В своей работе я хотела бы обратиться к образу Христа, каким его видят писатели 19, 20 века. Узнать, как «трансформировался этот образ» на протяжении этого времени и с чем это связано? Для анализа я взяла роман Ф. М. Достоевского «Идиот», роман С. Кинга «Зеленая миля».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_po_literature_vybor_nravstvennogo_orientira-_myshkin_ili_dzhon_koffi.docx | 261.86 КБ |
Тема работы: «Выбор нравственного ориентира: Мышкин или Джон Коффи?»
Корнеева Маргарита Владимировна
10 Л класс
ГКОУ города Москвы Кадетская школа-интернат № 1
Первый Московский кадетский корпус
Москва 2020г.
Оглавление
I. Введение ……………………………………………………………………...........3-4
1. Личность Иисуса Христа …………………………………….........................3(1)
2. Актуальность работы………………………………………………………….3(2)
3. Цели и задачи исследования…………………………………..………...............4
II. Основная часть………..………………………………….……………………...4-13
1. Князь Мышкин-“невоскресший Христос”. Коффи- подмена христианских законов………………………………………………………………………….............4
2. Сравнение имен главных героев………………………………….…………..4-5
3. Сходства и различия в образах главных героев.............................................5-6
а) мистическая одаренность..................................................................................6-9
б) образ мученика.................................................................................................9-10
в) детская наивность….………….…………………………………….………10-11
г) милосердие и всепрощение…………………………………..……………..11-12
III. Заключение…………………………………………….....................................12-13
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Ф. М. Достоевский
Вот уже на протяжении двух тысяч лет личность Иисуса Христа волнует умы и сердца людей. Религиозные организации, деятели искусства ведут нескончаемые споры о том, существовал Христос или нет, если да, то кем он был на самом деле. И эти споры вряд ли когда - нибудь утихнут: ведь Иисус – это не просто человек. Для атеистов или не очень верующих людей он является символом христианской веры, которая определяет мировоззрение многих людей. Для верующих он является Спасителем, сыном Божьим. Историки изучают эпоху, описанную в Новом Завете, чтобы подтвердить или опровергнуть факт существования Иисуса. Философы с той же целью изучают труды своих предшественников и выдвигают собственные теории.
(приложение 1)
Не менее интересна и фигура Христа для людей, занимающихся искусством. Первые изображения Спасителя представляли собой безличный образ пророка. Однако ещё в эпоху Возрождения возник интерес к Иисусу Христу как к личности. Об этом свидетельствуют многочисленные картины художников-классиков, где он изображается уже не как Бог, а как человек.
Тем не менее, эта тема стала трансформироваться, начиная с 20 века, когда отношение к религии у большинства людей сильно изменилось. А с середины прошлого столетия можно расширить границы этого вопроса в связи с появлением таких произведений, как рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», фильма «Страсти Христовы». В многочисленных литературных произведениях писатели стали изображать Иисуса так, как они его себе представляют.
В своей работе я хотела бы обратиться к образу Христа, каким его видят писатели 19, 20 века. Узнать, как «трансформировался этот образ» на протяжении этого времени и с чем это связано? Для анализа я взяла роман Ф. М. Достоевского «Идиот», роман С. Кинга «Зеленая миля».
Актуальность работы
Я хочу доказать современным читателям пагубность воздействия навязываемых нам современностью образов, невидимых невооруженным взглядом подмен ценностей. Эта тема актуальна в наше время, когда полным ходом идет навязывание идеалов с Запада.
Выявились общие задачи в работе:
Я поставила перед собой следующие задачи:
-рассмотреть основные понятия, связанные с образом Христа;
-проследить развитие этого образа в русской литературе (на примере князя Мышкина) и обращение к образу Сына Божьего в современной зарубежной литературе (на примере образа Коффи из романа Стивена Кинга «Зеленая миля»);
- привить интерес к личности Христа в литературе;
-повысить избирательность читателя.
Цели исследовательской работы:
Цели мною были определены следующие:
- доказать «неправильность» современного образа Христа;
- показать пагубность воздействия его на современного читателя;
-сравнить идеалы, которые показывает нам Достоевский, и идеалы Запада (на примере творчества Стивена Кинга).
