Исследовательская работа посвящена актуальной теме. Творчество французского поэта XX века Мориса Карема уже при жизни стало классикой детской поэзии. Стихи Мориса Карема - это стихи лирические и забавные, стихи, обращенные к Богу и к простому ребенку, стихи радости и печали. Их включают в учебники и хрестоматии, изучают в школах и читают дома, потому что в поэзии Мориса Карема сосредоточен целый мир детства. Морис Карем - поэт традиционный, классический, но не чуждый новшествам поэзии нового времени, он обогащает свое творчество интересными находками новой литературы XX века, экспериментирует с языком художественной прозы и поэзии.
Представленная работа выполнена с учетом рекомендаций и требований к научно-исследовательским работам. В целом работа характеризуется композиционной целостностью. Тема раскрыта правильно и разносторонне. В этом автору способствовали конкретно поставленные цель и задачи, верно выбранные методы, удачный отбор и анализ научной литературы, собственное исследование и доказательные утверждения.
Вложение | Размер |
---|---|
moris_karem.pptx | 287.61 КБ |
Слайд 1
Роль синтаксических фигур в поэтических текстах Мориса Карема «Пузырек чернил», «Вы видали?», «Небо всюду», «Летний дождик», «Кот и солнце», «Немного дождя», «Один, два, три …» и «Время скрипок» Выполнила: Цыбикова Арюна Ученица 10 Б класса Научный руководитель: Бобкова Н.Г. Преподаватель французского языкаСлайд 2
Оглавление Введение Глава 1. Творческое наследие Мориса Карема . 1.1 . Детские стихи как основное направление творчества М. Карема . Глава 2.Экспрессивный синтаксис поэзии Мориса Карема . 2.1.Тропы и синтаксические фигуры в лирике М. Карема на примере стихотворений «Пузырек чернил», «Вы видали ?», «Небо всюду», «Летний дождик», «Кот и солнце», «Немного дождя», «Один, два, три…» и «Время скрипок». Заключение Приложение 1 Приложение 2 Список использованной литературы Глоссарий
Слайд 3
Введение М. Карем уже при жизни стал классиком детской поэзии. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и весёлых стихов, - тогда и в жизни он будет добрым и светлым человеком. Всё его творчество проникнуто любовью к людям. Для него «высшая» правда и высшая цель — это мир и счастье людей, населяющих планету, их любовь и доброе отношение друг к другу. Именно поэтому мы бы хотели обратить внимание читателей на особенности слога поэта. В этом и заключается актуальность нашей работы . Методологическую и теоретическую базу данного исследования составляют труды таких ученых, как Акимова Г.Н., Береговская Э.М., Бюрни Ж., Гаспаров М.Л., Дюбуа Ж., Жирмунский В.М., Лотман Ю.М. и др . Цель исследования – изучить индивидуальный стиль бельгийского поэта и писателя Мориса Карема с точки зрения экспрессивного синтаксиса. Объект исследования – творчество М. Карема . Предмет исследования – стихотворения М. Карема «Пузырек чернил», «Вы видали?», «Время скрипок».
Слайд 4
Версификация или стихосложение Мориса Карема (1899, Вавр , Бельгия – 1978, Андерлехт , Бельгия). Синтаксические фигуры и тропы: повторы, сравнение, метафора. Жизнерадостное видение мира. Частое обращение к риторическому вопросу. Яркие образы в сопоставлении предметов и явлений, хорошо знакомых читателю. Комбинация рифм или белый стих (любой метр или его отсутствие ( vers libre )).
Слайд 5
Глава 1. Творческое наследие Мориса Карема . 1.1 Детские стихи как основное направление творчества М. Карема . Морис Карем (1899—1978) — бельгийский франкоязычный поэт, один из крупнейших франкоязычных поэтов XX века, автор 60 поэтических сборников. В 1972 году в Париже он был провозглашен «королем поэтов». Его стихи доступные и интересные не только взрослому читателю, но и школьнику. Окружающий нас мир, его чудеса, тайны и радости, его удивительная многоликость и красота предстают в творчестве этого поэта. Основным направлением творчества М. Карема были детские стихи.
Слайд 7
Глава 2.Экспрессивный синтаксис поэзии Мориса Карема . 2.1.Тропы и синтаксические фигуры в лирике М. Карема . Наша цель - изучение индивидуального стиля бельгийского писателя М. Карема с точки зрения экспрессивного синтаксиса. Мы проанализировали несколько стихов и попытались представить полную картину синтаксической организации его творчества. Ярче всего Карем-поэт, как и Карем-прозаик, проявляет себя в использовании стилистических фигур, его стихотворения изобилуют синтаксическими фигурами и тропами, созданные им образы сильны и оригинальны, он любит сравнивать, потенции его сравнений поистине безграничны. Картина использованных фигур очень разнообразна, но на первое место выходят те фигуры и тропы, которые вообще являются наиболее распространёнными (повторы, метафора).
Слайд 8
1 . Тропы : повторы, сравнение, метафора. Для выделения эмоционально важных смыслов писатель употребляет фигуры, тропы и их сочетания. М . Карем является поклонником самых простых и наиболее распространённых фигур: повторы, риторические вопросы и восклицания, параллелизм и частотные тропы (метафора, олицетворение, сравнение). Повтор у М. Карема выполняет весь комплекс функций, которые могут быть свойственны этой фигуре: от усилительной функции, способности выделять мысль и настаивать на ней, до передачи навязчивой идеи душевнобольного. 2. Версификация – это (от лат. – стих; делаю). Термин употребляется в двух значениях: 1) стихосложение; 2) искусство выражения той или иной мысли в стихотворной форме. В данной работе мы понимаем версификацию как стихосложение. Версификация М. Карема имеет свои предпочтения (достаточная и бедная рифма; шести - и восьмисложники ; любовь к внутренним рифмам). Известно, что у поэта завершающее слово первой строки рифмуется с последним словом третьей, а второй – с четвертой.
Слайд 9
2 . Релевантной чертой фигуративности М. Карема можно считать частое обращение к риторическому вопросу. К риторическому вопросу поэт обращается либо внутри стихотворения, либо в самом начале. 4 . Яркие образы в сопоставлении предметов и явлений, хорошо знакомых читателю. Герои М. Карема и сам автор любят размышлять, а раздумья требуют тишины и уединенности. У читателя ощущается состояние сосредоточенности, чтение превращается в глубокую и внутреннюю работу - совершая ее, ты приобщаешься к тайнам окружающего мира. Излюбленные темы - это вечные темы поэзии: детство, родина, мать, женщина, природа, любовь, Бог, жизнь и смерть . 5 . Жизнерадостное видение мира. И с взрослыми, и с детьми он разговаривает на равных, поэтому в детских стихах возникают взрослые темы: жизнь и смерть, милосердие и сострадание, любовь к природе и беседы с Богом. Из такой смеси взрослости и детскости возникает мир М. Карема - яркий, точный по звуку, не столько безоглядно веселый, сколько задумчивый.
Слайд 10
La bouteille d'encre D'une bouteille d'encre, On peut tout retirer : Le navire avec l'ancre, La chèvre avec le pré, La tour avec la reine, La branche avec l'oiseau, L'esclave avec la chaîne, L'ours avec l'Esquimau. D'une bouteille d'encre, On peut tout retirer Si l'on n'est pas un cancre Et qu'on sait dessiner.
Слайд 11
Le temps des violons C`est le temps des violons, C`est le temps des violettes. Le printemps joue au ballon. Les fillettes lui font fête. Et , comme balles au bond, Les toits brillants se renvoient Le salut de leurs pigeons . Avril, prêtez vos souliers Au soleil pour mieux sauter. Frère Jacques, dormez-vous? Le ciel n`attend plus que vous. Le Bonheur vient d`accrocher Sa corde neuve aux pommiers.
Слайд 12
Вывод Итак , М. Карем предпочитает использование самых распространённых тропов: метафоры, олицетворения и сравнения. Его образы — яркие, запоминающиеся и оригинальные, он черпает их в основном в сопоставлении предметов и явлений, хорошо знакомых читателю, повседневно окружающих его, но почти полностью отказывается от стёртой образности. Таким образом, сравнения, по нашему мнению, определяют особенности слога писателя; обращение к остальным тропам редко, а употребление таких, как, например, катакреза , перифраза и оксюморон, единично, потому что плохо сочетается с избранным поэтом путём простоты и прозрачности смысла; такие тропы, как каламбур и ирония, в крайне редких случаях используются М.Каремом для того, чтобы выразить сатирические и, тем более, саркастические настроения. В основном они служат для передачи мягкого юмора; тропы у М.Карема часто выступают в слиянии с синтаксическими фигурами. Характерной чертой стиля М.Карема является то, что он избегает изысков: не стремится к броским, внешне эффектным и раритетным фигурам; он использует самые частотные тропы и наиболее распространённые синтаксические фигуры, стремясь к естественности и предельной музыкальности художественной речи.
Слайд 13
Заключение Для выделения эмоционально важных смыслов писатель употребляет фигуры, тропы и их сочетания. Образность является одной из самых ярких релевантных черт авторского стиля. Палитра экспрессивных средств у Карема настолько широка и богата, что не может не обратить на себя внимания . Основной чертой фигуративности стиля М. Карема мы называем то, что он не старается быть эффектным и экстравагантным, его цель — быть понятным и гармоничным, и именно эта его черта и делает его по-настоящему оригинальным. Прозрачная форма и изысканная простота — вот основные характеристики его творчества на любом уровне, будь то фонетическое оформление, лексика или синтаксис. Карем отличается приверженностью классической традиции и в то же время свободой в использовании приёмов и техники новых литературных течений.
Слайд 14
Спасибо за внимание
Одна беседа. Лев Кассиль
Сказка "Морозко"
Император Акбар и Бирбал
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Кактусы из сада камней