Вложение | Размер |
---|---|
problemy_kadrovogo_deficita_v_rossii_i_hmao.doc | 256.5 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты - Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Проблема кадрового дефицита в России и Ханты - Мансийском автономном округе
Секция: география
Автор: Хамматова Регина Марсельевна
Класс 9Б
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 5»
Руководитель: Малахова Ольга Алексеевна
учитель географии
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа № 5»
2012 год
Проблема кадрового дефицита в России и Ханты - Мансийском автономном округе
План исследований
Российская экономика все острее ощущает проблему нехватки кадров. Кадровые агентства бьют тревогу – нехватка кадров захватила многие отрасли экономики. В наше время на рынок труда влияет ряд факторов, каждый из них с последующим годом интенсифицирует механизмы подбора кадров для организаций. Значительно влияет постоянный рост бизнеса. Некоторые отрасли завершают этап наиболее экстенсивного роста и постепенно переходят в этап изменений, но их рост не прекращается. К тому же, в последнее время наблюдается рост сферы производства. Количество рабочих мест в частном секторе продолжает увеличиваться, поэтому, кроме необходимости возмещать новыми кадрами естественную убыль количества работников, актуальной остается и необходимость в заполнении новых вакансий. В последние годы, в связи с наступившим в России демографическим кризисом, российскому рынку труда потребовалось привлечение в экономику трудовых ресурсов из-за рубежа. Проблема нехватки рабочих рук встала настолько остро, что спровоцировала почти лавинообразный поток мигрантов, приезжающих в Россию на заработки. Проблему кадрового обеспечения экономики сегодня также усугубляет усиление миграционного потока из России - за последние двадцать лет из страны выехали три миллиона специалистов. Количество желающих уехать из России растет с каждым годом, речь, как правило, идет о высококвалифицированных кадрах.
Обеспеченность трудовыми ресурсами и степень их профессиональной мобильности во многом определяет эффективность экономики на различных этапах её развития
Как же решить кадровый дефицит?
Меня заинтересовал данный вопрос по ряду причин:
Целью моей работы является: выявление предпосылок для улучшения кадровой ситуации в регионе и разработка предложений, рекомендаций по преодолению кадрового дефицита.
Мною проведена следующая работа:
И.В. Липсиц / Экономика // Просвещение 2005.
В.В. Черняк / Экономика // Экзамен 2007.
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»
Выявленные сведения помогли мне разобраться в экономической и социальной стороне это го вопроса, предложить пути решения данной проблемы. Собрав информацию по данной теме, сделав анализ данных из «Центра занятости населения города Нижневартовска», проведя анкетирование среди учеников выпускных классов, я сделала выводы:
а) улучшение взаимосвязи работодатель и студент
б) улучшение знаний и квалификаций.
Можно сказать, что политика в сфере занятости населения направлена на устранение кадрового дефицита в скором будущем…
.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….2
I. Теоретическая часть:
1) . История возникновения кадрового дефицита………………………………………..3
2). Федеральная и региональная политика в сфере занятости населения . . . . . . . . … .4
3). Особенности формирования и регулирования рынка труда в ХМАО……………...4
3. Основные причины кадрового дефицита.
1). Проблемы в образовании России и ХМАО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. 5
2). Потребности современного рынка ХМАО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….. 6
3). Миграция населения ХМАО. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….7
4). Как улучшить положение в структуре занятости населения ХМАО ……………. .8
II. Практическая часть:
1). Результаты анкетирования……………………………………………………. ……...9
2).Советы или психологические ошибки при выборе профессии . . ………………….10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….11
Список литературы……………………………………………………………………….12
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………13
Введение
«Труд – есть всё»
К. Маркс.
В настоящее время регионы России сталкиваются с проблемой кадрового дефицита во многих отраслях экономики и особенно производственной сферы. Не исключение и Ханты-Мансийский Автономный округ. Недостаточность кадровых ресурсов на многих промышленных предприятиях очень сильно влияет на социально-экономическое развитие региона. Одна из самых серьезных проблем современной России – дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, и соответственно нерешенные вопросы начального и среднего профессионального образования.
