Роль музыки в сказке очень велика.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.18 КБ |
Проект по музыке «Музыка в сказках»
Выполнила: обучающаяся 4 класса
Достовалова Маргарита
Руководитель: учитель музыки
Афанасьева А.Е.
Нижневартовск 2024
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть………………………………………………………..4
1.1. «Музыка» и «сказка». Основные понятия проекта…………………..4
1.2. Почему мы любим сказки?.......................................................................4
1.3. От прошлого до настоящего. Музыка в сказках живёт вечно………..6
II.Практическая часть………………………………………………………….8
2.1.Интервью «Любимые песни из сказок и мультфильмов у моих одноклассников и педагогов»……………………………………………………………..8
2.2. Музыкальный кроссворд на тему: «Музыка и сказки»………………….8
2.3.Создание книжки «Песня «Красная шапочка» в картинках»……………8
Вывод…………………………………………………………………………….9
Библиография………………………………………………………………….10
Приложения…………………………………………………………………….11
Введение
Роль музыки в сказке очень велика. Сейчас ни одна сказка без музыки не возможна. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке.
Выбирая тему проекта по музыке, мне захотелось узнать, почему мы любим сказки, и как давно появились сказки и музыка в них? Можно ли обойтись без музыки в сказке? Существуют ли любимые песни из сказок у моих одноклассников? На все эти вопросы нужно найти ответы.
Актуальность проекта: работа над проектом расширит наши знания в области музыки и литературы.
Цель проекта – роль музыки в сказках.
Задачи проекта: 1.Изучить различные материалы по данной теме.
2.Познакомиться с понятиями «сказка» и «музыка».
3.Раскрыть роль музыки в сказках и мультфильмах.
4.Выяснить о любимых песнях из сказок у моих одноклассников и учителей.
5.Проанализировать и обобщить полученный материал.
6.Создать презентационный материал для защиты проекта.
Объект исследования – детские сказки и мультфильмы.
Предмет исследования – музыка в сказках и мультфильмах.
Методы проекта: поиск и обобщение материала, интервью, опрос.
Гипотеза: действительно музыка и сказка неразделимы.
Практическая значимость проекта: данный материал может использоваться на уроках музыки и на занятиях кружков и внеурочной деятельности.
Новизна проекта: создание книжки «Песня «Красная шапочка» в картинках».
I. Теоретическая часть проекта
1.1. «Музыка» и «сказка». Основные понятия проекта.
Существует много понятий «музыки». Например, музыка - стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением на чувство человека.
Музыка – это искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в звуках…
Музыка – создаёт атмосферу и пробуждает чувства людей.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях.
Сказка – это то, что блестит огоньком в детских глазах. (Г.Х.Андерсен).
Вывод: существует множество понятий «музыка» и «сказка»[1].
1.2. Почему мы любим сказки?
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри»... Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлели русские композиторы П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский.
Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Звучит трагическая музыка – жди отрицательного героя или страшного действия.
Зазвучала красивая мелодия – появляется или Василиса Прекрасная и Красная Шапочка.
Звучит весёлая музыка – значит, сейчас будут пляски или выйдет клоун.
Мы уже можем легко определить по песне сказку, или по сказке песню. Например, визитной же карточкой фильма и классикой детской песни, безусловно, стала авантюрная песня Красной Шапочки про то, что «если долго-долго-долго топать, ехать и бежать, можно в Африку прийти». Задорный куплет и пронзительно-красивый припев покорили сердца не только детей.
«Кто доброй сказкой входит в дом?» - по этим словам можно сразу представить фильм-сказку «Приключения Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Когда мы вспоминаем мультфильм «Бременские музыканты», сразу в голове вспоминаются слова песни: «Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги».
Только мы начинаем смотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка», уже ждём всем известную «Песенка Мамонтёнка» со словами:
Пусть мама услышит, пусть мама придёт,
Пусть мама меня непременно найдёт,
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были потеряны дети.
Вывод, мы познакомились лишь с некоторыми песнями в сказках. Вся прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке» об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»[2]
1.3. От прошлого к настоящему. Музыка в сказках живёт вечно.
Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной. Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки.
В древности музыканты, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.
Музыка в фильмах-сказках использовалась сразу с развитием кинематографа. Большой популярностью пользуются сказки, мультфильмы созданные ещё в советское время. Их знают наши бабушки и мамы, знают некоторые и современные дети. В 1976 -1990 годы популярностью пользовалась программа «В гостях у сказки». В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Каталог фильмов в приложении1.
Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в мультфильмах. Любой мультфильм, сказка становится разнообразнее и интереснее, если в нем звучит музыка. Музыка передает переживания героев, раскрывает нам добро и зло, грусть и радость, усиливает эмоциональное восприятие происходящего. Можно сказать, что сложно представить произведение мультипликации без музыкального сопровождения.
Парой мы не замечаем, что во многих мультфильмах звучит классическая музыка. Например: «Щелкунчик» - музыка Петра Ильича Чайковского.
Наши родители напевают нам песни из сказок, мультфильмов своего детства, которые они до сих пор помнят и которые несут только добро и радость. Песня крошки Енота «От улыбки хмурый день светлей», Песня крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», песня Львенка и Черепахи «Я на солнышке лежу», и т.д. Всех и не перечесть. В советских мультфильмах музыка добрая и мелодичная, запоминающаяся.
Современные мультфильмы, как и музыка в них более активные и быстрые, вызывают бурю эмоций у детей (нравятся детям), такие как: «Маша и Медведь», но многие из них поучительные и нравятся и взрослым и детям: «Лунтик», «Фиксики», «Смешарики». Их песни поют современные дети, но мало знают их мамы и папы.[3]
Вывод: музыка и сказки связаны временем.
II.Практическая часть
2.1.Интервью «Любимые песни из сказок и мультфильмов у моих одноклассников и педагогов»
В марте было проведено интервью с одноклассниками и учителями школы на тему: «Любимые песни из сказок и мультфильмов». Задано два вопроса: «Любите ли вы сказки и мультфильмы?», «Ваша любимая песня из мультфильма или сказки?».
Опрошенных: 11 – одноклассников, 10 – учителей.
Результат: почти все любят сказки и мультфильмы. Любимые песни: «Буратино», «Красная Шапочка», «Песня Мамонтёнка», «Песня Кота Леопольда», «Песенка Львёнка» и т.д. Данные представлены в диаграмме 1 в приложении 2.
2.2. Музыкальный кроссворд на тему: «Музыка и сказки»
В марте 2020 года обучающимся 3 класса было предложено поучаствовать в составлении кроссворда на тему: «Музыка и сказки». Работы участников представлены в приложении 3. Ученики продемонстрировали не только свои знания по теме, но и творческие способности.
2.3. Создание книжки «Песня «Красная Шапочка» в картинках»
Работая над проектом, я задумалась: «А какая песня из сказки нравится мне?». Пришёл ответ, но не сразу, что это «Песня Красной Шапочки». Когда я её вспоминала, то рисовала картинки. Потом я поняла, что рисую сюжеты из песни. Так появилась идея, создать книжку «Песня «Красная Шапочка» в картинках». Что получилось в приложении 4.
Вывод
Творческий проект реализован. Он помог реализовать идею по созданию книжки «Песня «Красная Шапочка» в картинках». Работа помогла нам убедиться в силе музыки и в силе сказки! Мы научились самостоятельно осуществлять поиск необходимой литературы в разных источниках, обогатился наш музыкальный запас, мы знаем, что музыка и сказка связаны временем.
Мы познакомились лишь с некоторыми песнями в сказках. Вся прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл.
Мы пришли к выводу, что роль музыки в сказках существенная. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Библиография
1. Лопатин А., Скребцов М. «Волшебный мир музыки», изд-во Амрита Русь, 2009.
2. Znanija.com - https://znanija.com/task/30758940#readmore.
3.Интернет-ресурсы http://www.muz-urok.ru/skazki_o_muzike.htm.
4.https://gigabaza.ru/doc/18356.html.
5. https://znanija.com/task/30758940.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Дерево в снегу
Мать-и-мачеха
Военная хитрость
Зимний дуб