Истину надо выстрадать. Об этом говорится веками. Человек понимает истину только тогда, когда становится ответственным за свои поступки.
Вложение | Размер |
---|---|
bibleyskie_motivy_v_tvorchestve_f-konkurs.docx | 23.28 КБ |
Новый единый многоликий Бог
(по роману Чингиза Айтматова "Плаха")
Бабасян Вартан
ученик 9 класса Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснолучская школа №2»
Научный руководитель: Луговая Анна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Истину надо выстрадать. Об этом говорится веками. Человек понимает истину только тогда, когда становится ответственным за свои поступки.
Где же та идиллия в мире, о которой мечтал Ф. М. Достоевский? Жизнь деформировала смысл слов в оценке человеческих поступков. Художественная литература, анализируя противоречия общества, уничтожает этимологические погрешности, пытаясь достучаться до людских сердец.
Как формируется человеческая личность? В чем состоит сущность духовности? Спасет ли красота души мир? Вот "проклятые вопросы", которые наталкивают на размышления современных писателей.
Актуальность данной темы: изучение Библии на уроках литературы обусловлена двумя факторами: стремление к более полному изучению произведений и проблемам духовно - нравственного воспитания. Книга книг и лучшие образцы русской классики могут научить молодое поколение делать сознательный выбор в пользу добра и истины.
Цель работы: рассмотреть использование библейских мотивов в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
Задачи исследования:
1.Проанализировать размышления о сущности человеческой жизни, о счастье людей.
2. Раскрыть всю сложность, глубину и роль библейских мотивов.
3.Показать, что Ч.Айтматов видел путь исследования нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.
Объект исследования: творчество Ч.Айтматова
Предмет исследования: роман Ч.Айтматова «Плаха»
Научная новизна работы заключается в том, что в статье представлено много фактического материала о романе Чингиза Айтматова Плаха» и произведен анализа образа Христа в понимании главных героев.
События в романе "Плаха" опираются на религиозные мотивы, также затрагивается проблема социальных групп, а точнее социального дна.
К первой группе, которую описывает автор, относится “Хунта”. Мы знакомимся с коллективом, оторванным от мира людей. Первым в этом обществе является Обер-Кандалов, вторым Мишаш, третьим Гамлет-Галкин, четвертым Абориген-Узюкбай, пятым Кепа. Шестым в “Хунте” оказался Авдий Каллистратов. Почему Ч.Айтматов объединяет столь разных людей в одну группу? Писатель так отвечает на этот вопрос: «Эти люди могли служить примером того, что пути Господни неисповедимы, когда речь идет о пусть даже самом пустяковом коллективе людей. Значит, так было угодно Господу, чтобы все они оказались людьми поразительно однозначными [1,с.120] .
Каково их отношение к Богу? Точнее, его вообще нет. Предводитель “Хунты” Если сам Обер-Кандалов считает церковнослужителей недоразумением времени, то что же тогда можно ожидать от его подчиненных? По каким законам они живут? Я поняла, что герои просто бегут от реальности, а по сути, у них есть только одно желание - выпить. Обесценивание истины, непонимание религиозных догм лишь усугубляет моральное падение личности, что происходит и с членами “Хунты”.Они навсегда потеряли связь с обществом, стали, как это называется по-научному, люмпенами.
Ко второй социальной группе относятся подростки, называющие себя “гонцами”. Это общество необычно тем, что в него объединились ребята, мечтающие подзаработать "легкие" деньги на добыче наркотиков. Вот и задумаешься: что связывает этих людей с Богом, ведь их ничего не беспокоит, кроме обогащения и кайфа от употребления травки? Разъяснение во все это вносит беседа Авдия Каллистратова, который попал к гонцам, чтобы изучить конопляные маршруты и людей, работающих в этой сфере, и Гришана, являющегося главой группы. По мнению сборщиков, Бог гонцов – это деньги, из-за которых они готовы практически на все. Далее раскрывается еще один факт: эти люди не просто собирают анашу ради наживы, а даже имеют свое толкование о вере в Бога и путях прихода в Отчий дом. Гришан говорит, что помогает людям познать Бога в кайфе, так сказать, попасть к нему с черного хода. Только эта теория, по его мнению, является истинной, потому что все остальное в этом мире не может принести счастье. Поэтому концепция Бога и веры в него в представлении Гришана не выдерживает критики Авдия. Вот и понимаешь, что эти мальчишки загубили свою душу по причине замены истинных идеалов ложными. Видя Бога только в удовольствии и деньгах, все это уродует, омертвляет их души.
Третьим, чей внутренний мир анализирует Чингиз Айтматов, является главный герой романа - Авдий Каллистратов, который заслуживает особого внимания, потому что только его личность раскрыта в процессе развития, именно с ним мы проходим страницы “Плахи”.
Начальной точкой моего исследования можно считать детство Авдия. Его нравственные идеалы формировались в доброй, благостной, мирной среде, поэтому понятно, откуда в нем столько сострадания, желания помочь людям.
Теперь коснемся юности героя. Авдий является одним из лучших учеников семинарии, его ценят отцы-учителя, перед ним большое будущее. Но жизнь изменчива, и вот в один миг из примерного ученика Каллистратов превращается в еретика - новомысленника, за что его исключают из учебного заведения. Почему происходят такие трагические перемены?
Это и есть обретение героем истинной веры в Бога, кардинальные перемены судьбы, образа жизни, понимание собственного предназначения.
Следующий этап в его жизни - путешествие с гонцами в Моюнкумские степи, но не из-за материальных, а морально-нравственных взглядов: хочет написать серию очерков о наркомании в молодежной среде. Судьба дает ему шанс. Авдий через боль и лишения очищается, более того, он встречает на той далекой узловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни – Ингу Федоровну. Наверное, это и есть главная награда за все его муки и страдания?! Авдий Каллистратов приходит к главной точке понимания смысла жизни, когда между душой и телом наступает гармония, и он видит свой путь в этом мире.
Второе путешествие в Моюнкумские степи становится последним событием в жизни главного героя. Ему очень хотелось вновь встретиться с Ингой Федоровной. По стечению обстоятельств, знакомится с Обер-Кандаловым, который набирает группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой сразу соглашается на предложение Обера. Путешествие в Моюнкумы стало для Авдия Каллистратова роковым: он не выдерживает издевательства над природой, и, не желая помогать собирать сайгачьи туши в грузовик, герой пытается воспитывать и наставлять членов “Хунты” на путь праведный. Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия – вот качества, которые раскрыли поведение членов “Хунты”. Авдий подтолкнул их показать свою звериную натуру; расправа над ним была ужасна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, как когда-то был распят на кресте Иисус Христос.
Последним, кого касается Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственных ценностей, является Бостон Уркунчиев. Что является Богом для данного героя? Это, прежде всего, его работа, которую он выполняет каждый божий день. Ежедневно встает в шесть утра, чтобы весь день заниматься с овцами и лечь за полночь, но это не мешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить во что-то, значит, есть у Бостона Бог. Значит у каждого Бог свой, главное, чтобы вера приносила гармонию и смысл, созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, потому что у всех своя дорога к Всевышнему.
Может ли человек раскаяться, полюбить, понять другого? Это загадка для каждого поколения людей. Я понимаю, что для поиска ответов на эти вопросы не нужна сверхъестественная сила. Человек сам в течение жизни испытывает себя и других на способность следовать самым мудрым и гуманным законам движения мира, христианским заповедям.
Список использованных источников:
1. Айтматов Ч. Собрание сочинений: в 7 т. Бишкек: Туркестан, 1998. Т. 4. 495 с.
2. Айтматов Ч. Плача на коленях, восстань во гневе.- М.,1988.- 156с.
3.Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 2002.
4.Оскоцкий В. Портрет современной прозы.- М.: Знание.- 1989.-64с.
5. Папанинова Н. Романы метафоры Чингиза Айтматова // Литература в школе.- 1988.- №5 .- с.7-16
Твёрдое - мягкое
Никто меня не любит
Сказка "Колосок"
Белый лист
Глупый мальчишка