Вопрос занятости предполагает не только открытие новых рабочих мест, но и повышение требований к уровню образования, квалификации работников, развития системы информированности по наиболее востребованным и перспективным специальностям. Почему в России и ХМАО кадровый дефицит стал одной из основных проблем экономического развития?
К этому привели следующие причины:
Теоретическая часть
1. Кадровый дефицит как фактор социально-экономического развития общества
КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ – это нехватка специалистов на рынке труда.
РЫНОК ТРУДА – совокупность экономических и юридических процедур позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды.
1). История возникновения кадрового дефицита.
Впервые в России кадровый дефицит образовался более ста лет назад. В 1900 году в России ощущался серьезный недостаток учителей и учительниц для начальных училищ. Для увеличения преподавательского состава 31марта 1900 года министр просвещения в срочном порядке утвердил Правила о педагогических курсах для подготовки учителей и учительниц. В 1937 году советская власть, столкнувшись с острой нехваткой кадров в промышленности и науке, провозгласила лозунг: " Кадры решают все!" Шел массовый призыв молодежи в вузы. В результате возникла новая советская интелегенция. После войны в 1947 году зарплаты всех научных работников были повышены сразу на порядок. Это на многие годы обеспечивало престиж науки. Можно сказать, что кадровый рывок в советской науке и промышленности основывался на трех китах:
Переход к рыночным отношениям по-новому высветил проблемы социально-трудовой сферы. Оказалось, что обеспечение всех трудоспособных рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся, что дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что возникло чуждое ранее нашему обществу явление – безработица. Начала ускоренно развиваться целая система учреждений, обслуживающих и регулирующих процессы, связанные с занятостью.
От оперативности и квалифицированности работы этих структур в большой степени зависят народно-хозяйственные процессы: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социального партнерства в обществе. Проблемы социального положения рабочих и их образования становятся ключевыми в эпоху развития крупного капиталистического производства. Однако до сих пор производство держится в основном на профессионалах советского времени, подготовленных эпохой, когда власти постулировали приоритет рабочего класса и соответственно создавали условия для его пополнения. Сейчас в России появляется рабочий нового типа, умеющий отстаивать свои права, сравнивать свою работу и вознаграждение с аналогами из других стран.
2). Федеральная и региональная политика в сфере занятости населения.
Политика занятости населения в Российской Федерации отражает экономические и правовые условия, в которых осуществляется труд – непременный и важнейший фактор всякого производства. Именно эффективная занятость свидетельство процветания экономики и предпосылка благосостояния населения. Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, а экономической политики в целом. В последние годы эффективность занятости в России катастрофически снижается. За годы экономического роста сложилась неправильная структура кадрового состава рабочих. Увеличилось число бизнес специалистов, юристов, катастрофически уменьшилось число рабочих специальностей.
С целью решения ключевых проблем труда разработана система программных мероприятий, которая представлена следующими направлениями:
3). Особенности формирования и регулирования рынка труда ХМАО.
В условиях экономических преобразований особое значение приобретает создание инструментария государственного регулирования процессов подготовки специалистов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое и научно-техническое развитие страны. Такое регулирование позволит повысить эффективность экономики за счет подготовки выпускников востребованных специальностей. Одним из главных направлений для решения данной проблемы является разработка системы прогнозирования потребностей в специалистах, которая сопрягалась бы с программой социально-экономического и научно-технического развития страны и давала возможность работодателям эффективно решать проблемы комплектования предприятий и организаций кадрами с необходимым уровнем, качеством и специализацией в области профессионального образования. Основой политики государственного регулирования процессов подготовки специалистов является государственное задание (контрольные цифры) на подготовку кадров.
