Размышляя над педагогической строкой М. В. Ломоносова
«Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения»
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.96 КБ |
Мария Губанова
учащаяся 9 класса
МБОУ «Новосельская ООШ»
Вознесенского района, с. Новосёлки
Эссе
Размышляя над педагогической строкой М. В. Ломоносова
«Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения»
Михаил Васильевич Ломоносов – один из величайших русских поэтов и учёных 18 века. Это хорошо осознавали лучшие его современники. В деле общего духовного – а вместе и литературного – возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учёными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг М. Ломоносова - основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий. Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающих детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями. Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической смекалкой, умом, трудолюбием: «… к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний»
Я думаю, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Фраза «не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание – вот цель обучения», сказанная М.В. Ломоносовым, была сформулирована в 18 веке. Прошло три столетия, а эта мысль актуальна и сейчас. Ломоносов, как педагог, выступал за такое обучение, которое развивало бы мышление и совершенствовало нравы. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество. Для нас, людей третьего тысячелетия, труды Ломоносова по распространению просвещения важны потому, что образование всё больше становится условием личного успеха отдельного человека.
Модернизация, оптимизация, новые стандарты – какие бы реформы не принимались в сфере образования, цель обучения всё та же: человек должен думать по- новому. Нестандартное мышление помогает человеку сотворить что-то особенное, приводит к новым открытиям и изобретениям.
Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке
Значение деятельности М.В. Ломоносова в развитии российского просвещения огромно. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать ее на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.
Литература
Рисуем лошадь акварелью
Мост Леонардо
Как нарисовать черёмуху
Извержение вулкана
Есть ли лёд на других планетах?