Нужно ли объяснять, что такое песня?
Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. С детства и до старости человек «с песней шагает по жизни».
Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.
Человек поет, когда ему весело или грустно, и не важно порой, есть у него голос или нет, у него поет душа!
Наш современный мир так наполнен проблемами и заботами, что люди реже стали собираться как в старину на посиделки, чтобы пообщаться и, конечно петь песни. Вместо этого мы можем учиться пению в музыкальных школах, Домах культуры, училищах, институтах, участвовать в различных вокальных конкурсах, а развитие электронной техники дало возможность человеку даже дома устраивать целый эстрадный концерт благодаря караоке.
Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект.
Вложение | Размер |
---|---|
penie_kak_uslovie_.docx | 68.3 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Научно-практическая конференция
Пение как условие оздоровления организма человека
Кошкина Ольга, ученица 8А класса МОУ «СОШ №28»
руководитель: И.В. Унгурова, учитель музыки
Прокопьевск - 2008
Содержание
Содержание 3стр
Ведение 4стр
Влияние пения на здоровье человека. 5стр
Влияние пения на человеческий организм. 7стр
Влияние дыхания на здоровье человека. 8стр
Определение влияния пения на участников вокальной группы 9стр
Заключение 14стр
Список литературы 16стр
Введение.
«Лучшим упражнением для сохранения
здоровья является пение»
Великий Авиценна
"Кто много поет, того хворь не берет!"
Народная мудрость
Нужно ли объяснять, что такое песня?
Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. С детства и до старости человек «с песней шагает по жизни».
Огромный мир мыслей, чувств, образов заключен в этом самом простом и доступном музыкальном жанре.
Человек поет, когда ему весело или грустно, и не важно порой, есть у него голос или нет, у него поет душа!
Наш современный мир так наполнен проблемами и заботами, что люди реже стали собираться как в старину на посиделки, чтобы пообщаться и, конечно петь песни. Вместо этого мы можем учиться пению в музыкальных школах, Домах культуры, училищах, институтах, участвовать в различных вокальных конкурсах, а развитие электронной техники дало возможность человеку даже дома устраивать целый эстрадный концерт благодаря караоке.
Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект. Ведь по статистике простудные заболевания ежегодно укладывают в постель около 30 миллионов россиян. Около 23 млн. человек в России болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, при этом умирают 56,7% из 100 больных, констатировал академик РАМН, главный кардиолог России, член Общественной палаты РФ Лео Бокерия на пресс-конференции в Кемерово.
Меня заинтересовала статья в одном из журналов, в котором говорилось о том, что пение использовалось в древней медицине для лечения различных заболеваний. Например, австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. А в КНР используется идущий от древних традиций даосской медицины метод вокального вибромассажа, заключающийся в пропевании отдельных гласных звуков с целью оздоровления тех или иных систем организма. Вокальный вибромассаж в несколько модифицированном виде предстал в прошлом веке в практике итальянского вокального исполнителя и педагога А.Барреры.
Занимаясь в школьной вокальной группе в течение 5 лет, я решила рассмотреть влияние занятия пением на участников данной группы.
Это позволило определить цель данного исследования: «Влияние пения на здоровье и психофизическое самочувствие школьников».
Для реализации поставленной цели определен круг задач:
изучить научно-популярную литературу;
определить влияние пения на человеческий организм;
определить влияние дыхания на здоровье человека;
выявить зависимость здоровья участников вокальной группы от занятий пением.
Предмет исследования: влияние пения на здоровье и психофизическое самочувствие участников вокальной группы.
Объект исследования: участники вокальной группы «Ералаш».
Методы исследования:
1.Влияние пения на организм человека.
Изучив специальную литературу, я выяснила, что слово "вокал" происходит от итальянского "воче", то есть голос. Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом, в то время как искусство пения гораздо сложнее и шире одного звуковедения.
Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния. В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом. Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов.
Георгий Струве отмечал, что правильная постановка голоса является очень значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать, при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно. Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм.
Музыкальные педагоги и ученые-медики давно заметили воздействие на человека пение, которое выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. А ученые-исследователи Франкфуртского университета пришли к выводу, что пение защищает верхние дыхательные пути от инфекций и стимулирует производство антител организмом.
Кроме того, у людей, которые регулярно занимаются пением, улучшается снабжение органов кислородом, что стимулирует кровообращение и повышает тонус.
Когда человек поет, у него уменьшается частота сердцебиения и артериальное давление. Пение снимает напряжение и боль, поэтому в нью-йоркских больницах с его помощью облегчают как психологические, так и физиологические страдания пациентов.
Профессией долгожителей называет С.В. Шушарджан профессию певцов. Он создал Институт медицины и музыкотерапии. Исследования его показывают, что пение стимулирует иммунитет. При регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.
Занимаясь проблемами поддержания здоровья и самосовершенствования людей, он говорит: «Пойте, друзья, на здоровье!»
На вокальном семинаре в городе Новокузнецке, прошедшем зимой 2005 года, также были приведены новейшие примеры лечебных свойств пения.
Для современного подрастающего поколения, получающего образование в системе образования, окруженного кичем массовой музыкальной культуры и находящегося в состоянии переоценки нравственных норм и идеалов, характерна эмоциональная запущенность, отчужденность, холодность взаимоотношений и, во многом, непонимание феномена дружбы. С этих позиций пение в хоре - это "глоток кислорода", вкус другой, нормальной формы взаимоотношений между людьми. Певцы хора утверждают, что у них лучше работают легкие, реже случаются приступы астмы, они чувствуют себя более энергичными и уверенными, спокойными и жизнерадостными.
Кроме того, у людей, занимающихся пением, голос дольше остается молодым.
2. Влияние звука на человеческий организм.
Человеческий голосовой аппарат – необычный музыкальный инструмент: ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Но главное – это «говорящий» музыкальный инструмент. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса – непосредственно к его чувствам. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15–20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.
Рост школьных неврозов, характеризующихся потерей интереса к учебе, общей апатией или раздражительностью и агрессивностью, повышенной тягой к алкоголю, табака курению и наркомании, заставляет искать возможные пути преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких путей является арт-терапия (лечение искусством), представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения учащихся в различные виды деятельности, в том числе и пение, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан приводит примеры современных научных исследователей о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.
Так, звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о - и - о - и” массирует сердце; звук “и - э - и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 - 4 раза). Очень сходное воздействие производят на организм и отдельные музыкальные произведения.
Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми. Лечить можно не только словом, но и музыкой, пением и даже протяжным многократным произнесением с улыбкой некоторых звуков. Например: “гон” - звук селезёнки, “шэн” - звук легких, “гуо” - звук печени, “чэн” - звук сердца, “ю” - звук почек, “дон"- звук желудка. С помощью звуков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от бронхиальной астмы, бронхита, болезней легких. Правильное использование звука «з» активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей. Звук «э» активизирует железы внутренней секреции, действует на мозг, органы головы, способствует усвоению железа.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.
3. Влияние дыхания на здоровье человека.
Рассматривая данную тему, я обнаружила, что в современной медицине существует новый лечебно-профилактический метод, названный вокалотерапией, который состоит, прежде всего, в правильном певческом дыхании. Существует набор специальных упражнений, с помощью которых можно довести способность управления дыханием до совершенства. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов. Пение - это дыхание в биологически полезном ритме, благотворно сказывающемся на работе сердечной мышцы. Дыхание – «фундамент» пения. Повседневное бытовое дыхание мы не замечаем, оно рефлекторно. Вокальное надо осваивать сознательно. Если вы хотите, как можно дольше сохранить свой певческий голос, надо учиться правильно дышать.
Дыхательная тренировка по определенной системе укрепляет стенки кровеносных сосудов.
Прежде чем научиться правильно дышать, необходимо осознать роль дыхания в жизни человека. Мы знаем, что дыхание – первооснова жизни. А правильное дыхание выполняет еще и профилактическую (дыхательная зарядка) и терапевтическую (коррекционную) задачи, не говоря уже о роли правильного дыхания в вокально-хоровой деятельности.
Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Известно изречение: «Дышите глубже. Вы взволнованы». Как дышать? Через нос. Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения.
Ко второй группе относятся попеременное или раздельное дыхание, очистительное дыхание, «рубка дров», вокальные упражнения с выдохом звуков «с–з–ж». Самое правильное и полезное дыхание при пении – это полное дыхание. Оно вентилирует легкие, увеличивает приток кислорода в кровь; воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение, помогает выводу шлаков из организма.
Как это может пригодиться в повседневной жизни? «Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги. Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте!
Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:
• защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т.п.;
• насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее;
• развивает узкую грудную клетку;
• помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам);
• восстанавливает работу организма, поэтому толстый – худеет, а слишком худой – поправляется. И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т.к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.
4. Определение влияния пения на здоровье и психофизическое
состояние участников вокальной группы.
В нашей школе уже в течение 5 лет существует вокальная группа «Ералаш». Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа и состоят из распевки на различные звуки и слоги, дыхательной гимнастики, затем собственно работа над произведением, сценическим образом.
Я решила выяснить, как влияют вокальные занятия на здоровье участников, их успеваемость, психофизическое самочувствие.
Для определения психофизического самочувствия использовала тест Ф. Теммл, Д.Д. Дорш и В. Амен, в котором существуют следующие параметры:
Для количественного выражения уровней (высокий, средний, низкий) приняты специальные оценки - высокая тревога, повышенная тревога, тревога не выражена. Результаты выражены в процентном соотношении.
В данной диаграмме приведены результаты уровня психофизического состояния участников группы на начальном, среднем и конечном этапах исследования.
Диаграмма №1
Психофизическое самочувствие участников вокальной группы 5 класс
Диаграмма №2
Психофизическое самочувствие участников вокальной группы 6 класс
Диаграмма №3
Психофизическое самочувствие участников вокальной группы 7 класс
Анализ данных показал, что уровень высокой и повышенной тревожности учащихся снизился. Страх не соответствия ожиданиям окружающих, ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями, страх самовыражения преодолен учащимися благодаря занятиям пения. А значит, самооценка участников и чувство уверенности стало выше.
Все виды вокальной деятельности, исполнение и восприятие, оказывают большое эмоциональное воздействие на участников, является необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков, навыков музыкально-ритмических движений, развитию музыкального воображения.
Комфортная атмосфера занятий, практическая деятельность содействует всестороннему развитию школьника, воспитывает адекватное отношение к процессам в общественной жизни, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность. Это повлияло на качество успеваемости участников группы.
Таблица №1
Успеваемость участников вокальной группы.
п/п | Фамилия, имя участника | 2004-2005 уч. год | 2005-2006 уч.год | 2006-2007уч.год | |||
Количество предметов | на «5» | Количество предметов | на «5» | Количество предметов | на «5» | ||
1. | Анисимова Кристина | 13 | 11 | 14 | 12 | 15 | 12 |
2. | Бурыкина Дарья | 13 | 6 | 14 | 7 | 15 | 7 |
3. | Визова Катерина | 13 | 10 | 14 | 12 | 15 | 10 |
4. | Долматова Ульяна | 13 | 11 | 14 | 12 | 15 | 13 |
5. | Зенкова Любовь | 13 | 10 | 14 | 10 | 15 | 8 |
6. | Илларионова Софья | 13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 |
7. | Каткова Елизавета | 13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 |
8. | Костенкова Стела | 13 | 12 | 14 | 13 | 15 | 12 |
9. | Кошкина Ольга | 13 | 11 | 14 | 11 | 15 | 11 |
10. | Ложкина Оксана | 13 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 |
11. | Мицук Павел | 13 | 9 | 14 | 7 | 15 | 7 |
12. | Некрасова Валерия | 13 | 8 | 14 | 7 | 15 | 7 |
Даная таблица свидетельствует о том, что 60% ребят стабильно показывают отличные и хорошие результаты в учебе, 3-е из них являются стипендиатами областной и городской премии. Все учащиеся активно принимают участие во всех классных, школьных и городских мероприятиях. Снижение качества знаний у 40% ребят предположительно связаны со сложностью усвоения учебного материала, окружающей социальной средой, в которой они общаются. Изучая школьные документы, я проследила зависимость занятий вокалом на пропуски уроков учащихся по болезни ОРЗ. В таблице приведены следующие данные:
Таблица№2
Количество пропущенных дней по болезни (ОРЗ) участников вокальной группы
Учащиеся | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
1. Анисимова К. | 5 | 6 | 5 |
2. Бурыкина Д. | 12 | 8 | 6 |
3. Визова Е. | 2 | 6 | 8 |
4. Долматова У. | 4 | 3 | 3 |
5. Зенкова Л. | 18 | 11 | 4 |
6. Илларионова С. | 10 | 9 | 2 |
7. Каткова Е. | 5 | 4 | 2 |
8. Котёнкова С. | 3 | 3 | 3 |
9. Кошкина О. | 6 | 5 | 4 |
10. Ложкина О. | 5 | 4 | 4 |
11. Мицук П. | 13 | 9 | 7 |
12. Некрасова В. | 7 | 9 | 8 |
Для сравнения приведем таблицу пропущенных дней по болезни ОРЗ остальных учащихся класса:
Количество пропущенных дней по болезни (ОРЗ) учащихся класса
Таблица №3
Учащиеся | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
1. Бушумбаев Р. | 10 | 12 | 14 |
2. Головков К. | 12 | 12 | 16 |
3. Дьяков А. | 5 | 7 | 21 |
4. Захаренко В. | 4 | 6 | 8 |
5. Золотухин В. | 5 | 5 | 12 |
6. Мешалкина Н. | - | 22 | 47 |
7. Набиулин Д. | 7 | 11 | 15 |
8. Опалев В. | 3 | 12 | 31 |
Результаты таблицы подтверждают, что количество пропущенных уроков по причине простудных заболеваний значительно снижается у участников вокальной группы и увеличивается у остальных ребят с каждым годом. И это увеличение, по-моему мнению, связано с повышением утомляемости и нервозности подросткового периода, усложнением учебного материала, трудностями в общении со сверстниками и не умением снять чувство тревоги несоответствия ожиданиям окружающих.
Анализируя все полученные результаты можно сделать вывод: занятия пением оказывают большое эмоциональное и терапевтическое влияние на участников вокальной группы, что способствует их оздоровлению. Ведь пение не только доставляет исполнителям удовольствие, но и стимулирует деятельность внутренних органов, упражняет и развивает их слух, дыхательную систему, оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя работе организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. А также содействует всестороннему развитию школьника, воспитывает адекватное отношение к процессам в общественной жизни.
5. Заключение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что пение воздействует на человека, создает определенные эмоциональные переживания, оказывающие влияние на психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Умело подобранная музыка оказывает влияние на целенаправленную деятельность человека. Часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу. Большое значение для здоровья имеет дыхание, которое благотворно сказывается на работе сердечной мышцы. Дыхание – «фундамент» пения.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней.
Звук, зарождающийся во время пения, только на 15–20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.
Пение стимулирует иммунитет. При регулярных занятиях в хоре в организме повышается уровень иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.
И самое главное, петь и оздоравливать свой организм, проводить профилактику простудных и других заболеваний могут все, и в любое удобное время, например, музыкальная физминутка на уроках не только младших класса, но и среднего и старшего звена.
Проведенное мною исследование доказывает, что пение эффективно влияет на здоровье и психофизическое самочувствие участников группы, являясь профилактическим средством простудных заболеваний.
Подтверждая народную пословицу «Кто много поет, того хворь не берет».
И я хочу пожелать всем: «Пойте, друзья, на здоровье!»
Список литературы:
1. Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /под ред. Орлова С.М./, 2 издание. - М., Музыка, 1973.
2. Венгрус Л.А., Начальное интенсивное хоровое пение. - С-Пб, Музыка, 2000.
3. Гурджиев И., http://crossworlds.ru/muzika.php - crossworlds.ru, 2006
4. «Детский голос» - Экспериментальные исследования под редакцией В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г
.5. Ортомолекулярная медицина www.ortho.ru E-mail: info@ortho.ru, 2006 г.
6. . «Развитие детского голоса» ред. В.Н. Шацкой - Москва, 1963 г.
7. Стулова Г.П., «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.
8. Струве Г.А., «Школьный хор», Москва, Просвещение, 1981 г.
9. Теплов Б.М., Психология музыкальных способностей. - М., АПН НИИ Психологии, 1947.
10. Шамина Л., «Работа с самодеятельным хоровым коллективом», Москва, «Музыка», 1988 г.
11. CrossWorlds.ru : Музыка для души и тела. New Age, Релакс, Медитации, Мантры, Этника,
2004 г.
12. Юргитуте А.А., Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива. - Вильнюс, ВГК 2005 г.
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Ласточка. Корейская народная сказка
Шум и человек
Ветер и Солнце
Сочные помидорки