Гипотеза: если современный читатель научится читать между строк (к сожалению, мы разучились это делать, глотая «продукт» целиком, не видя СУТИ), то тяжело будет внушить ему «гнилые западные ценности». Я – за классику!!!!!!
II. Основная часть
Обратимся к веку девятнадцатому и рассмотрим образ Христа, каким он предстаем перед нами в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» и сравним с «продуктом», который нам пытается навязать Кинг.
(приложение 1)
Князь Мышкин – “невоскресший Христос». Сам Достоевский называет его Князем Христом. Это не евангельский Сын Человеческий, но лучшее творение Бога - человек в свете Высшей Красоты, во всем подобный Христу, если таковой мог когда-либо быть; идеальная личность князя Христа, невозможная в реальной жизни, но по воле писателя родившаяся в литературе, это не Вторая Ипостась, потому что в нем отсутствует божественная природа.
Достоевский по ходу действия романа подвергает своего любимого героя беспощадным испытаниям, что, собственно, характерно для писателя, часто посылающего своих персонажей в самое пекло земных страданий для того, чтобы каленым железом была испытана их совесть. Этим же испытанием подвергается другой герой. Всю жизнь страдает и Коффи –герой «Зеленой мили» С. Кинга.
Титул князя, как нечто возвышающее, в сочетании с фамилией Мышкин, низводящей высоту до самого уничижительного состояния, символизирует идею Достоевского о пришествии в мир Того, Кто, несмотря на Свое высокое звание, Сам Себя унизил и принес в жертву. Княжество Мышкина, как образа Христа, не от мира сего. Он князь не по сомнительной родословной, но по духу – появившийся ниоткуда. Не имеющей ни биографии, ни родства, он подобен ветхозаветному Мелхиседеку, царю Салима. Достоевский дал князю Христу фамилию Мышкин для того, чтобы подчеркнуть, что истинное величие никогда не кичится, но великодушно смиряет себя перед людьми.
В связи с этим я попыталась узнать, почему Стивен Кинг дал своему герою имя Коффи. Вот, что я выяснила. Это африканское имя, означающее «рожденный в пятницу», а у женского варианта мы встречаем толкование «любимая». В английском языке встречается и фамилия Коффи. Не могу утверждать, но мне кажется, что это имя Кинг выбрал не случайно. Дело в том, что пятница – далеко не самый лучший день для рядового американца: крах золотовалютного рынка США в конце 19 века, Черная пятница, история возникновения которой не так радужна… Сам Стивен Кинг комментирует выбор имени так: «Имя для персонажа Джона Коффи было скопировано с профессора колледжа, преподобного Джона Коффи, которого я знал. Преподобный Коффи преподавал историю в “Emerson College” в Бостоне, штат Массачусетс. Он ушел на пенсию в мае 2005 года».
Мне хочется провести параллель со Страстной Пятницей. Хотя Великая Пятница — это предпоследний день Великого поста, он считается и самым строгим. Все мысли верующего должны быть обращены к мучениям Иисуса, распятого на кресте, который он сам же и нёс на Голгофу. В этот же день тело Спасителя сняли с креста и поместили во гроб — этому посвящена церковная служба в ночь. Православие и католицизм в этом схожи.
Получается, Коффи –рожденный в пятницу – уже обречен на мученичество. Но это только мое предположение…
(приложение 1)
Явление князя Мышкина петербургскому великосветскому обществу с его пороками и поклонением «золотому тельцу» подобно явлению Христа еврейскому народу, запечатленному в одноименной картине Г. Иванова. Вопрос поставлен: что произошло бы с Мессией в Иерусалиме, если бы он был не Богом, а простым человеком? – Достоевский однозначно уверен и доказывает на примере своего героя, что такой Христос сошел бы с ума и не вынес тяжести той миссии, которую взял на себя. Это и происходит в финале романа с князем Мышкиным.
Что же происходит в «Зеленой миле»?
Можно предположить, что Стивен Кинг данным романом рисует новый “библейский” сюжет. Но в итоге получается нечто совсем иное, противоречащее принципу Спасения. И тем самым совершается глубокая подмена христианских законов. Разберём, что это за подмена.
