Детский проект по подготовке праздника с участием родителей, детей, педагогов.
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_proekt_maslenitsa.docx | 26.31 КБ |
Городская научно – практическая конференция учащихся
«Наука. Природа. Человек. Общество»
«РАСКРАСАВИЦА - ДУША, НАША МАСЛЕНИЦА»
творческий проект
Авторы работы: Гафеева Ксения
Титова Мария
учащиеся т/о «Ладушки», ДЮЦ «Прометей»,
2-я возрастная группа.
Научный руководитель: Петровская Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «Прометей»
Г. Югорск
2016 г.
Аннотация
На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, отражая жизнь народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь.
Работа над данным проектом поможет нам глубже познакомиться с историей возникновения праздника, продемонстрировать традиции и обряды празднования Масленицы, а совместная деятельность детей разных творческих объединений, педагогов и родителей поможет сплочению, инициативности и ответственности всех участников.
Гипотеза: Мы предположили, что изучив историю народного праздника «Масленица», мы сами сможем составить сценарий и провести праздник, объединив усилия учащихся всех творческих объединений ДЮЦ «Прометей», а так же педагогов и родителей, что поможет приобщению к народным традициям, формированию устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
Целью данного проекта является сохранение традиций и обычаев праздника с привлечением в активную творческую деятельность учащихся, их родителей и педагогов.
Задачи:
Планируемый конечный результат:
Воссоздать традиционный славянский обрядовый праздник «Масленица».
Этапы реализации проекта:
Изучение литературы, интернет - ресурсов, условий для проведения проекта, выбор форм и методов подготовки.
Беседы с детьми, педагогами, родителями; изготовление атрибутов, символов праздника; подбор костюмов, аудио сопровождения, распределение ролей.
Создание сценария; проведение праздника, оформление презентации проекта.
1
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………стр. 2
Основная часть………………………………………………………………..стр. 4
Заключение……………………………………………………………………стр. 6
Приложение 1…………………………………………………………………стр. 8
Приложение 2…………………………………………………………………стр. 14
Приложение 3…………………………………………………………………стр. 16
Приложение 4…………………………………………………………………стр. 18
Приложение 5…………………………………………………………………стр. 19
2
План исследований (введение)
«У того, кто не знает своего прошлого – нет будущего»
Ирек Биккин
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица». Это один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомиться с традициями проведения «Масленицы» можно, прочитав об этом в книгах, или в интернете, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем. Дает возможность понять всю его глубину, широту и глубокий смысл. Поэтому и возникла идея проведения праздничного гулянья «Масленица» своими силами.
За время обучения в творческом объединении «Ладушки» мы не раз слышали от наших сверстников вопрос: - А почему вы поете именно русские народные песни? Это ведь не современно!
Мы задумались, почему сегодня русские люди, как правило, знают наше прошлое, обычаи, нравы, традиции очень поверхностно? Нас окружает хаотичный набор элементов различных традиций и культур, но ведь это ведет к развитию равнодушия, ведь невозможно любить и понимать все одновременно! Что-то должно быть в жизни особенным! И этим особенным для нас является родная русская культура. Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека: в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Хотя, во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Когда перед нами встала задача определения темы проекта, в голову сразу пришла мысль сделать что-то приятное и интересное для детей, а так же донести до их сознания, что все мы являемся носителями русской народной культуры. Причем сделать это
в игровой форме, чтобы дети могли не только повеселиться, но и узнать что-то новое о национальном празднике, который празднуется с давних времен, самим поучаствовать в его подготовке и проведении. Вскоре тема была выбрана: «Раскрасавица-душа, наша Масленица». Мы решили провести для учащихся Центра «Масленицу», пригласив себе в помощь ребят из разных творческих объединений и наших родителей. Нам предстояло
3
изучить условия проведения праздника, учесть возможные риски (погода в день проведения), договориться с педагогами о сроках, месте и их роли в проведении праздника, а так же с ребятами других творческих объединений.
В ходе подготовки ребята задавали вопросы: «А почему у праздника такое „съедобное“ название — «Масленица», почему пекут блины, зачем сжигают чучело?» Учитывая заинтересованность детей, было принято решение расширить их представления о празднике, проводя предварительные беседы и консультации. Всё это мы делали для того, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь с ними жить гораздо веселей!
Знание истории своего народа, родной культуры, духовно нас обогащают, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма – это мы хотели донести до всех участников нашего проекта.