Прогноз ежегодной потребности рынка труда ХМАО – Югры в кадрах всех уровней профессионального образования в разрезе видов экономической деятельности, согласно общероссийскому классификатору, на период до 2020 год формируется с использованием макроэкономической модели «Экономика – Рынок труда – Профессиональное образование», подлежит ежегодной корректировке.
В ХМАО минимальный уровень безработицы! Это, как сообщили в департаменте труда и занятости населения ХМАО, - абсолютный рекорд за последние 10 лет. Таких показателей властям округа удалось добиться благодаря реализации ряда программ по самозанятости, организации временных рабочих мест и содействию трудоустройству. Однако общая ситуация на рынке труда ХМАО и г. Нижневартовска в современных условиях является довольно сложной. Уровень безработицы минимальный, зато кадровый дефицит огромный, в округе на одного безработного три вакансии. Важное место в этой ситуации приобретают центры занятости населения. В частности, Нижневартовский центр занятости населения, который обеспечивает реализацию государственной политики занятости с учетом экономических и социальных особенностей г. Нижневартовска. Центр осуществляет:
Сегодня рынок труда диктует большой спрос не только на работников новых современных направлений бизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии, но и рабочих специальностей. Прежде всего, требуются токари, электросварщики, фрезеровщики, достаточно много вакансий рабочих жилищно-коммунальной отрасли, сферы услуг. Остаются актуальными на рынке труда менеджеры, дистрибьюторы, аудиторы, программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцах высшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора по продажам, финансовые директора). Кроме опыта работы требуется современное профессиональное образование. Работники городской службы занятости стремятся использовать любые возможности, чтобы помочь молодым людям найти себя.
Для решения проблем, сложившихся на рынке труда округа, предусматривается решение следующих задач:
3. Основные причины кадрового дефицита.
Чтобы выполнить планы развития, намеченные государством в ближайшие пять лет в высокотехнологичные отрасли промышленности и отраслевую науку, ежегодно должно приходить ориентировочно от 150 тыс. до 200 тыс. ИТР и научных работников.
Такая ситуация с кадрами возникла не случайно. В организации, выполняющие исследования и разработки, поступают на работу от одного до двух процентов выпускников вузов. Это продолжается уже несколько лет. А всего устраивается на работу по специальности от 10 до 20% (в зависимости от специальности и института). Молодые специалисты выбирают работу не по специальности не из соображений престижа, а из-за оплаты труда. Российская система образования готовит не меньше специалистов в области техники и естественных наук, чем в советское время. Проблема в мотивации к научной и технической деятельности. Сегодня выпускников ведущих университетов и вузов готовы брать в любую торговую или страховую компанию или банк. Такое отсутствие притока молодежи подводит нашу науку и высокотехнологичную промышленность к опасной черте, за которой просто-напросто может произойти катастрофа.
Рынок труда напрямую зависит от уровня образования и не только высшего, но средне - специального и общего. Сейчас система начального профобразования, согласно действующим стандартам, готовит рабочих третьего разряда, в отдельных случаях – четвертого. Работодателям же требуются рабочие 4-5-го разрядов. Говоря о качестве подготовки рабочих кадров, необходимо подчеркнуть, что многое зависит от самих работодателей. Они должны активнее участвовать в модернизации содержания профессионального образования с учетом современных требований. А это означает, что производственный и кадровый потенциал предприятий должен быть задействован в процессе подготовки рабочих кадров. Очень важно усиление социального обеспечения учащихся и студентов данного уровня образования. Даже в советское время многие шли в ПТУ и техникумы не в последнюю очередь из-за льгот, в т.ч. бесплатного питания. Очевидно, что без четкой федеральной политики рабочий вопрос решен, не будет. Характерно, что только после особого напоминания систему начального профессионального образования и среднего профессионального образования включили в национальный проект «Образование». Требуется и разработка стандартов нового поколения для обучения рабочим профессиям. Только совместными усилиями работодателей и системы начального профессионального образования, возможно, решить проблему дефицита рабочих кадров.
