В работе описывается качественный анализ воды, овощей на содержание нитрат- ионов.
Вложение | Размер |
---|---|
mineralbnye_udobreniya.docx | 27.5 КБ |
МОУ СОШ № 30 ст. Нововеличковская
Минеральные удобрения
Работу выполнили
Ученицы 10 класса
Куприянова Татьяна
Аракелян Рита
Содержание
Ведение
Лабораторный практикум
Основное содержание
Заключение
Ведение
С давних времен люди хотели получать большое количество урожая со своего поля. Для этого они использовали двухполье, затем трехполье. В наши дни все это заменяют минеральные удобрения.
МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ, минеральные соединения, главным образом соли, содержащие элементы питания растений и используемые для повышения плодородия почвы. Минеральные удобрения простые (азотные, фосфорные, калийные, микроудобрения) и комплексные; твердые (порошковидные и гранулированные) и жидкие. Обогащают почву питательными элементами, изменяют реакцию почвенного раствора, влияют на микробиологические процессы. Применяются в рекомендуемых дозах.
Установлено, что в состав растений входит около 70 элементов. В естественных условиях осуществляется непрерывный круговорот химических элементов. После того как растение погибает, элементы, взятые им из почвы, вновь возвращаются в нее в результате деятельности микроорганизмов. Но человек собирая урожай, забирает все химические элементы, использованные растением. Это приводит к истощению почвы. Если пользоваться простейшими минеральными удобрениями и вносить их умеренно , то почва обогащается полезными для растений веществами. Некоторые из них – микроэлементы – требуются в незначительных количествах; другие макроэлементы – необходимые растениям в больших количествах.
Микроэлементы – железо, марганец, бор, медь, цинк, молибден, кольбат. Они способствуют синтезу сахара, белков, крахмала, витаминов, нуклеиновых кислот, ферментов. Так, медь способствует росту растений на некоторых малоплодородных почвах, повышает их устойчивость к засухе холоду и некоторым заболеваниям, железо участвует в синтезе хлорофилла. Микроэлементы вносят в почву с микроудобрениями в дозах, которые в сотни тысяч раз меньше, чем дозы макроэлементов, вносимые с макроудобрениями.
Макроэлементы – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера, магний, кальций. Углерод, водород, кислород растения получают, связывая углекислый газ из воздуха и водород из воды в процессе фотосинтеза.Три элемента – азот, фосфор и калий – называют элементами роста и развития растений, именно этими элементами почва обедняется больше всего. Поэтому в наибольших количествах нужно вносить макроудобрения, содержащие азот, фосфор и калий.
Макро- и микроудобрения вносят в почву в виде растворимых солей с учетом культуры и сорта растений, химического состава почвы, климатических условий. При этом нужно строго соблюдать нормы внесения удобрений, так как:
- внесения избыточных доз удобрений, например нитратов, может привести к их накоплению в органах растений. Продукты, полученные из этих растений, становятся непригодными для питания;
- минеральные удобрения относятся к одним из загрязнителей водоемов.
Это и есть отрицательные стороны вносимых удобрений. Ведь почти каждый день на наш стол попадают продукты растительного происхождения, выращенные с помощью минеральных удобрений. Для того, чтобы узнать какое количество нитратов содержат растительные продукты, мы провели лабораторные опыты.
Лабораторный практикум .
Для проведения опытов мы брали воду: школьную и домашнюю, морковь и картофель. Надо также отметить, что морковь ничем не удобряли, а в картофель вносили минеральное удобрение. В качестве определителя NO3 использовали лакмус (можно использовать дифениламин).
Опыт 1. к 1 мл домашней воды по каплям добавляли реагент лакмус. В результате окраска была бледно-голубая.
Опыт 2. к 1 мл школьной воды по каплям добавили лакмус. Окраска также бледно-голубая. Но между школьной и домашней водой есть некоторые отличия – домашняя вода более светлая.
Опыт 3. морковь очистили, натерли на терке, выжали сок в пробирку. Затем добавили реагент. Окраска бледно-голубая.
Опыт 4. очистили и натерли картофель на терке, выжали сок, по каплям добавляли лакмус. Окраска синяя.
В результате 4 опытов мы выяснили: содержание нитратов в школьной, домашней воде, моркови незначительно, а в картошке преобладает средний показатель т.е. эти продукты можно употреблять.
Таблица, показывающая содержание нитратов.
Ионы | окрашивание | Концентрация, мг/л | Вывод |
NO3 в домашней воде | Бледно-голубое | >0,001 | + |
Голубое | >1 | ||
синее | >100 | ||
NO3 в школьной воде | Бледно-голубое | >0,001 | + |
голубое | >1 | ||
Синее | >100 | ||
NO3 в морковном соке | Бледно-голубое | Низкая | + |
Синее | Средняя | ||
Темно-синее | Высокая | ||
NO3 в картофельном соке | Бледно-голубое | низкая | |
Синее | средняя | + | |
Темно-синее | высокая |
По мнению врачей, взрослый человек нормально переносит 150-200мг нитратов, а 500 мг – предельно допустимая для него доза. Для грудного ребенка токсичны уже 10 мг. Для предотвращения отравления нитратами рекомендуют:
4)Вымачивание
Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов(более
токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызывать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Последствия некачественных продуктов:
2) нарушения деятельности щитовидной железы;
3) появления заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород – метгемоглоби-немии(кислородного голодания)
По способности накапливать нитраты экологи разделяют растения на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:
- больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
- до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
- до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
- до 3 г (лук_ порей, ревень, укроп, тыква);
- менее 1 г(огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).
Нитраты расположены в разных частях овощей и фруктов. Так у свеклы сконцентрированы в верхней части корнеплода – 65%; у моркови: в сердцевине-90% и в наружной части – 10%; у капусты - кочерыжке и в толстых черешках листьев; у картофеля в мелких клубнях больше нитратов, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой( поэтому необходимо чистить не экономя); маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.
Минеральные удобрения
Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NH4NO3,кальциева селитра CO(NH2)2. азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки, которые хорошо растворяются в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает большой гигроскопичностью и требуют особой упаковки и хранения. Азотные удобрения стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений(стеблей и листьев), они особенно нужны растениям в весенний период. Важнейшим азотным удобрением является мочевина(карбамид). В почве она превращается в карбонат аммония. Азот необходим растениям для строительства белка. поэтому почву удобряют навозом или вносят минеральные удобрения.
Фосфорные удобрения – это соли фосфорной кислоты, которая образует три вида солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. Фосфор является жизненно важным элементом для всех организмов, включая человека. Твердость скелету придает ортофосфат кальция Са3(РО4)2, фосфор содержится в мышечной, нервной и мозговой ткани. Источником фосфора для людей является растительная пища. А растения могут расти, если в почве есть фосфаты.
Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука Са3(РО)4. тонко измельченный природный фосфорит нерастворим в воде, поэтому применяется он на кислых, подзолистых, торфяных, серых и лесных почвах, т. Е. почвах, которые могут растворить этот фосфат. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. состав простого суперфосфата – Са(Н2РО4)2+2СаSO4 (содержит балласт СаSO4. в двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют.
Удобрение, содержащие гидрофосфат кальция СаНРО4*2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют только в кислых почвах, т. к. он малорастворим в воде.
Если мы видим, что растения отстают в росте, их листья приобретают грязно зеленый цвет с фиолетовым оттенком, то в почве нехватка фосфора.
Калийные удобрения- соли калия. Они необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Калий ускоряет процесс фотосинтеза и способствует накоплению углеводов(сахара – в сахарной свекле, крахмал – в картофеле). У злаковых он отлагается в стеблях, способствуя их укреплению и тем самым устраняя их полегание. Важнейшими калийными удобрениями являются: сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCI * KCI и карналлит KCI * MgSO4 * 6H2O; древесная и торфяная зола, содержащие поташ К2СО3; концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: КСI и K2SO4.
Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. Его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой, а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.