Когда Иисуса приговорили к распятию на кресте, он через эту казнь взял на себя все грехи человечества, после чего крест стал основным символом христианской веры. Нельзя держать в сердце зло на людей, нужно уметь прощать. За этим Спаситель и пришел на землю грешную.
В «Зелёной миле» все произошло по-другому, Джон Коффи не мог вынести ужасов, которые творятся в мире каждый день, он сходил с ума от этого. Он просил быстрее помочь ему покончить со своими страданиями, от которых он устал. Страдания он объяснил тем, что у него не было друга, с которым можно поговорить о будущем, что все люди жестоки и беспощадны. Но вместо того, чтобы исправлять эту ситуацию, «спаситель» оставляет страдать за себя другого, передав Полу Эджкомбу «дар» - видеть ужас кровавой расправы над теми девочками, в убийстве которых его ошибочно обвинили. Позже Пол говорил, что это проклятие, которое было наслано на него за то, что он казнил Джона Коффи.
В князе Мышкине все прекрасно, удивительно, невозможно для человека, но нет в нем главного - чуда. Обещание чего-то, что приведет, наконец, к преображению реальной действительности под магическим воздействием души князя и даже совсем невероятному - воскресению в конце романа Настасьи Филипповны - пронизывает почти все повествование, но, тем не менее, надежды остаются тщетными. В этом трагизм личности Князя Христа, который для окружающих его людей, православных христиан по крещению и традиционному воспитанию только идиот (слово, кстати говоря, исключительно русское). «Идиот», безумец для мира сего - юродивый, живущий вопреки всем традиционным устоям общества непонятной никому жизнью. Для «нормальных» людей он сумасшедший. Юродивых на Руси было много, они символическими действиями, подобно ветхозаветным пророкам, обличали грехи современного им общества и имели дар прозрения будущего. В князе Христе все это наблюдается – он мистически одарен, предвидит будущее, и почти ничто в душах людей, с которыми ему приходится сталкиваться, не остается для него тайным. Казалось бы, представители петербуржского общества, принадлежащие к православному русскому народу, должны были в нем узнать человека, похожего на самого Иисуса, и, значит, принять его всем сердцем. Но так было бы наивно думать. У Христа никогда не было много искренних последователей. Иудейский народ, к которому Он пришел, гнал его и, наконец, потребовал у римских властей Его распятия. Еще в «Легенде о Великом инквизиторе» Достоевский ставит вопрос: что сделали бы с Мессией, если бы Он явился миру до Своего Второго пришествия, скажем, в средневековой Севилье, где свирепствовала инквизиция и ради вящей славы Бога еретиков сжигали на костре? Страшный ответ очевиден – Его бы приговорили к сожжению как еретика. Так людьми извращено было Евангелие и лукаво подделано под нравы людей, только по имени являющихся христианами. И не суть важно, католики они или православные – произошла в душах подмена истинного Образа Христова. По евангельским заповедям никто, кроме святых, не жил, в то же время многие, чтящие Бога устами, но далекие от Него сердцем, всегда регулярно говели и причащались, посещая богослужения по воскресным дням и великим праздникам. Для таких святой, а тем более юродивый, - сумасшедший, мешающий жить фарисейской лицемерной жизнью. Место на земле для таких, как князь Мышкин, давно определено – психбольница, как изгнание из «нормального» человеческого общества.
Читатель видит в Джоне Коффи святого, наделённого божественным даром, который стремится прийти на помощь каждому хорошему человеку. Сюжет просто пропитан религиозными образами. Сам здоровяк постоянно адресует к Богу и ангелам. Из уст других людей также слышны обращения к Богу. В сознании должны остаться эмоциональные зацепки, которые будут удерживать инородное внедряемое тело на всём, что касается веры.
Обвинённый в жесточайшем убийстве, Джон Коффи был приговорён к смертной казни. Находясь в тюрьме, он исцеляет старшего надзирателя блока смертников и жену начальника тюрьмы при помощи своих сверхспособностей. Также происходят другие чудеса и события, после чего охранники тюрьмы меняют своё отношение к чернокожему здоровяку. В итоге все, кто приводил смертный приговор в исполнение, знают, что они осуществляют казнь невинного человека.
