В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа, создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Эта тема является актуальной.
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_slova_s_muzykoy_v_romane_l.n.tolstogo.doc | 59 КБ |
soedinenie_slova_s_muzykoy_v_romane_l.n.tolstogo.ppt | 2.84 МБ |
Соединение слова с музыкой в романе Л.Н.Толстого.
«При соединении слова с музыкой одно
пополняет другое: слову музыка сообщает
необыкновенную силу выражения,
музыке слово – полную определённость.
Соединение прозы с музыкой может
увеличить силу впечатления той и другой,
довести её до высшего предела,
а это и составляет задачу искусства».
Ц.А.Кюи.
Введение.
Актуальность темы: В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа, создание условий для формирования творческой разносторонней личности, накопления опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Эта тема является актуальной.
Во-первых, сегодня необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Во-вторых, изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов литературы и музыки.
Проблема: почему музыка необходима для усиления раскрываемости художественного образа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Цель работы: показать, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа; воздействовать через музыку на весь духовный мир человека, прежде всего на его нравственность, итогом которой является формирование общей культуры личности.
Объект исследования: музыка в романе Л.Толстого.
Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как усиление выразительности и более полного осмысления художественного образа.
Гипотеза исследования: музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.
Методы: анализ изученного материала, обобщение полученной информации.
Теоретическая значимость: уметь определять значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
эмоционально-образно воспринимать и оценивать произведение, содействовать нравственному и эстетическому воспитанию.
Практическая значимость: предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, при подготовке презентаций, для постановки различных спектаклей на внеклассных мероприятиях, при написании докладов, научно-исследовательских работ.
Часть I. Музыка - неотъемлемая часть формирования образа.
Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности образа, доводит его до совершенства.
Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили.
С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. Великий писатель тонко чувствовал и понимал музыку. Об этом вспоминал Сергей Львович Толстой, сын писателя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец…».
Немало места уделено музыке в романе «Война и мир». Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе лучшие чувства.
Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств.
Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев. С музыкой, звучащей в душе, как воплощение чего-то волшебного, неповторимого, связано и первое знакомство князя Андрея с Наташей. Лунная ночь в Отрадном, случайно подслушанный разговор из окна. Завороженная красой лунной ночи, Наташа не может уснуть, восхищаясь, и просит Соню в довершение счастья спеть с ней вместе музыкальную фразу. Вот такой романтичной запомнил ее князь Андрей и, обычно замкнутый, рад был встрече на балу, буквально с первого вечера открыв для нее свою душу. Кстати, на том самом первом Наташином балу ни одну из пар, кроме Наташи и князя Андрея, не показывает Толстой как бы «крупным планом», изнутри, через радость соприкосновения с танцем и музыкой. В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одарённость и восприимчивость Наташи Ростовой. Музыка рождает новые чувства, под её влиянием жизнь представляется герою в новом свете.
Когда в жизнь Наташи приходит ненастоящее, чуждое героине увлечение Курагиным, мысль бежать с ним, Толстой показывает это на фоне неестественно-декоративного театрального представления, музыки и танца, воспринимаемого и превозносимого в свете, но не затрагивающего душу Наташи. Именно под звуки музыки, чуждой ее душе, под сенью такой фальшивой Элен и назревает в Наташе чуждое настроение, чуть не сломавшее душу героини.
Музыка не живет отдельно от героев. Л. Толстой гениально подмечает, как «запел в душе у Николая и Наташи мотив песни», объясняет всю прелесть пения и игры дядюшки: «Дядюшка пел так, как поет простой народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев — так только, для складу. От этого-то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош».
И последний вечер Пети Ростова — юного офицера-добровольца — в партизанском отряде Василия Денисова. Его чудесный музыкальный сон, когда реальные звуки: разговоры у костра, скрип телег, звук натачиваемой сабли — сплетаются в какую-то фантастическую мелодию и он, Петя, руководит этим оркестром. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего представления о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы, — каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, то в торжественное церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, — качнувшись наперед, сказал себе Петя. — Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй, моя музыка! Ну!..» Это все настолько чудесно и торжественно, что становится страшно за этого отважного мальчика, коснувшегося величия, красоты и гармонии. Выше — некуда, значит.… Назавтра Петя погибает в бою, и Лев Толстой подчеркивает горечь утраты «странными, лающими звуками» — это плачет у забора, узнав о смерти юноши, его партизанский командир Василий Денисов.
Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом.
Музыка и литература дополняют друг друга, помогают нам глубже понять и осмыслить, тот или иной художественный образ, проникнуться авторским настроением и стать активным участником творческого процесса.
Часть II Роман Л.Толстого в опере С.Прокофьева.
Своеобразен музыкальный язык оперы С.Прокофьева по роману Толстого.
Конечно, показать в опере всех героев Л. Толстого невозможно. Поэтому С. Прокофьев сконцентрировал внимание на взаимоотношениях Наташи и князя Андрея, уделил много внимания Пьеру. Остальных введенных в оперу героев показал эпизодически, насколько близко их отношение к истории Наташи и князя Андрея.
Для С. Прокофьева нет мелочей. Герои буквально “вылеплены ” композитором, рельефны, “зримы ” их музыкальные характеристики.
Центральный эпизод второй картины – чудесный лирический вальс, поэтичный и одухотворенный. В нём вся гамма чувств Наташи: её робость и волнение, радостная надежда и нерешительность. Но если мы будем говорить, что вальс это только танец, этим мы сузим значение слова, обедним его. Вальс является завязкой всей композиции оперы. Именно в вальсе зарождаются глубокие чувства.
Наташе предстоит перенести много радостных и печальных минут. Вальс является отражением счастливых мгновений её жизни, её расцветающей юности, подчёркивает внутреннюю красоту и обаяние, которые составляют нравственную суть образа Наташи.
Часть III. Союз музыки и слова.
Слово – это музыка мысли. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи,» - писал о звучании русской речи Н.В. Гоголь. Язык – это история народа, это выражение его культуры, это связь разных цивилизаций и разных пространств.
Соединение музыки и слова – особое художественное направление в творчестве Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, которое выделяет оркестр среди других. Музыка подчёркивает необыкновенную силу и выразительность слова, а слово даёт музыке большую определённость. Это соединение многократно увеличивает выразительность художественного образа, доводит её до высшего звучания.
Соединение фрагментов «Войны и мира» Л.Толстого с музыкой Л.Бетховена, П.Чайковского и С.Прокофьева создало своеобразную и художественно значительную программу. Она была включена в программы Эдинбургского фестиваля (2006г.), на котором оркестру был присуждён приз – Золотой Эдинбургский Ангел, и Десятого юбилейного фестиваля Русской культуры в Каннах (2007г.).
«Для меня музыка – одно из самых замечательных путешествий, - писал Михаил Филиппов – и я счастлив оттого, что В.И.Федосеев и Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского иногда забирают меня с собой в эти путешествия. Находится в самом центре оркестра, там, где рождается музыка – ни с чем несравнимое ощущение. А поскольку мне доверяют читать высокие образцы мировой литературы – это двойное удовольствие и наслаждение. Последняя моя работа с БСО, пожалуй, одна из самых сложных, связана с именем Льва Толстого. Его проза – мудрая, напряжённая, заставляющая размышлять над каждым словом, довольно трудна для чтения. И если мне удаётся быть на уровне музыки, которую создаёт оркестр, то – слава Богу!».
Союз музыки и слова, при условии таланта творцов первичных сочинений и профессионально высокого уровня исполнения, позволяет достичь качественно нового, многозначного и более объёмного восприятия.
Музыка углубляет, эмоционально усиливает постигнутое Л.Толстым. Героическая симфония Бетховена с её апофеозом французской революции и борьбы за свободу оттеняет думы Наполеона. Прокофьевская тема величания Москвы – лейтмотив образа Кутузова, приглушённо звучит в оркестре, давая осознать, что творится в душе старого, больного человека, ради любви к отчизне взявшего на себя ношу непосильной ответственности: оставить Москву без боя. Такова «война», вершащая миллионами жизней и будущим Европы. А рядом - «мир» с его камерностью, ошибками, запоздалым прозрением каждого человека, но и с его любовью, терпением, героизмом. И ярче всего он явлен мятущейся душой юной Наташи Ростовой и одухотворённым прокофьевским вальсом, сопутствующим и оберегающим эту истинно русскую женщину.
Завершила эту грандиозную феерию музыка П.Чайковского, одно из самых патриотичных его сочинений – «Увертюра 1812 год». Её распевность и широта, ликование фанфар, колокольный звон и гимн «Боже, царя храни!», создают у слушателей такой настрой, что в какие-то мгновения он казался единым просветлённым, счастливым целым. Такова магия двух великих искусств – Слова и Музыки при адекватном их гениальным прототипам исполнении. Слово и музыка слились воедино, будто они изначально сочинялись специально к такому случаю, а не писались разными авторами и в разное время.
Заключение.
Проанализировав изученные материалы и сделав обобщение полученной информации, я сделала вывод: музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта (в том числе любого факта истории) в факт эмоционально одухотворённый, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание; действительно является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа, так как доводит его до высшего предела, а это составляет основную задачу искусства.
Список литературы
Содержание
Слайд 2
Актуальность темы Изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.
Слайд 3
Цель работы Показать, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа
Слайд 4
Гипотеза исследования Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.
Слайд 5
Методы исследования Анализ изученного материала, обобщение полученной информации.
Слайд 6
Теоретическая значимость Уметь эмоционально-образно воспринимать и оценивать произведение
Слайд 7
Практическая значимость Предложенная мною информация может использоваться на уроках литературы, МХК, истории, при написании докладов, научно-исследовательских работ.
Сверчок
Вокруг света за 80 дней
Спасибо тебе, дедушка!
Машенька - ветреные косы
Мороз и заяц