Проект по литературе "Пороки главного героя романа И.А.Гончарова "Обломов" в призме христианского мировоззрения" представляет собой анализ содержания романа "Обломов" с точки зрения духовного состояния души главного героя. Те отрицательные черты характера (унаследованные от предков качества, губительные привычки) Обломова выступают как пороки в христианском понимании. Анализ содержания текста позволяет проследить за движением, развитием этих "качеств" героя, их последствиями, которые приводят героя к печальному финалу.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_e.chesnovoy.pptx | 1.32 МБ |
Слайд 1
Пороки главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» в призме христианского мировоззрения Проект по литературе Выполнила ученица 10 класса Чеснова ЭвелинаСлайд 2
Цели Ознакомиться с понятиями христианского мировоззрения «порок», «добродетель». Исследовать сюжет романа И.А. Гончарова «Обломов» с точки зрения поведения Обломова в определённых жизненных ситуациях, отражающих пороки героя. Выявить влияние внутренних качеств героя на его судьбу.
Слайд 3
Актуальность Создавая образ Обломова, И.А. Гончаров далеко не преследовал цель сопоставлять своего героя с нормами христианского православного мировоззрения, однако любой русский человек, тем более современники писателя, могли заметить, что «плюсы» и «минусы» этого образа отражают христианские пороки и добродетели человека. Какие же пороки привели героя к смерти, с чем он так и не смог справиться. Обратимся к христианскому мировоззрению.
Слайд 4
План проекта 1.Знакомство с понятиями христианского мировоззрения – «порок», «добродетель». 2.Выявление пороков в характере главного героя романа «Обломов» Ильи Ильича Обломова. 3.Анализ сюжета романа с точки зрения наличия в герое пороков. Работа с текстом произведения. Поиск жизненных ситуаций Обломова, в которых проявляются искомые его пороки.
Слайд 5
План проекта (продолжение) 4.Составление таблиц в цитируемым материалом и комментарием по образу героя. 5.Формулирование микровыводов по исследуемому материалу. 6.Формулирование результатов проекта.
Слайд 6
Понятия «порок» и «добродетель» в христианском мировоззрении Слова «порок» и «добродетель» относятся к христианскому вероучению. Святитель Феофан Затворник (19 век)писал, что верным признаком избавления человека от порока, страсти «…есть — когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть» . В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля понятие «порок» определяется как «недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное извращенье». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова – «тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство».
Слайд 7
Понятие «порок» Синонимы понятию «порок» - страсть, грех, недостаток Основными и самыми опасными в христианстве пороками считаются: чревоугодие, гнев, гордость, уныние, блуд, сребролюбие, зависть. Противоположные им добродетели – воздержание, кротость, нестяжание , смирение, целомудрие, смирение и т.д. .
Слайд 8
Пороки Обломова. Анализ поведения героя в определённых жизненных ситуациях с точки зрения порока Анализируя сюжет романа, обратимся к основным страстям, с которыми не справиться Обломову. Чревоугодие, лень и бездеятельность, апатия, уныние, мечтательность, ложь и сонливость (стремление к покою).
Слайд 9
Порок чревоугодия В христианском учении это один из смертных грехов. Человек, который не может побороть чревоугодие (любовь к пище, переедание, обжорство), будет порабощён и другими страстями: ленью, праздностью (бездеятельностью), мечтательностью, то есть всем тем, что не позволит человеку стать совершенной личностью. Нельзя сказать, что Обломов служил своему пороку, постоянно ел, однако принятие пищи входило в общий процесс «деградации» дворянина, после еды его морило в сон.
Слайд 10
Цитата//комментарий «Нельзя сказать, что Обломов служил своему пороку, постоянно ел, однако принятие пищи входило в общий процесс «деградации» дворянина, после еды его морило в сон…» часть I , глава VIII « Кофе подавался ему так же тщательно, чисто и вкусно, как вначале, когда он, несколько лет назад, переехал на эту квартиру. Суп с потрохами, макароны с пармезаном, кулебяка, ботвинья, свои цыплята — все это сменялось в строгой очереди одно другим и приятно разнообразило монотонные дни …» Часть IV , глава IX
Слайд 11
Пороки лени, бездеятельности, праздности С одной стороны, человеку всё дано, чтобы счастливо устроить свою судьбу, с другой – он сознательно отказывается от своего благополучия в пользу покоя и бездеятельности. В романе «Обломов» герой предаётся «матери всех пороков» буквально с первых страниц.
Слайд 12
Цитата //комментарий «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной…» часть I , глава I Пагубная страсть «ничегонеделания» - визитная карточка Обломова. Он начинает свой путь с этого порока и заканчивает.
Слайд 13
Пороки апатии, уныния Порок уныния в христианском мировоззрении так же относится к смертным грехам, как и чревоугодие и лень. Известный в христианстве подвижник благочестия, Исаак Сирин писал : «Уныние - от парения ума, а парение ума - от праздности, чтения и суетных бесед или от пресыщения чрева». Оказавшись перед лицом обязанностей, Обломов всегда впадает в уныние, разочарование.
Слайд 14
Цитата // комментарий « Ему живо представилось, как он объявлен женихом, как на другой, на третий день приедут разные дамы и мужчины, как он вдруг станет предметом любопытства (…) ... потом, по праву и обязанности жениха, он привезет невесте подарок...— Подарок! — с ужасом сказал он себе... Подарок! А у него двести рублей в кармане! Если деньги и пришлют, так к рождеству, а может быть, и позже… Как же быть-то? Прощай, двухнедельное спокойствие!» Часть III , глава VII Страх перед предсвадебной суетой омрачает существование героя, он болезненно переносит даже мысль о тех проблемах, которые неразрешимы. «Ольга», «свадьба» - слова, которые вызывают уныние в нем только потому, что что нарушают главное в жизни Обломова - покой
Слайд 15
Порок мечтательности Слово «мечта» имеет разные значения. В аскетической святоотеческой литературе оно имеет отрицательный смысл, так же, как и слово «прелесть». «Мечтать – жить иллюзиями, подменять реальную жизнь фантазиями и переживать эти фантазии как реальность.» . Согласно христианскому мировоззрению человек, живущий мечтами, разрушает свою реальную действительность, он теряет время, которое можно направить на созидание, достижение того, что человек в силах сделать сам.
Слайд 16
Цитата// комментарий Но женитьба, свадьба — все-таки это поэзия жизни.... Он представил себе, как он ведет Ольгу к алтарю: она — с померанцевой веткой на голове, с длинным покрывалом. В толпе шепот удивления. Она стыдливо…подает ему руку и не знает, как ей глядеть на всех. То улыбка блеснет у ней, то слезы явятся, то складка над бровью заиграет какою-то мыслью. «Нет, побегу к О льге, не могу думать и чувствовать один, — мечтал он…» Часть III , глава II После выясненных отношений с Ольгой о будущей свадьбе Обломов снова погружается в музыку мечты о том, как это будет происходить. Героя увлекают за собой фантазии о происходящем действе – женитьбе. Его волнует пышное торжество, красота события, счастье
Слайд 17
Порок лжи Ложь является преступной страстью. Порок лжи опасен тому, кто привык жить без правды. Как и другой порок, ложь также разрушает человека. Она тесно связана с другими страстями человека: лень, чревоугодие. Герой романа не является лжецом, чаще всего обманывают его те, кому он доверил своё имение. Тем не менее Обломов приходит к пороку лжи. Он делает это в том случае, когда хочет скрыть правду от Ольги о том, что он лежал на диване, не выполнил её поручения, избегал встреч с нею.
Слайд 18
Цитата // комментарий — Ты не был болен;у тебя не болело горло, — сказала она, сдвинув брови. — Не был, — отвечал Обломов голосом школьника. — Обманул меня! — Она с изумлением глядела на него. — Зачем? — Я все объясню тебе, Ольга, — оправдывался он, — важная причина заставала меня не быть две недели... я боялся...» Часть III , глава VII Уличенный во лжи Ольге, Обломов признаётся.
Слайд 19
Результаты проекта Илья Ильич Обломов подвержен страстям, от которых не может отказаться. Почти все пороки унаследованы Обломов от своих предков. Все исследованные пороки героя ( чревоугодие, лень, уныние, ложь, мечтательность) согласно христианскому мировоззрению губительны, если человек не борется с ними. Финал жизни Обломова есть закономерное событие, так как он не изменил в себе ничего, не воспрепятствовал своим страстям. Пример жизни Обломова с точки зрения христианства – история души, погибшей по малодушию, слабоволию; заслуживает сочувствия.
Слайд 20
Литература, источники Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова: сайт изд-ва «Лицей» [Электронный ресурс] URL:https://licey.net/free/11-обломов%20/50- ... Там же. Мельник, В.И., И.А.Гончаров и русская цивилизация. - [Электронный ресурс]. –Режим доступа. https ://ruskline.ru/analitika/2011/03/24/iagoncharov_i_russkaya_civilizaciya Христианская психология / Православие.Ru [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/ Там же.
Слайд 21
Литература, источники Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот . по 2-му печ . изд. 1880–1882 гг. М.: ACT и др.: 1998. – 857с. 6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с. 7. Исаак Сирин, Слова подвижнические. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/30 8. Грешно ли христианам мечтать//Православие и мир/ Электронный ресурс] URL: https://www.pravmir.ru/greshno-li-hristianam-mechtat/
Рисуем зимние домики
Под парусами
Ах эта снежная зима
Повезло! Стихи о счастливой семье
Плавает ли канцелярская скрепка?