Князь Христос Достоевского на фоне петербуржского общества, считавшего себя, если не праведным, то правильным, казался ломающим все привычные этические нормы. Князя Мышкина общество «нормальных» людей с иронией и неприязнью воспринимало как «блаженного», вкладывая в это понятие негативный смысл. В их душах христову любовь подменили нечистые страсти, размножающие и другие пороки. Они жили эгоистической жизнью без всяких признаков подвига и самопожертвования. Князь Христос в отличие от людей с «нормальной» психикой умел любить по-иному, и то была любовь бесплотная, не знающая грубой собственнической ревности и похоти – словно не человек любил, а дух.
Все святые должны были бы выглядеть в глазах людских греховных сообществ идиотами. Не такими ли предстают перед нами Коффи и Мышкин!?
Достоевский убедительно доказывает в своем романе об «идиоте», что Христу нет места на земле – Он неизбежно должен был быть изгнан из человеческого сообщества. Куда же? – в смерть и Воскресение – к Отцу Небесному, откуда Он и пришел. Где же найдется место Страннику, Которому негде главу приклонить? - в любящем человеческом сердце. «Мы придем (Я и Отец) и обитель у него сотворим» - так сказано о чистом сердце, способном стать пристанищем для гонимого и странствующего Христа. Ему не обрелось места и в среде людей, формально крещеных и живущим по мертвым обрядам – ставящих свечки перед образами, слушающих воскресную Литургию, говеющих Великим Постом, как это было положено в синодальный период церковной русской истории, когда все обязаны были причащаться один раз в год. Доходило до того, что даже для поступающих на работу необходимо было предъявлять письменное свидетельство духовника в том, что «человек сей действительно причащался Великим Постом». События, описанные в романе «Идиот» приходились на синодальный период. Тогда православие в России было официальной религией и формальная церковность без Христа была нормой, не подлежащей никакому пересмотру. В чем проходила настоящая жизнь воцерковленных русских людей из высшего общества, облеченная лицемерной личиной веры, не знающей Христа? – В пьянстве, прелюбодеяниях, взяточничестве, игре в рулетку, интриганстве, сребролюбии и др. Театры все больше и больше стали заменять аристократии и интеллигенции церковь.
И вот там, где божественная истина была подменена ложью, появляется Князь Христос – главный герой романа, как с неба свалившийся - аутсайдер Петербурга, подобно тому, как когда-то Сын Божий спустился с неба в теле человеческом в центр падшего греховного мира - Иерусалим - столицу народа священников, исповедующего веру в истинного Единого Бога. И в даже этом священном граде две тысячи лет назад люди мало чем отличались от тех, кто жил в Петербурге XIX века. Там и тут процветало обрядоверие и фарисейство; заповеди Божии были отменены человеческими преданиями и суевериями. Как в Иерусалиме, Христос – отвергнутый краеугольный камень - с Его проповедью Любви был неуместен и невозможен среди иудеев, так и идеальный князь Мышкин, обличавший одной своей персоной нравы жителей Петербурга, был лишним в обществе. Продолжая эту мысль, спросим: что было бы, если в Петербург пришел настоящий Христос, а не Его литературный двойник без божественной природы, каким был князь Мышкин? Ответ напрашивается сам собой: конечно, не сожгли бы на костре (иные были законы и обычаи), но отлучили бы от Церкви и непременно закрыли в психиатрическую лечебницу. Человечество не изменились со времени первого пришествия Сына Человеческого. Над Христом смеялись, Его ненавидели и гнали те, кого Он пришел спасти, так и героя Достоевского многие ненавидели и преследовали, и главными гонителями были протестантский пастор и сельский учитель, одержимые завистью. Неприязнь к князю происходила оттого, что его любили дети. Тут скрывается тайный символический смысл - аллюзия на события Евангелия. Как это напоминает ненависть и зависть к Христу первосвященников и законоучителей за то, что простые люди в своей вере следовали за Ним. Также вспоминаются слова: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное!»
