Мария представляет историю создания современной флейты- музыкального иструмента, относящегося к группе дереянно - духовых инструментов.
Вложение | Размер |
---|---|
fleyta.refeorat.doc | 170 КБ |
Введение
Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого–то, в нашу жизнь входит музыка. Знакомая, любимая. Мы узнаем ее ласковую и задумчивую, а может быть радостную и торжественную мелодию. Мы постоянно говорим: «Звучит музыка». А как она звучит, почему она звучит? Что заставляет мелодию звучать, так или иначе. Как извлекаются звуки из музыкальных инструментов? Такие вопросы часто задают ученики музыкальной школы
Я занимаюсь в музыкальной школе с 4 лет и уже второй год играю на флейте. Я тоже задавала себе подобные вопросы. Вместе со своим педагогом по флейте Цапаевой Натальей Павловной я провела небольшое исследование и сейчас я уже знаю ответы на эти вопросы, а также и на многие другие
Следовательно, цель нашего исследования: проследить способы игры на разных флейтах, определить их сходство и отличие.
Задачи:
1.Изучить историю появления и развития флейты как одной из представительниц группы деревянно-духовых инструментов.
2. Провести практические исследования и доказать, что качество звучания зависит от вида флейты, на которой играет музыкант.
3.Представить результаты нашего исследования в виде сравнительной таблицы.
4. Взять интервью у преподавателя музыки ДМШ № 12 Цапаевой Натальи Павловны.
5.Составить словарь незнакомых слов.
Гипотеза нашего исследования: ЧЕМ СЛОЖНЕЕ ФЛЕЙТА, ТЕМ СОВЕРШЕНЕЕ ЕЕ ЗВУЧАНИЕ. ОДНА И ТА ЖЕ МЕЛОДИЯ НА РАЗНЫХ ФЛЕЙТАХ БУДЕТ ЗВУЧАТЬ ПО – РАЗНОМУ И БУДЕТ ИМЕТЬ СВОЕ НЕПОВТОРИМОЕ ЗВУЧАНИЕ.
Для доказательства гипотезы мы использовали методами изучения литературы, сравнения различных видов флейт, сопоставления и анализа результатов. Также мы использовали методику интервьюирования респондента.
В своей теоретической части мы касаемся вопросов происхождения флейты как музыкального инструмента, истории развития и изменения флейты. В этой части рассказывается о создателях различных видов флейты.
В практической части работы мы проводим сравнение различных флейт (результаты обобщены в виде таблицы), представляем результаты интервью со своим педагогом Цапаевой Натальей Павловной.
1. Теоретическая часть
1.1.Флейта как одна из представительниц группы деревянно-духовых инструментов.
Из всех известных сейчас музыкальных инструментов, флейта принадлежит, несомненно, к числу немногих, история которых восходит к глубокой древности.
Флейта – это музыкальный инструмент, который относится к деревянно-духовой группе.
«В группе деревянной духовой
Мелодию исполнят флейта и гобой.
И музыке придаст очарованье
Их легкое певучее звучанье».
Духовые инструменты - это инструменты, звук которых образуется от вдувания воздуха в трубу. Группа деревянно-духовых музыкальных инструментов имеет индивидуальное звучание.
На флейте можно сыграть очень быструю, подвижную мелодию - звуки будут, словно бисер, катиться один за другим. И у флейты, и у гобоя звуки очень светлые. В современном оркестре иногда каждой паре флейты добавляется флейта – пикколо или маленькая флейта.
Стебель тростника стал «предком» и пастушьей свирели и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя, фагота, кларнета. Потом научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно видеть в музеях среди разных орудий каменного века.
1.2. Легенды и сказания о флейте.
О запевшем тростнике сложено много народных сказок легенд и песен. В одной из них рассказывается, как на могиле убитой девушки вырос тростник. Когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов:
«Сидел рыбак веселый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул
Один конец зажал он
В другой конец подул.
И будто оживленный, тростник заговорил –
То голос человека и голос ветра был».
Другая легенда связана с богом Паном, одним из древнейших богов ГРЕЦИИ. Отцом Пана был Гермес – сын Зевса. Гермес – посланник богов имел крылатые сандалии. Мать Пана была нимфа Дриона. Пан родился с козлиными ногами рогами и с длинной бородой.
Отец Гермес обрадовался рождению сына и отнес его на Олимп. Все боги Олимпа радовались рождению Пана, но, глядя на него, смеялись. Пан не остался жить на Олимпе, он ушел в тенистые леса, в горы. Там он пас стада и принимал участие в играх нимф. Пан однажды увидел красавицу нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе убежала от него. Пан стремился догнать ее. Но путь ему преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал мольбы нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник.
Печально вздыхая, Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неровные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сиренгой и стал играть в уединении лесов на свирели - сиренге, оплакивая свою любовь.
1.3. Из истории сладкоголосой флейты.
Флейта один из немногих инструментов, который возник несколько тысяч лет назад и почти в неизмененном виде существует до сих пор.
В Курской области играют на кугиклах – так называют здесь флейту Пана. Кугиклы состоят из трех или пяти тростниковых дудочек, одинаковых по диаметру, но разных по длине. Нижние концы дудочек наглухо закрыты, так что каждая дудочка издает только один звук, а все вместе образуют диатонический звукоряд (до, ре, ми, фа, соль…). Кугиклы - инструмент ансамблевый, играют обычно на нем женщины, сопровождая сельскую пляску.
Другим прототипом флейты можно считать китайский инструмент сяо. Он представляет собой несколько соединенных бамбуковых тростей, величина которых соответствовала требованиям настройки.
И, наконец, прототипом флейты можно считать дудку - старинный русский народный инструмент с шестью отверстиями. По приемам игры и аппликатуре дудка соответствует флейте с наконечником.
Самое слово "флейта" применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств. Однако, подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой "породы", как флейта простая, флейта фригийская или флейта двойная. Все эти инструменты только именовались "флейтами", но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Не имела прямого отношения к собственно флейте и почитавшаяся долгое время "единственным подлинным предком" современной флейты флейта с наконечником или flute a bес, известная также под именем flute douce или flute.
Марсий - сатир, лучше всех игравший на флейте. |
Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием "косой" или поперечной флейты, являлась несомненным потомком античной флейты Пана. Она возникла, вероятно, в одно время с "прямой флейтой" или "флейтой с наконечником", и в отличие от неё не имела уже "пищика", но располагала «боковым отверстием». Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но, так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение. Уже к середине столетия косая флейта получила всеобщее признанье и, несмотря на упорство, с которым держалась ещё в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная флейта вышла на путь решительного развития и совершенствования. Этим последним свойством прямая флейта явно не обладала и после попытки вернуть себе былое положение, она отошла в сторону и сохранила о себе память лишь по произведениям того времени. Сейчас эту флейту с наконечником можно видеть только в музеях или у любителей старинных инструментов. Поперечная флейта была известна также под названием швейцарская или немецкая флейта.
Наиболее убогим предшественником "флейты с наконечником", бывшей во всеобщем употреблении до середины XVII столетия, был флажолет — простенькая дудочка с "пищиком-свистком" и несколькими дырочками и очень небольшим количеством клапанов. Эта флейточка была некоторое время в ходу в народе и даже сейчас одна из её разновидностей под именем galoubet пользуется большим вниманием в Провансе. Другая разновидность флейты, известная под общим наименованием "косой" или поперечной флейты, являясь несомненным, хотя быть может и весьма отдалённым потомком античной флейты Пана или сиринкса, возникла, вероятно, в одно время с "прямой флейтой" или "флейтой с наконечником", и в отличие от неё не имела уже "пищика", но располагала "боковым отверстием" или амбушюром. Трудно сказать, как протекала жизнь этого инструмента в те годы, когда музыканты были восхищены прямой флейтой и пользовались ею, как единственным представителем этого семейства. Но, так или иначе, в начале XVII века косая флейта решительно заявила о себе и вступила в непримиримую вражду со своей соперницей. Очевидно, преимущества косой флейты были скоро осознаны, так как иначе нет возможности объяснить её столь решительное наступление и отнюдь не менее бурное распространение.
К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, которые увеличили ее размер, сделали канал слегка сужающимся от головки и добавили к шести пальцевым отверстиям клапан для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием, более точной интонацией и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную флейту (блокфлейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях. Однако у инструмента оставалось много недостатков, между тем технические требования, предъявляемые к нему композиторами, росли с каждым десятилетием. Многочисленные экспериментаторы пытались добиться устойчивости интонирования во всех тональностях, но лишь немецкому флейтисту
. Между 1832 и 1847 годами Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор мало изменился, хотя эксперименты на этом не закончились. Он ввел следующие наиболее важные новшества:
1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения;
2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей закрывать все отверстия;
3) использовал цилиндрический канал старых времен, но с параболической головкой, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах, хотя и лишило его мягкости тембра, характерной для конического канала;
4) перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания за счет мягкости и задушевности. Флейты обычно делались из серебра, хотя некоторые исполнители все еще предпочитали дерево; в 19 в. были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости. Оркестровая флейта имеет диапазон в три октавы, начиная от си малой октавы.
2.Практическая часть.
Сходства и различия трех основных видов флейты.
Название | Блокфлейта | Пикколо (малая флейта) | Большая флейта |
Форма | Продольная и вертикальная | Поперечная (горизонтальная) | Большая, отличается размерами |
Материал изготовитель | Деревянная или пластмассовая | Металлическая: сплав серебра и никеля | Металлическая: сплав серебра и никеля |
Особенности звучания | Звучит на октаву выше | Звучит на октаву выше |
Интервью с Цапаевой Н.П.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему на флейте Пикколо играть труднее, чем на блокфлейте, как она усложняется?
Ответ: Сложнее звукоизвлечение. Происходит разбивание воздушной струи.
Многие ребята не сразу могут научиться играть на флейте Пикколо.
Вопрос: Нужен ли больший объем легких для игры на Пикколо и большой флейте?
Ответ: После 8 лет. Именно в этом возрасте ребята переходят на новый вид флейты: флейту Пикколо. Должно быть, правильное дыхание, приходится занимать и легкие, и диафрагму.
Заключение.
Итак, мы узнали много новых и интересных фактов из истории флейты, ее происхождения и развития. Проследили изменение и совершенствование флейты как музыкального инструмента. Нам также удалось сравнить три вида флейт: блок флейту, флейту Пикколо и большую флейту. С помощью сравнительной таблицы мы смогли выявить сходства и различия этих флейт.
Эти факты, а также игра на разных флейтах помогла доказать мою гипотезу:
чем сложнее флейта, тем совершеннее ее звучание.
Содержание:
Введение.
1.1.Флейта как одна из представительниц группы деревянно-духовых инструментов.
1.2. Легенды и сказания о флейте.
1.3. Их истории сладкоголосой флейты.
2.Практическая часть
3.Приложения.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 200
Учебно-исследовательский проект
Тема: От флейты Пана до современной флейты
Исполнитель: Седых Мария -
ученица 4 «Б» класса МОУ – СОШ №200
Руководитель: Седых И.И.- учитель английского языка высшей категории
Дакалова А.В.. -
учитель русского языка и
литературы I категории
Консультант:Цапаева Н.П. – преподаватель
по флейте I категории
ДМШ №12
ЕКАТЕРИНБУРГ 2010
СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ.
1.Флейта – музыкальный инструмент, относящийся к группе деревянно-духовых инструментов.
2. Духовые инструменты - это инструменты, звук которых образуется от вдувания воздуха в трубу.
3.Гермес – посланник богов, который имел крылатые сандалии. Отец бога Пана.
4.Дриона – греческая нимфа, мать бога Пана.
5.Сиринга - греческая нимфа, в которую был влюблен бог Пан, и в честь которой была названа флейта – свирель.
6. Т. Бём (1794–1881) - немецкий флейтист, которому удалось создать современный тип флейты.
7.Марсий – греческий сатир, лучше всех игравший на флейте.
8. Кугиклы – так называют флейту Пана в Курской области.
9.Сяо - китайский инструмент, который являлся прототипом флейты. Он представляет собой несколько соединенных бамбуковых тростей, величина которых соответствовала требованиям настройки.
Автореферат
Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого–то, в нашу жизнь входит музыка. Знакомая, любимая. Мы узнаем ее ласковую и задумчивую, а может быть радостную и торжественную мелодию. Мы постоянно говорим: «Звучит музыка». А как она звучит, почему она звучит? Что заставляет мелодию звучать, так или иначе. Как извлекаются звуки из музыкальных инструментов? Такие вопросы часто задают ученики музыкальной школы
Я занимаюсь в музыкальной школе с 4 лет и уже второй год играю на флейте. Я тоже задавала себе подобные вопросы. Вместе со своим педагогом по флейте Цапаевой Натальей Павловной я провела небольшое исследование и сейчас я уже знаю ответы на эти вопросы, а также и на многие другие
Следовательно, цель моего исследования: проследить способы игры на разных флейтах, определить их сходство и отличие.
Задачи (вы можете видеть на экране):
1.Изучить историю появления и развития флейты как одной из представительниц группы деревянно-духовых инструментов.
2. Провести практические исследования и доказать, что качество звучания зависит от вида флейты, на которой играет музыкант.
3.Представить результаты моего исследования в виде сравнительной таблицы.
4. Взять интервью у преподавателя музыки ДМШ № 12 Цапаевой Натальи Павловны.
5.Составить словарь незнакомых слов.
В ходе своего исследования я попытаюсь доказать мою гипотезу: ЧЕМ СЛОЖНЕЕ ФЛЕЙТА, ТЕМ СОВЕРШЕНЕЕ ЕЕ ЗВУЧАНИЕ. И ОДНА И ТА ЖЕ МЕЛОДИЯ НА РАЗНЫХ ФЛЕЙТАХ БУДЕТ ЗВУЧАТЬ ПО – РАЗНОМУ И БУДЕТ ИМЕТЬ СВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ ЗВУК.
Для доказательства своей гипотезы я пользовалась методами сравнения, сопоставления и анализа результатов. Также я брала интервью у своего педагога Натальи Павловны.
История флейты восходит к глубокой древности. В своей теоретической части мы касаемся вопросов происхождения флейты как музыкального инструмента, истории, развития и изменения флейты. В этой части мы также рассказываем о создателях различных видов флейт.
В практической части работы мы проводим сравнение различных видов флейт, представляем результаты интервью с педагогом по флейте Цапаевой Н.П., представляем словарь трудных слов.
Флейта как одна из представительниц группы деревянно-духовых инструментов
Флейта – это музыкальный инструмент, который относится к деревянно-духовой группе.
«В группе деревянной духовой
Мелодию исполнят флейта и гобой.
И музыке придаст очарованье
Их легкое певучее звучанье».
Духовые инструменты - это инструменты, звук которых образуется от вдувания воздуха в трубу. Стебель тростника стал «предком» и пастушьей свирели и духовых инструментов современного оркестра: флейты, гобоя, фагота, кларнета. Потом научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно видеть в музеях среди разных орудий каменного века.
О запевшем тростнике сложено много народных сказок легенд и песен. В одной из них рассказывается, как на могиле убитой девушки вырос тростник. Когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов:
«Сидел рыбак веселый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул
Один конец зажал он
В другой конец подул.
И будто оживленный, тростник заговорил –
То голос человека и голос ветра был».
Другая легенда связана с богом Паном, одним из древнейших богов ГРЕЦИИ. Отцом Пана был Гермес – сын Зевса. Гермес – посланник богов имел крылатые сандалии. Мать Пана была нимфа Дриона. Пан родился с козлиными ногами рогами и с длинной бородой.
Отец Гермес обрадовался рождению сына и отнес его на Олимп. Все боги Олимпа радовались рождению Пана, но, глядя на него, смеялись. Пан не остался жить на Олимпе, он ушел в тенистые леса, в горы. Там он пас стада и принимал участие в играх нимф. Пан однажды увидел красавицу нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе убежала от него. Пан стремился догнать ее. Но путь ему преградила река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке Сиринга руки и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки услышал мольбы нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник.
Печально вздыхая, Пан срезал несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неровные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой и стал играть в уединении лесов на свирели - сиринге, оплакивая свою любовь.
Самая простая флейта – это блок флейта, которая напоминает дудочку или свирель. К концу 17 века флейта была усовершенствована французскими мастерами (они увеличили ее размер, добавили к 6 пальцевым отверстиями клапан для исполнения полного хроматического звукоряда). Немецкий флейтист Ф.Бем усложнил флейту, добавил клапаны, и ее звучание стало еще красивее.
Результаты сравнения трех типов флейт вы можете видеть на экране. Также мы предлагаем Вашему вниманию интервью с моим педагогом по флейте Цапаевой Н.П.
А сейчас я сыграю Вам ту же мелодию на блок флейте.
Таким образом я доказала свою гипотезу: чем сложнее флейта, тем красивее ее звучание.
Лягушка-путешественница
Компас своими руками
Северное сияние
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Попробуем на вкус солёность моря?