Аннотация
Научная работа посвящена теме «Плюсы и минусы цифровой революции». Выполнила исследовательскую работу ученица 9а класса Новикова Карина Андреевна.
Объектом исследования является цифровая революция. Предметом исследования - влияние цифровой революции на формирование информационной культуры и интеллектуальные способности человека. Выдвигалась гипотеза – информационная культура и интеллектуальные способности человека зависят от конкретных факторов: использования информационных технологий; современных инструментальных средств; средств коммуникаций.
Руководитель научной работы:
учитель информатики Тимофеева Людмила Алексеевна
Вложение | Размер |
---|---|
nr_novikova_karina.doc | 102.5 КБ |
Статья
Тема: «Плюсы и минусы цифровой революции»
Научную работу выполнила: Новикова Карина Андреевна, ученица 9а класса
Руководить научной работы: Тимофеева Людмила Алексеевна, учитель информатики
г. Краснознаменск, Московской области, МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова, 2012 г.
1 Введение
Научная работа посвящена теме «Плюсы и минусы цифровой революции». Проблемы, которые возникают, в связи с небывалыми темпами развития информационных технологий, влияют на формирование информационной культуры и интеллектуальные способности человека. Объектом исследования в данной работе является цифровая революция. Предметом исследования - влияние цифровой революции на формирование информационной культуры и интеллектуальные способности человека. Выдвигается гипотеза – информационная культура и интеллектуальные способности человека зависят от конкретных факторов: использования информационных технологий; современных инструментальных средств; средств коммуникаций.
Методы исследования
1.Изучение разработанности проблемы в научной литературе.
2. Тестирование в 8,9,11 классах с целью определения % предпочтения учащимися современных цифровых технологий.
3.Беседа с учащимися.
Актуальность темы связана с необходимостью современного человека использовать информационные технологии для формирования своего мировоззрения. При этом необходимо учитывать, что новые технологии требует от человека боле глубоких знаний и умений работать с большими объемами информации.
2 Цифровая революция
2.1 Влияние цифровой революции на современного человека
«Цифровая революция, которая происходит на наших глазах, заставляет мозг эволюционировать прямо сейчас - причем, в невиданном прежде темпе», - так уверяет нас в своей новой книге «Мозг онлайн» известный американский психиатр, профессор Лос-анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл. На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - уверяет профессор. - Только представьте: для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения! Это самый неожиданный и самый значительный перелом в истории человечества.
Но почему наш мозг так быстро поддался переделке? Как объясняет доктор Смолл, наши извилины очень чувствительны к изменениям в окружающей среде. А эволюция, по Дарвину, - это адаптация к миру, который постоянно меняется. Три тысячи лет назад нашим предкам приходилось искать и использовать подручные предметы для добывания и обработки пищи, и в итоге лобные доли головного мозга увеличились. Извилины развивались и тогда, когда предки овладевали мышлением и языком.
Нынешний же технологический скачок резко меняет привычную для мозга информационную среду: среднестатистический молодой человек в общении с технологиями проводит около девяти часов в сутки. Значит, у нового поколения больше шансов выжить и достичь успеха, чем у тех, кто родился в эпоху черно-белых телевизоров и катушечных магнитофонов. Смолл называет их цифровыми иммигрантами. Но что же - выходит, что при нынешнем «естественном отборе» родители этого «поколения Next» должны быть выброшены за борт?
Ученые считают, что сегодня назрел конфликт поколений – мозговой разрыв. У молодого поколения благодаря пластичности молодой мозг учиться быстрее. А старшее поколение вынуждено приспосабливаться к высоким технологиям. Но у старшего поколения есть масса преимуществ:
И главное - старшее поколение умеет общаться. А у поколения цифровых аборигенов, которые сидят в чатах, скайпах атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу (рис.1 – Интернет меняет нейронные связи в мозгу)
Другая проблема, до сих пор не знают ученые, как на мозг молодого поколения скажутся физиологические и психологические эффекты старения. Мозгу будущего еще только предстоит заявить о себе. Например, вдруг он быстро начнет стареть?
