Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_issledovatelskoy_raboty_o_folklore.doc | 113 КБ |
Министерство образования Республики Мордовия
Мордовский республиканский институт образования
Республиканский межшкольный центр национальных культур
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся
«Живая культура: традиции и современность»
Секция фольклорно-литературоведческая
Исследовательская работа
Изучение культурного наследия фольклорного ансамбля «Жаворонок»
Выполнила: ученица 10 класса Инсарской СОШ №1 –
Асманкина Юлия Витальевна
Руководители: учителя Инсарской СОШ №1 –
Бажанова Татьяна Петровна,
Чекашкина Ольга Викторовна
Инсар 2007
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………. 1 - 3
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследованием.
Выводы по главе 1………………………………………………………... 10
Глава 2. Фольклорная деятельность детского ансамбля «Жаворонок»
2.1 История создания…………………………………………………… 11
2.2 Содержание программы……………………………………………. 12
2.3 Репертуар ансамбля………………………………………………… 13
2.4 Мониторинг и анализ деятельности ансамбля……………………. 16
2.4.1 Анкетирование участников ансамбля и их родителей….. 16
2.4.2 Интервью с выпускниками ансамбля и их родителями… 19
2.4.3 Информация из газеты «Инсарский вестник»…………… 23
2.5 Общественное признание деятельности коллектива...…………… 23
Выводы по главе 2………………………………………………………... 24
Заключение………………………………………………………………... 25
Литература………………………………………………………………… 25
Приложения………………………………………………………………... 26
Введение
В российском обществе существует немало проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. С особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России. Современные дети в условиях насаждения средствами массовой информации элементов чужеродной культуры, насилия и безнравственности, как правило, не всегда имеют возможность изучать богатейшие традиции и опыт культурно-исторического наследия прошлого нашей страны.
В Инсарской средней общеобразовательной школе №1 с 1989 года работает детский фольклорный ансамбль «Жаворонок», под руководством учителя начальных классов Пундиковой Людмилы Федоровны. Этот коллектив знаком жителям города Инсара, окрестных сел и города Саранска по прекрасным концертным программам. Изучение культурного наследия этого творческого коллектива, а также, пропаганда опыта его работы - цель исследовательской работы. В культурном наследии прошлого, которое является объектом данного исследования, нами выделен предмет исследования – деятельность детского фольклорного ансамбля «Жаворонок». Гипотеза исследования деятельности детского коллектива, предполагает получить доказательства влияния коллективной деятельности ансамбля «Жаворонок» на развитие творческих способностей школьников.
Задачи исследования:
1. изучить специальную литературу по теме исследования;
2.определить методы изучения творческой деятельности ансамбля «Жаворонок»;
3. провести мониторинг по изучению деятельности фольклорного ансамбля «Жаворонок»;
4. проанализировать и обобщить результаты выполненного исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
– изучение и анализ литературы по теме исследования;
Сентябрь 2005г. – выявлена проблема исследования; октябрь 2006г. – изучена специальная литература и материалы сети Интернет; ноябрь-декабрь – проведено исследование; январь 2007г. – обобщение и оформление полученных результатов. В работе использована литература Б.М. Теплов «Детский фольклор и проблема народной педагогики», Л.С. Выгодский и А.Н. Леонтьев «Способность, одаренность, талант», А.К. Головская «Введение в песенный фольклор».
Практическая значимость проведенного исследования, по нашему мнению, состоит в том, что полученные результаты помогут в какой-то мере разрешить вопросы организации воспитания школьников через изучение культурного наследия прошлого народов России.
Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой
1.1 Культурное наследие
Культурное наследие, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие не только материальное богатство, но и духовная продукция. Это не только материальный продукт, но и процессы, виды деятельности в материальной и духовной сферах общества, это и общественные отношения людей, созданные ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека удостаивается этого имени. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности. Общее культурное достояние современной цивилизации покоится на богатстве, многообразии многочисленных культур, характеризующих отдельные народы.
1.2 Фольклор – народное творчество
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, созданные народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями.
