Более четырёх веков наш город находится под покровительством святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Козьмодемьянску - 425 лет! Немалый исторический период. Какова же историческая судьба православного города? Какова история его святых мест: храмов, монастырей? На эти и другие вопросы авторы решили найти ответы в ходе исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
hramykd.doc | 974 КБ |
XIII региональная научно-практическая конференция
молодёжи и школьников
«Наука. Творчество. Развитие.»
Автор: Акцораева Екатерина,
учащаяся 10 класса ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Руководитель: Васина Лариса Александровна,
педагог дополнительного образования ГОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
г.Новочебоксарск 2010
Содержание
Раздел 1. Введение ……………………………………………………………… 3
Раздел 2. Содержание исследования……………………………….…………. 5
2.1. Церковь Пресвятой Троицы……………………………………………….….. 5
2.2. Стрелецкая часовня…………………………………………………………… 7
2.3. Успенская церковь………………………………………………………………. 8
2.4. Богоявленская церковь………………………………………………………….. 8
2.5. Тихвинская церковь……………………………………………………………... 9
2.6. Смоленский собор………………………………………………………………… 9
2.7. Храм во имя Нерукотворного Спаса…………………………………………… 10
2.8. Церковь во имя Вознесения Господня…………………………………………. 10
2.9. Свято-Троицкий женский монастырь……………………………………….… 11
2.10. Часовня в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана…………….. 13
2.11. О роли монастырей и храмов в жизни людей………………………………. 14
Раздел 3. Заключение.…………………………………………………………….. 15
3.1. Выводы ………………………………………………………………………….... 15
3.2. Потенциал развития исследования …………………………………………… 15
Литература ……………………………………………………………………….…. 16
Приложение ……………………………………………………………………….... 17
Раздел 1. Введение
1.1.Обоснование актуальности темы исследования
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилев. Фра Беато Анджелино
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.
Более четырёх веков наш город находится под покровительством святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Козьмодемьянску - 425 лет! Немалый исторический период. Какова же историческая судьба православного города? Какова история его святых мест: храмов, монастырей? На эти и другие вопросы авторы решили найти ответы в ходе исследования.
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников (Приложение 1). Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.
1.2. Цели и задачи
Объект данного исследования – святыни и памятные места, православные храмы г.Козьмодемьянска. Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей г.Козьмодемьянска, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем Козьмодемьянских церквей, определение их роли в жизни людей.
Задачи:
Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:
- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
- поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
- установление связей с работниками библиотек, музеев, Православного центра, настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
- фотосъемка объектов исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, мы лучше стали понимать историю своей малой родины.
«В городе Козьмодемьянске прекрасные храмы, - все они благолепны, чисты и опрятны; они служат истинными украшениями города, имеющего живописный вид с реки Волги. Счастливы козьмодемьянцы: вам есть, где помолиться, вам есть, где искать утешения в трудные минуты жизни!.. При обозрении ваших храмов я заметил, что ваш град и храмы его находятся под особым покровом Богоматери. Этот соборный храм – во имя Смоленской иконы Божией Матери, там во имя Тихвинской иконы Божией Матери, там – во имя Успения Божией Матери. Поистине все почти храмы города и приходы находятся под сенью Владычицы-Богоматери. Я заметил также, что храмы ваши сохраняют по сие время следы глубокой старины и много в них древних икон. Эта старина пусть питает в вас древнее наше христианское благочестие. Пусть эта старина, напоминая вам о твердой вере предков наших, отклоняет вас от вольномыслия, от неуважения святыни. Какое для вас счастье, что вы имеете в своих храмах древние чтимые иконы Божией Матери! Всегда притекайте к ним с верою, а особенно в дни чествования их, чтобы Богоматерь своим покровом покрывала вас и ваше семейство и хозяйство. Итак, да будет ваше благочестие и вера твердыми, и да будет Матерь Божия ходатайицею и покровительницей вашей»
Высокопреосвещеннейший Арсений, Архиепископ Казанский
(«Известия по Казанской Епархии за 1889 год»)
Раздел 2. Содержание исследования
2.1.Церковь Пресвятой Троицы (1773г.)
