В работе собраны материалы краеведческого характера об истории появления театра в г.Благовещенске, его работе в различные периоды жизни области.
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt.docx | 46.09 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №13 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»
Амурский областной театр драмы: вчера, сегодня, завтра
Выполнил учащийся 6А класса
Верхотуров Валерий
Руководитель Смирнова Оксана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Благовещенск
2020
Содержание:
1 История появления театра в г. Благовещенске 6
2Театр в предреволюционные годы 8
3.Деятельносить Амурского театра в 20-40-е годы XXв. 9
4. Театр в годы Великой Отечественной войны 10
6. Амурский театр драмы, век XXI 13
Введение
Театр играет важнейшую роль в нашей жизни. Возможности театра многогранны. Театр формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.
Неоспоримые плюсы театральных представлений для детей – это приобретение новых знаний и получение новой информации, а также постепенное и ненавязчивое знакомство с другими видами искусства.
К сожалению, многие ребята моего возраста не бывали в нашем театре и не знают его интересной истории. Анкетирование, проведённое среди моих одноклассников, показало:
Таким образом, обозначилась проблема: ребята не испытывают желание посещать театр, не видят для себя в этом пользы.
Но ведь театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать. Ничто так, как театр не оказывает на людей сильное эмоциональное влияние. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.
Я решил провести исследование и рассказать ребятам о нашем Амурском областном театре драмы, познакомить с его жизнью и историей, чтобы заинтересовать ребят, пробудить интерес к этому чудесному вид искусства.
Цель: развитие интереса к театру как виду искусства, воспитание любви к своей малой родине, её культуре.
Задачи:
Объектом исследования стала деятельность театра со времени основания до настоящего времени
Предметом исследования – материалы по истории края.
Данное исследование основывается на следующих методах:
1. История появления театра в г. Благовещенске
В XIX столетии значительным явлением культурной жизни России стал театр. И популярность театрального искусства росла. Он стал не только частью светской жизни и центром светского общения столичной и провинциальной публики, но и важным фактором общественной жизни и своеобразной формой выражения общественного сознания.
Особенно значительна просветительная функция театра по отношению к средним и низшим слоям русского народа, среди которых большее количество малограмотных и вовсе неграмотных людей. Театр входил в быт не только столичных, но и провинциальных городов.
Театр как искусство появился в Благовещенске в 1860-м году с постановкой первых любительских спектаклей. 26–го декабря 1860 года в одной из казарм Благовещенска: нижние чины линейного батальона и артиллерийской батареи показали пьесу «Станционный смотритель» (по Пушкину). Она представляла драму в трех действиях, переделанную Н.И.Куликовым из одноименной повести А.Пушкина, далекую по своим идейно-художественным достоинствам от оригинала.
Такие представления возобновлялись с приездом очередного энтузиаста, влюбленного в театр. Благовещенское общество, состоявшее в основном из офицеров, купцов, чиновников и их семей, оживлялось.
Датой образования Амурского областного ордена Трудового Красного Знамени театра драмы считается декабрь 1883 года, когда на арендованной сцене Благовещенского городского Общественного Собрания состоялся первый спектакль с участием профессиональных актеров. Это был «Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя.
2.Театр в предреволюционные годы
Первые годы деятельности «Общественного собрания» (так тогда назывался театр) характерны тем, что здесь, заботясь главным образом о прибылях, устраивались танцевальные вечера, бал-маскарады, карточные игры и т.д. Любительские спектакли и выступления приезжающих в город артистов проводились от случая к случаю. В Благовещенск приезжали бродячие низкопробные труппы, всевозможные маги-волшебники, факиры, шпагоглотатели и т.д. Отработав один, или несколько сезонов, труппа отправлялась дальше.
Своей стационарной труппы тогда еще не было.
Театральный сезон заканчивался на Масленицу. После Масленицы наступал Великий пост – конец веселью и развлечениям...
Интеллигенция города мечтала о своем, стабильном, театре.
Но были и другие люди, стремившиеся к созданию в городе настоящего театра. Это были представители прогрессивной трудовой интеллигенции. По их инициативе в «Общественном собрании» зарождается пока еще робкая, но настоящая театральная жизнь. Вскоре в Благовещенске артистом В. Кумельским в 1911-1912-м году была организована первая профессиональная труппа, которая организует первое «Артистическое товарищество».
В предреволюционный период, в пору жесточайшей царской реакции, когда в литературе и искусстве преследовалась малейшая революционная мысль, из репертуара Благовещенского театра исчезают произведения русских и зарубежных[ классиков: Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Шекспира, Бомарше… Воцаряется и поощряется «развлекательная» комедия, фарс, низкопробные французские водевили, мелодрама. Жестокая полицейская цензура не разрешила в 1886 году постановку «Ревизора».