К основным чертам фольклора принадлежит и высокохудожественное единство его видов: в народно-обрядовых действиях сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка и создавали неразделимое целое. Термин «фольклор» пришел к нам из староанглийского языка. Быть может, потому что он относится не только к музыке: английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова folklore переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Название это справедливо. Народная поэзия, тесно связанная с музыкой своей ритмичностью, музыкальностью и характером, является основой музыкального фольклора.
В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей и чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.
1.3 Музыкальный фольклор
Народная музыка – музыкальный фольклор, вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует, как правило, в неписьменной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглер, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций, исключительно устойчивы и живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора – песни, эпические сказания (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровых формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны – от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон), до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе – скандинавская, балтийская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).
Музыкальный фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, негритянской. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. «Песня – душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Песни бывают разные: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно. Народные песни поются «белым» звуком, народ не обучался специально звукоизвлечению, пели, как могли, чем громче, тем лучше. В фольклоре больше крика.
Народная песня и весь музыкальный фольклор - это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем, перекладываем на музыку, украшаем», - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой, пронизана народным звучанием.
1.4 Жанры русского народного словесно-музыкального творчества
«Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А.Н.Серов. Жанровое богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую деятельность и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни); полевые работы (покосные, жатвенные песни); рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни); смерть (похоронные плачи-причитания).
Широко известный жанр русского словесно-музыкального народного творчества – частушка, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети XIX века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине XX века. Частушки создаются преимущественно сельской молодежью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон – мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки – хореический, рифмовка – перекрестная (обычно рифмуется лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже – двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно.
1.5 Детский музыкальный фольклор
Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пеленок, с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать, означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Часто пели духовные стихи на музыку колыбельных. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде. Даже самые обыкновенные потягушки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво уже к двум- трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному творчеству. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложного мира эпических героев и идей. Мы знаем песни для самых маленьких («Гуси-гуси», «Во поле береза»). Песни эти развивают эмоциональный контакт, создают радостное настроение. В детской песне имеется весь набор эмоциональных средств, необходимых для формирования человека, гражданина.
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней простотой. Это были кадетские корпуса, институт благородных девиц, духовные семинарии и училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотрению начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего XIX столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. Все школьные уставы предлагали местному «начальству» позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности», когда есть к тому способности. Или, говоря по-другому, «материальные возможности». К счастью, в некоторых, в основном привилегированных учебных заведениях, такие средства находились.
«Гимназиям нашли весьма отдельные факты, что некоторые наставники, будучи сами хорошими знатоками музыки и пения, устраивают большие хоры из учеников. Сами обучают их церковному и светскому пению и, развивая в них чувства религиозности, изящного и чувство патриотическое, что в высшей степени желательно, т.к. пример таких преподавателей, которые будут всегда особенно дороги для своих учеников, не останется без подражания…» Мельников М.Н..
Особенно заботливо было поставлено образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного элемента воспитания. Например, в училище Ордена святой Екатерины за время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение делилось на светское и церковное. С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище девочки должны были проходить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен, в него входили произведения, как русских, так и западных композиторов. Таким образом, к окончанию училища, воспитанницы приобретали навыки хорового пения. Примерно по такому же плану было организовано музыкальное воспитание в других женских институтах.
В рядовых гимназиях, и, прежде всего, в гимназиях правительственных, дело обстояло совсем иначе: «… в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют». Формальный подход к делу был характерен для большинства заведений такого типа. Поэтому не любовь, а неприязнь и отвращение рождали в детях такие занятия музыкой.
Выводы по главе 1.
1. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
2. Народная мудрость - именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
3. Музыкальный фольклор – это проявление души народа, порождение всей жизни народа, его истории, его быта.
4. Музыка сопровождала всю трудовую деятельность и семейную жизнь крестьянина. Жанровое богатство народной музыки – результат разнообразия её жизненных функций.
5. В детской песне имеется весь набор эмоциональных средств, необходимых для формирования человека, гражданина.
Глава 2. Фольклорная деятельность детского ансамбля «Жаворонок»
2.1 История создания
Идея создания детского фольклорного ансамбля «Жаворонок» появилась в 1989 году, когда как рассказывает руководитель кружка Л.Ф. Пундикова, к ней в первый класс пришла целая группа ребят из детского сада «Ласточка». Дружные, весёлые, озорные. И самое главное - звонкие и голосистые. Дети любили петь. Этому их научила воспитатель детского сада - И.А. Чернова. Людмила Фёдоровна на уроках музыки заслушивалась пением ребят. Тогда-то и решила помочь детям, не дать погаснуть искре творчества. Сначала занимались «для себя», потом появился кружок народной песни. Именно первые кружковцы и стали «Жаворонками». В первое время, отмечает Людмила Фёдоровна, не обходилось и без проблем, были трудности с аккомпанементом. Работники районного Дома культуры, предоставили для выступления профессиональное сопровождение. Не было концертных костюмов. И если бы не спонсоры в лице администрации совхоза им. Желябова, то вряд ли смогли сшить для участников ансамбля сценические костюмы.
«Первое время мы бывали на предприятиях, где работали родители, показывали им своё умение», - вспоминает Людмила Фёдоровна. Ансамбль «Жаворонок», быстро завоевав симпатии жителей города Инсара, становится участником многочисленных праздников и смотров в районе и за его пределами. Состав ансамбля обновляется, на смену выпускников приходят новые дети. Репертуарный материал Людмила Фёдоровна берет из детских музыкальных программ, из репертуара детских фольклорных коллективов. Особым предпочтением пользуется фольклор, который привлекает внимание детей и молодежи к истории и культуре родного края, нации. Старинные песни узнают и от сельских жителей. «На занятиях кружка», - говорит Людмила Фёдоровна: «Мы не только поём, но и знакомимся с обрядами и традициями русского народа, изучаем пословицы, поговорки, загадки, изучаем историю культуры русского народа». За время обучения учащиеся объединения принимали участие в смотрах художественной самодеятельности среди образцовых учреждений города и Республики Мордовия (см. Приложения 1).
«Я вижу, как дети, занимаясь в ансамбле, меняются, становятся духовно богаче, культурнее. Думаю, что педагог должен помочь ребёнку, раскрыть свои способности. И побеждая на различных конкурсах и смотрах, ребята видят, что их творчество приносит радость людям. Это даёт им импульс толчок к новым занятиям. Дети знают: чтобы победить, нужно немало трудиться и стараться! Я очень довольна своими ребятами, - говорит Людмила Фёдоровна, - занимаясь с ними, я и сама узнаю много интересного и полезного. Каждый раз, составляя программы репертуара ансамбля «Жаворонок», открываю для себя новое и важное, для воспитания детей».
2.2 Содержание программы
Целью данной программы является изучение песенно-танцевальной культуры русского народа, календарно-обрядовых праздников, развитие творческих способностей детей через их художественную деятельность.
Поставленная цель осуществляется выполнением задач:
Программа детского фольклорного ансамбля «Жаворонок» - комплексная, т.к. направлена на возрождение культуры русского народа через изучение песенно-танцевальной культуры, календарно-обрядовых праздников. Главное место в народном музыкальном фольклоре, безусловно, принадлежит народным песням и танцам. На протяжении многовековой истории песня всегда была неразрывно связана с танцем. В песне и танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Данная программа рассчитана на то, чтобы сформировать у детей понятия о неразрывной связи народной песни и танца с повседневной жизнью русского народа, его традициями, обычаями. Осуществляется постановка танцевальных композиций к обрядовым праздникам и песенному репертуару. Через обучение танцевальной музыке у детей развивается воображение, умение передавать музыку и содержание песенного образа движением. При изучении народных праздников и обрядов, прослеживается жизненный цикл человека в единстве религиозных и этических представлений. Этот раздел программы позволяет объединить и использовать на практике те знания и умения, которые дети получают на занятиях «Народное пение» и «Народный танец».
2.3 Репертуар
1-й год обучения
ПЕСНИ
Колыбельные и детские
а) «Котя, котенька, коток».
б) «Колыбельная».
в) «Елочка».
г) «Пойду ль я, выйду ль я».
Бытовые песни
а) «Прялица».
б) «Лучина».
в) «Во кузнице».
г) «Посеяли девки лён».
Хоровые, игровые, плясовые
а) «В хороводе были мы».
б) « Во поле орешина».
в) «Возле речки, возле мостика».
г) «Русская пляска».
Обрядовые песни
а) «Проходили, прогуляли».
б) «По лугам, лугам зелёным».
в) «Коляда, коляда».
г) «Проводы».
Народные праздники
а) «Праздник серпа».
б) «С Новым годом, друзья!».
в) «Проводы русской зимы».
г) «Веснянка».
д) «Праздник русской берёзки».
ТАНЦЫ
Хоровод «Бояре, а мы к вам в гости пришли».
Хоровод «Ах, вы сени, мои сени».
Пляска «Веселушки».
СЦЕНАРИИ
«Коляда», «Посиделки».
2-й год обучения
ПЕСНИ
Современные русские песни
а) «По серым дорожкам».
б) «Ай, ай, ай».
в) «Молодая канарейка».
г) «Ах ты, степь широкая».
Городской фольклор
а) «Миленький ты мой».
б) «Коробейники».
в) «Зорька алая».
Любовные песни
а) «Как по лужку травка».
б) «Не будите меня молоду».
в) «В лунном сиянье».
Свадебные песни
а) «Тёща зятя на вечерю звала…».
б) «Как по горенке, по новой».
Частушки
а) «Матяня».
б) «Шуточные современные».
в) «Сады – садочки».
КОНЦЕРТЫ
Ко Дню работника сельского хозяйства.
Ко Дню Защитника Отечества, к 8 Марта.
Районный фестиваль самодеятельного творчества.
Республиканский фестиваль народного творчества.
Отчётный концерт к концу учебного года.
Концерт для Ветеранов Великой Отечественной войны.
ТАНЦЫ
«Пчёлочка златая» – хореографическая постановка.
Хороводный танец «При народе в хороводе».
Попурри на тему городских танцев.
СЦЕНАРИИ
Театрализованная постановка «Веснянка».
Постановка «Репка».
Театрализованная постановка «Как на школьные именины».
Народные песни и танцы способствуют всестороннему развитию личности. Нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить при помощи народного фольклора. Когда ребенок часто поет песни, будь то народные, будь композиторские, он получает знания об окружающем нас мире, об этике и морали, сведения о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Песня и музыка помогает преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между поколениями.
2.4 Мониторинг и анализ деятельности ансамбля
2.4.1 Анкетирование участников ансамбля и их родителей
Для выяснения уровня заинтересованности детей в занятиях детского объединения «Жаворонок», было проведено три анкетирования.
Первое анкетирование изучало преобладающие интересы детей к музыке и фольклору в начале и конце 2005-2006 учебного года. Цель анкетирования – выявление интересов школьников к народному фольклору.
Анкета 1
На вопрос «Что тебя больше всего привлекает на занятии?», следует выбрать один или два из вариантов ответов.
Результаты ответов на вопросы анкеты в сентябре 2005 учебного года.
1 - 18% , 2 - 22%, 3 - 25%, 4 - 15%, 5 - 10%.
Результаты ответов на вопросы анкеты в мае 2006 учебного года.
1 - 20% , 2 - 22%, 3 - 40%, 4 - 15%, 5 - 10%.
Из ответов следует вывод: интерес участников ансамбля к народному фольклору сохраняется в течение всего учебного года.
Второе анкетирование изучало отношение участников в целом к деятельности ансамбля. Цель анкетирования – выявление динамики интересов школьников к деятельности ансамбля.
Анкета 2
Выбрать один или несколько вариантов ответов на предложенные вопросы о деятельности ансамбля и об участии в ансамбле.
Анализ ответов анкеты 2 позволил сделать выводы:
Ребята с желанием посещают кружок, им нравятся беседы о традициях, обрядах, проводимые руководителем Л.Ф.Пундиковой. У некоторых участников наблюдается снижение интереса к занятиям фольклором, что объясняется возрастными особенностями детей и влиянием массовой молодежной культуры.
Для сохранения интереса детей к участию в ансамбле следует вводить активные формы деятельности ансамбля «Жаворонок»: сбор материалов культурного наследия семьи (частушки, песни, обряды из семьи), выступления с сообщениями о традициях в семье, обсуждение репертуара.
Третье анкетирование изучало мнение родителей о музыкальном развитии детей, посещающих ансамбль «Жаворонок. Цель анкетирования – выявление музыкальных способностей детей.
Анкета №3
Выберите утверждения характерные для вашего ребенка.
Было опрошено 15 родителей детей, посещавших ансамбль в течение одного года. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: все дети проявляют большой интерес к музыке, любят слушать музыку и петь. Четвертая часть от общего числа детей не всегда чувствуют музыку и не могут передать ее настроение. Больше половины ребят не играют на музыкальном инструменте и не могут сочинять мелодии.
Диагностический тест «Способности школьника»
Цель проведения теста – выявление влияния на развитие творческих способностей детей их участие в деятельности ансамбля.
Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что на первом году обучения (2004-2005г.) у большинства детей были выявлены музыкальные, артистические, организаторские способности. На следующий год обучения (2006-2007г.) - вышеперечисленные способности были выявлены у всех участников ансамбля. Это подтверждает тот факт, что занятия в кружке способствуют развитию творческих способностей у детей.
Все виды анкетирования и проведенный диагностический тест подтверждают высказанную во введении гипотезу: участие в деятельности детского коллектива ансамбля «Жаворонок», оказывает влияние на развитие творческих способностей школьников.
2.4.2 Интервью с выпускниками ансамбля и их родителями
А было все словно вчера
В преддверии двадцатилетия нашего родного ансамбля «Жаворонок», хочется написать несколько теплых и добрых строк о нем, о его основном и бессменном руководителе - Пундиковой Людмиле Федоровне. И о нас, кто стоял у истоков основания коллектива и нес гордое имя «Жаворонки» на протяжении многих лет. Передать немного впечатлений и ощущений, которыми мы можем поделиться «с высоты прожитых лет».
А было все словно вчера. Пестрые народные рубашки, расписные сарафаны и огонек озорства в глазах, смотрящих со сцены в зал детей. Зал, что каждый раз с теплотой встречал нас с их неугомонной мамой – руководителем. Но это была вершина айсберга. Были еще репетиции, веселые, озорные и не очень. Были и такие дни, что нужно было потрудиться: разучить новую песню или танец. Особенно ценились именно такие минуты, находилось место шутке или розыгрышу, ведь все мы были одной дружной семьей.
Народный ансамбль подразумевает не только исполнение русских народных песен и танцев, но и знание обрядов и праздников предков. И вот, собравшись вместе, наша дружная и шумная семья шла на улицу, где мы устраивали встречу и проводы зимы, колядовали и прыгали через костры. Ведь только зная обычаи предков изнутри, живя ими, можно нести народное искусство людям честно.
Много было веселого и интересного, что тогда казалось заоблачным. И съемки на республиканском телевидении, и запись на радио, и выступления на городских и сельских сценах, где мы несли радость людям.
Самые искренние слова благодарности - Пундиковой Людмиле Федоровне. Ее неиссякаемый творческий потенциал вел нас вперед, к новым берегам, делая лучше, чище, добрее. Именно с той поры детства мы получили вектор развития на всю жизнь, импульс добра и созерцание прекрасного. Настоящее искусство не может быть фальшивым или честным наполовину. Кроме песен и танцев, «Жаворонок» привил любовь к стране и ее корням. И сейчас я могу сказать, что через русский народный ансамбль прикоснулся к великой культуре великого русского народа. Это особенно ценно и важно сегодня, в годы беспамятства, когда культ денег уничтожает и вытравляет в нас то, что закладывалось поколениями и отличало как Великий Русский народ.
Прошли годы, а время, проведенное в «Жаворонке», бок о бок с друзьями вспоминается, как лучшее…
С наилучшими пожеланиями –
братья Колесниковы Михаил и Александр,
участники ансамбля «Жаворонок»(1989-1997г.г.)
Низкий поклон за это!
В нашей семье выросли два сына с разницей в возрасте 3 года. Старший – кадровый военный, младший – оканчивает военный университет в городе Санкт-Петербурге. Но до сих пор с благодарностью они вспоминают свою родную Инсарскую среднюю школу. Ещё с детсадовского возраста была заметна их тяга к творчеству, к самодеятельности. И счастье их, что в школе они получили то, о чем мы, родители, мечтали. Более восьми лет они с удовольствием занимались в фольклорном кружке «Жаворонок», руководителем которого была их первая учительница Л.Ф. Пундикова. Нам было отрадно видеть, как наши дети приобщались к русской культуре, с каким интересом они готовились к очередному концерту, поездкам на республиканские смотры художественной самодеятельности. Отрадно было видеть, как росло их мастерство, как они взрослели и совершенствовались на сцене. Мы их видели и в роли ведущих, и в роли солистов, и в роли танцоров, с радостью отмечали серьезность их увлечений. Режим дня был насыщен до предела: они успевали учиться и заниматься в кружке. У них было много друзей, дружбу с которыми мы только приветствовали. В нашей семье не было проблем с воспитанием мальчиков, они росли добрыми, отзывчивыми, активными, радуя нас своими успехами в школе, на сцене. И мы считаем, что в этом заслуга их наставника.
Выражаем огромную признательность и благодарность за наших детей педагогам, сумевших зажечь в них факел творчества. Сейчас старший сын занимается бальными танцами, выступает на российских престижных концертах, а младший – активный участник студенческих мероприятий. И очень хочется, чтобы сотни других ребят прошли через такую школу, где рука об руку с увлеченными людьми, безмерно любящих свою работу и наших детей. Низкий им поклон за это!
Колесникова Лидия Ивановна, мама
Колесникова Михаила – выпускника 2000г.,
Колесникова Александра выпускника – 2002г.
Петь я любила с детства
Петь я любила еще с детства, поэтому я и пришла в фольклорный ансамбль “Жаворонок”, руководителем которого является Людмила Федоровна Пундикова. И было это в первом классе Инсарской средней школы. Со мной вместе занимались ребята разного возраста, но всех нас объединяла любовь к народному творчеству, народной песне. Мы сдружились, стали родными. И сейчас, по прошествии уже многих лет, нам приятно встретиться, вспомнить школьные годы и, конечно, наш любимый «Жаворонок». Как мы спешили на репетиции после уроков, как уставали! И как венец всего этого – сцена. Сначала школьная сцена, затем районного дома культуры, и, наконец, Республиканский дворец культуры и музыкальный театр им. Яушева. Занятия в фольклорном ансамбле кроме дружбы и сплоченности дали нам то неповторимое чувство эйфории, когда только на тебя смотрит огромный зал, когда все аплодисменты – только тебе. И свои первые цветы я получила тоже на сцене. Первые свои творческие награды мы тоже получили, занимаясь в «Жаворонке».
Музыкальный руководитель Людмила Федоровна Пундикова всегда трепетно относится к своим питомцам. Заслуженный педагог и работник культуры она, не жалея сил и времени взращивала из ничего не умеющих пацанов и девчонок уверенных в себе людей, смело смотрящих в огромный зал.
Я сохранила любовь к песне и учась в МГУ им. Н.П. Огарева. Сцена и здесь помогла мне сдружиться с другими студентами, более полно раскрыть свои способности, встретить мужа. Сейчас я пою своей крошечной дочке, и она всегда с замиранием слушает народные песни. И все это – благодаря Людмиле Федоровне и нашему замечательному ансамблю, звонкоголосому «Жаворонку».
Дербеденева Ирина выпускница 2002г.,
солистка ансамбля «Жаворонок
Школа жизни
К народному творчеству мы были приобщены с 1 класса. Творческие способности ребят на уроке и во внеурочное время развивала наша первая учительница, теперь я уже осознанно могу сказать, что это талантливый педагог, влюбленный в свое дело, заслуженный работник народного образования РМ Людмила Федоровна Пундикова. С детских лет она учила нас постигать тайны сценического искусства, пения, танца. В фольклорном ансамбле «Жаворонок» я занималась с 7 лет. Это были лучшие годы моей школьной жизни. Постоянные репетиции, выступления в школе, на районных и республиканских смотрах. Все это воспитало любовь к песне. А песня - это душа народа. А знать душу, чувствовать ее тонкие струны - значит любить свою землю, свою родину, свой народ. И какими бы простыми не казались русские народные песни, в исполнении детей они звучали трогательнее и душевнее. Мы всегда собирали бурные овации зрителей.
По натуре я человек довольно стеснительный. Участие в ансамбле «Жаворонок» для меня не прошло бесследно. Оно было, в определенной мере, школой умения общаться, сопереживать, дорожить отношениями, радоваться успехам солистов ансамбля. Все это пригодилось в студенческие годы и в настоящей жизни.
Андриевская Елена, выпускница 2002года,
участница фольклорного ансамбля «Жаворонок»
2.4.3 Информация из газеты «Инсарский вестник»
«Души и рук прекрасное творенье» – эта статья вышла 26 мая, 2006г. в районной газете. Часть статьи посвящена деятельности фольклорного ансамбля «Жаворонок», принявшего участие в празднике талантов «Мы – дети России».
«… Ребята и педагог стали когда-то первооткрывателями фольклора, как жанра интересного и красивого. Веселые и задорные юные исполнители русских народных песен и частушек тогда быстро завоевали популярность. Они были постоянными участниками все концертов, праздников и фестивалей. С достоинством защищали честь района и на республиканских смотрах художественной самодеятельности. Нынешний состав продолжает традиции ансамбля, старается высоко держать свою марку. «Жаворонки» в концерте показали два номера: музыкальную картинку на тему песни «Лапти», и припевки, где ребята подыгрывали себе на ложках. Зрители остались очень довольны выступлением ансамбля».
2.5 Общественное признание деятельности коллектива
Фольклорная деятельность ансамбля «Жаворонок» получила за последние 10 лет высокую оценку.
1. Диплом лауреатов в Республиканском фестивале народного творчества «За Согласие и Примирение», 1997г.
2. Диплом I степени за 1 место в зональном конкурсе юных исполнителей народных танцев и песни, 1998г.
3. Диплом за участие в Республиканском фестивале народного творчества «Мордовию славлю мою!», 1999г.
4. Диплом лауреата за участие в районном фестивале народного творчества «Мы таланты твои, Инсар!», 1999г.
5. Диплом за участие в районном фестивале народного творчества «Музыкальная капель», 2000г.
6. Диплом за участие в районном фестивале народного творчества «Музыкальная капель», 2002г.
7. Диплом за участие в районном фестивале народного творчества «Музыкальная капель», 2003г.
8. Диплом за участие в районном фестивале народного творчества «Музыкальная капель», 2004г.
9. Диплом за участие в Республиканском фестивале народного творчества
«Шумбрат, Мордовия!», 2006г.
Выводы по главе 2
1. Каждый участник ансамбля, приобретая навыки фольклорного пения, видит отдачу своего труда и получает огромное удовлетворение, реализует и развивает творческие способности.
2. Для сохранения интереса детей к участию в ансамбле следует вводить активные формы деятельности ансамбля «Жаворонок».
3. Успешные выступления ансамбля «Жаворонок» дали каждому его участнику бесценный опыт общения и познания окружающего мира.
Заключение
Ценность народной культуры велика и непреходяща, так как включает в себя самобытность, уникальность исторического, духовного и социального опыта жизни каждого народа.
Анализ деятельности творческого коллектива «Жаворонок», позволяет сделать вывод: у детей формировалось представление не только об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, развивается понимание народной этики и ее роли. Формируется более высокий уровень культуры поведения и самореализации, прививается чувство уважения и гордости к искусству своего народа. Знание давних традиций народа, промыслов и ремесел, хранящих тепло творческого огня тысяч поколений наших предков, дает сегодняшним девчонкам и мальчишкам уверенность в будущем.
Литература
1.Ветлугина Н.А.»Музыкальное развитие ребенка», М.Просвещение,1988.
2. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.
3. Кузьмина Н.В. «Способность, одаренность, талант учителя», Л.1985.
4. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение,1987.
5. Назаров Л.Н. «Введение в песенный фольклор», ж-л «Народное творчество» №6,1999, №1, 2000.
6.Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург,1994.
7.Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка ,1983.
8.Аникина В.П.Русские народные, песни М., «Детская литература»,1972.
Зимняя сказка
Извержение вулкана
Что такое музыка?
Выбери путь
Бабочка