На Пугачевой горе, словно каменный цветок, радует глаз белокаменная Троицкая церковь, вознося к небу свои колокола. Храм является одним из старейших в городе - был построен в 1773 году. Ранее на этом месте и даже на том же фундаменте стоял Христорождественский собор, который за ветхостью был разобран в 60-х годах 18 века. Первоначально Троицкий собор был однопрестольный и холодный. Теплый придел в нем устроили в 1825 году, когда стоявший в 10 саженях теплый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы также был разобран из-за ветхого состояния. Основной куб храма украшен каменным пояском в виде гирек, венчает ряд декоративных закомар. Центральный барабан световой, остальные – глухие. Они крыты куполами красивого рисунка из железа. Граненые главы возносят ажурной формы кресты. С запада к церкви примыкает трапезная, завершающаяся трехъярусной четырехгранной колокольней, выстроенной уже в строгих формах позднего классицизма. На колокольне в начале 20 века имелось 7 колоколов: Большой весом 108 пудов, Полейный в 50 пудов, Часовой в 10 пудов, Будничный и два Зазвонных – в 3 пуда и 1 пуд. Большой колокол имел надпись: «Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в |
слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова». Средний отлит в 1869г. на заводе потомственных почетных граждан саратовских 1-гильдии купцов братьев Гудковых и имеет надпись: «Благоветствуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию славу».
Вначале 20 века церковь была трехпрестольной: главный храм во имя святой Троицы, приделы: правый в честь благовещения Пресвятой Богородицы и левый – во имя иконы Божией Матери «Страстная». В храме имелся чудотворный список этой иконы. Ежегодно 4-18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. (К сожалению, упомянутая икона в настоящее время скрыта от глаз; восстановлено 2 придела). |
В храме имелись икона Божией Матери Троеручницы, списанная с чудотворного образа, хранящегося на святой горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим иконописцем и принесена в 1664 году патриарху Никону, а затем перенесена в наш город.
При храме с 1884 года действовала церковноприходская школа, в ней обучалось 50 мальчиков. В приходе числилось 125 домов, из них 87 мещанских, 35 крестьянских. Проживало в них 318 мужчин и 357 женщин.
В годы советской власти церковное здание было передано общине верующих по договору с Козьмодемьянским городским советом. В 1938 году Свято–Троицкая церковь решением того же Совета была закрыта. Здание разрушалось. На протяжении четырех лет, с 1941 по 1945 гг. в Троицкой церкви был оборудован детский дом для детей из осажденной Москвы. Затем здесь размещались библиотека, конный двор коммунального городского хозяйства, детский дом для сирот, жилые квартиры.
В 1989 году более 900 человек обратились в администрацию города с просьбой о передачи церкви. Жалкие остатки разорённого храма были переданы общине верующих, казалось, что возродить его будет невозможно. Но прошло время, и вознеслись над городом светлые купола, засверкали на солнце главы церкви. Сейчас полностью восстановлена колокольня: 200–килограммовый колокол вновь возвещает, что храм жив, что Бог попран не бывает!
Хор Православного центра на ежегодном Рождественском фестивале в Доме детского творчества г.Козьмодемьянска. 2008г. | С думами о том, что не столько стены нуждаются в восстановлении, сколько то, что было духовно утрачено, при храме в 2003 году открылся Православный центр г.Козьмодемьянска и Горномарийского благочиния. В центре имеется хорошая библиотека духовной литературы, насчитывающая более двух тысяч томов. С самого начала центр развивался как просветительское учреждение. Здесь действует воскресная школа для детей и взрослых. Педагоги центра под руководством директора, Казаковой Гликерии Владимировны, ведут большую работу с образовательными учреждениями города: консультируют школьных учителей по вопросам преподавания религиозно-культурологических дисциплин, читают лекции по основам православной культуры. Словом, этот маленький, чистый, уютный центр уже стал общим домом для многих ребят и взрослых. |
Ворота храма. Вид со двора.
2008г.
2.2. Стрелецкая часовня
Стрелецкая часовня. Вид зимой. Фото 2008 г. |
Памятник архитектуры – Стрелецкая часовня была построена в 1698 году козьмодемьянскими стрельцами в честь их участия в азовских походах (1695 – 1696 гг.) Петра I. 240 стрельцов, еще находясь под Азовом, пообещались, что как неприятелей победят и Азов город возьмут и вернутся живыми домой, то соорудят в память об этом событии каменную часовню. Как только стрельцы вернулись в родные места они били челом Петру Великому с просьбой о разрешении воздвигнуть часовню. Государь дал разрешение 3 декабря 1697 года грамотую на имя козьмодемьянского воеводы Плещеева.
