В работе ученица старается проанализировать образ Бабы-яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности. Объектом исследования стали русские народные сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_baby_yagi.doc | 141 КБ |
МКОУ «Полдневская СОШ»
Исследовательская работа
Баба - яга: добро или зло?
(образ Бабы-яги в русских народных сказках)
Автор работы: Кусалиева Регина
учащаяся 5 класса
Руководитель: Носалева Т.Н.
учитель русского языка и литературы
Оглавление:
№ п\п | Содержание | Стр. |
1 | Введение | 3 |
2 | Основная часть Раздел 1. Общее представление о Бабе Яге | 4 |
3 | Раздел 2. Откуда взялась Баба-яга? Почему Бабу-ягу назвали Ягой? | 4-6 |
4 | Раздел 3. Места обитания Бабы-яги | 7 |
5 | Раздел 4. «Портрет» Бабы-Яги | 8 |
6 | Раздел 5. Основные образы Бабы-Яги | 8-10 |
9 | Раздел 6. Обобщённый образ Бабы-яги | 11 |
10 | Заключение | 12 |
11 | Список использованной литературы | 12 |
12 | Приложение | 13-15 |
Введение
“Баба-яга – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи”. В. Даль.
“Баба-яга – положительный
персонаж древней русской мифологии”. В. А. Иванов
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-яги. Кто-то считает ее отрицательным героем, а кто-то, наоборот, добрым помощником. Какой она является на самом деле, нам и предстоит узнать.
Актуальность. Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: топор сам рубит лес, печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей.
Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба-яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает в сказках. Народная мудрость гласит: «По одёжке встречают, по уму провожают». Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания. Принцип оценки человека по одежде издревле отражён в культурно-этнографической традиции многих народов. По богатству и покрою одежды прежде точно определялся статус человека, его социальное положение. Народная мудрость, однако, всегда отличала эту внешнюю форму оценки от содержательной, общечеловеческой. В шкале оценок ум занимает «вершинную» позицию и поэтому в итоге человека судят во всех социальных слоях прежде всего за ум, что познаётся при деловом общении с ним. Мы знаем, что не всегда положительные герои народных сказок привлекательны внешне («Царевна - лягушка»), но народ ценит их за трудолюбие, ласку, способность прийти на помощь. Самый спорный образ русских народных сказок – Баба-яга.
Поэтому я выбрала тему исследования: «Баба-Яга: добро или зло?( Образ Бабы-яги в русских народных сказках)»
Цель исследования: проанализировать образ Бабы-яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи исследования:
дополнительной литературы о Бабе-яге.
Объект исследования – образ Бабы-яги.
Предмет исследования – русские народные сказки.
Гипотеза. Предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок, олицетворяющий зло в сказках.
Методы исследования: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин.
Основная часть
Раздел 1. Общее представление о Бабе Яге.
Отправной точкой моего исследования стал письменный опрос в 4,5,11 классах нашей школы (всего - 35 учащихся). Я провела опрос среди учащихся, который содержал следующие вопросы:
Кто такая Баба Яга?
Что означает имя Яга?
Какой вы себе ее представляете?
Где она живет?
Чем занимается?
А также вопрос о роли Яги в народных сказках: «Для чего нужна Баба-яга в русской народной сказке?». Были получены следующие ответы:
-пугать непослушных детей - 15%;
-для волшебства - 15%;
-было, с кем бороться - 8%;
-помогать герою - 16%;
-помогает попасть в сказочный мир - 4%;
с ней интересно, весело - 44%.
Как видим, ответы опрошенных показали, во-первых, многообразие функций Яги в сказочном мире и, во-вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному персонажу, несмотря на разницу в возрасте.
Раздел 2. Откуда взялась Баба-яга?
Почему Бабу-ягу назвали Ягой?
Предположение обучающихся:
-Хитрая- 20%
-Старая ведьма- 10%
-Рифма к слову баба- 5%
- Не знаю- 50%
Попробуем сначала ответить на вопрос: кто такая сказочная Баба-яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. В разных источниках рассматриваются самые популярные версии.
По одной из них, Баба-яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
Да и сама Баба-яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.
Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.
По другой версии, прототип Бабы-яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым Баба-яга пришла в русские сказки из Индии ("Баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.
А вот в словаре В. Даля мы находим такое токование: первое слово «БАБА» происходит от слова «БАБАЙКА», которым пугают детей. Второе слово «ЯГА» означает лесную женщину с наглым, ворчливым характером.
