Авторы работы исследуют произведения русского фольклора и русской литературы, чтобы определить функцию игрушки в жизни персонажей.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrushka.doc | 84 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - | |
ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ» | |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ | |
Функции игрушки в русском фольклоре и в русской литературе | |
Выполнили Гудкова Мария Тучина Анастасия 5 класс | |
Учитель Шаталова О.В. | |
Клин, 2016 |
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….. с. 3
Основная часть
§ 1. Как авторы работы понимают определение «игрушка»….……….. с. 4
§ 2. Перечень произведений, которые подвергнуты исследованию……с. 5
§ 3. Материал для изучения темы: отрывки из произведений, в которых упомянута игрушка …………………………………………………………. с. 6
§ 4. Таблица выводов по изучаемой теме ….…………………………..... с. 9
Заключение ……………………………………………………. …………… с. 11
Список литературы …………………………………………………………. с. 12
Приложение …………………………………………………………………..с. 13
Введение
Изучая произведения русского фольклора и произведения русской классической литературы для детей, авторы работы обнаружили, что часто в текстах упоминается такой обычный для детской жизни предмет, как игрушка. Возникла мысль о более детальном исследовании роли данного предмета.
Цель работы - исследовать произведения русского фольклора и русской литературы и определить, какую функцию выполняет игрушка в жизни персонажей.
Задачи работы:
Данная тема интересна потому, что каждого ребенка игрушка сопровождает все детство. Игрушка для ребенка – это способ освоения мира и «большой», взрослой жизни. Игрушка очень важна для ребенка. Она помогает ему пережить трудности: одиночество, непонимание, равнодушие со стороны взрослых и сверстников. Литература отражает жизнь, поэтому и в литературных произведениях у маленьких героев присутствуют игрушки. Изучая литературные произведения, можно понять, зачем нужна игрушка и реальной жизни, какие игрушки должны быть у ребенка, а какие ему просто не нужны. Материал работы важен для подростка и взрослого человека, который призван воспитывать и помогать жить неопытной душе.
Основная часть
§ 1. Как авторы работы понимают определение «игрушка».
Игрушка — предмет, предназначенный для игры. (Википедия и Большая советская энциклопедия)
Игрушка – предмет для воспитания детей через игру. (Статьи по педагогике)
Игрушка – спутник жизни ребенка. (Статьи о воспитании детей)
Авторы вкладывают следующий смысл в понятие «игрушка» - предмет, который похож на предмет реального мира, он находится рядом с героем произведения и помогает человеку (ребенку или взрослому) жить.
§ 2. Перечень произведений, которые подвергнуты исследованию.
Указанные произведения выбраны потому, что они являются классикой детской литературы, содержат яркие фрагменты, связанные с изучаемой темой.
§ 2. Материал для изучения темы: отрывки из произведений, в которых упомянута игрушка.
Народная сказка «Василиса Премудрая»
«Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».
Куколка помогает Василисе жить у Бабы-Яги, выполнять её задания.
Куколка помогла смастерить стан, на котором Василиса соткала тонкое полотно, которое продали самому царю, а потом царь женился на Василисе.
Л.Толстой «Кавказский пленник»
Жилин «ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит».
«Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу».
«Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет?»
«Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала».
«Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает».
«Сделал Жилин другую куклу, еще лучше,— отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин».
«Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал. Принесли ему девчонки лоскутков,— одел он кукол: одна — мужик, другая — баба; утвердил их, поставил колесо на ручей. Колесо вертится, а куколки прыгают. Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают…»
В.Короленко «Дети подземелья»
«У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери».
«Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами».
А.Грин «Алые паруса»
Лонгрен «стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки - искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов - словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний».
«Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник забраться к отцу на колени и трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении. Так начиналась своеобразная фантастическая лекция о жизни и людях - лекция, в которой, благодаря прежнему образу жизни Лонгрена, случайностям, случаю вообще, - диковинным, поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место».
«…белое суденышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала для паруса, употребив что было - лоскутки алого шелка. Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь».
В.Драгунский «Друг детства»
«И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку».
«Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился».
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»
«И я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: – Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером».
§ 4. Таблица выводов по изучаемой теме.
№ | Автор | Произведение | Год создания | Какая игрушка упоминается | Функция игрушки | ||
1. |
| «Василиса Премудрая» |
| Кукла: помогает героине и «детской», и во взрослой жизни | Благословение матери, связь с матерью, ангел-хранитель помощница | ||
2. | Л.Толстой | «Кавказский пленник» | 1872 | Куклы: важны не столько для детей, сколько для взрослого героя, в какой-то мере помогают ему бежать из плена | 1. Помогают герою найти общий язык с людьми другой культуры. 2. Занимаясь созданием кукол, герой переживает трудности плена. 3. Изготовление кукол говорит о том, что герой – творческий человек. 4. Куклы позволяют татарским детям погрузиться в мир игры. | ||
3. | В.Короленко | «Дети подземелья» | 1885 | Кукла | Продлевает жизнь маленькой девочки, Маруси, которая лишена родителей и крова. Кукла-помощница | ||
4. | А.Грин | «Алые паруса» | 1916-1922 | Корабли Корабль с алыми парусами: помогают и взрослому, и ребенку. | 1. Помогают взрослому герою - отцу Ассоль - не забыть о своей профессии моряка. 2. Будят в Ассоль фантазию. 3. Помогают Ассоль избежать одиночества. 4. Помогают Ассоль верить в мечту. | ||
5. | В.Драгунский | «Друг детства» | 1959 | Медведь | Пробуждает в герое доброту, заставляет ценить живое |
Заключение
Список литературы
Тексты
1. Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах. М., Правда, 1965, т.3, сс. 6-65.
2. Драгунский В.Ю. Друг детства: http://chudo-kit.ru
3. Короленко В.Г. Дети подземелья: http://lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/detipodz.txt
4. Народные русские сказки: Из сборника А. Н. Афанасьева / Вступит. статья
словарь малоупотреб. и обл. слов В. П. Аникина; Худ. Т. Маврина. — М.: Худож. лит., 1979.
5. Толстой Л.Н. Кавказский пленник: http://e-libra.ru/read/132938-kavkazskij-plennik.html
Энциклопедии и статьи
1. Игрушка (история, характеристика, виды игрушек ...): http://nsportal.ru/igrushka.
2. Игрушки: назначение, классификация: http://xreferat.com/53/2981-1-igrushki-naznachenie.
3. Рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказский пленник.
4. Рассказ В.Драгунского «Друг детства»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Драгунский.
5. Определение игрушки: ru.wikipedia.org/wiki/Игрушка.
Приложение
Советы родителям, как выбирать игрушку для ребенка
Ласточка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Одеяльце
Как нарисовать зайчика
Плавает ли канцелярская скрепка?