Часовня имеет вид несколько растянутого к Волге прямоугольника с небольшим куполом; для входа служит небольшое крыльцо и 2 двери – железная из орнаментов и деревянная со стёклами. Стены часовни были расписаны ликами святых, крылатые ангелы украшали купол. Сбоку часовни со стороны Волги – деревянное крыльцо, ведущее в нижнее подземное помещение. Оно освещается единственным небольшим окном, сделанным в стене, противоположным Волге. В числе образов, помещённых в часовне, обращает на себя внимание икона Нерукотворный образ Спасителя, на оборотной стороне которого была сделана надпись: 1644 «Строена сия икона Спаса Нерукотворный образ при царе и великом князе Михаиле Фёдоровиче, и всея Руси по вере Козьмодемьянска города всяких людей». По преданию, икона была написана иконописцем Григорием Черным. Интересно оформлены иконы Иоанна Предтечи и Иоанна Воина. Они вложены в складень и обшиты кожей. В часовне можно было увидеть статую Николая Чудотворца, выполненную в полный рост. В одной руке он держал кинжал, а в другой – модель часовни. Здесь же было двухъярусное медное паникадило с двуглавым орлом стиля XVII века. Образы почитались местными жителями, особенно рабочими, отправляющимися на плотах вниз по Волге, которые перед путиной служили молебны в часовне. Часовня была приписана к Спасо – Юнгинскому монастырю, а по упразднению – 1767 году – в собственность Троицкой церкви.
В советское время часовня была превращена в лавку по продаже керосина и сильно разрушена. Лишь в 80-е годы XX века её восстановили.
Из чудо - кирпичей на волжской круче Столетия часовенка стоит. Венчая подвиг, русский дух могучий. Неповторим, прекрасен её лик. Николай Егоров. Перевела с мар. Ж.Меленцева Стрелецкая часовня. Вид летом. ► Фото 2008 г. |
2.3. Успенская церковь
Успенская церковь находилась в самом центре города, на Базарной площади. Состояла из холодной (построена в 16 веке) и теплой частей. Церковь Успения Пресвятой Богородицы располагалась на Успенской улице (ныне Лихачёва). Время постройки церкви не известно, на основании устного предания козьмодемьянцы предполагают конец XVIII века. В 1871 году храм был расширен на средства купца Зубкова И.М. В этой церкви государь Павел I заказал литургию по отъезду в Казань (он был в городе в мае 1798 года). Храм был окружён каменной оградой, в которой были две часовни с иконостасом. Третья часовня, принадлежавшая церкви, построена в 1896 году в память чудесного спасения императора Николая II (во время поездки в Японию на него было совершено покушение). При церкви имелась колокольня, имевшая 8 колоколов. Главный храм с шестиярусным иконостасом, имеющим изображения старинного письма – во имя успения Пресвятой Богородицы и два придела: правый – во имя святого Николая Чудотворца, левый – во имя святых бессребреников Козьмы и Дамиана. |
В храме находилась чтимая икона святого Николая Мирликийского чудотворца. Эта икона особо почиталась жителями, которые собирались в большом количестве и возносили усердно молитвы к святому угоднику Божию. Во имя этого божьего угодника храм имел первоначальное название – Никольский. Это подтверждалось надписями, которые имелись на сосудах, хранившихся в церкви: «Жертвуются в Никольскую г.Козьмодемьянска церковь архимандритом Свияжского первоклассного монастыря Симеоном в 1703г. в память по себе и родителям».
В 1931 г. храм взорвали, а кирпичи использовали для строительства на этом месте кинотеатра и школы, где впоследствии стал размещаться Дом пионеров (сейчас Дом детского творчества).
2.4. Богоявленская церковь (1734 - 1930е гг.)
Первой церковью, по преданию, была деревянная церквушка, стоявшая на месте Богоявленской церкви. Каменный храм во имя Богоявления Господня был сооружён в 1734 году (рядом с деревянной церковью). Церковь была двухпрестольной: главный – во имя Богоявления Господня, второй - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Святыней храма являлась Киево-Печерская икона Божьей Матери. Имелась на ней надпись «Року 1580, месяца мая: Сию икону выменяли стрельцы Г.Лабутин, Т. Колоградов, десятник с товарищами 21 человек, писана в богоспасаемом граде Киеве». Были и другие старинные иконы в ризах. Имелся также храмосвятительный крест, на котором была написана дата освящения храма – 22 декабря 1734 г. На углу ограды церкви имелась каменная часовня. При храме действовала церковно-приходская школа, открытая в 1888г., где в 1905 году обучалось 80 мальчиков. |
Церковь окружала кирпичная ограда, внутри которой было несколько могил священнослужителей и почётных граждан, над ними были установлены мраморные памятники. В 30-е годы XX века церковь была полностью разрушена. На её месте располагался памятник Сталину, а затем обелиск Воинской славы.
2.5. Тихвинская церковь
Здание Тихвинской церкви. Снимок 1990-х гг. Копия сделана 29.01.09г. Оригинал хранится в Доме детского творчества г.Козьмодемьянска | В 1827 году на средства прихожан построена Тихвинская церковь. Церковь была двухпрестольной: главный престол – во имя иконы Тихвинской Божьей Матери, придел с правой стороны – во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была более поздней постройки и выстроена в стиле высокого классицизма. При церкви функционировала церковно-приходская школа, в которой насчитывалось около 50 учащихся. Её здание и церковный дом были возведены благодаря средствам купца, церковного старосты, Александра Михайловича Пономарёва. |
Тихвинскую церковь постигла участь многих – здесь расположился пивоваренный завод. Позднее - частное предприятие по производству газированной воды.
2.6. Смоленский собор
Великолепный Смоленский собор, величественный как по своему объему, так и по красоте, был заложен в 1867 году при усердии и на средства прихожан приходской Вознесенской церкви. Отставной губернский секретарь Дьяконов М.И., купец II гильдии Морозов Я.А.; Троицкого посада купец II гильдии Замятин В.И. - каждый из них пожертвовал по 3000 рублей. Храм стал памятником царю-освободителю Александру II, в память «чудеснейшего спасения драгоценнейшей жизни государя-императора 4 апреля 1866 года» при покушении на него, как записано в «Известиях при Казанской епархии» в 1873 году. Для составления плана и фасада для церкви был приглашён губернский архитектор Грицевич Н. И. Заканчивать строительство храма пришлось одному Замятину, другие умерли. Храм строился на средства купцов и прихожан, всего было израсходовано около 50 тысяч рублей серебром. |
Строительство было закончено в 1872 году с главным приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери. В ней находились ещё два придела: во имя святого благоверного князя Александра Невского и во имя Архистратига Михаила. Приход был самый большой.
Участь Смоленского собора была более благополучная, чем остальных церквей. В 1929 году его закрыли и снесли все купола. В 1930 году, когда в соборе разместился музей, росписи стен собора покрыли известью, но остальные элементы мало пострадали. В 1975 году началась реставрация настенной живописи. В конце 90-х годов Смоленский собор вновь обрёл своё предназначение. Богослужения возобновились с 1 августа 1998 года. В 2003-2004 гг. рядом с собором воздвигнута новая колокольня.
2.7. Храм во имя Нерукотворного Спаса
Каменная однопрестольная церковь была надстроена на здании тюрьмы в 1892 году, шириною 3 сажени, длиной 4 сажени, имела 5 окон с железными решетками, и 2 круглых печи, обтянутых железом. С северной стороны к храму примыкала каменная паперть длиной 14 аршин, шириной 4 аршина. Оградою вокруг храма служила стена тюрьмы. Колокольня устроена была отдельно от храма на тюремном дворе на деревянных столбах. Колоколов было шесть. Первый |
весил 11 пудов 10 фунтов, имел надпись: «Сей глас даст своему гласу силу». Отлит он был на заводе наследницы Николая Бакулева - Кушаковой Л.Н. в городе Слободском вятской губернии, имел изображение Богоявления Господня и Св. Николая Чудотворца. Колокола на основании требования заведующего Карательным отделением казанского губернского отделения юстиции сданы под расписку начальника Козьмодемьянской тюрьмы в 1919 г.
В храме имелось много икон, написанных на досках в серебряных позолоченных ризах 84-й пробы. Иконы, Евангелие, копие с деревянной ручкой были пожертвованы Бычковыми Я.Ф. и П.Ф. В июне 1919 года все церковное имущество было передано на хранение игуменье Свято-Троицкого женского монастыря, матери Алевтине, священником Спасской тюремной церкви Михаилом Брагиным.