До революции театр был не народным, а оторванным от народа, от его жизни, работы, борьбы. Он обслуживал, главным образом, зажиточную часть населения. Балы, маскарады, увеселительные мероприятия, дорогостоящие билеты были не по карману рабочим и трудовой интеллигенции. «Амурская газета» писала: «Хорошо было бы, если б господа артисты понизили плату за вход в театр. Очень уж она высока и не каждому доступна».
3.Деятельносить Амурского театра в 20-40-е годы XX в.
Февраль 1918 года. Со сцены Благовещенского театра перед делегатами четвертого крестьянского съезда Амурской области выступает первый председатель амурского Совнаркома большевик Федор Мухин. Громом аплодисментов отвечают делегаты на его сообщение о свершившейся Великой Октябрьской социалистической революции. С этого дня начинается коренная реорганизация сценической жизни Благовещенского театра.
В 1920 году театр переходит в ведение политотдела Амурской стрелковой дивизии и становится проводником генеральной линии коммунистической партии, агитатором и воспитателем масс. Из репертуара театра навсегда исчезает халтура, уступая место лучшим русским и западно - европейским классикам и драматургам. В художественном театре полиотдела Амурского фронта ставились, в основном, пьесы русских классиков: «Ревизор» Гоголя, «Бедность не порок» Островского, «Горе от ума» Грибоедова и т.д.
В 1920-м году труппа получила государственный статус.
Основной тон в театральной жизни Благовещенска в зимние сезоны 1923-1926 годов задавал драмкружок Амурского губернского совета профсоюзов, созданный и возглавленный М.Ф. Анчаровым в 1922 году. Таким образом, театральная жизнь Приамурья в первые четыре сезона советской власти развивалась под эгидой профсоюзов.
В целях привлечения в театр рабочей массы в сезоне 1926-1927 года была введена абонементная система, рабочий кредит и «рабочая полоса» в театре. Решено давать абонементные спектакли для профсоюзов по вторникам. Стоимость устанавливалась со скидкой в 50 процентов. Каждому предприятию или учреждению предлагалось выделить театрального агента для связи с администрацией театра и взаимных расчетов.
В 1926 году артисту М. Иванову поручили сформировать постоянную труппу. С 1927 по 1930 годы театр находился в ведении краевого Управления зрелищными предприятиями, избравшим метод обслуживания трудящихся не созданием постоянной труппы, а с периодическими гастролями уже созданных театральных коллективов.
Начиная с 1930 года Благовещенский театр становится стационарным, и ему присвоено звание «Благовещенский областной драматический театр». Его коллектив уже представляет собой дружный, сплоченный, работоспособный организм, что позволяет впоследствии организовать при театре свою студию.
6 июня 1941 года состоялась широкая зрительская конференция, на которую пришло свыше 600 человек, что свидетельствовало о большой популярности театра у трудящихся города. Театральная жизнь становилась все более интенсивной и богатой. Коллектив был полон новыми творческими замыслами. Однако многим из них не дано было исполниться: через 13 дней после конференции началась война
4. Театр в годы Великой Отечественной войны
Страшные и голодные годы Великой Отечественной войны. Казалось бы, все советские люди тогда думали только о том, как выжить и чем можно помочь Советской армии. Однако и в это трудное время человеческая душа просила прекрасного… В Амурском государственном архиве хранятся уникальные документы о работе Амурского драмтеатра (тогда Благовещенского) в годы войны. Сухая, но правдивая статистика планов и отчетов, театральные программки, из жесточайшей экономии напечатанные на листочках с ладонь. И все-таки даже по сухому языку цифр можно понять, как жилось в те годы главному областному храму Мельпомены.
Первый военный сезон открылся 6 сентября 1941 года премьерой пьесы Константина Симонова «Парень из нашего города».
«В исключительно трудных условиях приходилось работать коллективу Амурского областного драматического театра. Зрители в театре сидели в пальто, валенках и шапках, а на сцене шел обычный спектакль. Артисты в легких платьях, сыграв свою роль, бежали за кулисы, где стояла небольшая «буржуйка» и, сгрудившись возле нее, отогревали руки и ноги.»(Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы» Лишь суровой зимой 1943г. Театр на несколько месяцев пришлось закрыть, так как не работала система отопления.
Но не только спектаклями и гастролями жил Благовещенский театр, артисты успевали помогать и фронту. «Коллективом театра сдано в фонд обороны облигаций на сумму 30 150 рублей, собрано и сдано теплой одежды 144 предмета на сумму 1 997 рублей. Сдано в госбанк для постройки эскадрильи бомбардировщика «Амурский комсомолец» 343 рубля. Общетеатральным митингом принято решение отчислить двухдневную заработную плату и организовать спектакль для постройки противотанковой эскадрильи «Советский артист» по воззванию театра имени Вахтангова», — говорится в еще одном документе. Во время Великой Отечественной войны театр дал до семи тысяч спектаклей, провел большую работу по мобилизации средств в фонд обороны, а также по сбору посылок и теплых вещей воинам советской армии. «За время войны наш театр дал чистой прибыли и перевел в доход государства до 800 тысяч рублей, первым в крае отказался от дотации».
В 1945 г. на сцене Благовещенского театра прошло 185 спектаклей, на них побывало 98028зрителей, было дано 32 выездных спектакля и 62 гастрольных. 3 июня 1945 года спектаклем «Давным-давно» театр закончил последний сезон военного времени, а на следующий день собрал зрительскую конференцию по итогам работы.
5.Театр в советские годы
В 1945-1947 годах художественным руководителем театра оставался В.П. Малахов. Состав труппы значительно обновился. В нее пришли заслуженные артисты Марийской АССР М. Каплин-Дарский и Н. Орлов, артисты Н.П. Ландина, В. П. Любимов, Ю.Н. Петровский, М.Н. Речкалова, В.Ф. Смирнов, Н.Ф. Стародуб. Последний навсегда свяжет свою жизнь с амурским театром, станет его актером, художником, директором, драматургом.
В 1946 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров», призывающее работников театра отражать жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека. Это постановление требовало от театров и драматургии показа современности и жизненной правды.
В 1948 году театр отметил 65-летний юбилей. Амурский обком партии и облисполком в своем приветствии к театру писали: «За 65 лет существования театр прошел сложный путь творческого роста. Только в условиях советского строя, когда искусство поставлено на службу широчайшим массам трудящихся, театр получил неограниченные возможности для своего творческого роста и служения народу». (Историческая справка областного драматического театра за 1883-1960 годы», Р-1910, оп. 3, д. 6, л.7).
С 1948 по 1962 годы Амурский театр драмы возглавлял заслуженный деятель искусств, заслуженный артист России Николай Иванович Уралов, который оказал сильное влияние на театральный процесс дальневосточной окраины: ставилось много классики – русской, зарубежной, советской. Отсюда в большое искусство вышли народные артисты России В.Ростовцев, И.Агафонов, заслуженные – Е.Саяпин, Д.Терентюк, В. Чекмарев, В. Логинова, С.Хонина, А.Федорова и другие.
За долгие годы своей режиссерской деятельности Н.И. Уралов создал более 300 спектаклей. Наиболее выдающимися его творческими работами, поставленными драмтеатром, стали спектакли «Калиновая роща», «Дети солнца», «Ревизор», Любовь Яровая», «Заговор обреченных», «Пучина», «Зыковы», «Угрюм-река» и другие. За заслуги в области советского искусства Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 22 марта 1956 года присвоил Николаю Ивановичу звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Сезоном 1960-1961 года завершился 13-летний период работы Н.И. Уралова на посту художественного руководителя, а затем главного режиссера театра. Последние 8 лет рядом с Николаем Ивановичем работал директором театра Н.Ф. Стародуб, который еще долгие годы будет возглавлять театр, обеспечивая сохранение традиций, их передачу будущим поколениям.
В 1965 году главным режиссером назначен Евгений Васильевич Минский. Репертуар не отличался оригинальностью, так как пьесы из него ставили тогда многие театры. А вот спектакль «Девушка с улицы Надежды» В. Шаврина была своя, приамурская.
Весь 1984 год прошел под знаком юбилея театра (100-й сезон). Его звездным часом стало 21 мая 1984 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР Амурский областной театр драмы был награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в развитии советского театрального искусства. Орден был прикреплен к знамени театра на сцене знаменитого московского театра «Ленком», где успешно гастролировал Амурский драматический летом,
Кризис 80-90 годов Осенью 1989 года состоялось заседание координационного бюро Союза театральных деятелей РСФСР зоны Дальнего Востока. Его участники с тревогой говорили о социальной незащищенности работников сцены: остро ощущалась нехватка жилой площади для актеров, выделение квартир переносят из квартала в квартал, отсутствуют места для детей артистов в дошкольных учреждениях. Амурский театр весной 1989 года не смог составить репертуарный план на будущий сезон, не зная в каких условиях будет работать.
Сезон 1990-1991 года начался еще позднее, чем предыдущий, так как театр был вынужден искать новое помещение для работы. И нашел его, да и то с помощью спонсоров, в неподходящем для спектаклей здании бывшего райкома КПСС.
Журналист М. Пейзель задавался вопросом: «Почему талантливому коллективу суждено так долго работать с протянутой рукой?» «Театр в Благовещенске по всем параметрам самобытен, он собрал под своей крышей артистов божьей милостью, лучшие из них не затерялись бы на сценах многих больших городов, столичных в том числе… Театр полюбился зрителю. И в Благовещенске он стал частью духовной культуры. Он был бы и лучше, если б жребий не определил ему годами ходить по тонкому льду, не выпрашивать, а работать».