Раздел 3. Места обитания Бабы-яги
Результаты опроса:
-В лесу – 35%
Исследователи фольклора разошлись во мнениях по поводу трактовки места жительства Бабы-Яги. Так В.Я. Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» отмечает, что «сказочный лес с одной стороны, отражает воспоминания о лесе, как о месте, где проводился обряд, с другой – как о входе в царство мертвых». Во многих русских сказках местом жительства Бабы-Яги считается берег реки Смородины, через которую перекинут Калинов мост. Река Смородина в славянской мифологии является границей между миром живых и мертвых.
Жилище Бабы-Яги – избушка на курьих ножках. Она смоделирована по образу погребального домика славян, которые устанавливали на больших пнях с корнями, напоминающих куриные лапы. Таким образом, избушка на курьих ножках является местом перехода из мира живых в мир мертвых. О чем свидетельствует и то, что избушка движется. А следовательно, Баба-Яга поставлена, чтобы стеречь границу между мирами.
Избушка Бабы-яги стоит в чаще леса или на опушке. Она повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом, т.е. повернуть к миру живых. Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Ножки именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью.
Вокруг избушки забор из человеческих костей. На шестах натыканы черепа, глазницы которых по ночам светятся и освещают всю поляну.
Согласно волшебным сказкам, Баба-яга живёт в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках, вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки.
Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);
Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается («Гуси – Лебеди»).
Раздел 4. «Портрет» Бабы-Яги
Для того чтобы узнать, какой же Бабу-ягу представляют наши ровесники, я провела анкетирование. Мной было опрошено 34 человека (100%). По результатам опроса я выяснила, что 70% считают, что Баба-яга – злая, а 15% – веселая. Все ребята (100%) представляют Бабу-ягу старухой, при этом 85% описывают ее с большим носом 45%, с горбом – 10%. 15 % называют ее бабулечкой –красатулечкой.
Для более детального изучения образа Бабы-яги я обратилась к сборнику «Народные русские сказки» под редакцией А.Н. Афанасьева.
Я изучила сказки, и только в 11 сказках нашла присутствие Бабы-яги.
Баба-яга предстает перед нами в образе беззубой старухи («Заколдованная королева»). Она настолько страшная, что Афанасьев называет ее лицо – «морда жильная» («Гуси-лебеди»). Говоря о фигуре, следует отметить отсутствие горба. Однако у нее есть определенные проблемы с ногами: в сказке «Гуси-Лебеди» упоминается «нога глиняная», в сказке «Баба-яга» – костяная, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» – золотая. В связи с тем, что у бабушки проблемы с ногами, во всех вышеупомянутых сказках она пользуется такими транспортными средствами, как ступа, которую «толкачом погоняет, помелом след заметает», в сказке «Марья Моревна» Баба-яга «скачет на железной ступе».
Я пришла к выводу, что внешность (портрет) Бабы-яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".
Раздел 5. Основные образы Бабы-Яги
Я исследовала несколько сказок, в которых присутствует Баба-яга, и выявила следующее:
Первая "роль" Бабы-яги - Воительница, это молодая девушка, кровь которой играет, она думает о борьбе и победе, область ее мироздания - Небо, то есть, она является Богиней. В сказках она предстает как девица-богатырка (Синеглазка), или дочка, племянница старой Бабы-яги (то есть, молодая Баба-яга).
В большинстве сказок в изложении А.Н. Афанасьева Баба-яга – воинственно настроенный персонаж. Так в сказках «Баба-яга», «Марья Моревна» она преследует героев. В сказках «Баба-яга и Заморышек» (эта сказка есть в изданиях 1958, 1979 гг.), «Терешечка» (в сказке «Терешечка» Яга предстает в образе ведьмы Чувилихи) она пытается убить главного героя. Но наиболее ярко ее воинствующий характер раскрывается в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин». Именно в этой сказке прослеживаются черты богатырки Святогорки (Бури-яги) – героини славянских мифов. В сказке «Иван-царевич и Белый Полянин» Белый Полянин «тридцать лет воюет с Бабою-ягою золотой ногою» за дочь-красавицу. В этой сказке против Белого Полянина Баба-яга «выставляет рать-силу несметную» в защиту своего имущества и дочери-красавицы.
Вторая "роль" Бабы-яги" - Дарительница и Избавительница от беды. «Баба-яга – дарительница» звучит очень тепло и по-доброму. Однако в сказках из сборника А.Н. Афанасьева дары она приносит главным героям совсем не от чистого сердца. В сказке «Василиса Прекрасная» она «преподносит» в дар Василисе череп с горящими глазами только потому, что узнает об обереге, имеющимся у девочки, и поэтому из-за этого оберега пытается побыстрее избавиться от неё. В других сказках Баба-яга вообще не собирается никому ничего дарить, ее попросту обманывают или обворовывают спящую («Марья Моревна», «Баба-яга»).
В сборнике А.Н. Афанасьева нашлись и такие сказки, где Баба-яга является положительным героем и выступает в роли наставника. Так в сказках «Поди туда – не знаю куда…», «Царевна-лягушка», «Заколдованная королева» она помогает главному герою, указывает ему дорогу, но ничего не дарит. Также есть сказки, где Баба-яга не одинока: у нее есть дочери («Поди туда- не знаю куда…», «Иван – царевич и Белый Полянин») о которых она заботится, сестры («Царевна-лягушка», «Заколдованная королева»).
В этих сказках Баба-яга - уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Ее сфера обитания - Земля. Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот образ можно подразделить еще на несколько:
Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре). Про такую Бабу-ягу мы уже прочитали в сказке о Синеглазке - Богатырке. Точнее, эта сказка называется "О молодильных яблоках и живой воде".
Яга-охранительница, покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).
В сказке "Василиса Прекрасная" девушка осталась без матери. Злая мачеха решила ее уморить. Послала тогда мачеха Василису к бабе-яге за огнем для лучины. Баба-Яга испытывает героиню, заставляет ее на себя работать, задает вопросы, но и избавляет героиню от злых родственников. То есть, выступает опять как дарительница.
В сказке "Царь-девица" Иван полюбил девушку, но злая мачеха и дядька не давали ему с ней общаться. Тогда написала Девица Ивану письмо, в котором разоблачала все злые деяния его родственников, и просила Ивана искать ее за тридевять земель. И вот Иван пошел ее искать… В этой сказке Баба-Яга не только Дарительница, но и Пожирательница, любительница сырого мяса.
А вот в сказке "Заколдованная королевна" Баба-Яга не одна, а их целых три (троекратное повторение одного и того же действия усиливает его значение). Она здесь выступает как повелительница природных сил.
И третья "роль" Бабы-яги - Похитительница. Считается, что это один из самых распространенных образов Бабы-Яги. Так в сказке «Терешечка», где она предстает в образе ведьмы Чувилихи, Яга похищает мальчика: «Она его схватила да в куль, и помчала…» А в одной из самых известных сказок «Гуси-лебеди» она заставляет заниматься воровством детей своих домашних животных: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали».
Это уже старуха, близкая к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними власть. И похищая (чтобы съесть) молодых людей, детей, она как бы приносит их себе же в жертву, чтобы еще хоть ненадолго продлить свое существование.
В сказке "Гуси - лебеди" Баба-яга предстает похитительницей и Пожирательницей детей, которой служат птицы (гуси-лебеди). Дети спасаются из ее дома, благодаря волшебным помощникам.
Есть еще одна сказка, в которой Баба-яга предстает в таком же виде. Это сказка "Баба-яга и Жихарь". Жихарь – это дух, обитающий в жилище человека; домовой; маленький сказочный человечек. Здесь он представлен в виде "младшего брата", который иногда не слушается старших и попадает в неприятности.
Раздел 6. Обобщённый образ Бабы-яги
В результате исследования у меня сложился свой образ Бабы-Яги. Баба-яга –это одинокая старуха, живущая вдали от людей. Она беззубая, с «жильным лицом» и неприглядной внешностью. Вместо одной ноги – протез (костяной, глиняный, золотой). Передвигается она в ступе при помощи толкача и помела. У бабушки скверный характер, она грубая, ленивая, неряшливая, жадная, подозрительная, агрессивно настроенная людоедка, в любое время готовая взяться за оружие. Скорее всего, она стала такой не по доброй воле, а от тяжелой жизни в одиночестве, без семьи. Но добро все еще дремлет глубоко в ее душе и иногда просыпается. В эти минуты Баба-яга с радостью помогает главному герою выбраться из запутанной ситуации, указывает дорогу, подсказывает, как победить противника.
Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа.
В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Заключение
Данное исследование показало, что Баба-яга – это вымышленный персонаж, имеющий несколько прообразов. Поэтому сущность Бабы-Яги неоднозначна.
На примере сказок из сборника А.Н. Афанасьева создан обобщенный образ Бабы -яги, чтобы привлечь внимание учащихся к фольклору и показать необходимость более внимательного прочтения русских народных сказок.
Я изучила исторические истоки образа Бабы - яги и проанализировала особенности образа данного персонажа в сказках из сборника А.Н. Афанасьева.
В результате мне удалось объединить черты Бабы-яги из разных русских народных сказок, создать обобщённый образ и найти особенности этого персонажа (см. таблицу в приложении). Получилось, что Баба-яга во многих сказках - положительный персонаж.
Несмотря на все отрицательные качества, Баба-яга по-прежнему остается одним из самых любимых и популярных героев русских народных сказок, так как любой человек пытается найти крупицу прекрасного даже в самом безобразном существе.
Баба - яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков - из славянских мифов. А мифы - это не что иное, как представление древних людей о происхождении мира, его устройстве и о месте человека в системе мироздания. Образ Бабы - яги очень интересный. С одной стороны её боятся все дети, а с другой - в сказках именно она в трудную минуту помогает главному герою. Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров, а сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает равновесие между добром и злом. Тем не менее, в любой сказке Баба- яга выполняет важную роль. Исключите её из повествования, и главный герой никогда не сможет победить: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, сапоги-скороходы, ковёр - самолёт, гусли - самогуды, либо не получит напутствие, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта старушка изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит всё остальное. Таким образом, без неё никуда и, наверное, не такая уж она и страшная… Очень широко образ Бабы -яги представлен не только в книгах, но и в кино, мультипликации и музыке. Хочется отметить, что в кино наиболее эффектно исполнили роль Бабы - яги Георгий Милляр в фильмах «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога» и Татьяна Пельтцер в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Мы можем убедиться, какие разные образы бывают у этого героя сказок…
Перспективный план: В дальнейшем хочу более подробно изучить мифический образ и проанализировать влияние истории на развитие образа. Мне также будет интересно прочитать и проанализировать сказки народов мира, где есть схожий с русской Бабой Ягой персонаж.
Список использованной литературы:
Интернет источники:
1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71
2. http://ru.wikipedia.org/wiki
3. http://images.yandex.ru/images.html
4. http://www.babybiog.ru/community/post/
5. http://www.fanbio.ru/mif/83-2010-05-16-00-57-36.html
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица. Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Название сказки | Место обитания Бабы Яги | Внешний вид | Волшебные вещи в сказках и др. чудеса | Животные, служащие Бабе Яге | Положительный или отрицательный персонаж |
«Гуси-лебеди» | «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…» | «…морда жилиная, нога глиняная» | Золотые яблочки | Мышка, гуси-лебеди | Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть |
«Царевна-лягушка» | «Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» | «…зубы – на полке, а нос в потолок врос» | Клубок | – | Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея) |
«Баба Яга» | «Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга» | Баба Яга – костяная нога | Гребешок, полотенце | Кот, собаки, быки | Отрицательный, так как хотела съесть девочку |
«Баба Яга и Заморышек» | «За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены» | Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) | Волшебный платочек, огненный щит | – | Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев |
«Василиса Прекрасная» | «В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» | «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Куколка; три всадника (белый, красный, черный); три пары рук | – | Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) |
«Марья Моревна» | «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» | «Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» | Волшебный платочек | Волшебные кони | Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича |
«Иван-царевич и Белый Полянин» | «Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею» | Баба Яга – золотая нога | Волшебная игла, шило | – | Отрицательный, так как билась с богатырями |
«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | Избушка на курьих ножках | Сидит седая старуха, прядет кудель | Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка. Сват Наум | Лягушка | Положительный, так как помогла Андрею-стрелку |
«Заколдованная королевна» | Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…» | Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая | Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка | – | Положительный, так как помогла найти королевну |
«Финист – ясный сокол» | Три Бабы Яги. | Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит» | Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце | Кот, собака, Серый волк | Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку |
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Три Бабы Яги (сестры). | «…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» | Живая вода, молодильные яблоки | Волшебные кони | Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки |
Если хочется пить...
Лягушка-путешественница
О путнике
Астрономический календарь. Май, 2019
Девочка-Снегурочка