2.8. Церковь во имя Вознесения Господня
Малый храм Вознесения Господня. Устроен из крестьянского деревянного дома в 1992 г. Здесь проходили службы до тех пор, пока не освободили Смоленский собор. На этом месте находилась Вознесенская церковь | Храм был воздвигнут в 1759 году усердием и старанием прихожан, бывшего в то время здесь Вознесенского женского монастыря, который просуществовал с 1658 по 1767г. Как свидетельствовало устное предание, в одно лето построили они этот храм своими руками и из своего материала. Храм был каменный, однопрестольный. После пожара в 1833 году, когда сгорело 418 домов, ее колокольня пострадала так, что была «не способна к поддержанию колоколов, от чего они сняты». В результате церковь все больше ветшала, покрывалась трещинами. Было принято решение ее разобрать. Позже здесь был заложен Смоленский собор. |
2.9. Свято-Троицкий женский монастырь
Начало истории Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря было положено 30 мая 1869 года. Именно в этот день архиепископ Казанский Антоний (Амфитеатров) в ходе архипастырской поездки по Козьмодемьянскому уезду посетил село Малый Сундырь, где в доме местного священника Михаила Рождественского, известного просветителя населения горной стороны Марийского края, к владыке подошли две девушки с просьбой об открытии в Козьмодемьянском уезде женского монастыря. Обратившись к Смоленской иконе Божией Матери, мудрый архиепископ ответил: «Молитесь Царице Небесной и просите Её. Если Ей угодно ваше желание, Она исполнит его Сама и укажет вам место для монастыря. Я и сам буду молиться Ей, чтобы Она исполнила ваше желание». Под руководством и молитвами мудрого архипастыря дело устроения женского монастыря в Козьмодемьянском уезде началось. |
Через некоторое время в селе Малый Сундырь, в сторожке при Троицкой церкви, по благословению отца Михаила Рождественского поселились три девушки. К концу 1870 года их стало пятнадцать, старшей была назначена Мария Максимова. В том же году в Малом Сундыре была организована женская община, где будущие насельницы монастыря обучались чтению, письму, занимались рукоделием.
Сведения о благочестивой жизни девушек, их трудолюбии, дивном пении на богослужениях привлекали в Троицкую церковь села Малый Сундырь все больше богомольцев. Священник Михаил Рождественский в связи с этим писал: «Поначалу в моем приходе заинтересовались знанием молитв прежде мужчины, а женское поколение как-то глухо отзывалось ко всем моим воззваниям. При открытии же в моем селе женской школы … женщины…от влияния на них пения на родном языке совсем переродились, стали с отвращением на языческие, в каждый праздник стали во множестве стекаться в храм Божий… Даже старики, самые закоренелые в языческих суевериях, начали ныне учиться молитвам и утешили меня на исповеди знанием их». В великий пост, когда храм посещало особенно много людей, сестры общины по благословению отца Михаила обучали прихожан молитвам. Они высказывали большие успехи в учении, и в рукоделиях, видевшие их работы были весьма удивлены. Число насельниц общины неуклонно росло: если в 1871-1872 годах оно доходило до двадцати пяти, то в 1874 году приблизилось к пятидесяти. Видя усердные труды и богоугодную жизнь сестер, Господь послал им благодетелей, одним из которых стал козьмодемьянский купец Иван Матвеевич Зубков, посетивший Мало-Сундырскую школу в ноябре 1874 года. Осмотрев имеющееся помещение, он нашел его тесным и по благословению архиепископа Антония в январе 1875 года перевез девушек в Козьмодемьянск.
По ходатайству И.М.Зубкова, к которому присоединилось 5 сельских общин Козьмодемьянского уезда, при Троицкой церкви города была открыта черемисская женская община, основной целью которой как отмечалось в Указе Священного Синода от 19 сентября 1877 года, являлось просвещение населения Козьмодемьянского уезда посредством учреждения при общине инородческого училища. Официальное открытие общины состоялось 13 ноября 1877 года. Начальницей ее стала бывшая казначея Цивильского женского монастыря Смарагда, получившая духовное воспитание в Казанском Богородицком монастыре, где прожила 40 лет. В январе 1878 года в Козьмодемьянск был переведен и протоиерей Михаил Рождественский, который стал настоятелем городской церкви и благочинным вновь образованной общины.
На приобретенной для устройства общины земле купец И.М.Зубков осуществил постройку трех корпусов. В одном из них расположились келия начальницы, рукодельня, трапезная, домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», также построенная на средства Зубкова по благословению архиепископа Антония и освященная 20 июля 1879 года Преосвященнейшим Павлом, епископом Чебоксарским, викарием Казанской епархии. Иконостас для храма был пожертвован петербургским купцом и передан в общину настоятелем Михаило-Архангельского монастыря игуменом Паисием (Эриным), а иконы для него написаны в одном из женских монастырей Казани на средства купца Федора Егоровича Постникова.
