В работе содержится последовательное описание исследовательской работы обучающихся начальной школы по выращиванию кристаллов медного купороса и поваренной соли.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 507 КБ |
ВВЕДЕНИЕ.
«Почти весь мир кристалличен.
В мире царит кристалл и его
твердые, прямолинейные законы».
А.Е. Ферсман.
Случалось ли вам слышать слово «кристалл»? Разумеется. В наш информационный все наслышаны обо всем. Но спросите себя, какие кристаллы вам знакомы? Первыми на ум приходят, скорее всего яркие самоцветы: изумруд, кто-то вспомнит лиловый аметист, кто-то вишнёво-красный гранат, а кто-то горный хрусталь – бесцветный кварц. Не будь этих блестящих разноцветных камушков, жизнь потускнела бы, лишившись их красок, их маленьких тайн. В кристаллах есть что-то удивительное и завораживающее. Они поражают своей четкостью линий и симметрией, в которой скрывается необыкновенная красота. Мы сразу заинтересовались темой «кристаллы». Природные кристаллы всегда возбуждали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище. С давних пор с кристаллами были связаны суеверия; как амулеты, они должны были не только ограждать своих владельцев от злых духов, но и наделять их сверхъестественными способностями. Средневековые алхимики думали, что природные кристаллы были сотворены богом раз и навсегда. Лишь в 17 веке поняли, что минералы растут в воде.
Кристаллы так хороши собой, что ими можно любоваться часами. Каких только кристаллических форм не создала природа! Столбики, кубики, пирамиды, звёзды! Поражает разнообразие причудливых форм и цветов кристаллов.
А не вспомнился ли вам минерал, без которого жизни просто не может быть? Не прожить и дня! Что же до тайн – тайн у него побольше, чем у знаменитых бриллиантов. К примеру, он может на глазах исчезнуть в воде и проявиться вновь в виде прозрачных кубиков. Он бывает белым, как снег, синим, желтоватым, красноватым и прочным. Ради него караваны верблюдов бороздили пустыню, а парусники – водную гладь. Некогда он ценился весьма дорого, подчас дороже золота. А где-то из него попросту изготавливали деньги. Это соль.
Нас заинтересовал вопрос: а что можем сделать мы, чтобы приобщиться к загадочному миру кристаллов? Поэтому представляется важным и интересным попробовать вырастить кристалл в домашних условиях без применения специальных приспособлений.
Поэтому мы решили начать свою исследовательскую работу, поставив перед собой цель: научиться выращивать кристаллы разных веществ в домашних условиях.
Цель исследования – вырастить кристаллы разнообразных веществ из растворов и сравнить их свойства, определить оптимальные условия для выращивания кристаллов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Актуальность работы: работа интересная и познавательная. Кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека. Они обладают оптическими и механическими свойствами, именно поэтому первые линзы, в том числе и для очков, изготавливались из них. Кристаллы до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов. Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках XX века.
Кроме того, кристаллы можно выращивать из раствора. Это удивительное свойство кристаллических тел!
Предмет исследования: кристаллы.
Объект исследования: выращивание кристаллов из растворов.
Гипотеза работы: при апробировании различных способов выращивания кристаллов в домашних условиях и их изучении определить наиболее оптимальные условия для выращивания кристаллов различных солей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Удивительный мир кристаллов.
Кристаллы окружают нас повсюду. Твердые тела, из которых строят дома, делают станки, вещества, которые мы употребляем в быту, - почти все они относятся к кристаллам.
В земле иногда находят камни такой формы, как будто их кто-то тщательно выпиливал, шлифовал, полировал. Правильность и совершенство формы этих камней, безукоризненная поверхность поражают. Трудно поверить, что такие многогранники образовались сами без помощи человека. Вот эти-то камни с природной, то есть не сделанной руками человека, правильной, многогранной формой и называются кристаллами.
Слово «кристалл» происходит от греческого «крюсталлос», то есть «лед». Кристаллы – это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные, упорядоченные положения в пространстве. Поэтому кристаллы имеют плоские грани.
Структура кристалла.
Не все кристаллы одинаковы. Существуют монокристаллы и поликристаллы. Твердое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическим. Одиночные кристаллы называются монокристаллами.
