В своей работе автор анализирует, как раскрывается проблема родины в творчестве волгоградского писателя Б. Екимова, активно привлекая авторский текст.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.17 КБ |
Автор: Кокарева Ульяна Павловна, 10 класс;
МБОУ «Самофаловская СШ»
Сочинение
«С детских дет и доныне берега донские – мой дом»
Родная земля. Степь между Волгой и Доном. Бескрайняя, от полыни седая. Живописные берега Дона. С детских дет и доныне берега донские – мой. Помнит эта земля многое: и грозные набеги татаро-монгольских полчищ, и освободительные походы Степана Разина и Емельяна Пугачева, и героические дни обороны Царицына, и жесточайшие бои на подступах к Сталинграду во время великой битвы на волжских берегах. Здесь, на этой земле, богатой народными, культурными и литературными традициями, живу и я. Особенный интерес испытываю к творчеству волгоградских писателей. В поселке Самофаловка, где я живу, есть сельская библиотека, которая носит имя замечательного волгоградского писателя Евгения Александровича Кулькина. В нашу маленькую сельскую библиотеку часто приезжают гости: члены регионального Союза писателей России, поэтесса Елизавета Викторовна Иванникова, представители донского казачества. На таких встречах речь всегда идет об истоках творчества волгоградских писателей, об их глубоких знаниях истории, быта и культуры донских казаков.
Мне очень нравятся произведения и Маргариты Агашиной, Владимира Овчинцева. Но талант Бориса Екимова меня восхищает! Мне кажется, что я прочитала все произведения этого певца Тихого Дона! Они завораживают, приковывают к себе мое внимание, потому что автор пишет о моей родине, о моем доме, о моем народе. Писатель повествует предельно просто, по-народному, не произнося длинных заученных фраз, не пытаясь проповедовать всем известные истины, но пишет так, что от него веет русским духом, свежестью донских просторов, среди которых и происходило его взросление и становление как писателя. Познакомившись с творчеством нашего волгоградского писателя, я поняла, что современные подростки, изучая великую русскую литературу, знакомясь с творчеством зарубежных писателей, оказывается, совершенно не знают творчества местных писателей, в произведениях которых отражается вся красота и выразительность русской речи, традиции культуры нашей малой Родины.
Читая произведения Бориса Екимова, я невольно вспоминаю слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…» Как же был прав русский классик! Какими же пророческими оказались его слова, которые с полным правом можно применить и к творчеству Бориса Екимова! Ведь произведения этого писателя, его творческий талант – это настоящий «клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
Проза Б.Екимова великолепна по живости изображения. Язык её наполнен терпкостью донского казачьего говорка и мелодическим складом украинской речи. Нет-нет да и встретишь в рассказе словцо, которое, кажется, нигде, кроме Дона , и не услышишь: катух ( сарай для скота), губка (печь), кулугуры (староверы), бабаня (бабушка). «Самый лад екимовского письма с его непрямым порядком слов и глаголом в конце предложения, напевно закругляющим и вместе раскатывающим фразу, волной набегающую на новую, как в народной казачьей песне», - тоже сугубо донской. Читая его произведения, я каждый раз убеждаюсь в том, что писатель хорошо знает и тонко чувствует красоту и выразительность народной речи, умело использует ее в своих произведениях.
«Иван Атарщиков, молодой колхозный пастух, на Красные яры попал не желая того, каким-то, видно, нароком. Как всегда, лихо мчался он на своем мотоцикле от скотьего лагеря, напрямую, домой, в станицу, но не свернул возле Братякина кургана, а покатил вниз и лишь потом опамятовал, но решил не возвращаться, а проехать дорогой нижней, возле Красного яра. Крюк невеликий, а свой след топтать – плохая примета»,- так начинает свой рассказ «Под высоким крестом» Б.Екимов. И далее читаю и восхищаюсь простым, народным языком писателя: «Машина сначала подъехала к речке, потом к пустому скотьему стойлу с жердевой огорожей, наведалась к старому кладбищу, последнему знаку когда-то здесь бывшего хутора. Одним словом, блукала. Пока не увидела скотину, а потом пастуха на кургане». И мои руки невольно потянулись к толковым словарям, к справочникам, которые позволили мне еще ближе соприкоснуться с творчеством Бориса Екимова, с самобытностью языка его произведения. Писатель всегда в поиске. Он ищет новые, свежие слова: ему кажется, что обычные слова уже не могут вызвать у читателя нужных чувств. Но где искать? Конечно, прежде всего в речи простого народа. И меня поразило то, как писатель, широко, но так уместно и талантливо использующий казачьи диалектизмы и просторечные народные слова в своем художественном произведении, не только показывает своеобразие народной речи, ее богатство и выразительность, но и знакомит своего читателя с историей нашего родного казачьего края. Читаю я рассказы писателя и слышу слова моей прапрабабушки, которая жила когда-то в Серафимовичском район, в многочисленных репликах екимовских героев: « По этому делу, по скотине, разговаривайте с председателем. Не перевстрели его? На красной «Ниве» он здесь мыкается. А лучше поезжайте к чеченам, на Набатов, на Осиновку. У них своя скотина, собственная. Там дело верней». И далее : « И вправду летние скотьи базы располагались посредине когда-то большого хутора Горюшкин», «Осеннее солнце, теплым желтым колобом за полдень перевалив, теперь будет клониться к заречным обрывистым холмам. Скотий гурт через речку, бродом и ископыченной разбитой плотиной перебирается к попасу вечернему. Здесь за ним легче глядеть, на просторных, когда-то заливных лугах. Тут много корму». А вот еще: «Но нынче, в пору осеннюю, когда позади докучная для скотины мошка да овод, можно было собирать шиповник. По отрожьям, на выходе яруг да балок, багровели и пламенели его колючие кусты». «Не перевстретили, летние скотьи базы, скотьи гурты, ископыченной разбитой плотиной, перебирается к попасу вечернему; телок потеряет мамку, зовет ее и зовет, пока она не ответит низким, утробным мыком, » - вот она истинная народная речь! Именно такие слова нашел, подслушал Б.Екимов, чтобы отразить особенности быта донского казачества. Ведь события рассказа Б.Екимова происходят на Дону. И только способность писателя тонко чувствовать особенности народной культуры позволяют ему так талантливо познакомить современного читателя с жизнью и языком простого русского человека.
С особенной любовью изображает писатель главных героев: стариков и детей. Старики Б. Екимова наделены жизненной мудростью, сердечной теплотой, памятливой душой и трудолюбием. Попробуйте вслушаться в текст Екимова, где повествуется о переживаниях бабы Анеши, героини этого же рассказа Б.Екимова, так и не дождавшейся своего мужа Ивана с фронта и погибшего совсем не далеко от дома, на донском берегу, но незахороненного, не преданного земле-матушке : «Баба Анеша ответить не могла, плакала и лишь потом доумилась:
– Я пойду… Обойду все места, как в бумажке написано… возля речки Голубой. У старых людей поспрошаю. Да и сама – не с телеги упала. Где бои шли и где много людей побило… Все ходили: бабы, ребятишки… А они один возля другого лежат… Кабы в ту пору знать… Но я обойду все места... Помолюся, какие смогу, поставлю крестики. И он успокоится. Я пойду… – убеждала она детей. – Все места нашенские, знамые. Пахали там, и скотину пасли, и жили на токах, в гуртах.. Костылик возьму и пойду. Пока в силах, надо идти, надо помочь ему… Такая страсть… Руки протягает, глядит… Ка-азня-а‑а… – И начинала плакать». В этих фразах героини каждое слово значимо. В них и живет «живая душа» русского народа. Читаю эти строки и слышу слова моей прапрабабушки, тоже вдовы, не дождавшейся своего мужа Митрофана с фронта. Сейчас такие слова уже и не употребляются в живой разговорной речи, и услышать их можно разве только где-нибудь в сельской глубинке от наших еще живущих прапрабабушек. А Борис Екимов своим творчеством делает все для того, чтобы такое народное слово жило как можно дольше, так как оно является культурным и национальным кодом русского человека. Откуда же у писателя такое глубочайшее знание особенностей быта, культуры, языка, истории донских казаков? Долгие годы, проживая в нашей области, писатель собирал материалы о жизни своих земляков, пытался осмыслить исторический путь казачества. Это сыграло важную роль в его творчестве. Писатель стал связующим звеном между прошлым и будущим, являясь хранителем слова, его казачьей самобытности. Я считаю, что это очень важно. Ведь в нашем большом доме, в хуторах и донских станицах, все меньше встречается людей, сохраняющих в неприкосновенности язык дедов и прадедов.
А еще в произведениях Бориса Екимова каким-то невероятным образом сочетаются мир природы и человеческая душа, как будто «стеклышки разноцветной мозаики складываются, и получается целостная картинка жизни». Красоту внутреннего мира своих персонажей автор раскрывает, описывая многообразие природы и ее проявлений. И только человек, любящий тот край, который сформировал его как писателя, может так описать нашу донскую степь: «Впереди, и уже недалеко, была станица, пути конец. Стоял солнечный жаркий августовский день на исходе лета. Над сухой каменистой землей струился горячий воздух. Ленивые вихри порою кружили медленно и пропадали. Слепящие меловые и желтой охры глинистые обрывы, рыжие солончаковые плеши, накатанные до блеска дорожные колеи, невспаханные колючие пожни, выгоревшая от летнего зноя трава. Степное марево ли, виденье подступало ближе, и вот уже слышен был нестройный хор людских голосов – крики ли, вопли, гул моторов. Но это был просто жаркий день, тряская телега, дремота, степное марево, тяжкий ли морок, виденье после бессонной ночи ». И в этом пейзаже для писателя «все свое, родное, хоженое – перехоженное».
В настоящее время писатель продолжает активно трудиться, поводит творческие встречи, любит общаться с молодежью, особенно с детьми. Его огорчает, что постепенно россияне утратили статус самой читающей нации, ведь именно книга способна раскрыть в человеке все самые лучшие его черты, сделать его лучше, человечнее, терпимее, научить любить и прощать. Сохраняя веру в «живую душу» народа, Б. Екимов достойно продолжает важнейшие традиции русской классики, ищет в современной жизни доброту, человечность, способность к состраданию, все те качества, которые сейчас в большом дефиците.
Поэтому мне хочется поближе познакомиться с человеком, создавшим в своих произведениях такие яркие и самобытные образы донских казаков, так тонко чувствующим все тонкости характера русского характера. Я мысленно обращаюсь и говорю писателю: «Мы, молодое поколение Междуречья, потомки казаков Тихого Дона, всегда рады знакомству с вашими произведениями. Это так важно для сохранения тесной связи между поколениями, чтобы не утратились с годами национальные традиции и не превратились в пыль времени. Спасибо Вам, последний певец Тихого Дона, за Ваше творчество, за Ваше глубокое знание народных традиций русского человека, которое Вы так тонко, так талантливо отразили на страницах своих произведений и передаете нам, современным подросткам.»
Лупленый бочок
Аэродинамика и воздушный шарик
Извержение вулкана
Этот древний-древний-древний мир!
Волшебная фортепианная музыка