При общине расположилось инородческое женское училище. Часть земли для будущей обители купец И.М.Зубков, ставший впоследствии попечителем общины, выкупил у частных лиц и у городских властей. Другую часть община получила в дар от местных и казанских купцов и мещан. В общину поступали пожертвования из разных городов и стран.
23 августа 1884 года на территории будущего монастыря произошла закладка нового каменного храма. А 25 февраля 1887 года Святейший Синод издал указ о возведении Троицкой женской общины в Козьмодемьянский Троицкий женский монастырь. В 1902 году при монастыре был открыт приют для детей сирот. В этом же здании располагалось монастырское училище и богадельня для престарелых насельниц обители. ◄ Троицкий храм монастыря (Фото 50 – 60 годов 20 века) |
В первые годы существования Троицким монастырем управляли игумении Смарагда и Маргарита. С 18 июня 1898 года должность настоятельницы заняла бывшая игумения Пюхтинского монастыря, ныне расположенного на территории Эстонии Варвара (Блохина). После перевода в Козьмодемьянск матушка начала обустраивать Троицкую церковь по образцу Пюхтинского монастыря. Здесь был устроен приют, выстроено новое здание церковноприходской школы, получили развитие золотошвейное и белошвейное рукоделие, живопись, столярное, башмачное, чеканное ремесла.
Последней настоятельницей Свято-Троицкой обители была игумения Алевтина, в миру Александра Федоровна Торопова. 27 февраля 1916 года указом Святейшего Синода монахиня Алевтина была утверждена настоятельницей Троицкого монастыря. К этому времени в обители проживали игумения, 55 монахинь, 257 рясофорных послушниц и детей приюта – 30 человек. Монастырь вел большую просветительскую работу, существовала церковная библиотека с изданиями религиозно-нравственного и исторического содержания.
После октябрьской революции 1917 года для Троицкой церкви наступили времена гонений. «Первой ласточкой» новой эпохи стали претензии властей, посягавших на монастырское имущество, которое создавалось и копилось долгие годы благодаря бескорыстной помощи многих людей. Положение насельниц было очень тяжелым, поэтому игумения Алевтина обратилась в органы власти с просьбой вернуть некоторые вещи, а также часть отобранных коров. В другом заявлении матушка просила не захватывать новых помещений, так как негде селить сестер. Оба прошения были проигнорированы.
Несмотря на гонения и тяжелейшие условия существования, Троицкая обитель продолжала нести людям свет Христовой веры. Разумеется, подобное никак не устраивало советскую власть. На основании постановления Ревкома комиссия по отделению Церкви от государства 31 августа 1921 года приняла решение о закрытии Козьмодемьянского Троицкого монастыря. Поводом стал якобы существовавший в то время в городе жилищный кризис, предстоящее прибытие из охваченных голодом районов МАО 200 детей, необходимость помещений для культурно-просветительских учреждений в связи с открытием в городе сельскохозяйственного техникума.
Находившаяся в настоятельском корпусе домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 12 сентября 1921 года была упразднена, а ее имущество передано Троицкому монастырскому храму. Весь процесс закрытия обители завершился в течение недели, а игумения Алевтина летом 1922 года была арестована по ложному обвинению в контрреволюционной переписке и документов. Конечно же, монастырь закрыт вопреки желанию значительной части населения Козьмодемьянска. Осенью 1921 года крестьяне города обратились в исполком с заявлениями, в которых просили сохранить обитель. После упразднения обители монастырский храм был зарегистрирован как приходской.
24 мая 1934 года в Козьмодемьянске произошел пожар, в ходе которого Троицкая монастырская церковь сильно пострадала. Власти воспользовались сложившейся ситуацией, возбудив дело о закрытии храма. В качестве причин указывались несанкционированное принятие в приход монахинь, якобы имевшее место нежелание прихожан ремонтировать храм, наличие неподалеку соборной Троицкой церкви.
Постановлением Президиума Облисполкома МАО от 16 августа 1934 года Троицкая монастырская церковь была закрыта, в дальнейшем здание храма использовали под склад «Заготзерно», мастерскую музыкальных инструментов, а затем оно было полностью разрушено…
Сегодня, спустя семьдесят с лишним лет, с уверенностью можно сказать, что Козьмодемьянский Свято-Троицкий монастырь по праву входил в число крупнейших центров христианского просвещения Марийского края, долгие годы был духовным сердцем города и окрестностей. Совсем недавно общественность отмечала 120-летний юбилей обители, которая почти три четверти века ждет своего возрождения.
2.10. Часовня в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана
На фото: Здание часовни. Снимок 1990-х гг. | «Сия часовня сооружена в 1883 году в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана и в память 300-летия Козьмодемьянска и священного коронования Государя императора Александра III» - гласит надпись на сохранившемся здании часовни. На этом месте ранее стоял дом купца Фёдора Петровича Колесникова. Был он двухэтажный, крытый тёсом. В народе его прозвали «Царским дворцом» по той причине, что 22 мая 1798 года в нем останавливался Государь Павел Петрович во время посещения Козьмодемьянска. |
Из окон дома, обращенных к Волге, был великолепный вид на реку. Государь испробовал на вкус волжской водицы и «нашел её чистой». Государь также пожелал, чтобы в Успенской церкви была литургия, которую и совершили протоирей собора Иоанн Алексеевич Листов и священник церкви Петр Иванович Бузановский. А дом Колесникова во время грандиозного пожара в 1883 голу уцелел «как бы в ознаменование пребывания в нём помазанника Божия с августейшими сынами». Позднее на этом месте стояла каменная торговая палатка, переделанная купцом Бычковым П. в 1883 году в часовню. Первоначально часовня имела главку с крестом, и вход был оформлен крылечком. В начале XX века крест был снесён, а само здание приспособлено для хозяйственных целей (располагалась кулинария).
В часовне находилась весьма древняя икона – Нерукотворный лик Спасителя среднего размера в серебряной ризе, пожертвованный городским обществом и старинная икона Иоанна Крестителя. Часовня имела 2 отделения: одно – для икон, другое для продажи восковых свеч епархиального свечного завода. Так и стоит часовня до сих пор, символизируя посещение города императором Павлом I и его сыном Александром, сменившим отца на Российском троне.
2.11. О роли монастырей и храмов в жизни людей
Преподобный Нил Росанский говорит: «Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления».
Протоиерей Серафим Слободской в своей книге Закон Божий для семьи и школы рассказывает о том, что начало монашеству (по-русски иночеству) было положено отшельниками - людьми, добровольно отказавшимися от имущества, принявшими обеты, проводившими время в непрестанной молитве и удалившимися жить вдали от мира, от его соблазнов. «Монашество есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру: оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир».
Иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире. В каждом монастыре примут, накормят и дадут покой страннику. Из монастырей раздаются милости: узникам, бедствующим. Монастырь - место, где даются уроки «любомудрия»: служение Богу, труд, молитва, пост, церковная жизнь.
Неоценимая заслуга иноков для общества состоит, по словам Святителя Феофана Затворника в непрестанной молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших. Монахи - «жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду». Монашествующие воссылают молитвы о благосостоянии обществ, а мир не должен забывать их, - учит Феофан Затворник - всячески содействовать, доставлять нужнейшее, «всегда иметь монастыри в чести и благочестном внимании, благодарить за них Бога и молить о безопасности подвизающихся, …ибо много им труда…»
Храм - Дом Божий, Дом молитвы. Иоанн Кронштадтский говорит: «Молитва - первое и сильнейшее средство излечения горя». Новомученник отец Сергий Мечев учит: «Когда ты приходишь в храм и входишь в молитву, тогда ты получаешь великую силу, достигаешь высшей премирности, в мире живя». В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия. Только в церкви происходит таинство Евхаристии, т.е. причастия. Каждый человек желает счастья и забывает, что счастье - значит быть с частью Бога в себе.
Раздел 3. Заключение
3.1. Выводы
У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для авторов – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно: духовное наследие, православные ценности.
В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам:
1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
2) История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри Марийского края являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.
3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
От четырех церквей в Козьмодемьянске: Собора, Тихвинской, Богоявленской и Успенской была учреждена - центральная - церковно-приходская школа, открытая в 1888г. Вторая церковно-приходская школа была открыта при Троицкой церкви в 1885г. Школа братства св.Гурия помещалась в монастыре. Да и современный Православный центр Козьмодемьянска - это место, объединившее настоящих подвижников, для которых учительство - жизненное призвание и особый дар наставничества и духовной опеки. Священник Успенской церкви Кроковский Михаил Михайлович в 1880 году за содействие в сборе денег в Русско-Турецкую войну получил знак Красного Креста.
4) Сопоставление условий существования церквей, обителей во времена богоборчества с условиями в наши дни помогает осознать и оценить происшедшие изменения.
Знакомясь с историческими фактами из жизни основателей обителей, подвижников благочестия, тех, кто большим трудом восстанавливал порушенные храмы, научишься понимать связь времён, преемственность поколений, ощущать причастность к историческим событиям.
Историю памятников монастырской культуры, национальных святынь нужно, по мнению авторов, изучать, знать ещё и потому, чтобы не допустить возможности приобретения их (часто они находятся на особо ценных территориях) по бросовой цене ловкими дельцами.
В заключение хочется высказать мысль: школа - это главная дорога в жизнь. Печально, что со школьной скамьи историю некоторые люди понимают как описание войн, драк за власть. Тогда как история должна быть священной, способной учить людей.
3.2. Потенциал развития исследования
Не все страницы истории козьмодемьянских церквей ещё хорошо изучены. Авторы продолжат работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. В этом нас поддерживает директор нашей школы, убеждая всех - подобная работа является «лучшим средством доброго воспитания детей». Поэтому начатое исследование явилось отправной точкой для работы по созданию учащимися нашей школы-интернат православного портрета Козьмодемьянска. Портрета, который также должен содержать упоминание и о тех, чьими стараниями и заботами возрождались обители, чьими щедротами поддерживалось благолепие храмов. В истории Марийского края таких людей немало, их жизнь является примером веры, мужества нам и последующим поколениям. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.
Литература
1. Дом для детей и взрослых. Мироносицкий вестник. Ноябрь 2008
2. Духовно-нравственная культура в школе: учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Под общей редакцией иеромонаха Киприана (Ященко). Сб.I. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2007. - 400с.: с ил.
3. Закон Божий для семьи и школы. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Изд. четвертое (репринтное). М.,1994г.
4. Козьмодемьянск 1583-2008гг. Научно-популярное издание. Под общей редакцией Л.А. Гаранина. - Йошкар-Ола, 2008. - 208с
5. Козьмодемьянск./Сост. Муравьев А.В. / Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. 1983г.
6. Обитель у Святой Троицы. Мироносицкий вестник. Апрель 2007.
7. Расторгуев В. Образование - становление души. Воскресная газета Покров. №15(447) 2008г.
8. Рябинский К.С. Козьмодемьянск. Казань, 1890
9. Славянский шарм Козьмодемьянска. Газета «Козьмодемьянский музейный вестник». Йошкар-Ола. Изд-во: Периодика. 1995.
10. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/ Э68 М.: Аванта+, 1996 - 720с.:ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты социологического опроса школьников
Количество респондентов - 39
Категория респондентов - учащиеся 9 - 11 классов
Метод опроса - анкетирование
Вопрос 1. С историей какого храма, часовни, монастыря в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком!
Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?
Вопрос 3. Что такое храм?
Вопрос 4. Как вы считаете, для чего люди ходят в церковь?
Вопрос 5. Что такое монастырь? |
Вопрос 6. Знаете ли вы историю какого-либо монастыря нашего края?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
◄ Фотография Свято-Троицкой церкви Сделана 28.01.09г. На снимке: Акцораева Е. | ||
Открытая часовня в честь святых ► бессребреников Козьмы и Дамиана в Свято-Троицкой церкви. Фото 28.01.09г. На снимке: Ванюкова Н. и Акцораева Е. (справа) |
В библиотеке Православного центра г.Козьмодемьянска и Горномарийского Благочиния
Снимок 28.01.09г. На снимке: директор центра Казакова Г.В., Акцораева Е., Ванюкова Н.
Здание бывшей часовни в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана
и в память 300-летия Козьмодемьянска
Снимок 28.01.09г. На снимке: Акцораева Е., Ванюкова Н.
Стрелецкая часовня до реставрации 2002 г. Копия фотографии сделана 28.01.09г. Оригинал находится в Доме детского творчества г.Козьмодемьянска |
Фотография здания Дома детского творчества, построенного из церковного
кирпича на месте разрушенной в 1930-е гг. Успенской церкви
Сделана 28.01.09г. На снимке: Ванюкова Н. (слева) и Акцораева Е.
Свято-Троицкая церковь до реставрации
Копия фотографии сделана 28.01.09г.
Оригинал находится в Доме детского творчества г.Козьмодемьянска
Как нарисовать черёмуху
Император Акбар и Бирбал
5 зимних аудиосказок
Под парусами
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея