В данной иследовательской работе сравнивается развитие акапельного пения от самых истоков до сегодняшнего дня с изменением голосовых диапазонов.
Вложение | Размер |
---|---|
Акапельное пение | 124.89 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Исследовательская работа
Секция: Искусство
АКАПЕЛЬНОЕ ПЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Автор: Яковенко Арсений Алексеевич
Класс: 10
ОУ: МБОУ «Лицей №20»
Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна, учитель музыки
МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анкетирование………………………………………….…….4 Глава 2. А капелла, историческая справка……………………………5 2.1. Традиционная градация вокальных голосов…..…....….....7 Глава 3. Современное акапельное пение………..................................7 3.1. Современные акапельные группы……………………….8 3.2. Анализ голосов сегодня….………………………….……..9 III. Заключение ……………………..................................…………..… 10 IV. Список используемых источников..………………………………11 V. Приложения……………………………………………………….....12 |
Тема моей исследовательской работы «Акапельное пение вчера и сегодня». Мне эта тема интересна тем, что занимаясь в музыкальной школе, муниципальном хоре города Междуреченска «Триумф», школьной вокальной группе мы очень часто обращаемся к репертуару зарубежных акапельных групп и не редко поем их песни. В связи с тем, что для акапельного исполнения необходимо большое количество голосов, мне важно узнать диапазон каждого современного голоса.
Актуальность: Сегодня, акапельный жанр получает все большее распространение среди вокалистов Европы и Америки. Вокальные акапельные группы все больше завоевывают «эстрадную арену». Это группы: «Pentatonix», «Voiceplay», «Homefree», «Citizen queen» ит.д.
Проблема: Выявить, почему старый жанр получил такое распространение сегодня?
Гипотеза: Возможно, интерес к акапельному пению возрос в связи с разворотом к высокому профессионализму в музыкальном мире. Возможно, в связи с развитием вокального жанра, певческие голоса начинают видоизменяться и подражать музыкальным инструментам.
Цель: Выявление причин повлиявших на развитие акапельного жанра сегодня.
Задачи:
Объект: Акапельное творчество
Предмет: современное акапельное исполнение.
Методы: сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование
Практическое назначение: использование на занятиях по музыке, истории, МХК.
Глава 1. Анкетирование
Было проведено анкетирование среди старшеклассников (8 класс - 87 чел)
Вопросы:
1) Любите ли вы петь?
2) Поёте вы под аккомпанемент или нет?
3) Знаете ли вы, что такое пение «а капелла»?
4) Знаете ли вы современные группы, которые поют, а капелла?
Анкетирование показало, что старшеклассники петь любят и поют под аккомпанемент (караоке) – 96%.
Что такое, а капелла знают только 34% опрошенных,
а слушают современные группы, исполняющие, а капеллу только - 15%
Вывод:
Акапельное пение - это искусство более высокого музыкального уровня.
Глава 2. А капе́лла. Историческая справка
А капе́лла (от итальянского a cappella, «как в капелле») — многоголосое пение или хоровое без аккомпанемента (без инструментального сопровождения). Термин появился в XVII веке, когда, а капелла пели при богослужении. Предположительно так называли церковные песнопения в Сикстинской капелле Рима. Позднее так стали называть любые религиозные песнопения.
В раннем христианстве, а капелла воплощала хвалу Богу, которую воздавали, используя только слова, передаваемые лишь голосом человека, без аккомпанемента (без «флейт и труб»), об этом писал еще в конце второго века апологет и проповедник Климент Александрийский. Позже вокальное пение практиковалось в духовных песнопениях католической и православной церквей. В качестве самостоятельного хорового стиля, а капелла оформилась в позднем Средневековье и достигло расцвета у мастеров нидерландской школы, получило классическое выражение в Римской школе (в творчестве композиторов: Палестрины, Беневоли, Скарлатти).
Спустя время, пение, а капелла начали использовать в мирской музыке, и она стала довольно популярна. В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения. Большое распространение, а капелла получила в эпоху Ренессанса в мирском пении, в частности в исполнении мадригалов (небольших стихотворениях лирической тематики).
Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг.
В православном церковном песнопении до сих пор используется только а капелла, в то время как католическое хоровое пение сопровождается звучанием органной музыки. К аккомпанементу в православной культуре прибегали лишь в восточных Церквях (Церкви Эфиопии, Малабара, Коптской), при этом использовались лишь национальные инструменты Азии и Африки.
В мировой литературе существует огромное количество работ, написанных для исполнения без музыкального сопровождения, как мужским, так и смешанным хором. К ним относятся оратории, сюиты для хора и солиста, циклы песен, реквием. В них прослеживается большое влияние традиций духовной музыки.
Сегодня, а капелла - это все виды вокальной музыки без сопровождения музыкальными инструментами, неважно, поет ли один солист, целый хор или даже несколько вокальных ансамблей. А капеллой сейчас называют не только само исполнение, но и написанные композиторами партии для вокала.
А капелла как коллективное пение сегодня широко распространено. Акапельными произведениями, как народными, так и авторскими, весьма богато русское, украинское, грузинское наследие.
Этот вид хорового пения встречается в произведениях композиторов XVIII-XIX веков: Д. Бортнянского, А. Веделя. Широкое распространение, а капелла получила в хоровой и ансамблевой музыке XX века. В этом стиле писали музыку Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Сергей Танеев, Виссарион Шебалин, П.Чесноков, В.Калинников, М.Коваль.
Множество светских музыкантов обращаются к данному стилю музыки. Сейчас, а капелла вновь становится популярным и уже используется в многообразии жанров, от фолка до джаза, и рок-музыки. Потому очень востребованы ноты произведений, написанных для а капелла.
Во многих странах мира хоровые и вокальные коллективы поют, а капелла. На сегодняшний день в США это направление часто избирают так называемые «университетские группы». Пример некоторых акапельных коллективов, наиболее популярных сегодня: “Хор Турецкого”, Vocal Band, ManSound, Pentatonix, “Пикардийская Терция”, Barbatuques, Rockapella, JUKEBOX TRIO, Van Canto, Sweet honey in the rock, Rajaton, Citizen Queen, Voiceplay, Home free.
Пение, а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (сочинения Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.
В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение»
Вывод: Акапельное пение в большей степени относится к соборному пению. Но наряду с церковным, акапельное пение развивалось и как светское в разных направлениях – в народной и композиторской музыке.
В разные исторические периоды в акапельное пение пытались ввести звучание музыкальных инструментов, что ставит голос в одну линию с музыкальным инструментом (более сложным по техническим данным, чем голос).
На период с XX века по сегодняшний день можно наблюдать большой интерес к акапельному пению в светской музыке (эстрада, джаз, рок).
2.1. Традиционная градация вокальных голосов
Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и другие.
Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.
(Смотреть в приложении таблицу №1)
Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).
Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.
Детские голоса классифицируются вне зависимости от пола, только по диапазону: как у мальчиков, так и у девочек альт - низкий голос, сопрано - высокий голос. У мальчиков высокий голос называется также дискант.
Вывод: Данная классификация подразумевала строгое деление голосов, и создавалась она для духовных хоров, исполняющих полифонические произведения.
В светском песнопении эта классификация использовалась с эпохи Возрождения (XVI век – появление оперы).
Глава 3. Современное акапельное пение.
После введения электро - музыкальных инструментов в ВИА в XX веке (можно написать об научно техническом прогрессе – повлиявшем и на музыкальные сферы), после поиска разнообразных способов звука извлечения как: рэп, бит бокс и другие произошел, на мой взгляд, переворот, в некоторых музыкальных кругах, в сторону (узкого или высокого) профессионализма.
Современное акапельное пение получила широкое распространение, в связи с тем, что малопрофессиональное пение под «минус» не выявляет больших огрех, а акапельное пение сразу показывает ошибки во взятии и ведении звука. Это свидетельствует, что в данное время востребован высокий профессионализм в вокальном искусстве.
Наибольшее распространение получили акапельные группы на Западе.
3.1. Современные акапельные группы
«Pentatonix»
Pentatonix (сокращённо PTX) — американская а капелла - группа родом из Арлингтона, штат Техас, включающая пять вокалистов: Скотта Хоуинга, Митча Грасси, Кирстин Мальдонадо, Мэтта Салли и битбоксера Кевина Олушола. Предыдущий участник группы Авриэль Каплан покинул группу в 2017 году.
Группа образовалась в 2011 году и тогда же выиграла третий сезон музыкального конкурса «The Sing-Off», получив 200 000$ и контракт с Sony Music. Когда Epic Records отказалась сотрудничать с Pentatonix, группа создала канал на YouTube и распространяла свою музыку через Madison Gate Records, небольшой независимый лейбл, принадлежащий Sony Music. С более 18 300 000 подписчиками и 4 750 177 634 просмотров их YouTube-канал стоит на 31 месте среди музыкальных каналов, и на 78 среди всех YouTube-каналов. Их видео «Daft Punk» набрало более 300 миллионов просмотров.
«Citizen queen»
03.12.18 Scott Hoying в своём Инстаграмме выставил пост о том, что он вместе с продюссерами группы Pentatonix Ben Bram и Shams Ahmed создали новую группу, состоящую из 5-ти девушек.
Citizen Queen (иногда сокращенно CQ) - женская группа а капела, соучредитель Бен Брэм, Шамс Ахмед и Скотт Хойинг. Группа состоит из 5 участниц - вокалисток: Меццо сопрано, Сопрано, Альто, битбоксер и бас (Ханна Мрозак, Кайла Шарве, Нина Энн Нельсон, Кора Изабель и Каеди Далли).
Первое выступление в живую у группы было в туре у другой группы – Pentatonix. Они пели у них на разогреве.
Первый песня, которая была спета этой группой – это песня «Lost in Japan», которая набрала более 1 миллиона просмотров на данный момент.
Как отметил Скотт: «Это самые талантливые девушки, что я видел когда-либо».
«Хор Турецкого»
Российский мужской музыкальный коллектив, основателем и лидером которого является заслуженный и народный артист России Михаил Турецкий. М.Турецкий в 1989 году создал и возглавил мужской хор.
Концепция коллектива — многоголосье, живой звук и интерактив со зрителями. Диапазон солистов группы 4,5 октавы (от– баса-профундо до– мужского сопрано). Репертуар коллектива— мировая классика, рок, опера, джаз, народная и популярная музыка. Артисты исполняют композиции более чем на десяти языках мира, в том числе, а капелла.
Состав: Михаил Турецкий -лирический тенор, Алекс Александров — драматический баритон, Евгений Кульмис — бас-профундо, Евгений Тулинов - драматический тенор, Михаил Кузнецов — мужское сопрано , Олег Бляхорчук — лирический тенор, Борис Горячев — лирический баритон, Игорь Зверев — высокий бас, (бас-кантанто), Константин Кабо — баритональный тенор, Вячеслав Фреш — контр-тенор, Павел Беркут — тенор, Ави Григорьян — баритоню.
3.2. Анализ голосов сегодня
Сравнивая таблицу № 1 «Традиционная классификация голосов» (смотреть в приложении), таблицу № 2 «Современная классификация акапельных голосов», составленную автором работы, (смотреть в приложении) и таблицу № 3 «Примеры тесситуры нестандартных современных голосов», составленную автором работы, (смотреть в приложении) напрашивается вывод:
диапазон современного акапельного исполнителя на 1,5 больше чем в прежние времена. Это, прежде всего большой профессиональный исполнительский труд певца, который расширяет границы возможностей человеческого голоса. И как мы с вами понимаем, такое возможно не у всех, а только у профессионалов высокого класса.
1) Табл. №1+ видео-примеры тесситуры классических оперных голосов (https://www.youtube.com/watch?v=E1mrkV88IE0&ab_channel=%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%94%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%BE ) Анна Нетребко «Ария Джульеты» (Сопрано)
(https://www.youtube.com/watch?v=xmKUZeJB_Nw&ab_channel=frufruJ )
Дмитрий Хворостовский и Йонас Кауфманн «O SoleMio» (Баритон и тенор)
2) Знакомство (Табл. №2) с использованием видео-примеров тесситуры классических современных голосов (https://www.youtube.com/watch?v=elwTgpHlty0&ab_channel=PTXofficial )
Скотт Хоинг «Havana» (Баритон)
Знакомство (Табл. №3) с использованием видео-примеров тесситуры нестандартных современных голосов.
(https://www.youtube.com/watch?v=768uJ5yZidQ&ab_channel=Pentatonix-Topic МитчГрасси «Take on me» (Контратенор);
(https://www.youtube.com/watch?v=afNkixUxwtA&ab_channel=CitizenQueen )
Kaedi Dalley и Cora Isabel (Женский бас и женский тенор)
Сейчас идёт интенсивное смешение жанров в профессиональной музыке – то, что мы слышим на примере сплава инструментальной и вокальной акапельной музыки или это ещё одна попытка (такие предпринимались и раньше) ввести в акапельное пение звучание музыкального инструмента, как внесение нового тембра с неограниченными возможностями, соревнование с голосом.
III. Заключение:
1. Акапельное пение переросло границы церковного пения и сейчас широко проникает во все сферы вокального искусства
2. Гипотеза подтвердилась, действительно, современный голос приравнивается сегодня музыкальному инструменту, чего не наблюдалось в Средневековье и в эпоху Возрождения.
3. Современное акапельное пение возможно только при более высокой музыкальной подготовке и способствует профессиональному росту, т.к. никакой музыкальный инструмент не помогает, не сопровождает пение. Зачастую некоторые голоса в акапельном ансамбле или хоре исполняют роль аккомпанемента, что значительно сложнее, чем вести мелодическую линию, как это мы можем наблюдать во многих произведениях прошлого.
4. Изменение традиционного понимания тембра. В современном акапельном вокальном искусстве певец может исполнять произведения не только в своей тесситуре, но и в непривычных для него диапазонах. Опытный исполнитель сегодня может исполнить и оперную арию, и джазовое произведение.
IV. Список используемых источников:
1. А капелла [Электронный ресурс] // а капелла [сайт] .[2020]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2020).
2. Что такое акапелла [Электронный ресурс] // Что такое акапелла [сайт]. [2019]. URL: https://todayfin.ru/chto-takoe-akapella/(дата обращения: 9.10.2020).
3. Певческие голоса [Электронный ресурс] // Певческие голоса: [сайт].[2020]. URL: https://ru.googl-info.com/642315/1/pevcheskie-golosa.html (дата обращения: 23.01.2021).
V. Приложения
Приложение 1
Традиционная классификация голосов (табл.1)
Женские голоса | Сопрано (высокий) До I октавы – До III октавы (ля малой октавы – ми III октавы) | Колоратурное |
Лирико-колоратурное | ||
Лирическое | ||
Лирико-драматическое | ||
Драматическое | ||
Меццо-сопрано (средний) Ля малой октавы – ля II октавы (фа малой октавы – до III октавы) | Высокое (лирическое) | |
Низкое (драматическое) | ||
Контральто (низкий) Фа малой октавы – фа II октавы (ре малой октавы – ля II октавы) | ||
Мужские голоса | Тенор (высокий) До малой октавы – до II октавы (Ля большой октавы – ми II октавы) | Альтино |
Лирический (digrazia) | ||
Меццо-характерный (spinto) | ||
Драматический (diforza) | ||
Баритон (средний) Ля большой октавы – ля I октавы (Фа большой октавы – до II октавы) | Тенор-баритон | |
Лирический | ||
Невротебический | ||
Бас (низкий) Ми большой октавы – ми I октавы (До большой октавы – соль I октавы) | Высокий (cantanto) | |
Центральный | ||
Низкий (profundo) |
Современная классификация акапельных голосов составленная Яковенко Арсением
(табл. 2)
Голоса (Сравнимы С классикой) | Сопрано (Nina Ann Nelson) | Меццо-сопрано (Kirstin Maldonado) | Альт (Kaylah Sharve) | Тенор (Kevin Olusola) | Баритон (Scott Hoying) | Бас (Avi Kaplan) (Matt Sallee) |
Обычный диапозон | EЬ3-D6 | B2-D6-BЬ7 | D3-G5 | A1-F2-BЬ5 | A1-C2-C6 | C1-C#5 G1-F5 |
Верхние ноты | A5 | G#5 | E5 | F#5 | F#5 | F#4 |
Нижние ноты | А3 | F#3 | F3 | G#2 | C#2 | F#1 |
Примеры тесситуры нестандартных современных голосов составленная Яковенко Арсением.
(Табл. №3)
Голоса (не было раньше) | Контральто (Женский бас) (KaediDalley) | Контртенор (Mitch Grassi) | Бас-профундо (Geoff Castellucci) | Женский тенор (Cora Isabel) |
Диапозон | G2-EЬ5 | A2-A5 (A1-F2-B7) | C#1-A5 | C3-C5 |
Высокие ноты | А4 | А5 | В4 | С5 |
Низкие ноты | G2 | А2 | Е1 | С3 |
Приложение 2
Анкетирование
Чья проталина?
Если хочется пить...
Сказка об осеннем ветре
По морям вокруг Земли
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью