Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цельработы: Изучение природных комплексов на территории села Новая Балкария и охрана окружающей среды.
Актуальностьсоздания экологической тропы заключается в том, что
природные комплексы на нашей территории сильно изменены человеком и требуют изучения и охраны.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; В результате работы на экологической тропе:составлен паспорт экологической тропы, тропа маркирована, то есть на каждой стоянке имеются номера стоянок. Подготовлены экскурсоводы из числа учеников 7 – 8 классов, которые проводят экскурсии с младшими школьниками
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_prirodnyh_kompleksov.doc | 90 КБ |
Изучение природных комплексов
на экологической тропе
Отаров Таулан Рашидович
ученик 9 класса МОУ СОШ
СП Новая Балкария
Терского района
Руководитель –
Беппаева Хаулат Сафарбиевна
учитель географии МОУ СОШ
СП Новая Балкария.
СП Новая Балкария
2011г
Введение………………………………………………………………………..3
Физико-географический обзор территории………………………………….4
Экологическая тропа…………………………………………………………..5
Паспорт экологической тропы……………………………………………….6
Исследовательская работа на экологической тропе…………………………7
Экскурсионная деятельность на экологической тропе…………………… . 9
Заключение ……………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………………13
Введение
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия
для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.
Цель работы: Изучение природных комплексов на территории села Новая Балкария и охрана окружающей среды.
Актуальность создания экологической тропы заключается в том, что
природные комплексы на нашей территории сильно изменены человеком и требуют изучения и охраны.
Для выполнения поставленной цели была изучена соответствующая литература, определены места стоянок, составлены описания природных комплексов по каждой стоянке.
С районным центром и с Нальчиком село связано автодорогами.
Рельеф.
Абсолютная высота над уровнем моря 250 метров. На востоке от села в широтном направлении простирается Терский хребет (400-600м.)[1] Климат
На территории села континентальный. Абсолютный максимум +42С.Абсолютный минимум -32С. Осадков выпадает менее 300мм в год. Для нашей территории характерны ливневые дожди из кучево-дождевых облаков. В таких облаках высока вероятность образования града
Почва
В составе почвенного покрова степной зоны в пойме реки Терек преобладают аллювиальные почвы на супесчаных, легкосуглинистых рыхлых породах. Почвы опытного участка представлены карбонатными чернозёмами – в зоне деятельности Мало-Кабардинской оросительной системы. Содержание в них гумуса 3-4%, по механическому составу эти почвы относятся к средне и легкосуглинистым. Материнская порода - современный аллювий, подстилаемый галечником на глубине 120 см. Грунтовые воды - глубже 15 м.
Растительность.
Травянистая растительность в основном представлена полынью, ковылём, злаками. На более увлажнённых участках растут сочные травы: клевер, тимофеевка, овсяница. На заболоченных участках растут рогоз, осока, камыш. Из сорняков особенно распространены: амброзия, гумай, дурман.
Экологическая тропа
Маршрут учебно- экологической тропы выбран таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
учебной тропы обусловливается временем, в течение которого
может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около 1500 метров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута продолжительностью в 30-40 мин.
На тропах, которые получили название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.
Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу, ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропа легкодоступна для учащихся.
По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание
у посетителей экологической этики.
ПАСПОРТ
экологической учебной тропы.
Местонахождение: с.Новая Балкария Терского района КБР.
Проезд Автодорога Терек-Овцесовхоз .
Землепользователи : Местная администрация СП Новая Балкария
Терского района КБР и Терский Госсортучасток
Время создания - 2008-2010год
Назначение экологи-
ческой тропы:
Формирование экологической культуры,
экскурсионная деятельность,
экологический мониторинг.
Описание границ маршрута Начало - МОУ СОШ сп. Новая Балкария
до пруда в Терском Госсортучастке.
Проведённые мероприятия: 1 .Подготовлены экскурсоводы и проводятся
экскурсии.
2.0писаны стоянки;
3.Заложены геоботанические площадки.
4.Составлен гербарий растений.
5. Собраны образцы почв
Протяженность маршрута- 1500 метров
Количество стоянок:
1. История села.
2. Оросительный канал МКООС.
3 Пастбище. Рельеф
4. Лесозащитная полоса.
5. Почвы. Рельеф местности.
6. Терский Госсортоучасток
7. Пруд.
Исследовательская работа на экологической тропе
1. Гидрологические исследования:
Место проведения: Стоянка № 2- Оросительный канал
Оборудование: секундомер, поплавки, рулетка, рейка, диск Секка
План исследований:
1 .1. Определение скорости течения воды в канале
1.2. Определение глубины
1.3. Определение поперечного сечения
1.4. Определение расхода воды
1.5. Определение прозрачности воды
1.6. Экологическое состояние оросительного канала.
2. Исследования лесной растительности.
Место проведения: стоянка №4 — Лесозащитная полоса
Оборудование: термометр, фотоаппарат, определитель растений, рулетка, цветные
карандаши, альбом для рисования.
План исследований:
2.1 .Выявление типичных растений лесополосы.
2.2. Определение высоты деревьев, толщины стволов, расстояний между деревьями.
2.3. Определение видов кустарников, которыми представлен подлесок.
2.4. Составление схематического рисунка основных видов древесной и кустарниковой
растительности.
2.5. Измерение температуры воздуха под пологом леса и на открытом пространстве.
2.6. Оценивание экологического состояния леса.
3.Ботанические исследования степной растительности.
