Свой проект 5-классники посвятили учителям Кожевниковской школы - защитникам Родины в годы войны 1941-1945гг. Это их вклад в сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о героях-земляках,
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_-_nashi_zashchitniki.docx | 59.13 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Учителя, выигравшие
Великую Отечественную войну
Учебно-познавательный исследовательский социально-значимый проект
Авторы: Понамарев Артём,
Носиков Тимофей,
5 класс МАОУ «Кожевниковская СОШ №2».
Руководитель: Понамарева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Кожевниково
2024 год
Введение
Актуальность
«Листает ветер летопись времён...» Быстротечно время, но у него есть свойство оставлять в памяти поколений имена людей, которые золотыми буквами вписаны в историю страны. О героях своего края мы нечасто говорим, лишь изредка обращаемся к архивным материалам, чтобы узнать их имена. Памятные даты этого и следующего учебного года: 280-летие села Кожевниково, 95-летие Кожевниковского района, 80-летие Томской области, приближающийся 80-летний юбилей Великой Победы - это повод вспомнить наших земляков, чьи имена стали героической историей не только томской земли, но и страны.
На уроках в школе, из материалов виртуального музея школы мы узнаём много интересного, но, считаем, что и сами также можем пополнить краеведческую копилку, оставить в наследство потомкам добытую собственным трудом ценную краеведческую информацию.
"Учителя - земляки, выигравшие Великую Отечественную войну" - эта тема стала предметом нашего пристального изучения. Почему? Ответ прост.
2023 был объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Немало добрых слов мы посвятили нашим дорогим учителям, рассказывали о них в своих конкурсных сочинениях, в радиопередачах, фильмах, созданных школьной медиастудией.
Гипотеза: вполне возможно, что среди учителей Кожевниковской школы есть участники Великой Отечественной войны - защитники Родины. Если мы соберём материалы, систематизируем их и передадим в виртуальный музейный школы и в библиотеку, то мы поможем следующим поколениям знакомиться с историей школы, села и района, а также обогатим военную историю Томской области в целом.
Цель исследования – знакомство с историей школы, поиск и фиксация информации об участии её учителей в Великой Отечественной войне.
Задачи исследования:
Методы исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование, встречи, беседы, изучение публицистических и музейных источников, анализ и систематизация найденных материалов.
Новизна исследования определяется недостаточностью в школьном музее и отсутствием в библиотеке материалов об учителях школы - защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны, а также отсутствием ссылок на официальные источники, доказывающие подлинность имеющихся в музее материалов.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, они пополнят краеведческую копилку школы, села и области.
Проектные продукты: брошюра для школьной библиотеки, электронный вариант работы, мультимедийная презентация, статья в школьную газету и на портал для одарённых детей «Алые паруса».
Основная часть
Решение задачи №1 - провести анкетирование учителей и учащихся школы с целью подтверждения гипотезы
Мы предложили своим респондентам ответить на вопросы составленной нами анкеты.
АНКЕТА
Уважаемые друзья!
Мы работаем над проектом «Учитель, выигравший Великую Отечественную войну» и просим вас принять участие в нашем исследовании. Ответьте, пожалуйста, на интересующие нас вопросы.
А. Да Б. Нет
2. Если да, то назовите, пожалуйста, их имена, фамилии.
3. Вам интересна информация об участии школьных учителей в Великой Отечественной войне?
А. Да Б. Нет
4. А вам известно, где можно найти такую информацию?
А. Да Б. Нет
Благодарим за участие!
Артём Понамарев и Тимофей Носиков, учащиеся 5Б класса
Результаты анкетирования представлены в диаграммах.
Всего в исследовании приняли участие 77 человек.
