С данной работой ребята выступили на V региональном фестивале-конкурсе исследовательских работ и творческих проектов обучающихся «Свой путь к открытиям» и заняли 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
i.bah_i_dzhaz.docx | 54.1 КБ |
V региональный фестиваль-конкурс
исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
«Свой путь к открытиям»
Направление: «Встречи с искусством»
«Искусство»
Тема: «И.С.Бах и джаз».
Авторы: Грачева Екатерина
Шатский Илья 7 д класс
Руководитель: Красильникова Ирина Юрьевна.
г. Саратов
2015г.
Оглавление
Введение стр.3 |
Глава 1.
|
1.2. Джаз. Характерные особенности стр.10 |
Глава 2.
Заключение стр.14 |
Список литературы стр.16 |
Введение
Цель музыки — трогать сердца.
И.С. Бах
На одном из уроков музыки мы знакомились с произведениями И.С.Баха. Нас заинтересовала музыка этого композитора, и мы захотели больше узнать о его творчестве.
Широкое распространение музыки, в том числе и классической, увеличение ее роли в жизни современного человека делает проблему влияния классической музыки на формирование личности весьма актуальной.
Работая над исследовательским проектом, мы столкнулись с очень интересным и необычным открытием – что одним из первых джазменов называют Баха! Мы решили узнать, мог ли И.Бах быть джазовым музыкантом, если бы жил в наше время? На первый взгляд это два разных мира.
Нас заинтересовали вопрос:
Имеется джаз в самой природе музыки Баха;
Мы решили узнать интересна ли эта тема нашим одноклассникам?
В ходе работы мы провели анкетирование, в процессе которого опросили 30 наших одноклассников. Ребята ответили на следующие вопросы:
Анализ ответов показал:
Мы решили познакомить одноклассников с этой темой более подробно.
Цель работы - ответить на поставленные вопросы, благодаря решению следующих задач:
Исходя из результатов анкетирования, мы сделали вывод, что
классическая музыка в современной обработке сегодня пользуется большой популярностью.
Мы решили познакомить одноклассников с этой темой более подробно.
Глава 1.
1.1Многогранность музыки И.С.Баха.
«Не ручей, а море имя ему».
Л.Бетховен
Здесь игра слов: “Бах” – по-немецки означает “ручей”. Но музыка Баха – это действительно море или даже целый океан чувств и мыслей.
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.
Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, падать ниц исполнителей, осчастливливает почитателей Баха и приводит в уныние всех остальных. Многие из нас находят Баха скучным. Как это может быть?
Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля. Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди) крупнейших представителей итальянской оперы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.
Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы. Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).
Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали. Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества.
Для музыкантов, которые учатся музыке, получают музыкальное образование, имя Баха - это не просто имя. Это музыка, которая впервые адресует человека к понятию "полифония", хотя само это понятие появилось и развивалось задолго до появления на свет Иоганна Себастьяна. Полифонию во времена Баха называют полифонией свободного стиля. Это уже колоссальные математические построения, это звучащие схемы, невообразимые! Представить себе, что вся эта прекрасная музыка - это гениально просчитанная формула, воплощенная в звуках, просто невозможно поначалу, но это так.
Когда изучают биографию Баха, его жизнь делят по периодам, связанным с городами, в которых он жил и работал.
Веймар (1708—1717)- в Веймаре у Баха была возможность играть и сочинять органные произведения, а также пользоваться услугами герцогского оркестра. В Веймаре Бах написал большинство своих фуг (наиболее крупным и известным собранием фуг Баха является «Хорошо темперированный клавир»). Во время службы в Веймаре Бах начал работу над «Органной тетрадью» — сборником пьес для обучения Вильгельма Фридемана. Этот сборник состоит из обработок лютеранских хоралов.
К концу своей службы в Веймаре Бах был уже широко известным органистом.
Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора.
Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации». В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему. И Бах неизменно побеждал своих соперников.
Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то, что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим... Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше - француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть - попросту сбежал....
В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».
«Возрождение» Иоганна Себастьяна Баха началось спустя почти век после его смерти. 11 марта 1829 года в Берлине состоялось крупнейшее музыкальное событие: оркестр под руководством 20-летнего Феликса Мендельсона исполнил одно из самых пронзительных произведений Баха «Страсти по Матфею». К тому времени совершенно забытая композиция (правда, сокращенная и переписанная Мендельсоном) поразила современников настолько, что концерт был исполнен и в день рождения Баха – 21 марта. «Страсти по Матфею» можно было услышать во Франкфурте, Дрездене и Кёнигсберге.
В 1960-е годы появились первые джазовые обработки произведений Баха, в частности, вокальной группы Swingle Singers, которая записала некоторые прелюдии и фуги композитора в духе свинга, с ненавязчивыми ударными. В дальнейшем и Жак Лусье. В 1959г. вышла первая пластинка Жака Лусье, которая была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент — самые популярные темы И. С. Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые производили впечатление наличием музыкального поиска.
В 2000-ном году, на рыночной площади (Marktplatz) в Лейпциге прошел концерт, посвященный 250-летию кончины Иоганна Себастьяна Баха. Концерт был необычный и уже само название говорило о том, что зрители услышат джазовые версии известных произведений композитора. Место концерта было выбрано не случайно, т.к последние 27 лет жизни Бах провел в Лейпциге, а рыночная площадь располагается рядом с церковью св. Фомы, где он служил. Несмотря на то, что в день концерта шел дождь, а концерт проходил под открытым небом, большое количество людей, часто даже без зонтов, наслаждались божественной музыкой Баха.
Концерт начался утром и продолжался до позднего вечера и то, что шел дождь — не имело никакого значения. Во время концерта оператор часто дает крупные планы публики и видно, насколько у всех людей просветленное выражение лица. А момент, когда вся площадь вместе с Бобби Макферрином поет Ave Maria — это что-то из разряда удивительного. Бобби Макферрин также исполняли его произведения в джазовой интерпретации.
«Истинный отец гармонии», как называл его Бетховен, Бах, подобно Шекспиру в литературе, по праву считается композитором номер один в музыке.
Прежде чем ответить вопрос, есть ли в музыке Баха джазовые интонации и почему Бах подвергается джазовой обработке чаще, чем, другие композиторы мы решили разобраться в особенностях джаза.
1. 2. Джаз. Характерные особенности.
Джаз - (англ, jazz) —жанр эстрадной музыки, главным образом танцевального характера. Возник в начале XX в. В предшественники джаза— спиричуэлс, блюз, регтайм и др.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.
В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники
привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений
стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная
жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На
слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в
основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но
петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на
лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни
спиричуэлс.
А в конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни
протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом
труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали
себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали
гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе
настоящие гитары.
Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы, натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса, стиральные доски.
Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной).
Джазовую музыку отличает: импровизационность, повышенная эмоциональность исполнения, утонченная ритмичность (синкопирование -смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим, полиритмия- сочетание в музыкальном произведении двух (и более) самостоятельных ритмических рисунков ), специфический состав исполнителей и инструментов, использование разнообразных тембровых красок и звукоподражательных элементов. Первое в истории систематическое описание синкопы в своих трактатах затронул фламандский теоретик музыки и композитор Иоанн Тинкто́рис, живший в 15-16 вв. во Фландрии.
Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: "Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения
всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
фактически темп остается неизменным".
Для того, чтобы понять, есть ли в музыке Баха элементы джаза, мы послушали несколько произведений.
Проанализировав их, мы составили таблицу, где сравнили средства музыкальной выразительности джазовой музыки и музыки Баха. Мы попытались найти в музыке Баха, элементы присущие джазу. Ответы мы оценили по 3-х бальной системе.
Мелодия в джазе является важным элементом. Импровизационная мелодия помещается в так называемые квадраты. Так, например, блюзовый квадрат составляет 12 тактов, квадрат песенной формы— 32 такта.
А знаменитая "Ария" Баха, написана на 32 такта! Этим она сходна c джазовыми конструкциями. Поэтому в этом пункте мы Баху отдаем 3 балла.
Джазовая гармония - следует тем же правилам и законам, что и гармония классическая .Разница же заключается, во-первых, в более свободном подходе к правилам, а во-вторых - в сложности аккордов. Здесь мы Баху поставили 2 балла.
Ритм – мы выяснили, что одним из важнейших элементов джаза является синкопа.
Для Баха характерна равномерная пульсация, создающая ощущение непрерывного текущего движения. Оно может вздыматься или ниспадать, как волны прилива, но размеренность остаётся неизменной. Хотя ритмические акценты присутствуют в музыке Баха, поэтому в этом пункте мы поставили Баху 1 балл.
Импровизация - мы выяснили, что джаз - это прежде всего наличие импровизации в той или иной форме. Сам Бах был великолепным импровизатором. При жизни он был известен как композитор-импровизатор.
В результате нашего исследования, мы пришли к выводу, что если бы Бах жил в наше время, он вполне мог бы быть джазовым музыкантом, т.к. джаз и Бах стоят в глубоком духовном родстве.
Мы себе задали такой вопрос: Почему Бах подвергается джазовой обработке чаще, чем другие композиторы? Мы выяснили, что джазовому музыканту не надо сильно трудиться над превращением музыки Баха в джазовую. Хотя бы взять баховскую фугу - она удовлетворяет всем требованиям, которые можно применить к джазовой композиции. Ничего лишнего, ни одной произвольной, "необязательной" ноты; единство и многообразие стиля, ритма и метра.
Итак, мы выяснили, что джаз на момент 324 Дня рождения Иоганна Себастьяна - это прежде всего наличие импровизации в той или иной форме. Широко известно, что в его времена импровизационность была неотъемлемой частью музицирования. Для него сесть и сыграть что-нибудь "в джазовом стиле" не составляло труда, просто он не знал, что в XX веке это будет называться джазом. К слову сказать, искусством импровизации блестяще владели и Моцарт, и Бетховен, и многие другие музыканты того времени, пока оно не начало отмирать ближе к середине XIX века.
Сам Бах при жизни не был известен как композитор, зато все ценили его как блестящего музыканта-импровизатора. Известна такая история. Некоего беднягу Гольдберга его хозяин, мучившийся бессонницей, заставлял каждую ночь играть ему что-нибудь. И Бах подарил музыканту 30 импровизаций на одну и ту же тему. Так появились знаменитые теперь «Гольдберг-вариации»*. В то время частенько устраивали публичные музыкальные турниры, участники которых соревновались в импровизации на заданную тему И Бах неизменно побеждал своих соперников. Пожалуй, ему смело можно присвоить звание «чемпиона мира» по джазу эпохи барокко!
В интерпретациях некоторых композиторов и джазовых "стандартах" весьма заметна склонность к полифонии, которая наиболее свойственна Баху и которая царила в раннем нью-орлеанском джазе. В эпоху свинга и бибопа эта склонность уже не проявлялась. А вот музыканты кул-джаза А вот музыканты кул-джаза, как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, часть которых они заимствовали у Баха. , как правило, получившие академическое музыкальное образование, снова возвратили джазу элементы полифонии, часть которых они заимствовали у Баха.
Заключение.
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж.
Классическая музыка в современной обработке пользуется большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические вещи обретают новое звучание, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир классики.
И потому, очень важно ценить в Бахе не только замечательного и совершенного мастера контрапункта, но прежде всего глубокого мыслителя и художника, на много лет опередившего свою эпоху, создателя музыкальных произведений, которые до сих пор потрясают слушателя силой, яркостью и правдивостью образов и чувств.
Предоставим заключительное слово Ли Коницу, который в одном из интервью однажды сказал: "Я слушаю своего Баха и всегда стараюсь не забывать, что джаз вышел именно из него. Я думаю, что Бах был самым первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз. Меня глубоко трогают удвоения темпа и музыкальные фразы, которые можно считать очень джазовыми. Почти ежедневно я прослушиваю его сюиты для виолончели. Более грандиозной, более возвышенной музыки я просто не знаю".
А настоящее искусство в любых видах, по сути, всегда затрагивает одни и те же вечные темы, созданные в различные культурно-исторические эпохи, раскрывают суть нравственных понятий Любви и Красоты, Добра и Справедливости, Самопожертвования и Свободы, торжества Жизни и Разума.
Список литературы:
«Гармонический стиль И.С.Баха» Р.Н. Слонимская;
«Великие музыканты западной Европы» Хрестоматия для учащихся старших классов, составитель В.Б.Григорович Москва «Просвещение» 1982г.;
«Если бы Бах вел дневник…» Хаммершланг Я. Будапешт, 1963.;
«Символика музыки И.С.Баха и ее интерпретация» Носина В.Б.
«Джаз и Бах», Маркус А. Вельфле , Перев. с немецкого — И.Рыбак. Ред. — Г.Искандер, 2000г.
«Иоганн Себастьян Бах» А. Швейцер.
Гармония в джазе - Ю. Чугунов – учебно-методическое пособие, «Советский композитор» 1988г.
«Джазовая гармония» Д.Низяев.
Высказывания великих о музыке и музыкантах, форум педагогов.
"Великие пианисты "Гарольда Шонберга
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Пока бьют часы
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Мастер-класс "Корзиночка"
Бабочка