Место проведения: стоянка №3.- пастбище на юго- западной окраине села. Оборудование: фотоаппарат, гербарная папка,
4. Исследования почв
Место проведения стоянка № З
Оборудование: метр, мешочки для образцов, цветные карандаши, альбом для
рисования, фотоаппарат.
4.1. Зарисовать почвенный разрез или сфотографировать.
4.2. Взять образцы почв с каждого почвенного горизонта.
4.3. Измерить высоту каждого горизонта.
4.4. Определить влажность почв.
4.5. Какие виды мелиоративных работ вы наблюдаете?
Экскурсионная деятельность на экологической тропе.
Стоянка №1. Мое село.
Село Новая Балкария расположено на правом берегу реки Терек, входит в состав Терского района КБР. Историческое название этого места - Малая Кабарда. Село основано в 1958 году. До основания села здесь была Урожайненская машино- тракторная станция (МТС). В селе проживает 1300 жителей. Село многонациональное, здесь живут и трудятся балкарцы, кабардинцы, русские, турки — месхетинцы.
В селе 234 дворов. Имеются школа, дом культуры, врачебная амбулатория, спортивная школа, магазины, мечеть.
Через село протекает распределительный канал МКООС, так как эта территория находится в самой засушливой части республики и нуждается в искусственном орошении.
Жители села в основном занимаются растениеводством и животноводством.
Школа. Здание школы построено в 1993 году, и рассчитано на 417 ученических мест. Раньше школа располагалась в старом здании барачного типа, где сейчас расположена мечеть.
Стоянка № 2. Оросительный канал МКООС.
Мало- Кабардинская оросительная система построена в 1929 году для орошения засушливой части КБР. Забор воды ведется с
реки Терек . Головное управление МКООС находится в поселке Джулат. Длина магистрального канала 56 км. От него отходят распределительные каналы на многие поля Терского района.
Стоянка № 3. Пастбище. На юго- западной окраине села находится небольшой участок нераспаханной земли, где в основном пасется личный скот. Площадь пастбища около 10 га. Летом пастбище испытывает сильную нагрузку, так как скот больше негде пасти, поедаются травы, сильно уплотняется почва. Часто пастбище зарастает непоедаемыми животными видами растений. Через пастбище проходит оживленная автомобильная дорога, поэтому есть вероятность загрязнения почвы вредными веществами, особенно тяжелыми металлами.
Стоянка № 4. Лесозащитная полоса. В открытых безлесных местностях ветер, не встречая преград, нередко дует с большой силой и скоростью. Он захватывает мельчайшие частички распыленной почвы и переносит их на далекие расстояния. Ветер развевает почву иногда на значительную глубину (до 25 см
В 1892 году Докучаев разработал систему мероприятий для борьбы с засухой в степных районах. В эту систему входило создание полезащитных полос. В 1930 году на полях Терского района были созданы лесные полосы.
Эти защитные насаждения располагают в виде полос по краям пахотных угодий. Размер межполосных участков различный: в нашей зоне составляет от 60 до 70 гектаров. (400-500х1500метров).
Местонахождение лесополосы | Ширина лесополосы | Расстояние | |
Между деревьями | Между рядами | ||
Между селами Красноармейское иНовая Балкария. | От 15 до 20 м |
от 3 - 5 м. | 4 м |
Результаты исследований:
Я определил видовой состав лесополос:
Для охраны полей от ветровой эрозии и для задержания снега на полях в начале 30-х годов были посажены лесополосы. Видовой состав их разнообразен, произрастают: гледичия, дуб, скумпия, акация, шиповник и др.
Стоянка № 5. Рельеф местности.
Рельеф местности - плоская равнина, на юго- востоке протянулись отроги Терского хребта с высотами 300-400 метров над уровнем моря. Эта территория является частью Кабардинской равнины.
Стоянка № 6. Терский госсортучасток.
Госсортучасток создан в 50-ые годы с целью проведения сортоиспытаний и районирования сельхозкультур по территории страны. До 90 -х годов здесь проходили испытания новых сортов винограда, гречихи, сои, были попытки районировать рис и хлопчатник. В настоящее время испытываются сорта зерновых культур - кукурузы, подсолнечника, пшеницы, ячменя, овса и гороха.
Стоянка № 7. Пруд.
Пруд создан около 30 лет назад. За этот период вокруг него появились влаголюбивые растения и околоводные животные. В пруду разводят рыбу, в основном карпа зеркального и окуня. Площадь пруда 800 кв.м. Глубина 1, 5 метра
Заключение.
Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Во время экскурсий проводятся и исследования природных комплексов на территории нашего села. В результате работы на экологической тропе: составлен паспорт экологической тропы, тропа маркирована, то есть на каждой стоянке имеются номера стоянок. Подготовлены экскурсоводы из числа учеников 7 – 8 классов, которые проводят экскурсии с младшими школьниками
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека.
Практическая значимость.
Тропа действительно учебная и экологическая. Она используется для проведения экскурсий и бесед по охране природы по географии, биологии и в начальных классах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Атлас КБР - Нальчик 2000г.
Бесланеев В. С. «Малая Кабарда» - Нальчик 2001г
Емузова Л. З. Физическая геграфия КБР. Нальчик 2010г.
Интернет -ресурсы
[1] Бураев Р. А. , Емузова Л. З. Геграфия КБР стр. 24
Золотой циркуль
Кто грамотней?
Пчёлы и муха
Шум и человек
Пейзаж