Доктор биологических наук Юрий Щербатый настроен оптимистически. Он считает, что человек сейчас иначе организовывает огромное количество информации, меняет способ запоминания. Мозг старается найти эффективные способы работы с информацией, приспособляется к изменениям. Он считает, что Твиттер, мессенджеры, SMS и т.д. приучают нас к краткости и более четкому выражению мысли [1, c. 9].
Доктор медицинских наук, психолог Виктор Черепанов настроен пессимистично. Он считает, что нынешнее поколение живет в информационно насыщенной среде, она не стимулирует, а душит воображение детей. По сути, рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
2.2 Плюсы и минусы цифровой революции
Ученые, несмотря на разные мнения, все-таки выделяют плюсы и минусы цифровой революции. Руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН, автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев считает, что деградация обеспечена. Интернет создает лишь иллюзию доступности информации и технической оснащенности, - говорит Сергей Вячеславович. - У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается.
Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10 - 15 лет назад. Они пишут программы - как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована [3, c. 10].
Минусы цифровой революции:
1.Мышление. Поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. И в итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется.
2.Контакты. Мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Нам все труднее считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию.
3.Внимание. Хай-тек революция погрузила нас в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь.
4.Дружба. Когда мы видим своих приятелей онлайн, нам кажется, что мы поддерживаем с ними тесную связь. При этом есть риск забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом: теперь одиночество посещает нас, когда все гаджеты выключены, и мы общаемся с людьми один на один.
5.Многозадачность. Интернет учит многозадачности - возможность обрабатывать несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Но исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной.
6.Память. Мозг до такой степени адаптировался к возможностям техники, что наша память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит. Компьютер и Интернет стали для человека своеобразным «протезом» памяти.
7.Стресс. Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов в Сети начинают ошибаться. Перед тем как выйти из Сети, они ощущали опустошенность, утомление, раздраженность - словом, чувствовали себя в «цифровом тумане». Это новая форма стресса, которую доктор Смолл назвал техногенным истощением мозга.
Плюсы цифровой революции:
1.Скорость реакции. Благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску в Гугл можно научиться, быстрее реагировать на зрительные сигналы и повысить свою внимательность.
2.Обработка данных. Мозг становится в силах приспособиться к быстрой обработке ежедневных потоков информации, которые обрушиваются на нас отовсюду. У многих из нас даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые решительно ухватывают нужное на лету.
3.Интеллект. IQ среднего человека стремительно растет. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков. Это предупреждает развитие старческого слабоумия.
4.Принятие решений. «Интернетоголики» быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.
3 Анализ результатов
3.1 Анализ результатов тестирования в 8, 9, 11 классах
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была изучена научная литература и проведено тестирование с целью определения процента предпочтения учащимися информационных технологий, современных инструментальных средств, средств коммуникаций. Тестирование проводилось на базе МБОУ Лицей №1 им. Г.С. Титова. Участвовали в тестировании классы: 8, 9, 11. Дисциплина – информатика. Методика проведения тестирования - Батаршева А.В.[1, c. 176].
Тест – Определяет предпочтение учащимися предложенных технологий
1.Использование языков программирования в повседневной деятельности | |||||||
паскаль | СИ | бейсик | Delhi | XHTML | другие | ||
да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | ||
2.Использование инструментальных средств | |||||||
компьютер | м/телефон | смартфон | скайп | плейер | iPhone | э/книга | другие |
да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет |
3.Создание документов | |||||||
Ms Word | Ms Excel | PowerPoint | CorelDraw | PhoteShop | Access | другие | |
да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | |
4.Средства коммуникации | |||||||
телефон | м/телефон | смартфон | э/почта | соцсеть | ICQ | интернет | другие |
да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет | да/нет |
Результаты тестирования представлены на диаграммах (рис 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5).
