В работе ученицы анализирует произведения донских писателей.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._donskie_pisateli_o_voyne.docx | 48.94 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей № 56» города Ростова-на-Дону
Исследовательская работа на тему:
«Донские писатели о Великой отечественной войне»
Авторы:
Гречко Алина, Опришко Софья,
Вихляева Алёна, Милованова Варвара,
Абыхвостова Алиса
7 «М» класс
г. Ростов-на-Дону
2020
Оглавление
Введение
Глава 1. Страницы биографии В.А. Закруткина.
Глава 2. Гуманистические идеи и «человек на войне» в произведениях В.А. Закруткина
Глава 3. Анализ рассказа В.А. Закруткина «Подсолнух».
Глава 4. Анализ повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
Глава 5. Анализ повести В.А. Закруткина «Человек со шрамом».
Глава 6. Анализ книги В.А. Закруткина «Дорогами большой войны».
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей работы «Донские писатели о Великой отечественной войне».
Южное солнце всегда благоприятствовало талантам. Не удивительно, что на юге России, на Донской земле родились многие люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.
Донская область дала миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. С Дона вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе - Михаил Шолохов и Александр Солженицын. На Донской земле жили и работали Максим Горький и Александр Серафимович, Александр Фадеев и Николай Погодин, Виктор Некрасов и Вера Панова. Широкой известностью пользуются имена донских писателей - Виталия Закруткина, Анатолия Калинина, Данила Корецкого.
Но для нас наиболее интересно творчество одного из самых ярких наших земляков – Виталия Александровича Закруткина.
В станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области ежегодно проходит праздник «Закруткинская весна». Он посвящен дню рождения писателя, прожившего в станице Кочетовской около четырех десятков лет и создавшего здесь немало любимых тысячами читателей литературных произведений.
Виталий Александрович Закруткин – мастер слова, прославил Донской край и много сделал для него. Об этом можно узнать из многочисленных публикаций, воспоминаний современников и конечно же из его книг.
Мы поставили перед собой цель: больше узнать о жизни и творчестве, взглядах Виталия Александровича Закруткина, определить главную черту характера мастера и его литературных героев. Найти ответ на вопрос: каков Закруткин был в жизни и в книгах.
Задачи нашего исследования: выявить гуманистические идеи в произведениях.
Предмет исследования: произведения В.А Закруткина о Великой отечественной войне.
Объект исследования: биография и творчество писателя.
Методы исследования: поисково-аналитический.
Глава 1. Страницы биографии В.А. Закруткина.
27 марта 1908 года в Феодосии родился Виталий Александрович Закруткин. Сын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и Украине. По окончании школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В.А. Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им. А.И. Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А.С. Пушкина, и в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете.
Первые публикации его в печати относятся к концу 20-х – началу 30-х годов. Это фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда.
Первая книга В.А. Закруткина «Академик Плющов» была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В.А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
Летом 1941 года писатель добровольцем ушел на фронт военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах «Коричневая чума». Он участвовал во многих боях 1941-1945 годов.
В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов – «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов-на-Дону). В 1943 году вышла повесть о разведчиках «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, Виталий Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.
В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявил при этом личную храбрость, за что майор Закруткин был награжден орденом боевого Красного Знамени. Виталий Александрович получил боевой орден из рук командующего фронтом Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, который сказал: «Я вручаю вам этот нелитературный орден, майор Закруткин, и желаю вам вести себя в литературе так же, как в батальоне»[1].
В 1947 году В. Закруткин оставил университетскую кафедру, поселился в станице Кочетовской на Дону и занялся исключительно творческой деятельностью. Переезд в станицу Кочетовскую был для писателя не началом новой жизни, а всего лишь возвращением к юности, возвращением к истокам, питавшим молодость художника, к людям, с которыми он был близок и которые формировали его взгляды, мысли, чувства.
В. Закруткин – автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».
В 1977-1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах.
Ученый-литературовед, кандидат филологических наук, в течение ряда лет В. Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР, депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.
В.А. Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.
10 октября 1984 года перестало биться сердце мастера. «Его, как настоящего солдата, хоронили с воинскими почестями. За артиллерийским лафетом, на котором лежало его тело, шли родные и близкие, а военный оркестр играл печальные марши» (Б.Н. Куликов, 1984).
Похоронен был Закруткин, согласно завещанию, во дворе своей усадьбы в станице Кочетовской, на высоком берегу Дона, где он прожил, как Шолохов в Вешенской, большую часть своей послевоенной жизни.
Крутой, тернистый и славный жизненный путь Закруткина – это путь первопроходца по высокогорью в вечность. На взятых им вершинах скрижалями истории блистают его мудрые книги. Заглянув в них, мы погружаемся в летопись эпохи.
В.А. Закруткин – писатель оригинальный, народный, страстный. Его творчеству присущи художественная самобытность, суровый реализм, тонкое чувство языка народа, глубокое понимание мира природы.
«Как прекрасна земля», - писал Виталий Закруткин, думая, конечно же, прежде всего о благословенном крае, куда определила его судьба в послевоенную пору и где он состоялся как известный всей стране писатель. Виталия Александровича помнят и любят земляки. Издаваемые их стараниями закруткинские книги о людях, не менее прекрасных, чем сама донская земля, читают и стар, и млад.
Виталий Александрович вместе с жителями станицы принял участие в посадке деревьев вдоль набережной у пристани. Он всегда был рядом с кочетовцами, что называется, «во дни торжеств и бед народных». Его видели не только на митингах и праздниках. Как депутат, регулярно отчитывался перед своими избирателями, не боялся выслушать от них горькую правду, а уж если надо кому-то помочь, делал это безотказно. О Кочетовке позже Закруткин написал проникновенные слова: «Это мой родной край, место, где я живу, где встречаю восходы и закаты солнца, весны и лета, осени и зимы. Это часть огромной земли, где мною протоптана не одна тропа, где я знаю и люблю очень много людей…»
Таким был Закруткин при жизни, таким он останется навсегда в памяти – отзывчивый, гуманный в общественной деятельности и в отношении к людям.
Глава 2. Гуманистические идеи и «человек на войне» в произведениях В.А. Закруткина.
Виталий Закруткин являет собой пример тесной связи писателя с жизнью народа. Он хорошо знал думы и чаяния людей, с которыми жил бок о бок, ежедневно общался. Беседы с ними, наблюдения за их работой обогатили писателя.
Жизнь в народной гуще, участие в общественной работе дали В. Закруткину богатейший материал для литературного творчества, помогли решить в своих произведениях важные узловые проблемы.
В одной из статей о Михаиле Шолохове Виталий Закруткин писал: «Ему не нужно было «ходить в народ» или «собирать материалы» в творческих командировках. Он сам - плоть от плоти и кровь от крови народа… С детских лет он связан с казаками-земледельцами. От них он перенял умение трудиться в поле, скакать на коне, ловить рыбу, у них научился угадывать погоду по мерцанию звезд, по росе на траве, по оттенкам солнечного заката… Михаил Шолохов не может жить без земляков-станичников, без степи, без родных берегов, без того ощущения полного слияния человека с живой природой, которое свойственно земледельцам».
Думается, что эти слова, сказанные о своем учителе, с которым он был связан многолетней дружбой, имеют прямое отношение и к самому Закруткину, всегда находящемуся на быстрине жизни.
«Если бы я не жил здесь, не знал бы их чаяний – не смог бы я написать ничего», - говорил Закруткин. Гражданская его позиция в литературе тесно смыкалась с позицией в общественной жизни, которую он повседневно вел многие годы на земле, выбранной для себя раз и навсегда.
В каждом произведении В. Закруткина – судьбы людские: счастливые и несчастливые, вознесшиеся и низвергнутые, простые и сложные, как сама жизнь. О чем бы ни писал Закруткин – о войне ли, оставившей неизгладимый след в памяти народной, о преодолении ли послевоенных трудностей и противоречий – всюду и во всем на первом плане у него человек, гордый, цельный, мужественный. И за каждым созданным писателем образом стоит реальный прототип, живое человеческое лицо, со всеми его внешними и внутренними особенностями.
Виталий Закруткин – писатель-гуманист, и положительные герои его произведений обязательно обладают теми же качествами, что и их автор.
Виталий Александрович Закруткин писал: «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее – человек на земле и человек на войне».
В.А. Закруткин прошел всю войну и, находясь на фронте, записывал все увиденное и пережитое им, заносил имена, фамилии солдат, офицеров, совершавших повседневные подвиги. Появились заметки, репортажи, очерки, рассказы. Были написаны книги «Коричневая чума», «Сила», фронтовые рассказы, очерки.
В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов – «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В 1943 году в Ростове вышла повесть о разведчиках – «Человек со шрамом».
Война навсегда оставляет отпечаток в душе человека, поэтому и в мирное время, когда уже не нужно было защищать Отечество в кровавых боях, Виталий Александрович продолжал писать книги на военную тему: документальная книга о войне – «Кавказские записки» (1947 год), повесть «За высоким плетнем» (1948 год), рассказ «Подсолнух» (1957 год), книга «Дорогами большой войны» (1971 год) и многие другие.
Наиболее впечатляющим из последних произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая», которая была удостоена Государственной премии РСФСР имени М. Горького.
Глава 3. Анализ рассказа В.А. Закруткина «Подсолнух».
Гуманность всего облика Виталия Закруткина отмечали все, кто его знал. И та же черта ярко проявляется во всем его творчестве. Глубокой человечностью наделил автор своих любимых героев. Так, в рассказе «Подсолнух», впервые опубликованном в 1958 году в газете «Правда», рассказывается о простом человеке, обыкновенном чабане, но как богата его душа, сколько человечности, доброты, неиссякаемой любви к природе, к миру, к людям сохранил в себе этот Отец. Словно все прекрасное, мужественное, что таит в себе природа – теплота солнца, щедрость земли, широта и глубина неба, - вошло в душу человеческую и создало этот неповторимый образ внешне сурового, но такого обаятельного в своей сердечности человека. Не зря человек живет на земле. Кто после себя оставит дерево, кто книгу, кто построит дом, кто создаст симфонию, кто трудом своих рук вырастит хлеб или картошку, - и в этом главнейший смысл человеческого бытия.
Из семечка, найденного в кармане погибшего сына и посаженного старым Отцом, вырос подсолнух на диво всем окружающим: на этих землях редко что удавалось вырастить. Отец часами просиживал около лунки, в которую посадил семечко. Часами смотрел на это место, и земля, словно отогретая любовным взглядом, расступилась. С приходом в этот мир подсолнуха людям прибавилось забот. Не было еще такого, чтобы на солонцах подсолнух произрастал. Как за малым ребенком ухаживал Отец за подсолнухом. Для Отца он был частью его погибшего сына. Все любовались подсолнухом, лелеяли его, берегли. Но вот шел по степи нездешний паренек, увидел подсолнух, взял да и срезал эту «красу» и пошел себе, полузгивая семечки. Не знал он, что значит для людей этот подсолнух. Не знал, что с ним связана мечта людей о преображении степи. Не знал паренек, сколько труда понадобилось, чтобы вырастить его. Вот и стоит теперь в недоумении перед побледневшим от гнева Донькой, который кинулся на него с кулаками. Но на плечо Доньки легла рука Отца: «Разве же так можно, Евдоким, - сказал Отец. – Разве мы не для людей его растили? Для людей. Для тебя, для него, для них». Отломил Отец кусок корзинки и протянул бледному от страха прохожему: «Возьми, сынок. А это мы себе оставим, тем, кто его вырастил».
Так образ подсолнуха становится символом любви к людям, неистребимости жизни и гения народа.
Об истории написания «Подсолнуха» писатель рассказывал так: «У меня нет ни одного, подчеркиваю, ни одного произведения с сюжетом, высосанным из пальца. Приведу пример. Как-то попал я в калмыцкие степи на охоту. Проснувшись утром, среди бесконечной степи я увидел одинокий стебель подсолнуха. Вокруг дикая степь, стада сайгаков, ни одной вспаханной полоски земли и – подсолнух. Ночевали мы в чабанской землянке. Чабаны проснулись выгонять отару из кошары, и я поинтересовался: «Как вырос здесь подсолнух?» Чабаны рассказали мне: был тут один старик чабан, на спор воткнул в землю семечко и вырастил подсолнух. Эта простая история взволновала меня».
А рассказ писателя взволновал читателей. Удивительно свежим языком писатель изображает картины нашей степи, тяжкий труд чабанов, их редкие праздники. Писатель зримо показывает дружбу русского и калмыцкого народов, корни которой так же тесно переплелись, как и корни вековечных степных трав. Это рассказ о людях, которые любят свою Землю, свою Родину, он прославляет людей, стремящихся изменить жизнь и облик своей Родины к лучшему, любящих, украшающих свою Землю. Это повествование о людях – созидателях и о великой силе Природы.
Глава 4. Анализ повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
Одним из самых замечательных произведений Виталия Закруткина является повесть «Матерь человеческая», написанная в 1969 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени.
История создания произведения известна из воспоминаний самого В. Закруткина. Он был военным корреспондентом, поэтому исколесил много дорог. В одном из сожженных врагом хуторов солдаты увидели плачущую молодую женщину. От гитлеровцев она спряталась в кукурузе. Вернувшись домой, увидела сожженные избы. Женщине пришлось поселиться в погребе, который чудом уцелел.
Именно она и стала прототипом героини рассказа «О живом и мертвом», опубликованном в 1944 году. После войны В. Закруткину посчастливилось побывать в Прикарпатье. Там он увидел изваяние Мадонны с младенцем на руках. Оно, спустя несколько лет, подтолкнуло к созданию повести «Матерь человеческая».
В повести «Матерь человеческая» анализ следует начинать с характеристики тем и образов. В русской литературе второй половины ХХ века военная тематика занимала почетное место. В. Закруткин рассказал об ужасах войны во многих произведениях, но анализируемая повесть выделяется из ряда других. В ней автор показал женскую судьбу, искалеченную кровавыми событиями. В контексте военной темы поднимаются проблемы, актуальные для всех времен: доброты и милосердия, жизни и смерти, материнства, отцов и детей, умения жертвовать собой ради других. Фоном для моральной проблематики стала общественно-историческая обстановка. В начале произведения В. Закруткин описывает сентябрьские события 1942 года. В одной из ночей земля сотрясалась от взрывов, была охвачена пламенем. При таких обстоятельствах мы знакомимся с Марией – главной героиней произведения. Женщина спряталась в кукурузе и молила о смерти. В этом же эпизоде узнаем о том, что она была на первых месяцах беременности. Почему Мария так хотела умереть? Об этом рассказывается далее. Война отобрала у нее сына и мужа. Лишь ради будущего ребенка женщина держалась за жизнь. Из своего укрытия в кукурузе она наблюдала за тем, как немцы разрушали деревню, а потом угоняли людей в Германию. На ее глазах подстрелили пятнадцатилетнюю девчонку, которая спустя несколько часов умерла на руках Марии.
Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством. Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини. Труд женщины не был напрасным, благодаря ему она смогла спасти семерых детей. Вскоре Мария родила сына. Герои учились жить заново. Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей.
«Матерь человеческая» – это повесть, а направление произведения – реализм. Все военные события писатель описывает довольно подробно, правдиво, реалистично изображая характеры и поведение персонажей, сохраняя художественную форму.
Главная мысль повести «Матерь человеческая» - великодушие и его проявление в тяжелых ситуациях. Писатель ловко использует аргументы, проводит анализ поведения главной героини, умело выстраивает последовательность эпизодов.
«Матерь человеческая» - это гранитный памятник, гимн русской женщине. Редкий художник может так глубоко раскрыть душу женщины. В.А. Закруткин так нарисовал образ Марии, что если внимательно читать эту книгу, то становится ясно, почему войну выиграл советский народ.
За повесть «Матерь человеческая» писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева.
Глава 5. Анализ повести В.А. Закруткина «Человек со шрамом».
В повести Виталия Закруткина «Человек со шрамом», изданной в 1943 году, рассказывается о подвигах группы разведчиков казачьего кавалерийского полка. Главным героем повести является гвардейский офицер Красной Армии Андрей Одинцов, который мастерски проникал в расположение врага и наносил ему значительный урон. Объявления о нем немцы расклеивали повсюду, и за поимку Андрея была обещана большая награда. Офицер с верными солдатами пошел в разведку, но одного из товарищей немцы захватили в плен, стали допрашивать об Одинцове, предложили сотрудничество. Разведчик Прохор сделал вид, что он согласился посодействовать немцам в поимке Одинцова, а сам обманул их. Немцы его отпустили и разведчикам это помогло, ведь так они узнали намерения фашистов от вернувшегося товарища. Благодаря этой информации они одержали победу в бою.
Летом 1942 года под Армавиром, где немцы несколько раз высаживали воздушный десант, Андрей Одинцов решил произвести крупную разведку, пройти в тыл к противнику и захватить нескольких офицеров. Он собрал всех своих разведчиков, и они отправились в расположение врага. Хорошо замаскировавшись возле дороги, где проходили немцы, разведчики напали на штатный автобус с офицерами и взяли их в плен, понеся минимальные потери.
В конце августа 1942 года казачий полк, в котором служил Андрей, был переброшен в предгорья Кавказа. Полк занял оборону на подступах к важному перевалу, по которому шла единственная на этом участке дорога к морю. В первый же вечер Одинцов отдал приказ подчиненным рассредоточиться и присматривать за каждой тропкой, чтобы враг не проскользнул. А сам с разведчиком Прохором ушел на выполнение секретной операции. По дороге они встретили бабушку и попросились остаться у нее в хате. На третий день офицер отправил Прохора на разведку в соседний хутор, где стоял немецкий танковый полк. В этот же день фашисты вошли в хату к старухе, Андрей лег на печку, а бабушка не подпустила к нему немцев, сказав, что это её сын и он очень болен. Враги стали смеяться над старухой, поставили ее на четвереньки и всячески издевались. Андрей не выдержал этого и, попросив бабку сходить за вином, швырнул гранату и, отстреливаясь, выскочил из хаты, но тут же его схватили и связали человек двадцать фашистов. Прохор вернулся в полк на пятый день. Поведал все солдатам, и они пошли к генералу и сообщили обо всем, а тот приказал освобождать Одинцова.
Андрей лежал в погребе связанный. Вечером вошли два солдата, освободили ему ноги и повели наверх. Они вошли в комнату, куда также пришел капитан Герд Вертер. Тот предложил Одинцову сделку, но он отказался, немец дал 3 дня на раздумья, а Андрея вернули в погреб. Офицер продолжал лежать, как к нему зашли солдат и девушка, чтобы взять из бочки капусты. Девушка пела песню, в словах которой говорилось, что в бочке лежит оружие для него. Это было правдой, Одинцов освободился, а дверь в погреб открылась, ликвидировав сторожевых, разведчики стали брать капитана Герда, обезвредив и его. Для Андрея Одинцова как и для его солдат все закончилось хорошо.
Так можно сделать очень важный вывод, что человек, у которого есть много верных друзей и товарищей, никогда не пропадет.
Глава 6. Анализ книги В.А. Закруткина «Дорогами большой войны».
Книга «Дорогами большой войны» издана в 1971 году в Москве. Она включила в себя документальные очерки и рассказы («На Северном Кавказе», «Дорога на Берлин», «Великое преодоление») о подвигах советских воинов, которые прошли по военным дорогам от Кавказа до Берлина. Автор с присущим ему мастерством и талантом показывает своих героев в сложной, огневой обстановке, где выверяются характеры и мужают люди.
Жанр этой книги: военная проза, документальная литература, биографии и мемуары.
В данных очерках описано, с какими трудностями пришлось столкнуться людям во время войны: духота, зной, степное безводье, тучи пыли, урчание моторов, тревожное ржание лошадей, вражеские бомбежки, слезы беженцев, стоны раненых, медленное, не поддающееся обзору движение многотысячных масс людей; узкие тропы в лесах, бревенчатые настилы для пушек и танков, вырытые в земле извилистые ходы сообщения – короткие дороги между линиями жесткой обороны; дороги в степи, по берегам рек, в оврагах, в воздухе, под землей; овеянные славой дороги наступления и возмездия; проложенные по бетонным и кирпичным руинам, последние перед великой Победой дороги на искромсанных, разрушенных улицах Берлина…
Вместе с множеством боевых друзей автору, как военному корреспонденту, довелось пройти дорогами большой войны от горных троп Кавказского хребта до имперской канцелярии в Берлине. Много с той незабываемой поре утекло воды. Давно поседели головы товарищей, а многие, очень многие из них ушли из жизни – кто на полях сражений, кто в госпиталях, а кто по положенным человеку срокам. В военной страде мало было отпущено времени и что в те годы не обо всех достойных пришлось написать, чтобы люди узнали их славные имена и молодое поколение гордилось ратными делами отцов…
Писать автору приходилось где придется: в тени дерева на коротком привале, в землянке, в темном блиндаже, в кабине попутного грузовика, в окопах, на лесной поляне – везде, где можно было держать на коленях полевую сумку. Не обращая внимания на гул снарядов и трескотню пулеметов, он торопливо набрасывал строки оперативной информации, очерки о геройском подвиге стрелков-пехотинцев, об отважных разведчиках, об очередном рейде по тылам врага, о железной стойкости наших бойцов, о силе, храбрости и самоотверженности коммунистов-политработников – обо всем, что требовало внимания и срочного, немедленного опубликования в армейской и фронтовой печати, чтобы все полки, дивизии, корпуса сразу, в ходе боев, узнавали имена самых смелых, твердых, бесстрашных и равнялись по ним, лучшим из лучших.
После войны прошло много лет. Давно залечены раны войны… Однако автор хотел, чтобы «новое поколение людей знало, как нелегко, какой дорогой ценой досталась победа над сильным, жестоким врагом. Им, юношам и девушкам, надо знать имена и подвиги героев, надо любить и беречь все, что отстояли их отцы. Пусть же молодежь читает эти страницы о больших сражениях, о многих подвигах, о солдатах и офицерах Страны Советов».
В этой книге «Дорогами большой войны» нет ничего выдуманного.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Голос Закруткина – писателя-патриота, солдата, писателя-гуманиста – это голос в защиту мира, в защиту человека. Однажды на вопрос американского корреспондента: «Почему Вы, будучи человеком такой мирной профессии, почему Вы ходите в этой военной униформе?» (Закруткин почти всегда носил военную гимнастерку), писатель ответил: «Хожу я в этой так называемой военной униформе потому, что дал себе слово: пока льется проливаемая Вами кровь во Вьетнаме, пока сиротеют дети, пока по миру шагает смерть, я этой униформы не сниму. И больше того, у меня даже в завещании написано: похоронить меня в этой униформе. Почему? Потому что при первом звуке тревоги я встану из гроба и буду воевать …своими книгами, всем тем, что мне будет доступно после смерти…»[2].
Так ответить мог только человек, горячо любящий людей, жизнь, родную землю. Таким и открылся нам писатель Виталий Александрович Закруткин – Гуманист с большой буквы. Много хороших качеств в этом человеке, но все же основное – это глубокая человечность, которую можно взять в пример каждому.
В процессе выполнения исследовательской работы мы получили уроки жизни, произведения В.А. Закруткина обогатили нас, пробудили чувство патриотизма, ответственности за судьбу родного края, причастности к его литературе.
Список литературы
1. Болибок Н. Путь писателя: взаимосвязь жизни и творчества. Ростов-на-Дону; Книга. 1998, 92 с.
2. Гегузин И.М. Виталий Закруткин. Критико-биографический очерк. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1959, 98 с.
3. Гегузин И.М. Путь писателя. О жизни и книгах В. Закруткина. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1968, 69 с.
4. Дрягин Е.П. Творчество Виталия Закруткина. М., 1959, 28 с.
5. Закруткин В.А. Литература забирает сполна. (Оценка своего творческого пути). «Дон», 1980, № 3, с. 138-146.
6. Писатели Дона. Библиографический указатель. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1986, 414 с.
7. Прийма К. Виталий Закруткин (К творческой биографии писателя). «Дон», 1981, № 11, с. 136-148.
10. https://www.kritika24.ru
[1] Прийма К. Виталий Закруткин (К творческой биографии писателя). «Дон», 1981, № 11, с. 136-148.
[2] «Советская Россия», 1989 год, 5 апреля.
Кто самый сильный?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Дерево в снегу
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Три коробки с орехами