Вопрос №1: Да – 30% Нет – 70%
В ответах на второй вопрос "Если да, то назовите, пожалуйста, их имена, фамилии" мы встретили несколько:
Николаев Николай Павлович - 3
Максименко Владимир Алексеевич -1
Косточкин Николай Александрович - 8
Бобров Виктор Михайлович - 6
Каплинский Иван Захарович -2
Ответы на третий вопрос, интересна ли респондентам информация об участии школьных учителей в ВОВ, содержатся в диаграмме, из которой видно, что большинству наших респондентов интересна информация об учителях-участниках Великой Отечественной войны:
Да – 62% Нет – 38%
В ответах на последний вопрос мы получили информацию о людях, с кем можем составить разговор об учителях-участниках Великой Отечественной войны. Среди них:
1. Иванова Светлана Николаевна - внучка Николаева Николая Павловича
2. Педагоги, которые работали с учителями-фронтовиками или учились у них: Азаренко Н.С., Колмакова Н.К., Андреева М.В., Лугачёва Г.В., Федорова Л.Б., Крайсман Н.А.
3. Дровосекова Лидия Владимировна, дочь Максименко Владимира Алексеевича.
Исходя из данных социологического исследования, мы сделали вывод, что большинство респондентов подтвердили наше предположение о том, в Кожевниковской школе №2 были учителя-защитники Родины в годы Великой Отечественной войны.
Решение задач №2 и №3. Отыскать и изучить всевозможные источники информации по данной проблеме. Зафиксировать полученную информацию.
1. Работа с интернет-источниками
Поиск информации мы начали с интернет-источников. По нашему запросу мы получили страницы виртуального музея нашей школы. Здесь размещено исследование 9-классницы Комаровой Светланы - выпускницы 2008 года, - из которого узнали имена учителей-участников Великой Отечественной войны. Так, мы открыли для себя, что в нашей школе в разное время работали учителя, судьбы которых были связаны с войной 1941-1945 годов.
Учитель химии и биологии Даниил Семёнович Березовский в должности командира взвода участвовал в Битве под Москвой, которая длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 года. Форсировал реки Днепр, Днестр и Десну, за что был награждён орденом Красной звезды.
Учитель трудового обучения Николай Александрович Косточкин принимал участие в обороне Брестской крепости, освобождении городов Минск, Варшава, Берлин. Был трижды ранен. Награждён орденами Отечественной войны и Славы 3 степени.
Учитель географии Владимир Алексеевич Максименко освобождал Сталинград, города Украины и Белоруссии, форсировал реки Днепр и Неман, прошёл Пруссию и участвовал в битве за Берлин. За время войны Владимир Алексеевич получил три ранения и контузию, награжден орденами Красной Звезды и Славы 3 степени, медалями: «За отвагу», «За взятие Берлина».
Командиром взвода истребительного полка был на учитель физической культуры и начальной военной подготовки Иван Захарович Каплинский, награждённый орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией".
Учитель физкультуры, изобразительного искусства и пения Николай Павлович Николаев был первоклассным лётчиком-штурмовиком, за что получил многочисленные награды.
О названных учителях-участниках войны в исследованном источнике материалы очень скромные - буквально три-пять предложений. Да и их достоверность вызывает сомнение: нет ссылок на официальные источники. Других материалов по интересующей нас теме в школьном музее нет. Считаем, что этого недостаточно, музей можно обогатить, если отыскать родственников, знакомых, учащихся этих учителей, обратиться к сайтам с официальной информацией. Мы должны знать о героях больше. Наше решение подтвердили и результаты социального исследования: большинству респондентов данная тема интересна.
В результате изучения общественного мнения мы насчитали семь учителей-участников Великой Отечественной войны. Сегодня мы решили собрать подробную информацию об одном из них - Николае Павловиче Николаеве.
Интервьюирование
Школьным виртуальным музеем руководит учитель истории и обществознания Юлия Валерьевна Бычкова. Нам хотелось узнать, каков её взгляд на принятое нами решение об обогащении школьного музея. Наш путь лежал в кабинет №225.
Интервью с Юлией Валерьевной Бычковой
- Юлия Валерьевна, добрый день! Скажите, пожалуйста, насколько достоверна информация в нашем школьном музее об учителях-участниках Великой Отечественной войны?
- Здравствуйте, ребята! Мне хорошо знакомы материалы музея, с ними мы с моей ученицей выступали на областной краеведческой конференции. Считаю, что они достоверны.
- Как Вы считаете, в музее достаточно материалов по этой теме?
- Думаю, что можно ещё работать и работать с этой темой.
- Мы хотим обогатить музейные страницы более подробной информацией об учителях-участниках Великой Отечественной войны. Как Вы на это смотрите?
- Очень даже положительно! Вы молодцы, что взялись за эту работу! Я поучаствовала в вашем опросе, написала всех учителей-участников Великой Отечественной войны нашей школы.
- Наша работа будет полезной для музея?
- Безусловно!!! Собирайте материалы, обогащайте наш музей! Спасибо вам за такое решение!
2) Портал «Память народа»
Теперь, когда мы познакомились с именами учителей-защитников Родины в войне 1941-1945гг, мы обратились к официальным источникам.
1) Портал «Память народа» — государственная информационная система, созданная Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти о защитниках Отечества.
Из данного источника мы узнали, что Павлов Николай Павлович имел звание старшего сержанта.
Место его службы: 2 драп ГК КалФ; 47 гв. драп ГК ВВС.
Для расшифровки военной терминологии мы обратились к другим интернет-источникам и выяснили: наш учитель-защитник служил в дальнем разведывательном авиационном полку Калининского фронта, затем в 47 отдельном гвардейском разведывательном авиационном полку Главного Командования Красной Армии
А затем был 47-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный пол, который находился в строю с июля 1944 года до окончания войны и участвовал во многих операциях и битвах, таких как Белорусская, Белостокская, Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Млавско-Эльбингская и Берлинская операции. Полк был награждён орденами Красного Знамени и Суворова III степени.
Здесь же дан полный перечень наград героя и документы к ним.
Из этого фронтового документа, хранящегося в Центральном архиве Министерства обороны РФ, мы узнали много важной информации, не встретившейся нам нигде. Здесь сохранена достоверная информация о подвиге Николая Павловича Николаева за период его боевой работы в составе 2 драп ГК КалФ.
Ордена "Красная звезда", как свидетельствует документ, Николаев Н.П. удостоен "за отличие в выполнении задания по охране и обороне экипажа и отличную связь самолета с землей при выполнении боевого задания, и проявленные при этом мужество и отвагу".
Свои поиски мы начали с обращения к Ивановой Светлане Николаевне, воспитателю группы предшкольной подготовки нашей школы - внучке учителя-фронтовика Николая Павловича Николаева.
Интервью со Светланой Николаевной Ивановой
Светлана Николаевна, здравствуйте!
Мы, Артём Понамарев и Тимофей Носиков из 5Б класса, работаем над проектом «Добрая память о земляках».
Тимофей:
- Нас интересуют материалы об учителях нашей школы, которые были участниками Великой Отечественной войны. В школьном музее среди других имён есть имя Николая Павловича Николаева. Как нам стало известно, это Ваш дедушка. Это так?
Светлана Николаевна:
- Добрый день, ребята. Да, это мой дедушка! Безусловно, мне очень приятно, что у вас возник интерес к личности моего любимого дедушки Николаева Николая Павловича.
Артём:
- Светлана Николаевна, а Вы можете познакомить нас с Николаем Павловичем подробнее? Ведь в школьном музее о нём нет практически ничего, а нам бы хотелось, чтобы добрая память о нём сохранилась надолго, чтобы о нём узнало как можно больше людей, чтобы имя его не было забыто.
Светлана Николаевна:
- Сразу скажу: это мой любимый дедушка. Я с малолетства была с ним рядом. В семь лет у меня не стало мамы, и я стала жить в семье дедушки и бабушки здесь, в Кожевниково, на Библиотечном переулке. Дедушка работал в этой школе учителем. После войны было мало грамотных людей, у него тоже было небольшое образование, поэтому днём он учил детей, а вечером учился сам в вечерней школе. Учителей катастрофически не хватало, поэтому дедушке приходилось вести разные предметы: и физкультуру, и рисование, и пение.
Я была частым, если не ежедневным, гостем на его уроках. До сих пор вспоминаю, как тепло и уютно было на них! Дедушка был юмористом, он никогда не читал ребятам нотаций. Помню такую историю. Среди его учеников был мальчик, который не хотел подстригаться, отрастил себе такую густую шевелюру, типа каре. А в то время в школе были строгие порядки, дисциплина: школьная форма, стрижка короткая. Но этот никому не подчинялся, хоть водили его по разным инстанциям. Однажды на уроке рисования дедушка нарисовал два портрета: на одном этот мальчик в своём обличии, на другом – с короткой стрижкой. Верите? На следующий день мальчик пришёл в школу с короткой стрижкой. Вот такая гуманная методика работы была у моего дедушки.
В школе под руководством Николая Павловича был создан хор школьников. Одновременно дедушка преподавал и в музыкальной школе.
Тимофей:
- Светлана Николаевна, а что Вы ещё помните из своего детства рядом с дедушкой?
Светлана Николаевна:
- Дедушка был очень позитивным, любил природу, красиво рисовал. Возможно, его талант передался мне. Я тоже очень люблю рисовать.
У дедушки были мотоциклы: сначала двухместный, потом появился с коляской, - и мы ездили по лесам за грибами и ягодами.
Артём:
- Скажите, пожалуйста, а какое событие было самым ярким?
Светлана Николаевна:
- Пожалуй, расскажу о друзьях Николая Павловича. Он был очень общительным, умел дружить по-настоящему. У него было много друзей, среди них Юрий Николаевич Кулябко, Виктор Иванович Бобров. Оба они были учителями истории и в разное время директорами школы, где работал мой дедушка. Одно памятное событие связано с их дружбой. Юрий Николаевич был хорошо знаком с известным поэтом Евгением Евтушенко. Он часто бывал в Томске, встречался со студентами и однажды стал гостем в нашем доме. Это была творческая встреча: Евгений Александрович читал стихи, дедушка играл на баяне, и они все вместе пели.
Тимофей:
- Евтушенко? В Кожевниково?
Светлана Николаевна:
- Да, был в Кожевниково! У нас дома, на Библиотечном переулке, 19-1! Вот такая историческая память связана с моим дедушкой!
Артём:
- Светлана Николаевна, а ещё что-нибудь из биографии Николая Павловича Николаева?
Светлана Николаевна:
- Мне мало что известно, потому что я была ещё маленькой, и в семье как-то не принято было рассказывать о себе. Теперь я понимаю почему.
Дедушка родился 6 июля 1921 года в селе Осиновка Асиновского района Томской области. У него, а лучше сказать у нас, богатая родословная! Наши родственники родом из Петербурга. Бабушка Николая Павловича и четыре её сестры учились в Институте благородных девиц при Смольном монастыре. Чтоб вы знали, это было первое в России учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. То есть род дедушки был богатый, дворянский, и ему, как и другим представителям дворянства, пришлось пережить трудное время «большого террора». В 1937 году отца Николая Павловича, как и многих тогда, расстреляли. Основание было одно – «враг народа». В нашей семье никогда не говорили об этом, а в душе дедушки, конечно же, навсегда остался этот трагический отпечаток.
Тимофей:
- Светлана Николаевна, а что Вы знаете об участии Вашего дедушки в войне 1941-1945гг.?
Светлана Николаевна:
- Дедушка не очень, а вернее, совсем не любил рассказывать о войне. Как я уже сказала, он был очень позитивным человеком, любил юмор, шутки, и это помогало ему и в трудных жизненных ситуациях. Возможно, в душе дедушки на тему войны, как и на тему "большого террора", было наложено табу, то есть запрет. Даже если в нашем доме заходили разговоры о войне, он всегда находил её позитивные моменты. Негативу места не было.
Я знаю, что дедушка был высококлассным лётчиком – штурмовиком. Всю войну он выполнял сложнейшие задания командования и чаще всего выходил победителем.
На фото: Николаев Н.П.
О Николае Павловиче писала местная газета «Знамя труда». У меня хранится небольшая книжица, в которой есть материал о нём.
За участие в Великой Отечественной войне у моего дедушки много наград. Среди них орден Краской Звезды, 4 медали и американский крест, выданный за личные лётные заслуги.
Дедушкины награды хранятся в нашем семейном архиве.
Артём:
- Светлана Николаевна, а Вы знаете, как Николай Павлович оказался в Сибири?
Светлана Николаевна:
- Переселение его семьи в Сибирь как раз и связано с этим страшным событием 1937 года. Мама дедушки - Фаина Николаевна - работала учителем, директором школы в селе Осиновка Асиновского района. Дедушка облюбовал Кожевниковский район. Он приехал сюда после войны.
15 августа 1946 года Николай Павлович приступил к работе преподавателем физической подготовки в Кожевниковской средней школе.
Затем была Батуринская школа, в 1953 году – Базойский детский дом.
С 1956 Николай Павлович снова работал в Кожевниковской средней школе преподавателем физкультуры и пения, а с 1966 года, в связи с изменениями территориального деления Томской области, он назначен на эту же должность в Кожевниковскую 8-летнюю школу, где работал до выхода на пенсию – до 1 сентября 1978 года.
Ещё 17 лет отвела судьба моему дедушке прожить на пенсии. Он активно путешествовал по сибирским краям - продолжал собирать ягоды, грибы, любоваться природой. К этому приобщал всех своих родственников.
Но… В 1995 году мы осиротели – Николая Павловича не стало. Похоронен он в Кожевниково.
Я очень любила своего дедушку, до сих пор благодарна ему за всё, что он сделал для меня. В честь его я посадила дерево на Аллее Памяти на территории школы, с которой связаны наши с ним судьбы: он работал, а я училась и работаю сегодня.
Тимофей: Светлана Николаевна, мы благодарим Вас за интересные
Артём: Спасибо большое, Вы нам очень помогли. Теперь школьный музей обогатится материалами о нашем земляке - настоящем герое Великой Отечественной войны.
4. Работа с печатными материалами
Среди материалов школьного музея хранится номер старенькой районной газеты "Знамя труда", где размещена информация о том, как Николай Петрович Николаев блестяще выполнял сложнейше задание командирования и вышел победителем. "...Штурмовик «ПЕ-2» мчался с предельной скоростью, имея под собой всего 400 метров. В бомбовых люках – 600 килограмм груза. Под крылом – Серебряные пруды – районный центр неподалёку от Тулы. Стрелок-радист Николаев «прочитал» скопление автомашин у одного из домов. Там дислоцировался штаб немецкой кавалерийской части.
Бомбовой удар с малой дистанции был точен. В селе началась паника. Кавалеристы спешили уйти из-под огня. И тут случилось то, за что строгие командиры не «жалуют»: увлеклись воздушные ассы, преследуя наземного врага, расстреливали фашистскую конницу. А с вышины уже пикировали два «мессера». Быстрые манёвренные машины взяли в тиски грузный штурмовик и вынудили экипаж принять бой.
Сколько шла перестрелка? Попробуй, определи, когда в воздушном бою каждый миг кажется вечностью! Но, видно, у фашистов кончилось горючее – они зарылись в облака и ушли.
- И вот тогда-то мы поняли, что горючего не остаётся и у нас, - невесело усмехнулся Николай Павлович. – А войска отходили. Посадить самолёт пришлось в «нейтралке» (зоне, оставленной нашими войсками, но ещё не занятой врагом). Самолёт подрулили к стогу сена, замаскировали… В километре – деревня. Её колхозники видели, что приземлился советский самолёт…. Как это в песне поётся: «Нас оставалось только трое» - я, лётчик Шемякин да штурман Ларионов. Наши войска отходили на восток, а фашисты – всё ближе, ближе… - с горечью говорит Николай Павлович.
Советский воин не оставит врагу своё оружие. Стрелок-радист, гвардии старший сержант Николаев подготовился к сожжению самолёта. Но это – в крайнем случае, а пока. …Пока! Это «пока» длилось двое суток, полных тревоги… На утро третьего дня смогли достать горючее. Когда лётчик сумел с короткой дистанции разогнать машину для взлёта, немцы уже шли колоннами по пролегавшему в 6 километрах шоссе…
- На эти колонны, - вспоминает Николай Павлович, - мы и израсходовали последние пулемётные ленты, снаряды скорострельных пушек. В деревне, около которой стоял наш самолёт, ночевала немецкая разведка. Но ни один советский человек не сообщил врагам о нашем местонахождении. Так разве можно победить единодушие народа, такой патриотизм?"
Такой наш учитель-герой!
В школьной библиотеке материалов по интересующей нас проблеме не оказалось. Наша собеседница Светлана Николаевна Иванова предложила небольшую книжицу "Они подарили нам мир ", подаренную ей когда-то в память о дедушке Николаеве Н. П. В этом источнике мы обнаружили только тот же проект ученицы Комаровой Светланы, что размещён в виртуальном музее школы. Поэтому мы решили изготовить печатную брошюру о Николае Павловиче Николаеве и подарить её школьной библиотеке, чтобы о подвиге одного из учителей, внесших свой весомый вклад в Победу над фашизмом, узнало как можно больше ребят и взрослых. Это наша Память.
Презентационный этап работы
Решение задачи №4. Публично презентовать проект
1) Написать статью о результатах исследования и разместить её школьной газете «Переменка».
Статья в школьную газету опубликована в мартовском номере.
2) Презентовать проект на образовательных событиях.
3) Разместить собранную информацию в сети Интернет.
Исследование размещено на портале для одарённых детей «Алые паруса» сайта социальной сети работников образования.
4) Создать брошюру о Николаеве Н.П.
Брошюра сделана и передана в школьную библиотеку.
Дальнейшее развитие проекта
Работа над проектом заняла у нас немало времени. На сегодняшний день мы отыскали и зафиксировали подробную информацию только об одном учителе нашей школы - участнике Великой Отечественной войны. В дальнейшем планируем продолжить нашу работу. Она будет строиться по тому же плану.
Заключение
В результате исследовательской работы нам удалось найти ответ на интересующий вопрос, были ли среди учителей нашей школы защитники Родины в годы Великой Отечественной войны. Наша гипотеза подтвердилась: да были, и память о них ещё хранится в школьном сообществе. К сожалению, хранится только в памяти представителей пожилого поколения, и нам необходимо успеть воспользоваться их воспоминаниями.
Актуальность нашей работы стала ещё более очевидна после того, как мы провела социологическое исследование, которое убедило нас в том, что данная информация вызывает интерес у большинства респондентов, а значит, наше исследование будет востребовано.
Мы сделали попытку систематизировать материалы об учителях-защитниках Родины, более подробно - о Николае Павловиче Николаеве. Нам удалось показать его весомый вклад в Победу над фашизмом.
Всю полученную информацию мы обобщили, зафиксировали в печатном и электронном варианте, сделали её достоянием общественности. Ведь наш долг состоит в том, чтобы помнить о людях родного края, немало сделавших для блага нашей Родины. Но помнить о них должны не только мы, и потому мы сделали один из шагов, чтобы сохранить историю для своих потомков.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Данная работа имеет для нас большое значение. В ходе её мы получили много полезной информации, значительно расширили свой кругозор, познакомились с интересными людьми. На протяжении работы с материалами мы не переставали восхищаться нашими учителями, которые внесли весомый вклад в Победу над врагом.
Наша работа имеет практическую значимость, так как может быть использована для подготовки уроков и внеклассных мероприятий. Её материалы могут быть положены в основу классных часов, так как они производят сильное впечатление на слушателей - в этом мы смогли убедиться сами.
Наша работа доставила огромную радость родственникам учителей-участников Великой Отечественной войны, о которых на портале "Память народа" мы смогли создать Альбомы героя.
Источники информации
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Компас своими руками
Дымковский петушок
Глупый мальчишка
Фильм "Золушка"