько раз в сутки. Все работы на реке исключительно в зимние месяцы. Чтобы установить быки на реке Енисей, в нужном месте во льду вырубали сухую прорубь, оставляя до воды лишь тонкий слой льда, препятствующий заполнению проруби водой. Под действием мороза тонкий слой льда утолщается и его с ювелирной точностью опять «выкалывают». Так поступают до тех пор, пока не достигают дна, затем ставили быки. 27 марта 1899г. «особо командированная комиссия провела испытание моста». Вначале на него загнали два поезда, каждый из четырех паровозов «Компаунд» и шести вагонов, нагруженных рельсами. Затем по мосту со скоростью 30-35 верст в час прошел поезд в составе двух паровозов с 23 платформами с рельсами. Скорость по тем временам редкостная. Средняя скорость на Транссибе грузовых составов была 12 верст в час, а пассажирских до 20. Мост испытание выдержал.
Экспериментальная часть.
Мосты на нашей реке Енисей должны быть очень прочными, для этого его строят арками, чтобы и бурные потоки вод и ледоход могли свободно проходить под арками. Есть и еще одна причина, почему мосты на Енисее строят арками, так они гораздо надежнее и крепче.
Как вы думаете, какой мост окажется прочнее: мост на опорах или арке?
Мы сейчас продемонстрируем вам один опыт, который сможет наглядно показать.
1. Строительство моста с опорами: подготовленные опоры, на которые укладывается лист картона. На этот мост устанавливаются модельки-машинки. Мост прогибается и может разрушиться.
2. Между этими опорами устанавливаем картонную арку. Видно, что она лучше выдерживает тяжесть.
Вывод: строительство арками гораздо прочнее. Сооружение моста – это большая и сложная инженерная работа.
Литература:
Мосты. Приложение 1.
Древнеримский мост Понте де Тиберио в Римини
Средневековый мост Нотр-Дам в городе Манд, департамент Лозер, Франция
Проект моста через Неву Кулибина
Первый в мире металлический мост (Великобритания)
Мост 25 апреля в Португалии
Квебекский мост ночью
Схемы конструкции мостов. Приложение 2.
Висячий мост.
Элементы конструкции мостов
Мосты. Приложение 3.
Железнодорожный мост Эдуарда VII в Ньюкасле.
Железнодорожный мост через реку Шуя, Карелия.
Деревянный арочный мост в Киото, Япония.
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в разведённом состоянии.
Катастрофа на Египетском мосту.
Мосты. Приложение 4.
Самый высокий мост Бейли, Кашмир, Индия.
Самый высокий мост над рекой – Королевский мост, Колорадо, США.
Самый высокий и длинный мост Виадук Миллау, Франция.
Самый длинный мост-дамба, США.
Естественный Мост Радуга, штат Юта, США.
Мосты. Приложение 5.
Водный мост Магдебурга
Мост Сан-Диего – Коронадо, США.
Мост Тысячелетия, Гэйтсхэд, Великобритания.
Ивакуни
Мосты чувств. Приложение 6.
Мост Вздохов, Венеция.
Мост вздохов в Кембридже, Англия.
Мост любви, Киев.
Мост памяти и скорби, Дудинка.
Слайд 1
Мосты как свидетельство цивилизации Выполнил: ученик 2 «Ж» класса Кияненко Сергей Руководитель: Лелюк О.В.Слайд 2
Мост - бревно
Слайд 3
Древнеримский мост Средневековый мост
Слайд 4
Первый наплавной мост в Киеве, 12 век
Слайд 5
Веревочный мост Проект моста через Неву Кулибина
Слайд 6
Первый в мире металлический мост (Великобритания), 18 век Проект Красноярского железнодорожного моста Л. Д. Проскурякова, Париж, 1900 г.
Слайд 7
Мост «Золотые ворота», Сан-Франциско, 20 век
Слайд 8
Конструкция мостов Пилон Опора Фундамент Береговая опора Ванты (подвесные канаты) Карниз Пролётное строение
Слайд 9
Классификация По области применения Железнодорожный Автомобильный
Слайд 10
Классификация По области применения Метромост Пешеходный
Слайд 11
Классификация По области применения Акведук Виадук
Слайд 12
Классификация По конструкции Балочный Распорный Горбатый
Слайд 13
Классификация Разводные мосты Обыкновенный Поворотный
Слайд 14
Катастрофы Катастрофа на Египетском мосту
Слайд 15
Самый высокий мост Бейли, Кашмир, Индия
Слайд 16
Самый высокий мост над рекой – Королевский мост, Колорадо, США
Слайд 17
Самый высокий и длинный мост Виадук Миллау, Франция
Слайд 18
Самый длинный мост-дамба, США
Слайд 19
Естественный Мост Радуга, штат Юта, США
Слайд 20
Водный мост Магдебурга
Слайд 21
Мост Сан-Диего – Коронадо, США
Слайд 22
Мост Тысячелетия, Гэйтсхэд, Великобритания
Слайд 23
Мост Вздохов, Венеция
Слайд 24
Мост вздохов в Кембридже, Англия
Слайд 25
Мост любви, Киев
Слайд 26
Мост памяти и скорби, Дудинка
Слайд 27
Мосты в Красноярске « 777 » Коммунальный
Слайд 28
Мосты в Красноярске Октябрьский Вантовый
Слайд 29
Мосты в Красноярске Железнодорожный
Рисуем кактусы акварелью
Музыка космоса
Военная хитрость
Карты планет и спутников Солнечной системы
Извержение вулкана