Работа выполнена на ежегодный муниципальный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям»
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 31.96 КБ |
Ежегодный муниципальный фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям»
Имя Анастасия в художественных произведениях
(Исследовательская работа, гуманитарная секция, направленность: литературоведение)
Выполнила
АрабкинаАнастасия,
учащаяся 11 класса МКОУ «Шайковская СОШ №1».
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
Сначева Елена Александровна
2020 год
Содержание
1.Введение …………………………………………………………….…..………2
2. Значение имени Анастасия ………………………………………….….……. 3 3.Образ Настены в повести В.Г.Распутина «Живи и помни» ……………....…5
4. Анастасия Каменская в детективном романе Александры Марининой «Стечение обстоятельств» ……………………………………………....…….... 7
5.Заключение ……………………………………………………………….….... 9
6. Список литературы ...........................................................................................10
Имена – суть категории познания личности.
П.Флоренский
Введение
Каждому человеку с рождения дается имя, но не все задумываются о его значении. Давно было подмечено, что оно накладывает определенный отпечаток на характер и судьбу человека. Свою исследовательскую работу я посвятила изучению имени Анастасия, а также постаралась найти литературные произведения, где действующие лица названы данным именем.Ведь писатель, как отец своих героев, тщательно подбирает имена каждому персонажу, а мы, читая произведения, порой не замечаем такую небольшую, но по-своему значимую деталь, как имя, которое помогает более точно раскрыть характер того или иного персонажа.
Актуальность работы:в наши дни имена изучают с точки зрения разных наук. У каждого человека есть любимая книга, и порой, чтобы понять замысел писателя, необходимо проанализировать систему художественных средств произведения. Индивидуальность и уникальность героя можно начинать изучать со значения его имени, в котором может быть заложена вся его жизненная траектория.
Гипотеза: имя имеет довольно большое значение и играет не последнюю роль в идее и сюжете произведения. Оно выбирается автором не случайно, а в результате осмысления образа и анализа характера главного героя.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы доказать, что имена собственные играют значительную роль в художественной логике произведения и являются активным художественным приёмом в творчестве авторов.
Задачи:
Методы исследования:
Анализ художественного текста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы учителями русского языка и литературы.
Опираясь на читательский опыт, я взяладва произведения, в которых главные героини носят имя Анастасия:
1. В.Г.Распутин «Живи и помни»
2. А.Маринина «Стечение обстоятельств»
Значение имени Анастасия
Имя Анастасия произошло от греческого слова «anastasis», которое означает «возвращенная к жизни». Это сказочное имя, которое носят только самые милые и добрые героини. Реальная Анастасия полностью оправдывает ожидания — она тоже никогда не будет злобной и мстительной. Настя искренне верит, что добро всегда должно побеждать, поэтому очень болезненно реагирует на любую несправедливость. Самые характерные черты у всех Анастасий — это безошибочная интуиция и тонкая душевная организация. Благодаря ей она способна предвидеть будущее, анализировать ситуацию и делать далеко идущие выводы. Настя очень проницательна, может сразу распознать, где правда, а где ложь. Анастасия часто остается холодна к окружающим, хотя внешне всегда дружелюбна и отзывчива. Никто, кроме нее самой и наиболее близких людей, для нее не существует. Ее мало интересует мнение других людей, в ней нет надменности. Она живёт одним днём и часто плывёт по течению, предпочитая доверить свои проблемы воле судьбы. Настя обладает сильным характером, который невозможно просто так сломить. Если в ней нуждаются, она всегда сделает намного больше, чем её попросят. Она всегда настойчива и имеет своё мнение. Анастасия никогда не позволит собой помыкать, она знает цену своим словам и не прощает предательства. Дружить с Настей нелегко — частая смена настроения, от безудержного веселья до глубокой депрессии не способствуют развитию крепкой дружбы. Часто она кажется излишне самоуверенной, что тоже может отталкивать от нее друзей. Но те немногие люди, которым она раскрывается, ценят Анастасию за преданность, искренность и доброту. Настя не создана для того, чтобы быть руководителем или развивать свой собственный бизнес. Деловой мир вносит дисгармонию в ее собственный мир, построенный на идеалистических взглядах и мечтах. Профессии, в которых обладательница этого прекрасного имени может реализоваться, так или иначе связана с искусством и общением с людьми. Из Анастасий получаются отличные психологи, врачи, журналисты, учителя, фотографы и политики.
