В век нанотехнологий остро назрела необходимость обращения человека к этно-философии, этнографии, фольклору, народной медицине, декоративно-прикладному искусству, этно-педагогике. этно-экологии, этно-кулинарии.
Вложение | Размер |
---|---|
tat.docx | 29.1 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТАРО – ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
671336, Россия, РБ, Заиграевский район, село Старый Онохой, ул. Новая, д.1, тел. (8-30136) 56-0-06
Российская научно-практическая конференция
учебно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Кухня народов России»,
Татарская национальная кухня
Учащаяся класса
Сайфутдинова Елена
Руководитель
Баханова
Августина Александровна
учитель русского языка и литературы
2019год
Содержание.
Введение.
1.Переселение татар в Республику Бурятия.
2.Татарская народная кухня.
4. Культура татар Заиграевского народа.
5.Заключение.
6. Литература.
Введение.
Нация – общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями культуры и языка , а также сознанием своего единства и отличия от других.
Одним из важных элементов нации является духовная культура с такими её главными компонентами как религия ,обряды и обычаи, традиции ,литература ,а также современными формами духовной деятельности как искусство: театр, кино, музыка. Сюда же включается образование, СМИ, радио, телевидение и Интернет. Именно это определяет современное состояние нации и перспективы её развития. Такое осмысление судеб нации применительно и к татарам. И ещё одно: чем лучше мы знаем свои корни, тем с большим уважением относимся к культуре других народов. Потому меня давно мучил вопрос ,как и почему мои предки оказались в Бурятии. Поработав с литературой , я узнала много интересного, познавательного.
1.Переселение татар в Республику Бурятия.
Татары всегда были активным ,мобильным и подвижным народом, расселившимся по всей территории России. А появление татар в Бурятии началось с заселением Восточной Сибири и Дальнего Востока и налаживанием торговых и производственных отношений этих регионов и Центральной Россией.
Первыми мусульманами, добровольно осевшими на бурятской земле, были татары Поволжья -наиболее мобильная часть мусульманских подданных Российской империи, которая наряду с русским крестьянством активно заселяла восточные рубежи в период аграрных реформ во второй половине XIXвека и в годы строительства Транссибирской магистрали.
Согласно архивным данным татары прибывали в Бурятию
- по воинской повинности (Памятная книжка Забайкальской области- на1871 год татар составляло 108 чел.)
- по «кандальному этапу» Численность каторжан и ссыльных из приверженцев ислама была весьма значительна (Исследовательская работа ВВ Перинова «Уголовный сегмент в мусульманской диаспоре Забайкалья 19 века»
- в конце 20-х-середина 30-х гг.- строительство Улан-Удэнского авиазавода У-УАЗ), локомотиво- вагоно- ремонтного завода (ЛВРЗ).
- в конце 30-х -середина 50-х гг. - программа Совета Министров СССР по переселению для освоения сибирских земель.
-- в 70-х-80-х гг.- строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.(БАМ)
Литература и рассказы моих дедушек и бабушек , обосновавшихся в селе Старый Онохой Заиграевского района в 30-ти км от Улан-Удэ, говорят ,что они- дети тех, кто переселился в конце 30-х гг.20 века- накануне Великой Отечественной войны. Остаётся только догадываться и представлять, что пережили они. По рассказам моей абики Сайфутдиновой, отца забрали на фронт почти сразу , через 4 дня после приезда в Бурятию .Мать осталась с четырьмя детьми на руках среди чужих, не зная русского языка, тем более бурятского. (Забегая вперёд отмечу, абика говорит на русском, но с небольшим акцентом, а вот на бурятском языке говорит чисто). Благо, что местные не были равнодушными людьми: помогали ,чем могли. Вскоре мать освоилась, стало полегче. То есть ,история семьи моей абики – история страны :боль, страдания, слёзы ,радость.
2. Татарская народная кухня.
Утрами моя бабушка будила своих внуков ароматным запахом приготовленных ею вкусностей. Как тут «улежишь», когда ждёт тебя бэлиш, запечённый в сковороде, приготовленный из кусочков жирной говядины и пшена или картофеля или бишбармак. Если немного припозднишься , то кыймака достанется тебе лишь 2-3 штуки.
Также абика готовила аппетитные каши: пшенная, гречневая, овсяная, рисовая, гороховая. Пшенная, например, в прошлом ,как я узнала , у татар считалась ритуальным блюдом. .А я с удовольствием готовлю сейчас кузикмяк, представляющий собой лепешку из пресного теста, сложенную пополам и начинённую пшенной кашей или картофельным пюре. Просто и сытно.
.Традиционным татарским кушаньем является эчпочмак (треугольник из теста ) с начинкой из жирного мяса, картофеля и лука, который прекрасно получается у моей сестры. А губадия при первой дегустиции на свадьбе у старшей сестры не понравилась :рис, фрукты, творог- несочетаемые ингредиенты- а когда спохватилась, её уже не было-съели . Больше повезло младшей сестрёнке- ей отдали остатки чак-чак , который она с удовольствием уплетала. Позже я заметила, что чак-чак татарский, боова бурятский, хворост русский имеют одну основу, отличаются лишь формой.
Понимая, что первостепенное значение в татарской кухне имеют жидкие горячие блюда — супы и бульоны, перед уходом в школу нас ,внуков , абика спрашивала, что приготовить на обед: шурпу или токмач .Обычно мы выбирали суп-лапшу. Тем самым подсознательно она укрепляла семейные традиции через этно-кухню и здоровое питание семьи, а обучая готовить, воспитывала хозяек, знающих обычаи и традиции своего народа в искусстве приготовления пищи.
И только сейчас приходит осознание , что кулинарные рецепты, приёмы обработки пищи не случайны, а сложились в результате многовековой эволюции , в них собрался тысячелетний опыт народа , что национальная кухня любого народа соответствует укладу жизни ,национальным вкусам, что любая этно-кухня проповедует здоровое и целительное питание. Благодаря абике, сохранившей вдали от родных мест легенды, мифы, рецепты татарской кухни. песни , язык своего народа , внуки горды, что несут в себе частицу великого татарского народа.
3. Культура татар Заиграевского района.
Сегодня национальное возрождение- объективная реальность. Подъём национального самосознания народов России в 90-е годы прошлого века привёл к самоорганизации этнических групп в общественные организации. В августе 1997года был образован Татарский культурный центр Республики Бурятия. В декабре 2004 г. была создана в с. Старый Онохой национально-культурная автономия татар Заиграевского района Республики Бурятия. Татары объединились, чтобы восстановить утраченные корни, освежить в памяти обычаи, традиции, песни, танцы своего народа.
Несколькими годами раньше школа села разработала программу «Диалог культур народов Бурятии», где основой явилась татарская культура, так как на селе проживает 30% татар. Учебно-воспитательный процесс построен так , чтобы на занятиях учащиеся знакомились с культурой, бытом, литературой, музыкой, кулинарией ( разработан интегрированный курс «Национальная кухня татар» ,который представляет собой сочетание этно-кухни, народной медицины ,экологии) , играми и татарского народа. На воспитательных мероприятиях школьники участвуют в заочной экскурсии по Казани, Татарстану, по Казанскому Кремлю, конкурсах чтецов стихов Г. Тукая, М.Джалиля тд. Совместно с местной автономией татар организуют праздник Гусиного пера, Грачиной каши. В школе функционирует музейный уголок, где показан быт и татарского народа, работает кружок татарского языка, кружок декоративно-прикладного искусства татар, организована фольклорная группа «Аккошлар». В ежегодных районных фестивальных днях культуры народов Сибири школьники представляют татарскую культуру, проводя мастер-классы оригинально, увлекательно (например, повязывание платка). Один раз в два года бурятский национальный лицей №1 г. Улан-Удэ проводит Международный фестиваль народных культур, где наша школа также достойно представляет татарскую культуру (имеются призовые места). Совместно с культурным центром татар республики и района школа ежегодно активно участвует в Байкальском Сабантуе ,который проходит в июне (часто в с. Старый Онохой) ярко, зрелищно, куда съезжаются представители татарских диаспор Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области ,гости из Татарстана. На селе открыт Гостевой домик татарской семьи ,куда приезжают туристические группы.
Тем самым идёт активное формирование личности , способной к самоопределению в окружающей среде, к саморазвитию, к нравственному самосовершенствованию , возвращение к истокам народных традиций, обычаев .
5.Заключение.
В век нанотехнологий остро назрела необходимость обращения человека к этно-философии, этнографии, фольклору, народной медицине, декоративно-прикладному искусству, этно-педагогике. этно-экологии, этно-кулинарии.Всё начинается с истоков. Человек как дерево- чем мощнее корни, тем могучее ствол, тем пышнее крона. Человек успешен тем, что питается от своих корней- родители, бабушки, дедушки ,весь род и , наконец, народ. Иными словами, это зов крови, который мы не всегда осознаём , но всегда чувствуем.
Литература.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Если хочется пить...
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Военная хитрость
Цветущая сакура