Подавляющее большинство премьер и спектаклей репертуара того времени - комедии. Они нравятся большинству зрителей, а это приносит неплохие сборы. Не от сытой жизни театр пристрастился к комедиографии. «Это не дань моде, это ответственное решение, и обязывает оно ко многому, - писал М. Пейзель.- Смех в нем высокой пробы, негромкий, без нажима, интеллигентный».
Пройдет еще немного времени, и наступит 21 век, в который театр войдет с достаточным запасом прочности и надеждой на будущее.
6. Амурский театр драмы, век XXI
Новый, 136-й театральный сезон, открыт в Амурском театре драмы Сезон насыщенный и богатый на премьеры — зрителей увидели яркие спектакли, новаторские постановки и творческие эксперименты.
Открылся новый театральный сезон спектаклем «Двенадцатая ночь или Все, что угодно» Уильяма Шекспира. Режиссер постановки — Виталий Дьяченко из Санкт-Петербурга. У него свой взгляд на классическое произведение: на сцене создается пространство игры и импровизации, а сценография и новаторская стилистика костюмов ярко подчеркивают необычный подход к знаменитой пьесе. История, написанная почти 400 лет назад, с легкими оттенками современности увлекает с самых первых минут.
В начале сезона труппа пополнилась выпускниками Иркутского театрального училища. Анастасия Карпова, Мария Журавкова, Сергей Рюмин и Максим Червяков пришлись ко двору в нашем театре, они плотно заняты в репертуаре. В некоторых спектаклях уже исполняли главные роли. Например, Сережа Рюмин в «Пиковой даме» играет Германна, в «Счастливых людях» — Родьку. Мария Журавкова в премьерной комедии «Двенадцатая ночь, или Все, что угодно» играет сразу две роли — Виолу и Себастьяна.
За последние годы театр участвовал в фестивале "Благая весть" в Благовещенске (2000). Гастролировал в Москве (1983), Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Поволжье, Якутии, на БАМе, Сахалине, Украине, Хабаровске (2002). После выступлений в КНР артисты театра неоднократно приглашались для съемок в китайских кинокартинах.
Особое внимание в последние 3 года уделяется спектаклям для детей. Были поставлены музыкальные сказки «Иван Седьмой» и «Похищение принцессы», новогодние сказки «Щелкунчик» и «Новогоднее чародейство, или тайна снежного колдуна». По мотивам китайского фольклора с большим успехом прошла сказка «Бамбуковый остров». По рассказу О Генри поставлен спектакль «Вождь краснокожих». Премьерой этого сезона стал спектакль по мотивам повести А.Грина «Алые паруса».
Театр полюбился зрителю. И в Благовещенске он стал частью его духовной культуры.
Заключение
Моя работа завершена. Мне было очень интересно собирать материал и открывать для себя новые факты из жизни родного города и театра. Новое знание заставило меня ещё больше полюбить город и гордиться им. Я понял, что во все времена, начиная со своего возникновения, театр был не только местом, куда люди приходили приятно провести время и развлечься. Театр - это один из самых сильных инструментов, затрагивающих восприятия чувств, ведь приходя в театр, зритель сопереживает актерам, ситуациям, вместе с тем театр способен сделать человека гуманным, способствует формированию таких качеств, как человечность и доброта. Театральное искусство воспитывает.
Театр даёт возможность абстрагироваться от повседневных проблем. Дом, учеба, работа… И такой бег по кругу изо дня в день… Плюс ежедневные бытовые хлопоты и заботы, суета и погруженность в мир электронных гаджетов. Подобный ритм может вызывать стресс даже у самых стойких. Театр – идеальный способ сменить картинку жизни и понаблюдать за жизнью иной, на сцене. Что немаловажно, это не отнимет много времени.
Посещение театра – это отличная школа чувств, а на спектакле-уроке дети учатся сопереживать, отличать правду от лжи, добро от зла. Еще театральное действо помогает в развитии творческого мышления. Наблюдая за ходом с позиции режиссера, ребенок учится мыслить креативно, находить нестандартные решения для различных ситуаций. Во время спектакля дети также развивают внимательность, наблюдательность, умение видеть незначительные детали, которые впоследствии сыграют свою роль. Неоспоримые плюсы театральных представлений для детей – это приобретение новых знаний и получение новой информации, а также постепенное и ненавязчивое знакомство с другими видами искусства.
Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире.
Считаю, что цель моей работы достигнута, материал для мероприятия подготовлен обширный и интересный.
Список литературы
Аэродинамика и воздушный шарик
Под парусами
Весёлая кукушка
Четыре художника. Осень
Что есть на свете красота?