По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звёзды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», - сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе». Так и в произведениях А.Алексина истина – лекарство от «сердечной недостаточности». Эта истина определяется в основном через неокрепшие детские чувства.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 156.5 КБ |
Гудкова Василиса Олеговна, 5к класс
Тема:
«Взрослый выбор невзрослых героев повестей Анатолия Алексина»
Таминдарова Линиза Мадисовна,
учитель начальных классов.
Российская Федерация, г. Нефтеюганск,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Оглавление
Введение……………………………………………………………….……………………3-4
ГЛАВА I. Детство живёт только в хороших людях
1.1. Жизнь и творчество Анатолия Алексина,..…….…...…………………………………..5
1.2. Темы взрослых и детей в творчестве А.Алексина.…….……….….………………...6-7
ГЛАВА II. «А жизнь мы сразу начинали со взрослых дум и зрелых дел»
2.1. Тема взрослости в повести «В тылу как в тылу»…………………………………...8-10
2.2. Тема взрослости в повести «Поздний ребёнок»…………………………………..10-14
2.3. Тема взрослости в повети «А тем временем где-то…»…………………………..14-15
2.4. Таблица нравственных качеств взрослости героев произведении Анатолия Алексина…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА Ⅲ
3.1. Нравственные качества взрослости личности….…...……………………………17-18
3.1. Анкетирование для выявления нравственных качеств для понимания взрослости личности ………………………………………………………………………………....19-20
Заключение…………………………………..………………………….………………..21-22
Список используемой литературы…………………………………………………………23
Введение
«Детство живет только в хороших людях…».
А.Алексин
Взрослым человека делает не только возраст или внешний вид, но и его поступки. Если человек самостоятельный, сам отвечает за свои ошибки, то можно считать его взрослым. Главную роль играет детство, друзья, семья, одноклассники и воспитание. Некоторые люди уже при годах остаются детьми, а кому-то достается нелегкая судьба с раннего детства, соответственно данный человек взрослеет, ещё будучи ребенком.
В списке литературных произведений на лето были даны рассказы Анатолия Алексина. Прочитав одно произведение, я не смогла остановиться. Мне хотелось читать и читать дальше. Каждое новое произведение абсолютно не похоже на другое. Они меня поразили тем, что герои, мои ровесники, рано взрослеют, решают взрослые проблемы. Дети прекрасно понимают все взрослые чувства. И не боятся этих чувств. Они смелы, отважны, ради настоящего друга готовы на всё.
В моей семье я самая младшая из трёх девочек. И я, для родителей, и сестер останусь навсегда младшенькой. А я мечтаю быстрее стать взрослой, наверное, все дети об этом мечтают. А что значит быть взрослым? «Набор» каких качеств дает право ребенку считаться взрослым, осознание каких нравственных ценностей помогло подросткам пережить трудности и лишения военного времени в произведениях писателя? Почему столь серьёзные нравственные вопросы писатель ставит перед детьми, а не перед взрослыми людьми? На все эти вопросы я решила найти ответ, проанализировав произведения Анатолия Алексина.
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звёзды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», - сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе». Так и в произведениях А.Алексина истина – лекарство от «сердечной недостаточности». Эта истина определяется в основном через неокрепшие детские чувства.
Цель данной работы: проанализировав произведения Анатолия Алексина доказать, понятие взрослость не столько биологическое, сколько нравственное, и определяется оно поступками человека
Задачи:
Объект исследования: произведения Анатолия Алексина
Предмет исследования: нравственные качества (поступки) героев, дающие право считаться взрослым в произведениях А.Алексина
Гипотеза: совершая «взрослые» нравственные поступки, помогая другому, беря ответственность за другого, принимая «взрослые решения», ребенок может считать себя взрослым вне зависимости от биологического возраста.
Методы исследования: Теоретические: изучение научно-популярных статей, литературных источников, библиографических данных, воспоминаний и пр. Логические: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, выводы.
Глава 1
Детство живёт только в хороших людях
1.1. Жизнь и творчество Анатолия Алексина.
Из литературных источников я узнала, что Анатолий Алексин родился в 1924 году в Москве. Алексин Анатолий Георгиевич – псевдоним; настоящее имя – Анатолий Георгиевич Гоберман.
В одной из книг о писателе есть раздел биографии – список статей и других публикации, посвященных его творчеству. Этих статей в списке 184. И в каждой из них – без исключения – написано о том, какой хороший писатель Анатолий Алексин.