Анализ сводных данных прогноза потребности экономики автономного округа на среднесрочную и долгосрочную перспективу отражает устойчивый дефицит рабочих профессий - 14 693 человека. Из них:
Автомеханик - 2322 человек; повар, кондитер - 900 человек; сварщик (электросварочные и газосварочные работы) - 734 человека; Машинист дорожных и строительных машин - 692 человека.
Потребность в перечисленных профессиях составляет 44,5% от общей потребности в квалифицированных рабочих.
Наибольшую потребность в дополнительных рабочих (более 1000 человек) испытывают отрасли:
1. Транспорт и связь (3318 человек)
2. Добыча полезных ископаемых (подразделы СА и СВ в сумме 2496 человек)
3. Строительство (2485 человек)
4. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1044 человека).
В специалистах среднего звена наибольшая потребность наблюдается в разделах:
Прогноз потребности экономики в специалистах с профессиональным высшим образованием показал максимальный дефицит специалистов в следующих разделах ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности):
Таким образом, анализ прогнозных данных дополнительной потребности экономики автономного округа в трудовых ресурсах всех уровней профессионального образования показал, что наибольший дефицит в квалифицированных кадрах испытывают отрасли Образование, Здравоохранение, Транспорт, Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, Коммунальные, социальные услуги, Строительство. (см. Приложение №2 )
Одной из основных причин кадрового дефицита является миграция населения. По данным статистического управления ХМАО более 30% молодежи от 18 до20 лет уезжает из города в более крупные города, такие как Екатеринбург, Тюмень, Омск, Челябинск, Москву, Санкт – Петербург. Уезжают учиться, а затем остаются там работать, считая данные города более перспективными в плане карьерного роста и заработной платы.
Трудовая миграция населения происходит из-за того что:
А на вакантные места многие предприятия приглашают мигрантов из других государств, особенно из стран Средней Азии и экономика округа отнюдь от этого не выигрывает.
В настоящее время на территории округа действуют 24 органа службы занятости (территориальные отделы), из них: городских - 14 единиц, районных – 9 единиц, межрайонных (городских с обслуживанием сельской местности) – 1 единица.
В последнее время в связи со стабилизацией экономики в нашем регионе, со снижением численности безработных в нашем округе, ростом числа вакансий, задачи специалистов Службы занятости несколько усложнились. Предлагаемая рабочая сила стала менее конкурентоспособной – это, как правило, граждане, не имеющие достаточного образования и необходимого для самостоятельного трудоустройства опыта либо безработные, относящиеся к социально незащищенным категориям, нуждающимся в особых условиях труда.
"Учитывая острую потребность в квалифицированных рабочих специалистах, мы нацелены на создание сильной, дееспособной системы среднего профессионального образования", - подчеркнула губернатор Наталья Комарова. Один из путей решения данной проблемы – создание ресурсных центров профессионального образования. Успешные учащиеся, получившие начальное профессиональное образование, могут продолжить обучение и получить более высокую рабочую квалификацию. Создание таких профильных ресурсных центров позволит более эффективно решать проблему качества подготовки рабочих кадров.
Сеть ресурсных центров, имеет кластерную структуру. Сургут определен центром подготовки специалистов в области машиностроения. В Советском будут осваивать теорию и практику работы на лесозаготовительных и деревообрабатывающих производствах, в Когалыме - особенности работы в нефтегазовом секторе, в Югорске - в сфере информационной и вычислительной техники, а в Нижневартовске - в области архитектуры и строительства. Такое направление как профессиональное обучение и переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности) – одно из приоритетных направлений активной политики. В этом учебном году система начального профобразования впервые работает по системе такого заказа, что, естественно, повышает взаимную ответственность работодателей и образовательных учреждений. В целом программа направлена на развитие системы начального и среднего профобразования с учетом потребностей и требований работодателей. Сейчас предприятия стали выделять наставников и оплачивать их труд. Развивается такая форма сотрудничества, как индивидуальная система подготовки рабочих кадров. При такой форме теоретическая подготовка осуществляется на базе образовательного учреждения, а практическое обучение и производственная практика проходят на специально выделенных участках предприятия. Оптимизм вызывает то, что начальное профессиональное образование включено в 2007 году в приоритетный национальный проект «Образование».
II. Практическая часть.
Проведя анкетирование среди учащихся 11 классов в 2012 году (Приложение №8), я сделала выводы:
Что большинство выпускников рассчитывают на бесплатное обучение в ВУЗах (70% анкетируемых). Молодые люди для получения образования, стремятся уехать в другие более крупные города, такие как Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, Тюмень (74%), а вот в родном городе планирует получить образование только 26 % выпускников. (Приложение №2) Объясняя это более престижным образованием в больших городах и после получения соответствующего диплома найти более перспективную и высокооплачиваемую работу.
Большинство выпускников по-прежнему выбирают экономический (34%) и юридический (29%) факультеты и несмотря на то, что многие знают, о дефиците инженерных кадров, в этом направлении собираются получить образование только 18 % выпускников. (Приложение №3)
Самыми популярными профессиями большинство ребят считают:
-экономиста (16 %), юриста (34%), менеджера (18 %). Характерно, что 18 % выпускников даже не задумывались, какие специальности самые популярные, а какие самые востребованные на рынке труда. (Приложение №4)
Анкетирование показало, что молодежь имеет достаточный низкий уровень информированности по проблеме кадрового дефицита. Выпускники 2012 года 27% предполагают и 35% ничего не знают о кадровом дефиците в России и ХМАО. (Приложение №5)
Для выпускников главную роль при выборе работы играет заработная плата 58%, интерес 27%, востребованость на рынке труда 16%. (Приложение №6).
Молодёжь не всегда осознает выбор будущей профессии и не основывается на рынок труда.
Поэтому проблема выбора будущей профессии для современных молодых людей остается актуальной. С моей точки зрения выбор профессии должен быть осознанным и основываться на рекомендациях специалистов служб занятости и психологов.
2) Советы или психологические ошибки в выборе профессии.
Прежде всего, хорошо обдумай, чего ты хочешь от профессии. В какой сфере деятельности тебе было бы интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая зарплата? Учитывай свои способности: не стоит мечтать о карьере певицы, не имея голоса.
1. Пройди тесты
Тесты на профориентацию — полезная и нужная вещь. Они содержат вопросы из разных областей, отвечая на которые ты легко сможешь определить круг своих интересов и уровень интеллекта. Книжечки с тестами есть практически в любом магазине. Но поставить правильный “диагноз” сможет только профессиональный психолог, так что, по возможности, сходи на консультацию к специалисту. Проанализируй, какие профессии пользуются спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу. В первом случае помощники — газеты и сайты по трудоустройству, во втором — прогнозы социологов и здравый смысл.( см. Приложение № 7)
2. Правильный мотив
Престиж профессии — один из самых распространенных мотивов. Сейчас, например, модно получать экономическое и юридическое образование, но на рынке труда уже сильно ощущается переизбыток специалистов этих направлений. Учитывай это.
Высокий заработок тоже частично является определяющим фактором при выборе. Деньги важны, но запомни: лучше получать меньше, но с работой на перспективу, чем соглашаться на высокий оклад на, которая не предусматривает карьерного роста.
3. Увлечение только внешней стороной дела
Выбирая профессию нужно хорошо себе представлять, чем занимается человек, владеющий данной профессией. Какую работу он выполняет в течение рабочего дня, что входит в круг его обязанностей. Зачастую эти представления о профессии у вас не полные. Ваше внимание привлекает то, что на виду. А что кроется вы знаете?
4. Неадекватная оценка своих возможностей и способностей
Выбирая профессиональный путь, подумайте какие требования, предъявляет профессия к человеку. Ведь каждая профессия предъявляет свои требования к индивидуальным качествам человека. Задумайтесь о своих индивидуальных качествах!?
5. Что душа захочет. Твои склонности, привычки и характер определяют другую категорию мотивов, главным из которых является интерес к содержанию самой профессии. Условия труда тоже играют большую роль в выборе профессии. Если ты не любишь запаха ванили и не переносишь жару, врятли тебе стоит идти работать в кондитерский цех.
Если обучение платное, а ты не можешь себе этого позволить, не опускай руки — выход есть всегда. Ты можешь взять кредит, а банке, подрабатывать по вечерам, пойти на заочное отделение, где плата ниже. Главное — результат один: ты получишь желанную специальность и сможешь реализовать себя в той сфере, в которой ты захочешь.
6. Как здоровье?
При выборе профессии обязательно учитывай особенности своего организма. С больным сердцем нельзя заниматься работой, связанной с большими физическими и нервными нагрузками. Аллергикам и астматикам противопоказаны профессии парикмахера или химика.
7. Нужны асы!
Как бы ни менялся рынок труда, высококвалифицированные специалисты востребованы всегда. Работодателя отдают предпочтение различным профессиям в зависимости от того, какая ситуация складывается в стране. Сегодня, очевидно, что конкурентная среда в бизнесе стимулирует реорганизационные процессы, направленные на увеличение эффективности и контроль. Единого рейтинга “самых нужных” профессий нет. Каждая компания, занимающаяся трудоустройством и подбором персонала, составляет свой, напрямую зависящий от клиентов, с которыми агентству приходятся работать. Примечательно, что ситуация на кадровом рынке меняется ежедневно.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема кадрового дефицита является ключевым вопросом в рыночной экономике. Кадры решают все. Тот, для кого работа в радость, будет выполнять ее более продуктивно, постоянно самосовершенствуясь. И тогда быстрое продвижение по службе, и уважение коллег не заставят себя ждать.
Собрав полную информацию о данной проблеме, проведя анкетирование и полный анализ данных из «Центра занятости населения», я сделала выводы для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и ХМАО и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги:
-создание специальных фирм (предлагающие работу именно молодым)
Можно сказать, что политика в сфере занятости населения направлена на устранение кадрового дефицита в скором будущем…
Каждый из нас мечтает об интересной работе и достойной заработной плате.
Секрет счастливого будущего, успешной карьеры, состоит в том, чтобы найти такую работу, которая была бы по душе и была востребована рынком труда. Главное сделать правильный выбор!..
"Найди работу по - душе - и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни"
Конфуций.
Список литературы:
«Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»
6. Ресурсы интернет:
Приложение №1
Наиболее востребованные профессии в г. Нижневартовске
РАБОЧИЕ
СЛУЖАЩИЕ
Приложение №2
В каком городе планируете получать образование?
Приложение № 3
Какой факультет вы выбрали?
Приложение №4
Какая профессия самая популярная?
Приложение №5
Знаете ли, Вы о кадровом дефиците?
Приложение №6.
Что влияет на выбор будущей профессии?
Приложение № 7
Несоответствие спроса и предложения на рынке труда, особенно среди молодежи:
Наименование профессии (специальности) | Количество вакансий, ед. | Численность безработных из числа молодежи |
Бухгалтер | 11 | 33 |
Врач | 89 | 0 |
Инженер по бурению | 106 | 46 |
Менеджер | 66 | 22 |
Медицинская сестра | 74 | 2 |
Преподаватель | 11 | 3 |
Экономист | 1 | 27 |
Юрисконсульт | 5 | 10 |
Водитель | 163 | 22 |
Бурильщик | 81 | 3 |
Слесарь-ремонтник | 24 | 6 |
Приложение №8
Анкета
Самодельный телефон
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Солнечная система. Взгляд со стороны
Философские стихи Кристины Россетти
Хитрость Дидоны