Уменьшительные формы: Настя, Настья, Ната, Нася, Нюся. Настена, Настеха, Туся, Настюня, Стася, Тася, Ася, Сюша.
Основные черты: благородство, простота.
Имя Анастасия часто можно встретить в произведениях классиков. Так у Достоевского героиню с именем Анастасия можно встретить и в произведении "Белые ночи", и в романе "Идиот". У Пришвина в рассказе "Кладовая солнца" главные герои - брат и сестра Настя и Митраша. У Пушкина в повести "Барышня-крестьянка" не самая главная героиня, но одна из главных - девушка Настя. Это Настенька – падчерица в русской народной сказке «Морозко», Настенька – младшая дочь купца в сказке С.Аксакова «Аленький цветочек», Анастасия — главное действующее лицо серии книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России», Анастасия Ягужинская - героиня романа Н. Соротокиной "Трое из Навигацкой школы" и другие.
Образ Настеныв повести А.Г.Распутина «Живи и помни»
Настена – главная героиня повести В. Распутина «Живи и помни». Центральной можно назвать не судьбу дезертира, а судьбу жены дезертира, которой приходилось скрывать от окружающих возвращение близкого человека.
С самого начала автор описывает судьбу девушки темными красками. Она рано лишилась родителей и осталась одна вместе с младшей сестрой. «Настену в Атамановку судьба занесла с верхней Ангары. В голодном тридцать третьем году, похоронив в родной деревне близ Иркутска мать и спасаясь от смерти сама, шестнадцатилетняя Настена собрала свою малую, на восьмом году, сестренку Катьку и стала спускаться с ней вниз по реке, где, по слухам, люди бедствовали меньше. Отца у них убили еще раньше…» Оказавшись в доме у тетки, она не могла жить спокойно. Брак стал единственным спасением Настены, поэтому, не долго думая, она уехала вместе с Андреем. «…Настена кинулась в замужество, как в воду, – без лишних раздумий: все равно придется выходить, без этого мало кто обходится – чего ж тянуть?» Она не сразу была принята матерью мужа. Усугублялось все еще тем, что у супругов не было детей, как бы они не старались. В этом Настену упрекала и Семеновна. «Попрекать не попрекала, помня, что для любой бабы это самое больное место, но на сердце держала… Бездетность-то и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая, без ребятишек, баба – уже и не баба, а только пол бабы.»
Главная героиня – добрая и милосердная девушка. Она сразу принимает решение относительно своего мужа, который стал дезертиром, – поддерживать и помогать ему. Она понимает, что ее обязанностью как жены является забота о муже. У нее проскальзывают мысли о том, что Андрей поступил неправильно, что она также поступает неправильно, скрывая его, но ее мысли сразу же сменяются другими: она считает, что жена может все простить своему мужу. Она искренне любит Андрея, поэтому готова оставить общество и жить в одиночестве, чтобы никто не узнал их тайну. «Он неловко погладил ее по голове: – Тяжело тебе, Настена? – Да нет. – Она открыла глаза и улыбнулась. Лицо ее, опаленное ветром, в тепле разгорелось и пылало чистой малиновой краснотой, улыбка на нем вышла слабой. – Вот за тебя сердце болит. А сама я что? Я дюжая, сколько надо, смогу. Без тебя-то, думаешь, легче, что ли, было? Каждый божий день обмирать, живой ты сегодня или нет. Тут я хоть знаю, что живой.» Ее не пугают трудности, когда она понимает, что беременна от Андрея. «Неделю назад, когда Настена впервые заподозрила в себе начало новой жизни, она едва не задохнулась от нахлынувших на нее – давно отринутых, оскорбленных, упрятанных и вот теперь освободившихся и оправдавшихся чувств: господи, неужели?! Неужели и она тоже, как все нормальные бабы, способна стать матерью?» Настена принимает решение оставить ребенка и не обращать внимание на разговоры односельчан. Она готова ради мужа и ради любви на все.