Биография Анатолия Алексина целиком принадлежит своему времени. Он родился в семье старого большевика – участника революционных событий на Дальнем Востоке и в Сибири. Здесь, в Москве, и прошло детство будущего писателя.
Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. После ареста их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые платили ему за публикацию стихов и заметок.
В 17-летнем возрасте Алексин работал отставным секретарём ежедневной газеты «Крепость обороны», издававшейся на строительстве оборонительного завода на Урале. Это было заветное время, когда Алексин узнал поистине героические проявления человеческого духа, мужества, готовности отдать всё во имя Победы.
Его крестным отцом в литературе стал Константин Паустовский. В робких еще повестях молодого писателя Паустовский мигом почувствовал и внутреннюю силу, и скрытые возможности автора. Предшествовала их знакомству забавная ситуация: на семинаре у Самуила Маршака Анатолий стал читать свои стихи, но, не получив одобрения классика, расстроился. Чтобы поражение не было столь явным, Алексин прочел один из своих рассказов, который очень тронул присутствующих, в первую очередь самого Маршака. Отныне он посоветовал ему писать только в прозе, а присоединившийся к разговору Паустовский предложил стать редактором будущей книги.
Получив высокое напутствие от настоящего профи, Алексин создал плеяду юношеских повестей, не способных постареть. Эти произведения абсолютно непосредственные, очень похожие на правду, рассказывали о понятном и трудном – вхождении подростков в мир взрослых, создаваемых нашими представлениями о том, что правильно, а что не очень. [I,2]
1.2. Темы взрослых и детей в творчестве А.Алексина.
Достоевский говорил, что мир спасет красота. Алексин добавил: «Думаю, Мир призвана спасти и Доброта. Я, как многие служители литературы искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте – самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».
Изучив документальные источники, я узнала, что А. Алексина всегда интересовала тема детских проблем. Журналист Дмитрий Быков говорил о важности для писателя темы семьи и детства. «Герои его произведений – в первую очередь дети. Он смотрел на мир глазами ребенка и видел его честно, искренне, непредвзято, со всеми недостатками, нелепостями и трагедиями, которые уже взрослым кажутся привычными». [II,2]
Алексин рассказывал: в годы войны его бабушку Соню убили в немецком лагере. «Бабушка не была похожа на еврейку и немцы в ней ее и не признали. Но выдали свои же. Выдал дворник дома, где жила бабушка», — вспоминал писатель. Этот дворник был отцом двух детей, с которыми бабушка до войны занималась уроками и читала книжки. У себя в Одессе она скучала по московским внукам, которые были далеко, и всю любовь и внимание отдавала чужим детям. Взрослые предали, а дети нет. Они ушли от отца-предателя и никогда больше не поддерживали с ним отношения. До самой смерти двое детей ходили на могилу бабушки Сони.
Может быть, именно в этом причина того, что Алексин был в первую очередь детским писателем (хотя есть в его творчестве и «взрослые» книги — роман-хроника «Сага о Певзнерах», мемуары «Перелистывая годы» и др.) и писал о детях? Детям, по его мнению, можно было доверять. Ребенок оставался для него мерилом порядочности. «Детство живет только в хороших людях. Вы замечали, иной раз смотришь на плохого человека и удивляешься, как такой гад ребенком-то мог быть?» — говорил он в одном из интервью, данных уже в эмиграции.
И действительно, нет практически ни одного произведения Анатолия Алексина, где не встретился бы герой ребенок. Автор ставит юных героев в непростые ситуации, когда наравне со взрослыми они должны были делать выбор. Ведь для писателя ребенок был равноправным участником общения. Любое произведение таким образом становилось своеобразным диалогом взрослых и детей.
Изучив литературные источники о творчестве писателя, я пришла к выводу, что проблемы детства в повестях Анатолия Алексина сводятся к одной – взрослые не видят в ребёнке самостоятельную личность, стремятся либо подавлять её, либо не могут заметить особенности характера ребёнка, либо, не осознавая ответственности, заставляют взрослеющего человека резко меняться под влиянием чужих желаний и проблем. Герои писателя, сталкиваясь со сложными ситуациями, находят в себе силы поменяться и решить возникающие проблемы. Анатолий Алексин своими произведениями показывает читателям-детям, что все проблемы решаемы, главное – уважать себя как личность, видеть собственные недостатки, работать над своим поведением. А своих взрослых читателей писатель призывает видеть в каждом ребёнке индивидуальность, воспитывать его с умом и всегда показывать, что любая проблема решаема.
Глава 2
«А жизнь мы сразу начинали со взрослых дум и зрелых дел»
3.1. Тема взрослости в повести «В тылу как в тылу»
Становление личности начинается с усвоения элементарных норм человечности, с чувства правды, добра, уважения к другому. Анатолий Алексин сумел создать свой мир, в котором живут дети и взрослые, умные, отзывчивые.
В повести « В тылу как в тылу» рассказывается о событиях военных лет, зима1941-1942 гг. Взрослый человек через много лет после войны приезжает в далекий уральский город на могилу матери и вспоминает свое военное полуголодное детство.
Героями произведения являются Екатерина Андреевна, женщина с сильным, трогательным характером, мама Димы Тихомирова. Николай Евдокимович – тщедушный, благородный интеллигент, безнадежно влюбленный в Екатерину Андреевну. До конца своей жизни останется верен своей любви к близкому человеку.
У сына Екатерины Алексеевны с годами крепнет чувство неоплатного долга перед матерью, понимание невозможности что либо исправить.
Отец уходит на фронт, а жену с сыном отправляют в тыл, где Екатерина Алексеевна начинает работать инженером-руководителем по комплектации и восстановлению оборудования. Как сказал сосед «Каторжная работа». Начались трудные будни. «Мама приходила с работы поздно вечером. А то и ночью или под утро. Приподнимала простыню, отделявшую наше жильё от коридора. Другой нашей «стеной» был старый, облысевший ковёр. Прежде чем шёпотом рассказать о своих делах, она открывала разбухшую сумку, набитую бумагами, и чертежами… В сумке обязательно стояла бутылка молока, которая тоже полагалась маме «за вредность…»
Потом мальчик узнаёт, что мать не ела, а приносила всё ему.
Дима получил на почте письмо-извещение, в котором сообщалось, что отец пропал, а затем письмо и от фронтового друга. Сомнений не было: отец погиб.
А Екатерина Алексеевна всё время говорила о муже: «Если это случится, я не прощу себе. Нет не то… я просто не вынесу». Эти слова так часто произносит Екатерина Алексеевна, что Дима для себя решает защитить мать – письмо зашить (внутрь, за подкладку), но ни за что ей не сказать. Дима солгал, чтобы мама могла жить. Он взваливает на себя огромную ношу ответственности.
Самое удивительное в том, что написанное в письме оказалось правдой. «С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата». Отец Димы Тихомирова, находясь на фронте, пройдя через плен и партизанские отряды, остался жив, а мать в глубоком тылу умерла от простуды, а точнее, просто истощенный организм ее потерял способность к сопротивлению.
У войны нет понятия «детство». Те, кто детьми жил в военные годы, должны были расстаться с ним, потому что война их вынуждала и думать, и поступать по-взрослому.
Дима считает себя взрослым, несмотря на объективно юный возраст. Война – это именно то событие, когда человеческое сознание коренным образом меняется. «Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком», – такие мысли посещают Тихомирова [3]. Также степень своей «взрослости» мальчик определял умением любить по-настоящему («Ну какая любовь в этом возрасте? – рассуждал я. – Вот у нас, в четвертом классе… Это другое дело!») [3]. Герой считает серьезными чувства своих ровесников, определяя их как взрослых и, соответственно, тем самым самого себя отождествляет со уже зрелым человеком.
Война в представлении ребенка – испытание, делящее жизнь на «до» и «после». Это подтверждают его размышления о ценности мгновения («Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит» [3]). Мальчик понимает, что ранее волновавшие его вещи он «не разглядел бы теперь ни в один микроскоп» [3]. Примечательно, что Алексин наделяет своего героя совершенно не детской мудростью, умением анализировать многие философские вещи. «Ценишь, когда теряешь – эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову» [3].
Таким образом, Алексиным создается образ мудрого, морально крепкого не по годам ребенка, готового жертвовать и терпеть. Война заставила повзрослеть Диму Тихомирова в один миг. Алексин погружает героя в достаточно тяжелые условия, но тот справляется. «Мы одержимо стремились к взрослости, но оставались детьми» [3], – именно эта фраза, на наш взгляд, является ключевой.
Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенную благодарность, как это сделал Дима Тихомиров, одиннадцатилетний мальчик, умеющий анализировать, любить, жертвовать и терпеть, а главное умеющий заботиться об окружающих.
Нравственные качества взрослости Димы Тихомирова определяются цитатами из произведения:
«Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком» - Дима считает себя взрослым, несмотря на объективно юный возраст.
«Ну какая любовь в этом возрасте? – рассуждал я. – Вот у нас, в четвертом классе… Это другое дело!» - умение любить по-настоящему.
«Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит» - размышления о ценности мгновения.
«Ценишь, когда теряешь – эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову» - умение анализировать.
3.2. Тема взрослости в повести «Поздний ребёнок»
В повести «Поздний ребенок» проблема детства звучит уже в названии: «А позднего ребенка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света, а то еще и подальше». [3]
Чрезмерная опека родителями, не позволяющая ребенку стать самостоятельным, приобрести собственный опыт, становится камнем преткновения для главного героя, что заставляет его рано взрослеть, решать взрослые проблемы.
«И вот через шестнадцать лет мечта их сбылась! Поздновато, конечно. Но что же я мог поделать?» [3] - думает тринадцатилетний Лёня, он чувствует себя ответственным, хоть и высказывается полушутя, за то, что родился поздно, что заставил родителей переживать, страдать, ожидая его появления на свет.
«Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай». [3] Эти слова показывают, каков внутренний мир героя – мальчик ощущает себя несвободным, ограниченным родительскими запретами и установками.
О своём отце герой говорит так: «В жизни ему приходилось трудно, и поэтому он хочет, чтобы я от всего получал удовольствие». [3] Очевидно, что это слова отца, многократно услышанные и теперь повторяемые ребенком. Но мальчик уже сейчас понимает, что это невозможно.
Ребенок, которого стараются оградить от ответственности, оказывается с тяжёлым грузом на плечах – он осознаёт, что ухудшившийся слух мамы – это последствие поздних родов.
Получается, в основе сюжета лежит парадокс – мальчик, которого оберегают и всячески защищают от всех жизненных трудностей и проблем, сам прекрасно понимает, что приносит близким страдания, заставляет их переживать за себя.
Лёня страдает также оттого, что его не воспринимают как полноценного взрослого члена семьи: «Когда в доме у нас происходит что-нибудь неприятное, от меня все скрывают. Я сразу чувствую, а мне говорят: «Ты – ребенок! Ты этого не поймешь». [3]
Еще в начале повести этот всеми оберегаемый поздний ребенок начинает рассуждать о серьезных проблемах - например, о возможной смерти пожилых родителей, о проблемах незамужней сестры Людмилы.
Итак, первая проблема, с которой уже в детском возрасте столкнулся Лёня – чрезмерная опека родителями своего ребенка.
Вторая проблема мальчика– это страх за родителей, связанный с их возможной смертью.
Третья проблема – невозможность достичь желанной цели – вырасти, стать взрослым в глазах своих близких.
Лёня замечает боль, страдания, проблемы окружающих людей и стремится помочь им, потому что, по его мнению, больше помочь некому: «О себе они не заботятся никогда. Даже удивительно; про меня все знают – что вредно, чего нельзя. Даже полезное может им показаться вредным. А на себя словно рукой махнули». [3]
Начало становления личности взрослеющего Лёни становится заметно после принятого им решения заботиться о своих родных: «Больше я этого не допущу!.. Начну с отца. Буду все время подбрасывать ему положительные эмоции!» [3] – с таким твердым решением я вернулся домой».
По мнению Лёны сестра Людмила больше заслуживает уважения в семье, чем он: «Если говорить по-честному, гордостью нашей семьи должна быть Людмила. Она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской. А гордятся все в доме мною. Это несправедливо». Лёня даже делает замечание своим родителям: «Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. С воспитательной точки зрения! Я сказал об этом родителям». [3] Но никто не обращает внимания на это замечание, мама и папа просто радуются, что их сын добрый и заботливый мальчик.
Неудачная фраза Лёни, сказанная по телефону молодому человеку Людмилы («Это её сын от первого брака») привела к ссоре возлюбленных. Лёня решает самостоятельно исправить положение, так как чувствует свою вину за произошедшее и свою ответственность за личную жизнь сестры, ведь, по мнению мальчика, больше о Людмиле никто не думает.
Иван, молодой человек Людмилы, сразу начинает разговаривать с мальчиком, как с взрослым, подчёркивая их равноправие. Объяснив молодому человеку ситуацию, Лёня, услышав от Ивана фразу: «А ты, оказывается, вполне взрослый парень!», сразу заключает: «С этой минуты я его полюбил»[3]. Доверие и симпатию мальчика Иван вызвал еще и потому, что воспринимал Лёню как взрослого: «А по серьезному делу, от которого зависит их жизнь, ко мне не обращаются. Иван обратился… И я готов был сделать для него что угодно!» [3]
«Равноправие… Вот чего мне всегда не хватало!» [3] - с горечью отмечает мальчик.
Лёне даже удаётся помирить Ивана и Людмилу: он придумывает план, согласно которому должен познакомить свою семью с новым другом. Лёне удаётся помирить возлюбленных и познакомить родителей с другом сестры.
Далее в сюжете происходит постепенное «взросление» мальчика в глазах семьи: «Вообще с приходом Ивана я в глазах всех домашних вдруг повзрослел. Он разговаривал со мною, как с равным, и все ему начали подражать». [3] Но происходит неприятное и страшное событие: после инфаркта отца Иван был вынужден уехать в командировку один, без Людмилы. Там он встретил девушку и, не зная, как поступить, решил обратиться за помощью к Лёне.
Реакция мальчика, готового помочь Ивану в благодарность за его доверие, за восприятие себя как взрослого – глубочайшее разочарование и боль: «Раньше мне казалось, что мы с Иваном будем друзьями, что бы там ни случилось! Что бы ни произошло… Но только не это». [3]
Получается, что Иван теперь обращается к Лёне с серьёзной просьбой – решить свою проблему, сообщить отвергнутой девушке и ее семье о том, что жених отменяет свадьбу. Впервые мальчик чувствует, что пока не готов, не хочет быть взрослым, осознаёт, что у него недостаточно сил и жизненного опыта, а также мудрости, умения решать взрослые проблемы. В ответ на фразу Ивана «Ведь ты уже совсем взрослый» мальчик восклицает «Какой же я взрослый?» [3]
«Теперь должен им быть! Ты и сам ведь хотел…» [3] — вот ответ, который даёт Иван, который предлагает Лёне сама жизнь.
Герой внутренне опустошён. В его семье одни проблемы и единственный человек, который должен решить эту проблему – сам Лёня. Это пугает мальчика. Он осознаёт, что, несмотря на свою природную сообразительность, умение здраво рассуждать, смелость, желание помогать окружающим, умение анализировать мотивы их поступков, он всё же является ребёнком. Ребёнком, которого резко заставили повзрослеть: «Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…» [3]
Естественно, что Лёня, будучи умным, сообразительным мальчиком, склонным к самоанализу, понимает, что родители считают его ребенком, не воспринимая всерьез его мнение, желания, планы. Это расстраивает и угнетает подростка. Но он вынужден играть роль всеобщего любимца-малыша, чтобы не расстраивать пожилых родителей, больного отца и строгую сестру.
Постепенное осознание того, что Лёня взрослый парень, происходит с появлением Ивана, который сразу находит к Лёне подход. Это отношение, как в равному, как нормальному подростку и было идеальным вариантом для Лёни. Герою хотелось, чтобы близкие воспринимали его всерьез, обращались за помощью, ждали поддержки и надеялась на него.
В конце произведения такой момент наступил. Лёне пришлось повзрослеть и решить взрослые проблемы, но слишком рано для своих тринадцати лет.
Таким образом, при анализе повести «Поздний ребёнок» была выявлена основная проблема детства мальчика. Она заключалась сначала в слишком несерьезном отношении к нему взрослых, а потом в чрезмерно сложной ситуации, заставившей его рано повзрослеть и, расставшись с детством, решать взрослые проблемы – как сберечь здоровье отца, пережившего инфаркт, как поддержать сестру после расставания с любимым человеком, не позволив ей навсегда поставить крест на личной жизни, как оградить от лишних переживаний нерешительную маму, ведь у неё тоже слабое здоровье.
Проанализировав данное произведение, я сделала вывод, что в мирное время дети тоже вынуждены резко «повзрослеть» в психологическом плане. Этому могут способствовать разные жизненные обстоятельства. Но только не всегда мечта стать взрослым приносит радость.
Нравственные качества взрослости Лёни определяются цитатами из произведения:
«Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай» - склонен самоанализу.
«О себе они не заботятся никогда. Даже удивительно; про меня все знают – что вредно, чего нельзя. Даже полезное может им показаться вредным. А на себя словно рукой махнули» - забота о родителях.
«Больше я этого не допущу!.. Начну с отца. Буду все время подбрасывать ему положительные эмоции!» - забота об отце.
Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. С воспитательной точки зрения! Я сказал об этом родителям» - забота о сестре.
«Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…» - принятие себя, вынужденное взросление.
2.3. Тема взрослости в повести «А тем временем где-то…»
«Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения»
По-разному живут герои повести Анатолия Алексина: внимательные и добрые к окружающим, равнодушные и черствые.
Алексин Анатолий Георгиевич написал замечательный рассказ «А тем временем где-то…», не оставивший меня равнодушной. В своем произведении Алексин выделяет нравственные проблемы. Сможет ли мальчик-подросток отказаться от своих интересов ради того, чтобы сдержать обещание, поддержать, не предать?
Однажды Сережа – мальчик из образцовой семьи-получает письмо, адресованное его отцу Сергею, и читает его. Первое желание, которое появилось у Сергея по прочтении письма, - защитить отца и маму от каких-то жестоких случайностей. Он не мог обратиться за советом, как обычно, ни к бабушке, ни к своему другу Антону. «Я решил сам защитить наш дом, - говорит Сергей, - а заодно и свое спокойствие, свою душевную беспечность, ценность которой сразу необычайно поднялась в моих глазах» [3]. Так мальчик узнает, что у отца была другая женщина и решает познакомиться с ней.
Сергей решает (получив письмо), что он зайдет по указанному адресу и, приняв гордую позу, вернет письмо. Готовясь к встрече с незнакомой женщиной, Сергей даже ни разу не подумал о строчках, которые были главными, и ради которых было написано письмо:
«Мне сейчас очень худо, Сережа! Хуже, чем было в тот мартовский день. Со мной случилась беда». Но, даже вспомнив, наконец, о чужой беде, Сергей решает просто сказать незнакомой Н. Емельяновой «что отца в Москве нет и все. Чтоб не ждала[3]». Но так было только сначала.
Узнав историю жизни Нины Григорьевны, Серёже захотелось с стать взрослым, чьим-то защитником. «Я готов был сам сделать всё, что нужно было Нине Георгиевне» - говорит он.
И вот мальчик сам стоит перед выбором: приехать к Нине Георгиевне и сдержать данное ей обещание или отправится на Кавказ (о чем он давно мечтал) и предать ее. «Я не могу стать ее третьей потерей» [3] - с этими словами Сережа сдает билет, отказываясь от долгожданного путешествия. Автор сталкивает своего героя с миром взрослых, с незнакомой, порой жесткой действительностью. Мальчику приходится взять на себя тяжесть принятия решения и извлечь первые нравственные уроки.
«Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство». Как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной можно понять из слов «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».
Таким образом, Алексиным создается образ защитника, который умеет действовать активно, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, тот кто умеет сострадать, а главное неравнодушного чужим бедам. Нравственные качества взрослости Сережи определяются цитатами из произведения.
Автор говорит, что если ты живешь по расписанию, то безразличен к судьбам других людей, не замечаешь их бед и несчастий. За благополучием и честностью отца сын увидел равнодушие и внутреннюю черствость. И Сергей впервые в жизни поссорился с отцом, потому что поверил в другие маршруты. «…вне графика и расписания. Эти самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!). Они помогают и спасают…»
Нравственные качества взрослости Серёжи определяются цитатами из произведения:
«Я решил сам защитить наш дом, - говорит Сергей, - а заодно и свое спокойствие, свою душевную беспечность, ценность которой сразу необычайно поднялась в моих глазах» - попытка оградить себя и свою семью от излишнего беспокойства
«Я не могу стать ее третьей потерей» -забота об окружающих, принятие решения
«Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком» - потребность быть чьим-то защитником.
3.4. Таблица нравственных качеств взрослости.
«В тылу как в тылу» Нравственные качества Димы Тихомирова | «Поздний ребёнок» Нравственные качества Лёни | «А тем временем где-то» Нравственные качества Серёжи |
«Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком» - Дима считает себя взрослым, несмотря на объективно юный возраст. «Ну какая любовь в этом возрасте? – рассуждал я. – Вот у нас, в четвертом классе… Это другое дело!» - умение любить по-настоящему. «Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит» - размышления о ценности мгновения. «Ценишь, когда теряешь – эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову» - умение анализировать. | «Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай» - склонен самоанализу. «О себе они не заботятся никогда. Даже удивительно; про меня все знают – что вредно, чего нельзя. Даже полезное может им показаться вредным. А на себя словно рукой махнули» - забота о родителях. «Больше я этого не допущу!.. Начну с отца. Буду все время подбрасывать ему положительные эмоции!» - забота об отце. Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. С воспитательной точки зрения! Я сказал об этом родителям» - забота о сестре. «Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…» - принятие себя, вынужденное взросление. | «Я решил сам защитить наш дом, - говорит Сергей, - а заодно и свое спокойствие, свою душевную беспечность, ценность которой сразу необычайно поднялась в моих глазах» - попытка оградить себя и свою семью от излишнего беспокойства. «Я не могу стать ее третьей потерей»-забота об окружающих, принятие решения. «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком» - потребность быть чьим-то защитником. |
Глава 3
2.1. Нравственные качества взрослости личности.
С самого раннего возраста родители учат нас, что хорошо, а что плохо. Эти знания помогают людям без проблем существовать в рамках социума, выстраивать успешные взаимоотношения с окружающими. Следование таким законам позволяет определить зрелость личности.
Психологи считают, что степень развития зависит от социализации индивидуума. То есть человек усвоил систему общепринятых ценностей и следует ей не из-за страха быть наказанным, а благодаря четкому осознанию правильности собственного поведения.
Из документальных источников по психологии мы узнали, что выделяют 6 критериев:
Широкое ощущение «Я». Оно появляется еще в раннем возрасте, сформировывается в течение первых 10 лет и позже начинает расширяться с приобретением опыта и увеличением социальных ролей. Важным фактором является целенаправленная активность.
Проявление заботы об окружающих. Выражение глубоких чувств к близким, способность любить и дружить.
Принятие себя. Зрелая личность имеет свои взгляды и ценности и может их транслировать, учитывая мнение других.
Восприятие реальности, достижение целей. Индивид сосредоточен на конкретной задаче, забывая об удовольствиях, эгоизме. Это связано с ощущением ответственности, что является идеалом зрелости.
Самообъективация. Незрелый человек может совершать поступки напоказ, не отдавая себе отчета в том, что это выглядит неестественно. Более развитый индивидуум понимает, что поддельных личностей быть не может.
Жизненная философия. Наличие представления о единой цели в жизни[4].
Отмечу также, что социализация не прекращается даже у взрослых. Она вообще не имеет окончания, но всегда преследует конкретную цель, будь она осознанной или нет. Поэтому слова «зрелость» и «взрослость» – это не синонимы.
Если перефразировать мудреные определения ученых, то психологическая зрелость — это понимание того, как правильно действовать в любых (даже самых сложных) обстоятельствах. А также навыки рассматривать и анализировать недоразумения с осознанием личной внесенной лепты и ответственности за положение дел. Речь идет о том, что наши слова и поступки, как правило, являются причинами большинства сложных ситуаций. И, конечно, нельзя забывать об умениях контролировать и адекватно корректировать свои реакции.
Таким образом, по мнению психологов, существуют 6 критериев для определения зрелости личности:
Эти 6 критериев я использовала в проведении анкетирования среди учеников 5-х классов и их родителей для выявления нравственных качеств, для понимания взрослости личности.
Наличие высоких познавательных мотивов:
2.2. Анкетирование для выявления нравственных качеств, для понимания взрослости личности.
Для учащихся 5 классов в количестве 27 человек было предложено анкетирование для выявления эмоционально-волевых качеств и определения эмоционально-ценностных критериев учащихся «Диагностика отношения к жизненным ценностям» Н.Е.Щурковой (Приложение 1).
Результаты первого анкетирования показали, что высокие показатели эмоционально-волевых качеств у 11 учащихся (41%), выше среднего – у 5 учащихся (19%), средние – у 8 учащихся (30%), ниже среднего – у 2 учащихся (6%), низкие – у 1 учащегося (4%).
Второе анкетирование было выбрано по методике Л.И.Лаврентьевой, Э.Г.Ериной и Л.И.Цацинской. Она предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Учащимся предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повёл. (Приложение 2)
Результаты второго анкетирования показали, что отношения к нравственным нормам следующие:
6 учащихся (16%) не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняют поступки (они не соответствуют тем качествам, которые они называют), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
У 7 (26%) учащихся нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им они не стремятся или считают это недостижимой мечтой. Адекватно оценивают поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
У 8 (30%) учащихся нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
6 (22%) учащихся обосновывают свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Таким образом, результаты анкетирования показывают, что эмоционально-волевые качества у большинства учащихся намного выше. У большинства учащихся (60%) отношение к жизненным ценностям в рамках нравственных норм. А отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, пассивное. У большинства учащихся нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, в силу их возрастных особенностей. Но всё же есть учащиеся, у которых эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное. Из ответов учащихся критерии взрослости определяются жизненным опытом, ощущением ответственности и заботой об окружающих. устойчивое (22%).
Заключение
Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается
с осознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека.
Итак, результатом нашего исследования является выполнение поставленных перед собой задач. Проанализировав литературные источники и произведения, мы пришли к выводу, что взрослым человека делает не только возраст или внешний вид, но и его поступки. Если человек самостоятельный, сам отвечает за свои ошибки, то можно считать его взрослым. Главную роль играет детство, друзья, семья, одноклассники и воспитание. Некоторые люди уже при годах остаются детьми, а кому-то достается нелегкая судьба с раннего детства, соответственно данный человек взрослеет, ещё будучи ребенком. И примером стали произведения Анатолия Алексина.
Проанализировав произведения А.Алексина, мы доказали, что совершая «взрослые» нравственные поступки, помогая другому, беря ответственность за другого, принимая «взрослые решения», ребенок может считать себя взрослым вне зависимости от биологического возраста.
Из произведения «В тылу как в тылу» Дима Тихомиров, мудрый, морально крепкий не по годам одиннадцатилетний мальчик, готовый жертвовать и терпеть, умеющий анализировать, любить, а главное умеющий заботиться об окружающих. Война заставила повзрослеть Диму Тихомирова в один миг. об этом говорят сова «Ценишь, когда теряешь…» Алексин погружает героя в достаточно тяжелые условия, но тот справляется. «Мы одержимо стремились к взрослости, но оставались детьми», – именно эта фраза, на наш взгляд, является ключевой.
В произведении «Поздний ребёнок», даже в мирное время, Лёне пришлось резко «повзрослеть» в психологическом плане. Этому способствовали разные жизненные обстоятельства. Чрезмерная опека родителями, не позволяющая ребенку стать самостоятельным, приобрести собственный опыт, становится камнем преткновения для главного героя, что заставляет его рано взрослеть, решать взрослые проблемы. И мы понимаем, что только не всегда мечта стать взрослым приносит радость.
Из произведения « А тем временем где-то…» Сергей защитник, который умеет действовать активно, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, но ещё тот кто умеет сострадать, а главное человек, неравнодушный чужим бедам.
Таким образом, всем героям Анатолия Алексина пришлось раньше времени повзрослеть по разным жизненным обстоятельствам, хотели они этого или нет. В первую очередь взрослость личности детей определялись их нравственными поступками, заботой об окружающих, умение принимать взрослые решения и отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Именно «набор» этих качеств действительно дает право ребенку считаться взрослым. Я прочитав и проанализировав данные произведения, поняла, что все данные анкеты показывают, часть моих одноклассников готовы принимать взрослые решения. Но взрослость определяется только поступками. Стать взрослой я еще успею, в первую очередь нужно вырасти неравнодушным человеком, умеющим заботиться об окружающих.
«Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство».
Список использованных источников
Ресурсы Интернет
Библиографический список
Приложение 1
«Диагностика отношения к жизненным ценностям» (Н.Е.Щуркова)
Модифицированная для задач исследования
(показатель –эмоционально-волевые качества; эмоционально-ценностный критерий)
Инструкция: Учитель говорит детям: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка, и вы можете из десяти желаний выбрать можно только пять. Какие желания вы выберете?». Список заблаговременно записывается на доске:
1. Хочу быть человеком, которого любят.
2. Быть богатым.
3. Иметь самый хороший компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Чтобы родители никогда не болели.
6. Командовать другими.
7. Хочу иметь много слуг и повелевать ими.
8. Быть человеком с добрым сердцем.
9. Уметь сочувствовать людям и помогать им.
10. Иметь то, чего у других нет и никогда не будет.
Интерпретация результатов:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень. 4 – выше среднего уровень. 3 – средний уровень. 0 - 2 – низкий уровень.
Приложение 2
АНКЕТА
(Л.И.Лаврентьева, Э.Г.Ерина, Л.И.Цацинская. Нравственное воспитание в начальной школе)
Методика «Как поступить?»
Назначение теста
Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.
Инструкция к тесту
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.
Тестовый материал
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
Карты планет и спутников Солнечной системы
Извержение вулкана
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Для чего нужна астрономия?
Дерево в снегу