Человек, лишенный слуха, не может проявить себя как исполнитель песен своим голосом, но он может передать смысл, чувства, мысли, переживания с помощью движений, хореографии, мимики лица, актерского мастерства и языка жестов или «жестового пения». Исполнение песен в этом сценическом жанре дает возможность самовыражения и развития, объединяет людей, согревает сердца. Для неслышащих детей и взрослых людей с нарушениями слуха - это возможность раздвинуть границы общения, интегрироваться в общество слышащих людей, социализироваться среди них.
Вложение | Размер |
---|---|
Язык жестового пения | 603.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Озерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Исследовательский проект.
«Язык жестового пения»
Выполнила:
Савочкина Лидия
учащаяся 7 а класса
МКОУ Озёрская СОШ
Руководитель:
Срудилина Татьяна Юрьевна
учитель музыки
МКОУ Озёрская СОШ
2019г
Оглавление:
Этапы реализации проекта
Результаты анкетирования:
Исторические факты.
Знаменитые люди со слуховым отклонением.
Определение:
Правила сценического жестового пения
Конкурсы, фестивали жестового пения
Введение:
Люди издревле любили общаться на языке жестах, ведь это язык чувств, эмоций, язык сердца.
Но для глухих и слабослышащих людей это наречие стало языком жизни - и настоящим спасением! Ведь не будь этого средства общения, не находя себе друзей, они бы просто не смогли бы выжить среди слышащих людей, далеко не всегда самых добрых и хороших.
Ученые давно доказали: секрет успеха человека - в его голосе. А как быть людям, которые не могут говорить и слышать?
В наше время уделяется должное внимание людям с ограниченными возможностями. Вы когда-нибудь были свидетелями того, как слабослышащие люди поют? Для многих уже сама постановка вопроса кажется абсурдной: в одном предложении слова «слабослышащие» и «поют» не увязываются точно.
Человек, лишенный слуха, не может проявить себя как исполнитель песен своим голосом, но он может передать смысл, чувства, мысли, переживания с помощью движений, хореографии, мимики лица, актерского мастерства и языка жестов или «жестового пения». Исполнение песен в этом сценическом жанре дает возможность самовыражения и развития, объединяет людей, согревает сердца. Для неслышащих детей и взрослых людей с нарушениями слуха - это возможность раздвинуть границы общения, интегрироваться в общество слышащих людей, социализироваться среди них.
Я считаю, что тема моей работы современна и актуальна.
Гипотеза проекта. Действительно ли язык жестового пения – это особый вид творчества, с помощью которого глухие и слабослышащие люди могут передать смысл, чувства, настроение и эмоции в вокальном искусстве.
Объект исследования:
Процесс передачи языком жестов, смысла исполняемого произведения, чувств, эмоций, настроения.
Предмет исследования:
Язык жестового пения.
Цель: Можно ли «языком жестов» передать эмоции, чувства, как в общение, так и в вокальном искусстве.
Задачи:
1.Узнать историю происхождения «языка жестов».
2. Проанализировать и систематизировать изученный материал.
3. Рассмотреть понятие «язык жестов», «мимика», «музыка», «жестовое пение».
4. Сравнить особенности «языка жестов», с «жестовым пением».
2. Основная часть:
Этапы для реализации проекта:
1 этап - подготовительный (определение цели, задач проекта);
2 этап – планирование работы (обсуждение с учителем музыки МКОУ Озёрская СОШ посещение Озерской школы - интерната для слабослышащих детей);
3 этап – анкетирование обучающихся по теме проекта;
4 этап – сбор и изучение информации в библиотеках (сельской и школьной), сети интернет, создание мультимедийной презентации «Язык жестового пения», посещение мастер- класс по «жестовому пению»;
5 этап – представление проделанной работы, проведение мастер класса по жестовому пению с учащимися кружка внеурочной деятельности «Музыкальная радуга», оценка результатов работы.
Проект может быть использован для проведения уроков музыки, искусства, внеклассных мероприятий, во внеурочной деятельности.
Результаты анкетирования:
Подводя итоги анкетирования (22 человека) можно сказать, что учащиеся нашего класса общаясь со слабослыщащими детьми, частично знают жестовый язык, но не верят, что с помощью жестов можно передать эмоции, чувства.
Исторические факты.
Жестовый язык, или язык жестов - самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.
«Сообщая мысль рукой»
Первую попытку создать жестовый язык предпринял в начале 17 века испанский священник Хуан Пабло Бонне, нанятый в качестве помощника высоко поставленным представителем испанской знати. Священник стал персональным учителем глухого сына.
В те времена глухих считали не способными адаптироваться в обществе и, соответственно, необучаемыми, но Бонне так не думал. С целью преодолеть это недоразумение он создал алфавит, в котором каждую букву заменял определенный жест. Таким образом, он обучил мальчика грамоте, что было законодательно необходимо для всех наследников знатного рода, дабы принять дела благородной династии.
Слухи о том, что Бонне был способен помочь глухим, быстро распространились, и вскоре священника наняли для обучения еще одного глухонемого ребенка из испанской знати. Учитель отточил систему и опубликовал в 1620 году. «Об упрощении письма и обучении речи глухих». Фактически книга стала первым пособием по обучению глухих речи. Пособие включало в себя еще и первый в истории «пальцевый алфавит». (Приложение №1)
Знаменитые люди со слуховым отклонением.
Даже со слуховым отклонением можно добиться успехов жизни.
Лесли Нильсен - актер, который провел 30 лет в кино и на телевидении.
Актер удивительного комедийного дара. Нам и в голову не могло прийти что человек, который заставляет нас смеяться и дарит нам положительные эмоции, страдает от расстройства слуха.
Преодолевая себя, Лесли Нильсен находил возможность обратить внимание общества на проблемы слабослышащих людей. Он не стеснялся своего недуга он преодолевал нейросенсорную тугоухость.
Бил Мюррей – актер
Он прошел путь от роли второго плана в комедии «Тутси» до главной роли в фильме «Охотники за привидениями», а так же Золотой глобус и номинация на Оскар за драматический фильм «Трудности перевода».
Хизер Вайтстоун - Мисс Америка 1995 г.
Хизер первая глухая женщина, которая завоевала титул Мисс Америка.
Ее девиз на конкурсе Мисс Америка 1995 года "все возможно". - "Мы обязаны преодолеть барьеры, которые мешают нам достичь нашей мечты", сказала она. "Я глухая женщина, и мой опыт показал мне, что это невозможное действительно возможно. Каждый день я стараюсь быть примером для подражания. Я хочу сказать Всем, что благодаря упорному труду и положительной самооценке, все возможно. Единственное, что может остановить Вас это Вы.
"Хизер Вайтстоун неустанно работала для таких же, как она людей с нарушениями слуха, пользующихся слуховыми аппаратами, в Ассоциации содействия ранней диагностике нарушений слуха у младенцев и маленьких детей.
Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый, которого называют отцом русской космонавтики. Он работал в области аэронавтики, аэродинамики и астронавтики, изобрел ракету и исследовал космос. Потерял слух в 16 лет.
У знаменитого немецкого композитора Л. Бетховена тоже были проблемы со слухом, но это не помешало ему продолжать заниматься творчеством и стать великим композитором.
Язык жестов дополняет мимика и телодвижение.
Мимика (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
Музыка — это территория, которая уравнивает всех, и слышащих и глухих.
Музыка — одно из самых странных и удивительных явлений в мире: акустические колебания в воздухе, которые заставляют нас чувствовать, вызывают эмоции. Но что именно зарождается, как вибрация в воздухе, и почему мы решили, что ЭТО попадает в нас, именно через уши?
Эвелинн Гленни, глухая музыкант, считает, что слышать музыку могут все без исключения, и учиться слушать музыку должен каждый. Возможно, слышащим этому учиться нужно не меньше, чем глухим. Слышащих очень сильно вводит в заблуждение, что у них есть слух, из-за того, что они полагаются только на него, они теряют множество других каналов воспринимать звук, это не даёт им почувствовать всю полноту звука, быть соучастником музыки. Позвольте вашему телу быть резонатором.
Жестовое пение:
Что такое жестовое пение? По сути - это перевод текста песни жестами. Жестовая речь – это полноценная речь, поэтому передать песню с ее помощью вполне возможно. Она помогает неслышащему человеку понять, о чем песня, каким смыслом она наполнена, а слышащему увидеть красоту пластики рук и тела. Жестовое пение это особый вид творчества, с помощью которого глухие и слабослышащие люди могут передать смысл и, что совершенно удивительно, эмоции песни зрителям. Они могут танцевать, читать стихи, но, к сожалению, пение голосом им недоступно. А желание творить и выступать есть. Жестовое пение дополняет музыкальное произведение эмоциями исполнителя. Для глухих людей - это совершенно особенный вид сценического искусства. И иногда это даже более яркое представление, нежели выступление человека, обладающего голосом и слухом.
Вообще, нет такой профессии — педагог жестового пения. На неё не учат. Этим занимаются опытные, хорошо владеющие жестовым языком воспитатели, сурдопедагоги, педагоги дополнительного образования, переводчики русского жестового языка, то есть те, кто совмещает эту деятельность с другой. Сравнивать педагога жестового пения, с педагогом по вокалу, учителем пения некорректно и просто невозможно. Если и проводить какие-то параллели, то отчасти это похоже на работу дирижёра или суфлёра в театре.
Правила сценического жестового пения:
У сценического жестового пения есть определенные правила:
Конкурсы, фестивали жестового пения:
Во всем мире создаются условия для самовыражения особенных творческих людей. Во многих странах существуют театры мимики и жестов. В нашей стране проводится множества конкурсов, фестивалей для людей со слуховыми отклонениями: «Поющая тишина», «Поющие руки», «Созвездие», «Душа поет», «Слышим сердцем», «Песни сердца» и многие другие. На одном из таких Московском фестивале, «Как взмах крыла», выступали учащиеся Озерской школы-интернат для слабослышаших детей, и стали лауреатами 1 степени. (Приложение №5)
Вывод:
Проводя исследование, я узнала, что в жестовом сценическом пении правил еще больше, чем у обыкновенного вокалиста. Язык жестового пения – это особый вид творчества, с помощью которого глухие и слабослышащие люди могут передать смысл, чувства, настроение и эмоции как вокальном искусстве тек и в простом общении.
Мы говорим «спеть песню»,- а глухим нужно «донести песню». Это зримая вещь, такую песню надо смотреть.
Интернет ресурсы.
4. http://www.deafnet.ru/forum/mess.phtml?cid=14017&n=1
5. «Искусство слышать» http://iskusstvo.my1.ru/
Плавает ли канцелярская скрепка?
Как зима кончилась
Кактусы из сада камней
Белый лист
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