исследовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. НЕКРАСОВА И А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА | 35.7 КБ |
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Исследовательская работа (проект)
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. НЕКРАСОВА И А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА
Выполнила:
Харина Ангелина Юрьевна, студент 120С группы.
Руководитель:
Борисенко Лидия Васильевна, преподаватель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2021
Содержание:
I. Введение..…………………………………………………..………….. стр.3
Глава 1.Теоретическая часть. Образ русской женщины в литературе и живописи
1.1.Связь искусства слова с живописью. Специфика "языка" живописца
и поэта в изображении женских образов ………………………………стр.4-6
1.2. Образ женщины в некрасовской поэзии………………………….. стр.7-8
2.3. Изображение крестьянской жизни на полотнах А. Г.
Венецианова ………………………………………………………………стр.9-10
Глава 2. Практическая часть. Анализ литературных текстов Н. А. Некрасова и комментарий картин А.Г. Венецианова
2.1. Образ крестьянки в стихотворении «Тройка»…………………… стр.11-12
2.2. Судьба Дарьи в поэме "Мороз, Красный нос"……………………стр.12-13
2.3. Комментарий к картинам А.Г. Венецианова "На пашне. Весна".
На жатве. Лето", "Очищение свеклы"…………………………………..стр.14-15
III. Заключение…………………………………………………………..стр.16
IV. Список литературы………………………………………………….стр.17
V. Приложение…………………………………………………………..стр.18-19
I. Введение
Литература и живопись взаимосвязаны. Литература может показать движение, развитие, а живопись изображает только какое-то одно застывшее мгновение жизни. Впечатление от предмета, деталь вместо целого, образ-переживание, образ-метафора, образ, построенный на ассоциациях - все это, кажется, специфическое достояние искусства слова. Но в конце XIX века подобными принципами начало незаметно для себя пользоваться и изобразительное искусство. Поэтому можно сравнить произведения творцов в области разных видов искусств. Размышления о нелёгкой женской судьбе проходит красной нитью через все произведения Некрасова. Он не только изображает их нелёгкую долю, но и олицетворяет их прекрасные качества: трудолюбие, стойкость, выносливость. В полотнах художника А. Венецианова прототипами крестьянок, по утверждению исследователей, являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже. В своей работе мне хотелось выяснить, как представлены женские образы у литератора и художника. Какие художественные средства были использованы авторами при создании женского образа?
Цель: выяснить сходство и различие в изображении русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и художника А.Г. Венецианова
Задачи:
Объект исследования: образ женщины в литературе и искусстве
Предмет исследования: образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова
Продукт проекта: презентация по теме «Образ русской женщины в творчестве Н.А. Некрасова и А.Г. Венецианова»
Гипотеза исследования: если мы проанализируем созданные произведения Н. А. Некрасова и А. Г. Венецианова о русских женщинах, то можно предположить, что у них одинаковое понимание женского образа - это образ красивой, сильной русской женщины.
Методы исследования: анализ литературы, исследовать средства создания образа женщины, определив общие черты и специфические, связанные с особенностями вида искусства.
В подготовке к работе использовались: произведения Н.А. Некрасова поэма "Русские женщины", стихотворения "Мороз, Красный нос", "Величавая славянка", "Тройка", "Еду ли ночью по улице темной". Картины А.Г. Венецианова: "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Утро помещицы" интернет ресурсы.
И далее по плану. Каждый пункт плана прописывать с чистой страницы. Пункты плана прописывать в заголовках
Глава 1.Теоретическая часть. Образ русской женщины в литературе и живописи
1.1.Связь искусства слова с живописью. Специфика "языка" живописца
и поэта в изображении женских образов
………………….
И далее по плану. Каждый пункт плана прописывать с чистой страницы. Пункты плана прописывать в заголовках
"Русские женщины" - так называется одна из поэм Н.А. Некрасова, женской нелегкой доле посвящена поэма "Мороз, Красный нос", в центре одной из наиболее значимых глав поэмы-эпопеи "Кому на Руси жить хорошо" - образ женщины, крестьянки. В одном из своих стихотворений поэт называет молодую крестьянку, избиваемую на площади, сестрой своей музы. Итак, в своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способно проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н. А. Некрасов
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В стихотворении "Тройка" Некрасов обращается к девушке, у которой вся жизнь впереди: она молода, красива, полна веселья, будущее кажется ей счастливым и безмятежным, девушка мечтает о счастливой жизни. Некрасов восхищается молодой девушкой, описывает её во всей красе:
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Но поэт даёт ей участь всех других женщин- крестьянок: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность, нелюбовь мужа. Горькая, безрадостная жизнь и вечная каторга погубят красоту девушки из "Тройки». Девушку-крестьянку ждёт печальная судьба: побои мужа, вечные упрёки свекрови и тяжёлый вечный труд, который не оставит места мечтам и стремлениям:
От работы и чёрной, и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Поэт не просто сторонний наблюдатель, он единственный, кто сочувствует бедной девушке. Можно сказать, что "Тройка" в этом произведении выступает как символ мечтаний о счастье, символ свободы. Однако Некрасов пишет печальный конец. Не суждено стать счастливой героине произведения, не может она "нагнать" "бешеной тройки", а значит, не сможет вновь стать свободной:
И схоронят в сырую могилу.
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не прикрытую грудь.
Стихотворение "Тройка" показывает весь драматизм жизненного пути женщины-крестьянки, типичной для того времени. Это правдивое изображение народной жизни. По словам М.Ф.Достоевского, Некрасов "любил всех тех, кто страдал от насилия". Женский образ в стихотворении "Тройка" лёг в основу других образов, а также является обобщением доли женщины - крестьянки.
А.Амшинская утверждала, что в поэзии прототипами крестьянок Венецианова являлись женщины Некрасова, хотя созданы они были на четверть века позже. Высказывание показалось нам спорным. Вспомнились сразу крестьянки Венецианова, красивые, всегда в яркой праздничной одежде, очень ухоженные и совсем непохожие на крестьянок Некрасова с их нелегкой долей. Ни в критической литературе о Некрасове, ни в работах, посвященных Венецианову, мы не нашли сопоставления их произведений. Это определяет актуальность нашей работы, целью которой является сравнить созданные в творчестве поэта и художника образы русских женщин.
А какие образы запечатлел на полотне А.Г.Венецианов? Галерея его полна картинами крестьянок. Ему, как и Некрасову, не была чужда тема жизни народа, а в особенности жизнь крестьян. Венецианов-помещик и рисовал он то, что хорошо знал и что ему было по-своему дорого.
В 1817 году он создаёт первый портрет крепостной девочка Капитоши, возможно, после этого он начал рисовать русских трудолюбивых женщин.
Венецианов был помещиком. Он ставил перед собой две задачи: послужить своим искусством на благо обществу, а для этого сблизить искусство с жизнью; во-вторых, на основе своего метода живописи создать художественную школу для бедных, крепостных талантливых юношей, которым не чужды будут идеи, заложенные в новом искусстве.
Художник не ставил перед собой цели разоблачения ужаса крепостного права. Но ему нравились образы и душевное состояние крестьянок. Так, например, на картине "На пашне. Весна" изображает трудолюбивую женщину-крестьянку. Венецианов сильно занизил линию горизонта и наклонил её, немного закруглив в правой части картины, что создаёт впечатление поистине вселенского простора. Сама крестьянка в кокошнике, будто не идёт, а парит, почти не касаясь земли. В то же время пейзаж узнаваем, совершенно реален: это небо, поле, молоденькие деревца, это природа. Крестьянку Венецианов нарядил в праздничную одежду. Художника упрекали за это. Но ведь с древних языческих времён первый день пахоты был праздником для русских крестьян. А еще она хозяйка этой пашни, ясного и голубого неба, своей земли. Крестьянка ведет своих лошадей без малейшего усилия. Нельзя не сказать о значении пейзажа в создании образа крестьянки. Крестьянки Венецианова часто изображены на фоне природы, они живут одной жизнью с ней.
II. Образ женщины в творчестве поэта Н.А. Некрасова и художника
А.Г. Венецианова.
II.1. Особенности отражения жизни в литературе и живописи.
Связь искусства слова с искусствами изобразительными зародилась в древности. Рисунок, как и слово, включался в ритуальное действие и участвовал в обрядах. Воедино слово и изображение были связаны в период возникновения пиктографической и идеографической письменности. Как замечают авторы "Краткой литературной энциклопедии", там, где письмо иероглифами удержалось на много столетий, связь и общность поэзии с живописью на всех исторических этапах оставалась наиболее тесной и органичной, несмотря на то, что иероглифы давно утратили свою изобразительность (4,419).
Художественное первенство в союзе рисунка и слова принадлежит рисунку, а слово училось у него быть искусством. Можно предположить, что тут впервые зародилось убеждение, что художественная сила слова связана с его изобразительностью, зримостью.
В эпоху античности именно изобразительные искусства являются ведущими. Всевозможные поучения поэтам и рассуждения об искусстве обычно начинались ссылкой на произведения скульпторов и живописцев.
В средние века огромное распространение получили иллюстрированные рукописи. Слово и изображение сочетались в них на равных основаниях.
В искусстве повествования литература шла с живописью наравне, но уступала ей в конкретности, а это привело к тому, что, когда в эпоху Ренессанса необычайно возрос интерес к индивидуальному и проблема личности стала главной, живопись опередила литературу. Литература тогда еще не была инструментом глубокого психологического анализа.
Позднее Возрождение и особенно XVII век знаменуется обострившимся чувством бесконечности, беспредельности, изменяемости. Теперь многое уже предвещает будущее господство литературы в семье искусств. Рабле, Сервантес, Шекспир - писатели, исследующие действительность в ее движении. Именно литература могла показать движение, развитие, тогда как живопись изображала только какое-то одно застывшее мгновение жизни.
Впервые и решительно законы поэзии были отмежеваны от законов изобразительного искусства в "Лаокооне" Лессинга. Лессинг сопоставил изобразительное искусство и литературу как пространственное и временное искусства, выводя отсюда их различия. Лессингу принадлежит глубокое наблюдение: сила литературного образа не "в зримом" описании предмета, а в выражении действия, впечатления, которые этот предмет производят. Следовательно, литература приобретает незаменимое значение как универсальное средство художественного познания.
Перед колоссальным развитием художественной литературы в XIX веке другие искусства отчасти померкли.
И в живописи раскрылись дремлющие силы, родственные силе слова. В живописи с середины XIX века картина представляет, как бы сцену из спектакля. Компоненты картины становятся говорящими. Живопись размышляет и учит размышлять.
Впечатление от предмета вместо самого предмета, деталь вместо целого, образ-переживание, образ-метафора, образ, построенный на ассоциациях - все это, кажется, специфическое достояние искусства слова. Но в конце XIX века подобными принципами начало незаметно для себя пользоваться и изобразительное искусство.
Это дает нам право сравнить произведения творцов в области разных видов искусств, несмотря на то, что живопись и литература отражают жизнь не только при помощи различных средств, но и принципиально по-разному.
Император Акбар и Бирбал
Эта весёлая планета
Кто грамотней?
Извержение вулкана
Северное сияние