Таблица 1 – Использование средств коммуникации в 8, 9, 11 классах
телефон | м/телефон | смартфон | электр. почта | социал. сеть | ICQ | Интернет | Другие |
20 | 30 | 13 | 26 | 35 | 20 | 46 | 5 |
Результаты представлены на рисунке 2. Диаграмма - Использование средств коммуникации в 8, 9. 11 классах
Таблица 2 – Использование языков программирования в 8, 9, 11 классах
Паскаль | СИ | Бейсик | Delhi | XHTML | Другие |
21 | 3 | 1 | 5 | 6 | 3 |
Результаты представлены на рисунке 3. Диаграмма - Использование языков программирования в 8, 9, 11 классах
Таблица 3 – Использование информационных технологий. Создание документов в 8, 9, 11 классах
Ms Word | Ms Excel | Power Point | CorelDraw | PhotoShop | Access | Другие |
47 | 10 | 14 | 1 | 15 | 1 | 4 |
Результаты представлены на рисунке 4. Диаграмма - Технологии создания документов
Таблица 4 - Использование средств коммуникации в 8, 9. 11 классах
телефон | м/телефон | смартфон | электр. почта | социал. сеть | ICQ | Интернет | Другие |
20 | 30 | 13 | 26 | 35 | 20 | 46 | 5 |
Результаты представлены на рисунке 5. Диаграмма - Использование инструментальных средств коммуникации
Полученные результаты позволили определить процент предпочтения учащимися тех технологий, которые они используют в учебной деятельности и в повседневной практике.
3.2 Вычисление процента предпочтения
Для вычисления процента предпочтения использовались результаты тестирования в 8, 9, 11 классах. С этой целью был определен средний балл по информационным технологиям, современным инструментальным средствам и средствам коммуникации, которые в основном предпочитают учащиеся и в школе, и дома. Определены информационные технологии, которые набрали больше балов. Результаты показали, что учащиеся при работе с информацией предпочитают: Интернет, Ms Word, компьютер, электронную почту, социальные сети, смартфоны.
Результаты расчетов представлены на диаграммах (рис. 5, рис. 6). Они подтверждают мнение ученых. Нынешний технологический скачок резко меняет привычную для мозга информационную среду, среднестатистический молодой человек в общении предпочитает использовать информационные технологии, социальные сети, компьютер, как универсальное устройство для обработки информации. Динамика жизни увеличивается и у нового поколения больше шансов выжить и достичь успеха, чем у тех, кто родился в эпоху черно-белых телевизоров и катушечных магнитофонов. Мозг адаптируется к новым условиям и не может не повлиять на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей человек.
Рис. 6 – Диаграммы - Предпочтительные цифровые технологии и средства обработки в 8, 9, 11 классах (приложение)
Рис. 7 – Диаграммы - Предпочтительные современные цифровые технологии и средства обработки в 8, 9, 11 классах (приложение)
4 Выводы
Таким образом, научная литература и мнения ученых позволяют сделать выводы:
1.В эпоху цифровой революции – информационная культура и интеллектуальные способности человека зависят от конкретных факторов: использования информационных технологий; современных инструментальных средств; средств коммуникаций.
2.Проблема развития интеллектуальных способностей человека остается открытой и требует дальнейших исследований. Выдвигаются противоречивые мнения: эволюция интеллектуальных способностей достигла своего пика (Кембриджский университет – профессор психиатрии Эд Буллмор); в природе человека заложен экстраординарный уровень пластичности мозга, позволяющий человеку справляться с изменчивым миром (Великобритания – университет Сент-Эндрю, профессор Кевин Лаланд) [4, c. 84].
3. Результаты тестирования учащихся показывают:
4.Вопрос о «плюсах и минусах цифровой революции» по-прежнему открыт для дискуссий, актуален и требует дальнейших исследований.
5 Список литературы
1.Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 256 с.
2.Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. – М. : ИД ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. – 192 с.
3.Электронный ресурс, www.kp.ru- Фейсбук делает нас тупым? – 29.09.2011, с. 9
4.Электронный ресурс, www.kp.ru- Эволюция мозга закончилась. Дальше - деградация? – 29.10.2011, с. 84
5.Электронный журнал. Интернет и эволюция человека. - Интернет вмешался в эволюцию. Дата публикации: 20.10.2011
Новый снимок Юпитера
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Кактусы из сада камней
Весенняя сказка
Ветер и Солнце