Минеральные удобрения
Удобрения | Положительное действие | Отрицательное действие |
Азотные | Азот входит в состав белков, аминокислот, хлорофилла, витаминов и других жизненно важных органических соединений. Увеличивают содержание белка в зернах пшеницы, кукурузы, гречихи, просо и других зерновых культур. Оказывают благоприятное влияние на содержание клейковины, стекловидность зерна, выход муки, ее хлебопекарные качества. | Токсичность определяется химическим составом и агрессивностью выделяющихся компонентов (аммиак, оксиды азота) |
Фосфорные | Фосфор участвует в синтезе аминокислот, белков, жиров, крахмала, сахаров и других продуктов обмена. Повышают сахаристость свеклы, улучшает качество зерна, увеличивают содержание белков, входящих в клейковину. Способствуют увеличению урожая и качества подсолнечника, масличных культур, табака, картофеля, увеличивают питательную ценность сена. | Токсическое действие солей фосфорной кислоты возможно лишь при высоких дозах. Токсичность суперфосфата и нитрофосок определяется примесями соединений фтора. Кислые соли и суперфосфат(содержит Р2О5) обладает раздражающим и прижигающим действием на кожу. |
Калийные | Имеют важное значение в углеводном и белковом обмене. Усиливают фотосинтез и отток сахаров из листьев другие части. Способствуют поддержанию тургора клеток, прочности стеблей, увеличивают накопление сахара в клеточном соке. Повышают качество корнеплодов сахарной свеклы, волокон льна-долгунца, семян подсолнечника. |
Название удобрений | Химический состав | Содержание питательного элемента в % |
Азотные | ||
Твердые | ||
Натриевая селитра | NaNO3 | 15-16 |
Кальциевая селитра | Ca(NO3)2 | 13 |
Аммиачная селитра | NH4NO3 | 34,7 |
Сульфат аммония | (NH4)2SO4 | 20,5-21 |
Карбамид(мочевина) | CO(NH2)2 | 46 |
Жидкие | ||
Жидкий безводный аммиак | NH3 | 82,4 |
Аммиачная вода | NH3+H2O | 16-20 |
Фосфорные | ||
Фосфоритная мука | Ca3(PO4)2 | 22-30 |
Суперфосфат двойной | Ca(H2PO4)2 | |
Суперфосфат простой | Ca(H2PO4)2+2CaSO4 | |
Преципитат | CaHPO4*2H2O | 25-35 |
Калийные | ||
Калийная соль | KCI | 63,2 |
Сульфат калия | K2SO4 | 49-52 |
Зола растений | K2CO3 | |
Комплексные | ||
Калийная селитра | kNO3 | 14,8N+46,6K2O |
Фосфат калия | K3PO4 | |
Аммофос | NH4H2PO4+(NH4)2HPO4 | 47-51P2O5+10-12NH3 |
Аммофоска | (NH4)2HPO4+NH4H2PO4+KCI | 16P2O5+23N |
Нитрофос | NH4H2PO4+CaHPO4+NH4NO3 | |
Нитрофоска | NH4H2PO4+CaHPO4+NH4NO3+KCI | 12P2O5+12N+12K2O |
Минеральные удобрения классифицируются по 2 признакам:
По первому признаку выделяют азотные, фосфорные, калийные удобрения, по второму комплексные, содержащие 2 – 3 питательных элемента. Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Смешанные удобрения – это комплексные удобрения, которые представляют собой смеси нескольких различных веществ.
Заключение.
В наше время не обойтись без минеральных удобрений т.к. человеку необходимо получать большое количество урожая. Целью этой работы является выявление нитратов в растительных продуктах, их положительные и отрицательные стороны. Каждому из нас нужно знать последствия применения удобрений и рациональное их использование. А самое главное запомнить, где большая концентрация нитратов и как можно предотвратить отравления ими.
Нитраты пагубно влияют на наш организм и в наших силах все исправить. Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% - от работы врачей. Остальные 85% в руках самого человека. От того как мы следим за собой, какие продукты употребляем зависит здоровье каждого. Поэтому следует задуматься над тем, что каждый день попадает на наш стол.
Упрямый зяблик
Под парусами
Лавовая лампа
Новогодние гирлянды
Две снежинки