Кристаллы.
Монокристаллы | Поликристаллы | |
1. Медный купорос | ||
2. Поваренная соль |
Основные свойства кристаллов.
Температура плавления.
Плавление – это переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
Процесс плавления любого кристалла происходит при постоянной температуре, называемой температурой плавления. Например, если взять кристалл льда и положить его в тёплое место, то он растает – расплавится. В процессе плавления температура не повысилась. То же самое можно было бы установить и для любого другого кристалла.
Симметрия.
Идеальные формы кристаллов симметричны. По выражению известного русского кристаллографа Е. С. Фёдорова (1853-1919), «кристаллы блещут симметрией».
В кристаллах можно найти различные элементы симметрии: ось симметрии, плоскость симметрии, центр симметрии.
Рост кристаллов.
Кристаллы могут расти как в природе, так и в искусственных условиях.
Рост кристаллов в природе.
В соляных озёрах, на мелководье вода, нагреваясь, испаряется. Соль выпадает в осадок, наращиваясь на дне. Так образуются солончаки, представляющие дно высохших озёр.
Рост кристаллов в искусственных условиях.
В искусственных условиях кристаллы выращивают из раствора или из расплава.
Классификация кристаллов.
Выращивание кристаллов из раствора | Выращивание кристаллов из расплава |
Медный купорос Поваренная соль Алюмоаммонийные квасцы | Алмаз Сапфир Берилл Кварц Гранат Изумруд Рубин |
Выращивание кристаллов из расплава.
Из расплава кристаллы выращивают таким образом. В установке расплав находится в неподвижном тигле, куда опущена затравка с растущим на ней кристаллом. Затравка укреплена на стержне, который непрерывно охлаждают. По мере того, как кристалл вырастает, его всё время поднимают, вытягивая стержень с затравкой из расплава, так что с расплавом соприкасается не весь кристалл, а только небольшой его слой, именно тот самый, который сейчас растёт. Кристаллы во время роста ещё обычно вращают, чтобы тепло от него отводилось равномерно. В домашних условиях вырастить кристалл из расплава невозможно.
Вырастить кристаллы в домашних условиях можно только из раствора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
(ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ ИЗ РАСТВОРОВ)
Кристаллы выращивают из насыщенных (перенасыщенных) растворов веществ на «затравке». Затравкой или центром кристаллизации может являться кристаллик данного вещества или любой другой центр кристаллизации (волокно). Выращивание кристаллов – это искусство. Поэтому получается не все сразу. Немного настойчивости, упорства, аккуратности, и можно стать обладателем красивых кристаллов.
Экспериментальный опыт №1
«Нахождение оптимальной концентрации раствора для роста монокристалла и поликристалла поваренной соли».
Общие сведения наблюдений
Температура окружающей среды, в которой находится раствор | Объём воды и масса соли в растворе | Получившийся кристалл | |
1 стакан | Температура окружающей среды одинакова, она равна 23 °С | V вода = 50 мл m соль = 70 г | В этом стакане кристалл вырос быстрее всех; по виду – поликристалл. |
2 стакан | V вода = 50 мл m соль = 50 г | Вырос поликристалл средней формы и размеров. | |
3 стакан | V вода = 50 мл m соль = 30 г | Вырос монокристалл, хоть и маленький, но симметричный и правильной формы; он рос медленнее всех. |
Дневник наблюдений
День | Совершаемое действие | 1 стакан | 2 стакан | 3 стакан |
1 день | Приготовление раствора | Приготовили раствор, насыпав в него 70 г вещества | Приготовили раствор, насыпав в него 50 г вещества | Приготовили раствор, насыпав в него 30 г вещества |
2 день | Оценка изменений, происходящих в растворе | Образовался осадок на стенках сосуда | Тоже самое произошло и в этом стакане | Около воды небольшой осадок на стенке сосуда |
3 день | Приготовление затравки для раствора | Приготовили кристаллики на нитях, опустили в каждый стакан | ||
4 день | Появление кристаллов | Тут же образовалась друза | Образовывается друза, но меньше, чем в первом стакане | Образовывается монокристалл |
5 день | Сравнение кристаллов | Самый большой кристалл | Чуть меньше, чем в первом стакане | Совсем маленький кристаллик |
6 день | Оценка кристаллов | Большой сросток кристаллов – друза, каждый из кристалликов имеет форму куба | Сросток чуть меньше, чем в первом стакане, но кристаллики имеют кубическую форму | Совсем мелкий монокристалл в форме куба |
7 день | Сравнение и оценка кристаллов (итог) | В итоге образовалась друза большого размера | Образовалась друза среднего размера, кристаллики которой имеют форму куба | Образовался монокристалл в форме куба |
Вывод: в ходе опыта мы выяснили: для того, чтобы вырастить монокристалл поваренной соли, надо 50 мл воды и 30 г соли. Для того, чтобы вырастить красивый поликристалл, надо 50 мл воды и 50г соли.
Экспериментальный опыт №2
«Нахождение оптимальной температуры окружающей среды для выращивания кристаллов поваренной соли».
Общие сведения наблюдений
Температура окружающей среды, в которой находится раствор | Объём и температура воды, и масса соли в растворе | Получившийся кристалл | |
1 стакан | tокр. ср. = 25 °С | Vвода = 50 мл tвода = 20 °С mсоль = 30 г | Получился небольшой поликристалл |
2 стакан | tокр. ср. = 8 °С | Vвода = 50 мл tвода = 8 °С mсоль = 30г | Кристалл вырос чуть-чуть больше |
3 стакан | tокр.ср.=27 °С | Vвода = 50 мл tвода = 25 °С mсоль = 30 г | Кристалл вырос самый большой из всех этих трёх |
День | Совершаемое действие | 1 стакан | 2 стакан | 3 стакан |
1 день | Приготовление раствора; место, где будет стоять стакан с раствором | Приготовили растворы; температура раствора во всех стаканах одинакова, - 20°С. Поставили стаканы в разные места (в холодильник, около отопительного прибора и в обычную среду). | ||
2 день | Оценка изменений в растворе | Во всех стаканах на дне появились маленькие кристаллики; один из них выбрали для затравки. | ||
3 день | Измерение температуры раствора | tраств. = 20°С | tраств. = 8°С | tраств. =25°С |
4 день | Оценка кристаллов | Во всех стаканах на нити образовались поликристаллы средних размеров
| ||
5день | Сравнение кристаллов | Кристалл образовался самый маленький | Вырастает большой кристалл | Кристалл вырастает меньше, чем кристалл в холодильнике, но больше, чем кристалл в обычной среде |
6 день | Оценка кристаллов | Из всех растворов выросли поликристаллы, появились формы куба; везде можно рассмотреть симметрию | ||
7 день | Сравнение и оценка кристаллов (итог) | Кристалл вырос самый маленький | Кристалл вырос меньше, чем кристалл у батареи, но больше, чем кристалл в обычных условиях | Кристалл вырос самый большой |
Дневник наблюдений
Вывод: оптимальная температура окружающей среды для выращивания кристаллов – примерно равна 23°С.
Экспериментальный опыт №3
«Сравнение кристаллов медного купороса и поваренной соли».
Для того, чтобы вырастить кристалл медного купороса, я поступала следующим образом: к 50мл очень горячей воды добавляла кристаллы медного купороса до получения насыщенного раствора (30 г). Опускала в насыщенный горячий раствор кристаллик на хлопчатобумажной нити (нить с «затравкой») и ставила раствор в теплое место (вода испаряется, и раствор все время является насыщенным).
Общие сведения наблюдений
Температура окружающей среды, в которой находится раствор | Объём воды и масса соли в растворе | Получившийся кристалл | ||
Медный купорос | 1 стакан | t= 30°С | Vвода = 50 мл mсоль = 30г | Кристалл получился голубоватого оттенка, симметричен (монокристалл) |
Поваренная соль | 2 стакан | t= 30°С | Vвода = 50 мл mсоль = 30г | Кристалл получился в форме куба (монокристалл) |
Дневник наблюдений
День | Совершаемое действие | 1 стакан | 2 стакан |
1 день | Приготовление раствора | Приготовили раствор медного купороса | Приготовили раствор поваренной соли |
2 день | Оценка изменений | Ничего не произошло | На дне появились мелкие кристаллики |
3 день | Приготовление затравки для раствора | Взяли кристаллик медного купороса, завязали его на нити, опустили в раствор | Опустили в раствор нить с затравкой |
4 день | Оценка появившихся кристаллов | На нити появились маленькие кристаллики | Появились кристаллики на нити кубической формы |
5 день | Сравнение появившихся кристаллов | Появившиеся кристаллы по размерам больше, чем кристаллы поваренной соли, но всё же маленькие | Кристаллики очень малы по размерам |
6 день | Оценка кристаллов | Образовался моно кристалл небольшого размера | Образовался монокристалл |
7 день | Сравнение и оценка кристаллов (итог) | В итоге на нити образовался монокристалл средних размеров | На нити образовался небольшой монокристалл |
Вывод: у веществ разного химического состава кристаллы имеют разную форму и отличаются по таким свойствам, как симметрия, выращивание, к тому же углы, образованные соответственными гранями, в кристаллах разных веществ будут неравными (по закону постоянства углов). Но есть и сходства, например, оба кристалла имеют кристаллическую решётку.
Экспериментальный опыт №4
«Сравнение кристаллов морской и поваренной солей».
Общие сведения наблюдений
Температура окружающей среды, в которой находится раствор | Объём воды и масса соли в растворе | Получившийся кристалл | |||
Морская соль | 1 стакан | Температура окружающей среды везде одинакова, она равна 23 °С. | Vвода = 50 мл mсоль = 30г | Получился поликристалл, друза (самый маленький). | |
Поваренная соль | Крупная | 2 стакан | Vвода = 50 мл mсоль = 30г | Кристалл вырос самый большой из этих трёх, монокристалл. | |
Мелкая | 3 стакан | Vвода = 50 мл mсоль = 30г | Получился монокристалл поваренной соли (мелкой), чуть меньше предыдущего. |
Дневник наблюдений
| 1 стакан | 2 стакан | 3 стакан | |
1 день | Приготовление раствора | Приготовили раствор морской соли | Приготовили раствор крупной поваренной соли | Приготовили раствор мелкой поваренной соли |
2день | Оценка изменений | На дне появляются мелкие кристаллики | На дне появляются мелкие кристаллики | Ничего не происходит |
3 день | Приготовление затравки для раствора | Берём один из кристаллов, образовавшихся на дне, каждого стакана, привязываем на ниточки и опускаем в растворы соответствующего вещества – они будут служить затравками | ||
4 день | Оценка появившихся кристаллов | Кристаллы не появились | Появляется небольшой кристалл на нити | Появляется очень маленький кристалл на нити |
5 день | Сравнение появившихся кристаллов | К затравке присоединились мелкие кристаллики | Образовывается большой кристалл | Появляется маленький кристалл в форме куба |
6 день | Оценка кристаллов | Образуется поликристалл | Больше похоже на монокристалл | Образуется мелкий монокристалл |
7 день | Сравнение и оценка кристаллов (итог) | В итоге на нити образовался мелкий поликристалл, в форме куба | Образовался большой монокристалл в форме куба | Образовался примерно такой же по размерам монокристалл, как кристалл крупной соли |
Вывод: у веществ одного и того же химического состава форма выращенных кристаллов одинакова, но скорость выращивания кристаллов этих веществ абсолютно разная.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении этой работы мы выяснили, что мир кристаллов красив и разнообразен. Каждый его «представитель» уникален по своим свойствам, размерам и особенностям строения. Кроме того, что кристаллы красивы, они играют важную роль в жизни человека.
В ходе работы мы исследовали очень интересное свойство кристаллов – их рост в искусственной среде. Оказывается, кристаллы можно вырастить дома, без каких- либо усилий. Для быстрого выращивания нужны оптимальные условия. Например, чтобы вырастить кристалл поваренной соли (за короткий срок), нужно поставить стакан с раствором в тёплое место, но раствор приготовить оптимальной концентрации – 50 мл воды и 30-50 г соли. Если кристаллизация происходит медленно, то вырастет монокристалл, а если быстро – поликристалл.
При изучении кристаллов мы убедились: свойства их настолько разнообразны, что мы смогли исследовать лишь некоторые из них.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Композитор Алексей Рыбников
Мать-и-мачеха
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Почему Уран и Нептун разного цвета