Достоевский, читавший Карамзина, пожелал своими глазами увидеть картину Гольбейна, для чего и посетил Базель. Жуткое впечатление она произвела на автора “Идиота”. Он тогда же сказал своей жене: ” от такой картины вера может пропасть.” Впрочем, от созерцания сцены бичевания Христа в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», длящейся чуть ли не полчаса, тоже вера не появится. Какие чувства могут возникнуть у зрителя? – Может быть, естественная жалость к человеку, подвергающемуся таким страданиям, но, наверное, тут больше будет иметь место смутное неосознанное ощущение чего-то запретного, свершающегося неизвестно зачем прямо на глазах, от чего смертная человеческая природа интуитивно отвращается, как от своего отражения, которого страшится. Действительно, глядя на истерзанное тело Того, Кто должен был спасти всех, трудно уверовать в Его Воскресение.
Не было писателя с таким жестоким талантом, как Достоевский. Он сам своего рода мученик за правду, но также беспощадно заставляет мучиться и своего читателя. Писатель-пророк проводит душу через самое пекло страданий, в котором трудно остаться живым. Роман «Идиот» - трагедия, с которой несравнимы даже трагедии Шекспира.
Итак, Князь Мышкин – мученик, страдалец, наивное дитя… В нем все прекрасно, изумительно, но нет в нем чуда преображения, а больше сказать - князь Христос Достоевского не воскресает и не может никого воскресить и даже исцелить: несчастная Мари побивается камнями и умирает. Единственное, что может дать ей ее «спаситель» - это утешение перед кончиной в искренней чистой любви детей, которых он научил любить по-христиански. Конечно, это можно назвать чудом, но его недостаточно для того, чтобы жизнь Мари в корне изменилась, как меняется жизнь евангельской Марии Магдалины. Была в этом сила, но сила человеческая - не божественная, не вечная, а временная - угасающая. Даже и в чудесном преображении детских душ не ожидается в будущем настоящего перерождения их природы, ибо, как можно себе представить, с уходом нашего героя из деревни, где произошла история необычной и странной его любви к Мари, исчезнет, угаснет и это вспыхнувшее ярким пламенем чудо – дети вырастут и, вероятно, забудут урок, тем более, что их постоянными воспитателями останутся родители, пасторы и учителя, а чему они могут научить детей, ясно и без объяснений.
И все же идеальный христианский герой, созданный гением Достоевского, стал дорогим и близким сердцу, именно благодаря невозможности своего существования в сем мире, как он был дорог и для самого писателя, больше всего любившего именно это свое произведение о русском Князе Христе. Трагичны идея и музыка романа «Идиот», но на эту трагедийность отбрасывает лучи невидимая высшая реальность бытия Богочеловека Христа, в Которого сам Достоевский верует, как в Спасителя и в этой вере - свет, воссиявший над почти беспросветной тьмою, заполняющей пространство великой книги.
Сверхидея ее – горячая страстная убежденность Достоевского в Воскресение, несмотря на удушающий духовный мир романа, и на то, что не остается в конце его никакой надежды на возможность счастья человека на земле, на первый взгляд совершенно покинутого Богом. Вопреки всему злу, выявленному в романе со страшной силой, все же душу посещает удивительное просветление. Но, если принять несокрушимую веру Достоевского, сказавшего однажды, что он предпочтет «быть со Христом, а не с истиной», если последняя вдруг окажется где-то вне Христа, то ни во коей мере нельзя будет уже видеть в произведении только мрак и безысходность: из этой страшной бездны, куда писатель не побоялся спуститься, как и Христос спускался в ад, выход один – к истинному Мессии – Богочеловеку, имеющего власть воскресить и «гольбейновского утопленника»! Таков парадокс Достоевского, для которого роман «Идиот» был своего рода духовным и литературным экспериментом.
Зачем князь Мышкин приходит в мир? За тем же, что и Достоевский. Его миссия - миссия спасения. Ее суть можно свести к "новой заповеди", провозглашенной Христом на тайной вечере: "...да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ев. от Иоанна 15, 12). Вполне вероятно, что Достоевский тоже ощущал себя апостолом Христа, апостольское служение которого заключается в писательском творчестве. Следовательно, логически непротиворечиво будет допустить и обратное утверждение: в образе Христа Достоевский отыскивал черты художника, поэта, а первое пришествие Христа к людям Достоевский, без сомнения, считал величайшим творческим актом.
Чудом преображения наделяет своего героя Стивен Кинг: он исцеляет, как тело, так и душу человека. Но чуда мы и здесь не видим. Почему?
Зачем пришел в этот мир кинговский Джон Коффи? Давайте разберемся. Дж.Коффи - это аллюзия на образ Христа. Это факт. И чернокожий гигант-Христос в этом романе не является добром, прощающим всех - а напротив, готов карать тех, кто делает “плохо” людям. В книге почти все олицетворяют порядочных, исполнительных, добрых, отзывчивых людей. Только два персонажа олицетворяли зло. Это один охранник и один заключенный. Показательна реакция на них со стороны самого Джона Коффи. Он их жестоко наказал – одного убил, а другого лишил разума. Тем самым он совершил страшный грех, за что по всем христианским канонам должен обязательно попасть в Ад. Но после этого он делится своими мыслями о том, что он попадёт в Рай. Говорит он это очень трогательно и убедительно, чтобы читатель не чувствовал, что может быть по-другому. Получается, что всё было сделано наоборот, в отличие от действий Иисуса Христа. Джон Коффи проклял жизнь и ушел на вечный покой в Рай.
Получается, кому-то можно убивать, а кому-то нет? Если кто-то мог подумать, что цель романа заключается в том, чтобы заставить людей отказаться от смертной казни, то как вы объясните поступок с убийством заключенного Джоном Коффи?
В книге предлагается убивать тех, кто «плохой». Джон Коффи сказал: «Они плохие, поэтому я их наказал». Интересно, а раньше он никого ни наказывал с таким отношением к не понравившимся ему людям? Или мало людей подобных Перси Уэтмору –гадкому охраннику? Судя по шрамам, которые были на теле Джона, он встречался с «плохими» людьми. Что с ними стало, если даже будучи заключённым, он сумел добраться до тех, кого хотел покарать?
В сознание читателя проникла установка - «плохой» заслуживает смерти. А кто «плохой» – пусть они сами решают, ведь суд не может приговорить охранника Перси к смертной казни? А человек с пистолетом легко может.
Как это действует? Посмотрите на США, у них там регулярно убивают людей, очень в этом деле отличаются полицейские. Главное, когда убиваешь, видеть пред собой зло и угрозу, тогда можно себя почувствовать «рукой Бога». А вы думали, что все так прекрасно в поступке хорошего Джона Коффи? В данном случае это никакое не христианство.
Многие сравнивают здоровяка Коффи с наивным ребенком. Здесь мы, несомненно, можем провести параллель и с князем Мышкиным. Даже в закоренелых преступниках на каторге Достоевский отыскивает простодушное детское начало. Ангельский чин ребенка, детский взгляд, смех, улыбка - непременный атрибут поэтики Достоевского.
Дети, как и юродивые, по убеждению Достоевского, своеобразный камертон для проявления нравственной истины, не терпящий ни малейшей фальши. Чем более художник обнаруживает в герое детскости, тем симпатичнее и нравственно чище будет представлен он читателю. Дети подчас оборачиваются умудренными старцами в знании Бога, и, наоборот, святые старцы превращаются веселостью и простодушием в детей.
Жизнь - это проклятая пакость, в которой невыносимо находиться избранному Богом человеку. Жизнь - это «зелёная миля», которая может просто для кого-то растянуться надолго, но в любом случае это тюрьма для всех. Все люди на земле пропитаны скверной и неисправимы. Кто приходит в этот мир, проклят от рождения. Вот такой посыл был завернут в этой сентиментальной мелодраме.
Интересно, кто должен быть сильнее наказан, тот, кто не ведал, что ему делать, и как жить, или тот, кто всё понимал и мог исправлять ситуацию, обладая для этого огромными способностями, но отказавшийся от борьбы? Мне кажется, перед Богом больше всех виноват сам Джон Коффи. Но сентиментальная мелодрама должна вызвать к нему иные чувства, говорящие, что он новый Спаситель. Иисус Христос учил прощать, а здесь Джон Коффи учит проклинать всех.
Есть ещё интересный момент, связанный с изменением мира к лучшему. Пол Эджкомб, после того как своими глазами увидел, кто убил девочек, не предпринял никаких действий, чтобы помочь оправдать Джона Коффи. Хотя это было возможно сделать.
(приложение 2)
Убийца находился в соседней камере. Показания свидетелей точно бы подтвердили, что он имел все возможности совершить преступление. Пол Эджкомб вместе с начальником тюрьмы могли бы добиться расследования по этому делу в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Но не была сделана даже малейшая попытка в этом направлении. Что ещё раз говорит о том, что мир этот никто не собирается исправлять, ни сам Джон Коффи, ни те, кто это должен делать по долгу службы, дружбы и любви.
Джону Коффи было предложено бежать из тюрьмы. Но «наивный» гигант понимал, что ждёт его и тех, кто ему поможет совершить побег, и поэтому он отказался. Чувствовать себя как загнанный зверь, скрываясь от правосудия, до того момента пока ни пристрелят - «хорошее» предложение со стороны доброго охранника тюрьмы.
В момент отказа Коффи обращался к человеческой сущности Эджкомба: «Зачем тебе это надо?». В этом вопросе видна вся глубина отношения к людям. Он их видит, как букашек в сложном мире. Сам же он хочет покинуть этот свет.
Внедряемая в сознание читателей установка будет разрушать традиционное отношение к жизни и смыслу. Жизнь – это путь в никуда. Смысла в ней быть не может. Что будет происходить в обществе, где будут доминировать подобные взгляды? – Оно будет обречено на гибель. Вот такие открываются вещи после того, как убрать сентиментальность. Красивая обложка прятала вредное для нас гнилое содержание.
III. Заключение
А ведь эту наживку молодежь заглотнула. Я опросила девушек и парней в возрасте от 12 до 18 лет. Всего 456 человек. Фильм «Зеленая миля» очень популярен. Его посмотрели 440 человек! 438 (!) из них видели Коффи исключительно положительным персонажем и искренне недоумевали, слушая мои предположения об антигуманности героя. Действительно, сравнение с Христом подтвердили 232 респондента. Убийства, совершенные Коффи, абсолютно все воспринимали как праведный акт возмездия. Дескать, чернокожий здоровяк-орудие Божье. Вот она, гнилая обложка… При опросе о князе Мышкине у меня возникли определенные проблемы. «Идиота» прочитали всего 22 человека. Но милосердным считали Коффи. Из 22 прочитавших «Идиота» 9 подкупила трагедийность образа, широта русской души князя.
Итак, давайте сделаем вывод: несмотря на кажущиеся общие черты в образах главных героев с образом Христа (мистическая одаренность, детская наивность, образ мученика), главное отличие – Мышкин – всепрощающ, милосерден. Коффи –нет. Не зря Кинг наделил роман большим количеством сентиментальных сюжетов, для того чтобы скрыть зловещее содержание. Это содержание представляет из себя попытку трансформировать традиционные христианские добродетели в антихристианские. В итоге жизнь превращается в порочный путь в земной тюрьме, спасение из которой возможно только через физическую смерть.
Современная молодежь, к сожалению, с удовольствием устремилась к вредному продукту. Этому роману оставили прекрасные отзывы и восхищённые рекомендации: читать и плакать, переживая за доброго и робкого чернокожего здоровяка.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Манн Т. Достоевский - но в меру. - В кн.: Собрание сочинений. М., 1959,
2. Митрополит Антоний Сурожский О встрече. Спб, 1994, с.103.
3. Цитирование произведений Ф.М.Достоевского по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л, 1972-1976.
4. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. М.,1964, т. 1, с.82.
5. Мокшин А. Новое о великих писателях... Изд.2, Спб, 1908, с.73.
6. Гус М. Идеи и образы Достоевского. М., 1971, с.257.
7. В. Набоков "Федор Достоевский". Из лекций о русской литературе. ("Литературная газета", 5 сентября 1990 г., Љ 36 (5310), с.7.)
8. Источник: http://www.literaturus.ru/2015/12/Ieshua-Ga-Nocri-Master-i-Margarita-Bulgakov.html
9. А.Б.Галкин. Образ Христа и концепция человека в романе Ф.М.Достоевского "Идиот".
10. Источник: https://fishki.net/1586161-27-vewej-o-filme-zelenaja-milja-kotorye-vy-ne-znali.html © Fishki.net
Рукавичка
Извержение вулкана
Как нарисовать небо акварелью
Что такое музыка?
Глупый мальчишка