Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема
Вложение | Размер |
---|---|
esse_razvitie_tvorchestva_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.62 КБ |
Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.
Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Разговор о детях старшего дошкольного возраста, касающийся развития у них творческого потенциала с помощью методов рисования, неминуемо отсылает нас к сюжетному рисованию. И вот почему. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, открывает простор для дальнейшего развития творческого воображения и мышления.
Предмет исследования - специфика и основы творческого процесса детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Объект исследования - процесс творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию
Цель работы - раскрыть специфику и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Исходя из поставленной цели перед работой стоит ряд задач, а именно:
- дать общую характеристику творчеству дошкольников и его значению,
- обозначить специфику проявления творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность,
- дать общее представление о сюжетном рисовании,
- раскрыть современные методики и задачи, используемые при обучении детей сюжетному рисованию,
- охарактеризовать методы обучения сюжетному рисуночку старших дошкольников. Методы исследования: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.
Современное общество ставит перед педагогом всё новые и новые задачи - повышать эффективность воспитательно-образовательного процесса. Долгое время, работая с детьми-логопатами, изучив особенности этих детей (как психологические, так и особенности развития общего характерах) выявила, что нарушения речевого развития влечёт за собой отклонения не только в речевых, но и в двигательных, психических сферах. Внимание детей неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети очень слабо ориентируются во времени и пространстве, отсутствует усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно, отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями. Большинство детей складывают изображение из готовых форм, рисовать отказываются без помощи взрослого. Воображение у детей отсутствует, поэтому на вопрос: на что похож круг? - затрудняются ответить. Таким детям нужен неоднократный показ, образец. Анализируя всё это, я поняла, что нужен другой подход в изодеятельности, который будет отличаться от воспитания и развития детей общеобразовательных групп. Поэтому я решила работать над темой «Развитие у детей творческого воображения через изобразительную деятельность».
Комплексно - тематический подход. Каждая лексическая тема изучается одну, иногда две недели (это зависит от уровня сложности и от уровня восприятия её детьми). Темы занятий по изодеятельности соответствуют лексическим темам и им предшествует огромная предварительная работа. Глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности осуществляется в том случае, если ребёнок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также ранее сформировавшиеся образы и представления.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей её от других видов деятельности, является то, что результат её не исчезает в момент
прекращения ребёнком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, и самое важное — совершенствовать.
Я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная работа с детьми на занятиях по изодеятельности, включающая в себя коррекционные задачи, является непременным условием развития речи и исправления речевых нарушений, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый, и этот потенциал надо раскрыть. Надо настроиться и вести себя так, как будто вся группа детей - это потенциальные художники. В этих условиях одарённые найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов и станут глубже понимать и ценить искусство.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закладываются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Система коррекционно-педагогической работы должна основываться на реализации психолого-педагогических условий всестороннего гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста, включающего психофизическое, языковое, речевое, когнитивное и личностное развитие. Развитие познавательных процессов включает в себя развитие воображения. После 3-х лет в психическом развитии происходят качественные изменения: появляется воображение, как самостоятельная функция. Воображение непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т.е. способствует развитию у детей творчества. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. По диагностическим данным дети в пятилетнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в семилетнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Решая задачи развития у детей творческого воображения, воспитатель, прежде всего, учит их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат
и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир воображения.
Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать воображаемое им. Изобразительная
деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам.
Человек, воспитанный искусством, способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствоватъ этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем. Изобразительная деятельность, и в частности рисова ние, — вид деятельности, без ко торого немыслимо полноценное развитие личности. Однако здесь важно не навязывать детям стереотипные представления, которые не возбуждают их фантазию, а надоедают им, закрепощают и не стимулируют развитие творческих способностей. Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление в программе, волновали вопросы, почему некоторые дети с неохотой берутся за краски на занятиях, а в сво бодной деятельности подолгу сидят над раскрасками или са мостоятельно создают какие либо «произведения», не испы тывая при этом никаких затруд нений?
Размышляя над этим вопро сом, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспи танников возможности проявить фантазию, самостоятельность, права выбора. В итоге дети демон стрируют нам одинаковые, слов но отксерокопированные работы. Подтверждение своего вывода я нашла в работах психологов и педагогов, посвященных вопро сам развития детского изобрази тельного творчества. Анализ рабо ты по традиционной методике изобразительной деятельности заставил меня глубоко задуматься над тем, способствует ли она раз витию художественного творче ства у дошкольников. С этой це лью изучила детские рисунки, ко торые, как правило, мало чем отличались друг от друга, не отра жали индивидуального отноше ния ребенка к создаваемому об разу. Все это свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей.
Учитывая, что каждый ребе нок обладает определенным по тенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творчес кого потенциала детей, наметила задачи, определила основные методы и приёмы работы.
За еду птицы готовы собирать мусор
Эта весёлая планета
Нора Аргунова. Щенята
Кто самый сильный?
Шум и человек