4
Основная часть
Для реализации проекта нам предстояла длительная подготовка. Перед нами стояли задачи: найти как можно больше материала о «Масленице» и донести эту информацию до детей. Для написания сценария к празднику, нам нужно было найти информацию об обычаях и традициях проведения «Масленицы». Мы читали различную литературу, рассматривали большое количество сценариев, анализировали информацию и отбирали самое интересное. Основной нашей задачей было показать детям, что люди с давних времен празднуют Масленицу и у них есть свои обычаи и традиции: сжигание чучела Масленицы, встреча весны, старинные русские игры, поедание блинов. Поэтому мы включили в сценарий информацию о том, что Масленица уходит своими корнями в глубину веков. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Итак, Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленица - это восьмая неделя перед Пасхой. Она проходит перед Великим постом и заканчивается Прощёным воскресеньем.
Второе название Масленицы «Комоедица». Почему именно Комоедица? «Ком» — так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда — «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, современным людям, слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь — это «хозяин», «ведающий мед», а мед для русского человека — источник жизни и здоровья.
Традиционно Масленица связана с народными гуляньями, посещением родственников, зазыванием гостей в дом на блины и на особые угощения. Православный русский церковный календарь называет это время «Сырной седмицей», где седмица значит неделя, которая примиряла близких людей, приносила прощение обид, настраивала на доброе общение с родными, близкими и друзьями.
«Масленица» несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: "Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить".
5
Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Именно поэтому « Масленицу» называют широкая, раздольная, ведь она была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. Каждый день имеет свое название: «Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Разгуляй», «Тёщины вечорки», «Золовкины посиделки», «Прощеный день». Имя свое «Масленица» получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на «Масленице» едой были блины - круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство — самая примечательная черта праздника. Это должно было символизировать сытую жизнь в течение года.
Когда сценарий был уже написан, мы определились с датой, временем и местом проведения праздника. Для этого договорились с педагогами, родителями и звукооператором. Было решено провести праздник в рамках масленичной недели, 12 марта 2016 года в 15:00. И вот у нас начались репетиции. Мы отчитывали сценарий, разучивали песни и хороводы, разбирались с играми, распределяли обязанности на игровых точках, готовили атрибуты, делали фотографии. Было очень весело и интересно. В сценарий мы включили такие персонажи, как Весна, Зима, Скоморохи. Также было важно подобрать музыку, которая понравится всем участникам, и которая будет соответствовать теме проекта.
Мы продумали вопрос фотосъемки нашего праздника, пригласив для этого наших друзей из творческого объединения « Мир в объективе» и их педагога.
Наконец наступил день проведения « Масленицы». Мы очень волновались, перечитывали сценарий, вместе с родителями готовили площадку перед зданием «Прометея» к началу праздника. Дети слушали с интересом, с удовольствием играли, разгадывали загадки, участвовали в конкурсе масленичных закличек, водили хороводы. Принимали участие в играх: «Петушиные бои», «Перетягивание каната», «Битва подушками», «Вертушки». Затем наши девочки помогли всем изготовить куколку-оберег, Масленку, которую ребята унесли с собой, как сувенир.
Им очень понравилось получать фишки за участие в играх и конкурсах, которые они потом обменяли на блины. Но больше всего ребятам запомнилось сжигание чучела Масленицы! В заключение праздника ребята поблагодарили нас, не хотели с нами расставаться, было очень приятно слышать, что им очень понравился праздник!
6
Заключение
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность и достойное поведение.
Мы достигли своей цели: проект был реализован. Нам удалось рассказать детям о русских традициях и обычаях, организовать и провести игры, воплотить наши идеи в реальность! Всем присутствующим очень понравился праздник. Очень приятно осознавать, что проделанная работа сделана не зря, ведь после проведения Масленицы ребята ушли домой в хорошем, приподнятом настроении, обмениваясь впечатлениями и унося с собой частичку наступающей Весны – куколку-оберег. А еще, родители поделились друг с другом и ребятами рецептами необычных, удивительно вкусных блинов! Слушая отзывы, понимаешь, что оно того стоило! Время, которое мы тратили на репетиции, создание сценария, изготовление чучела - все это проделано не зря.
Сохранить праздник в памяти детей, педагогов и их родителей помогут многочисленные фотографии, которые мы сделали, и на которых запечатлен наш труд в подготовке и проведении различных игр, развлечений и многого другого.
7
Список используемой литературы:
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Распускающиеся бумажные цветы на воде
По морям вокруг Земли
Мастер-класс "Корзиночка"