С каждым днем жизнь Настены становится хуже и хуже. Мать Андрея – Семеновна – выгоняет Настю из дома, когда узнает, что она беременна. По деревне расползаются слухи о том, что Настена беременна от мужа. Героиня чувствует себя в опасности, но главное, она чувствует, что в опасности ее муж. Поэтому она не боится и берет лодку, чтобы предупредить Андрея. Для нее жизнь мужа становится важнее собственной.
Когда девушку настигают подозревавшие мужики, она понимает, что больше не сможет хранить все в секрете и что она больше не сможет жить с таким грузом на сердце. «Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить.» Поэтому она делает свой выбор: Настена совершает самоубийство, лишив жизни как себя, так и нарождённого ребенка.
Валентин Григорьевич Распутин на протяжении всей повести называет свою главную героиню ласково – Настена, что очень противоречиво, ведь она обладает сильным характером, который невозможно просто так сломить.
Анастасия Каменская в детективном романе Александры Марининой «Стечение обстоятельств»
В детективе Александры Марининой «Стечение обстоятельств» мы знакомимся с главной героиней Анастасией Каменской. Каменская – неяркая, неброская, серая мышка, мимо которой можно пройти десятки раз и не заметить. Предпочитает простую и дешевую одежду, удобную обувь без каблука. «Что ж делать, не дал бог красоты. «…» Мужчины на таких не оглядываются.» Она не красит лицо, вообще не придает значения собственной внешности, хотя ради интересов дела готова «притвориться красивой» — полностью изменить свой стиль, что иногда, хотя и не очень охотно, проделывает. «А кого еще ты можешь изобразить? – Кого угодно. Много лет тренируюсь. У меня хобби такое–менять внешность.»
Анастасия чем-то похожа на Шерлока Холмса, ведь ее неоднократно представляли, как счетную машину, лишенную сложного развивающегося характера, эмоций и переживаний. В романах Марининой главная героиня показана как умная, интеллектуально развитая с аналитическим мышлением женщина, но очень неприспособленная к обычной жизни, при этом она грамотно могла распределить свой бюджет. «У Насти был собственный метод ведения "продуктового" бюджета. Получая зарплату, она раскладывала деньги на "целевые кучки", затем продуктовую сумму делила на число дней в месяце. Получившееся в результате деления частное и было тем лимитом, выходить за который она себе запрещала.»
Работа Анастасии внешне выглядела как кабинетное безделье, из-за это некоторые говорили, что Каменская – «голубая кровь, посиживает себе в теплом кабинете и попивает кофе». Хотя она состоит на оперативной должности, начальство позволяет ей «скидывать» требующие разъездов задания на других сотрудников, вместо этого занимаясь чисто аналитической работой — разработкой схем поимки преступников и прочими умозаключениями. Она всегда очень усердно и тщательно выполняла свою работу и боялась, что начальство будет ею недовольно. «Насте казалось, что еще немного – и она расплачется. Наверное, начальник ею недоволен, она не оправдывает его надежд. Каждое оперативное совещание было для Насти Каменской пыткой, мукой мученической, она чувствовала себя на пороховой бочке, которая может взорваться при малейшей ошибке с ее стороны, и тогда все будут смеяться над ней и показывать пальцем.»
У неё слабое здоровье: перенесённая травма спины время от времени даёт о себе знать; к тому же у Насти плохие сосуды, она несколько раз перенесла гипотонический криз. Настя не занимается физкультурой и вообще «патологически ленива во всем, что не касается работы».
Анастасии Каменской очень сложно просыпаться утром, и, чтобы прийти в себя, она, принимая душ, сама себе задаёт разные задачки, логические или на тренировку памяти. «В понедельник Настя Каменская проснулась, как всегда, разбитая… Она встала под душ, включила воду… и стала терпеливо ждать, пока организм проснется. Вяло орудуя зубной щеткой, Настя попыталась умножить тридцать семь на восемьдесят четыре. Сбилась. Сонный мозг отказывался производить простейшие операции. Сменила числа и попробовала еще раз. Получилось. Начала перемножать трехзначные числа. Процесс пробуждения шел успешно, потому что произведение получалось с первой попытки.»
Настя — полиглот, знает пять иностранных языков и подрабатывает переводчиком художественной литературы. Кроме этого, изучение иностранных языков, как считает Настя, хорошо стимулирует мозговую деятельность: «Вообще-то она не учила шведский язык, равно как и множество других, но любила запоминать слова, как она сама признавалась, для умственной гимнастики. Настя знала примерно по пятьсот слов из всех европейских языков. Хорошо разбирается в искусстве. При этом любит свою работу сыщика и не представляет жизни без неё.
Расследуя убийство, Каменская выходит на след киллера и его сообщников. Для получения фактов ей приходится играть непривычную для себя роль. Но она справляется со своей задачей. Анастасия вычисляет киллера, его сообщников, хотя для того, чтобы получить неопровержимые доказательства, ей приходится очень постараться, чтобы «раскрутить" расчетливого и хладнокровного профи по всей программе. Каменская отчетливо понимает, что любое неосторожное слово или движение может стоить ей жизни.
Настя эмоционально холодна, расчетлива и осторожна. Сама себя считает трусихой и абсолютной одиночкой. У неё нет друзей, за исключением коллег и родственников, и её вполне устраивает данное положение дел.
Александра Маринина не просто так было выбрала имя Анастасия для своей главной героини - это ее особая авторская задумка, которая помогает нам создать цельный и гармоничный образ Анастасии Каменской.
Заключение
Имена играют важную роль в жизни человека. Они не просто называют людей, различают их, но порой предопределяют их характер и влияют на жизненный путь. В настоящее время в справочниках и словарях даётся множественное описание качеств личности человека, носящего то или иное имя. В них описываются черты характера, психологические и эмоциональные особенности человека. Вопрос о мотивах выбора писателем имени персонажа - один из интереснейших и сложнейших. Интересный потому, что имя является составляющей образа, а сложнейший - потому что никто, кроме самого автора, не сможет точно назвать факторы, повлиявшие на выбор имени. Но попытаться понять причины и принципы именования все же можно. Свою исследовательскую работу я посвятила изучению имени Анастасия, а также постаралась найти литературные произведения, где герои названы данным именем. Изучив и проанализировав два произведения, я пришла к выводу, что в большинстве случаев характер героя соответствует значению имени. Имя является самой объемной и глубокой характеристикой персонажа. Литературный антропоним выражает подтекстовую и содержательную информацию и отображает авторскую позицию понимания всех событий и действий, а также помогает передать читателю скрытое значение происходящего. Героини обоих произведений – и Настёна, и Настя – несмотря на различные обстоятельства и условия, имеют некоторые общие черты: обе тонко чувствуют окружающих, видят несправедливость и верят в добро, будучи дружелюбными, достаточно сложно сходятся с окружающими их людьми, они самокритичны, но самоотверженны. Результаты моего исследования дают мне возможность сделать вывод, что от имени человека зависит его поведение, а значит и вся его жизнь.
Список литературы
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Под парусами
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Зимовье зверей
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики